Головинов А.В. Интеграционный потенциал межцивилизационного взаимодействия Востока и Запада в идеологии сибирских областников

Данные об авторе. Головинов Александр Викторович, кандидат философских наук, доцент кафедры политической истории Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Научные интересы: традиционные отечественные политические и правовые идеологии.

Аннотация. Доклад посвящен анализу взглядов идеологов сибирского областничества на проблему межцивилизационного взаимодействия. Автором показано, что идеологи областничества делали акцент на евразийских фундаментальных основаниях будущего прочного единства региональных этнических культур. Эвристичность потенциала областнической концепции культуры, выстроенной в духе «русского» цивилизационного подхода, состоит в позитивном истолковании практического опыта межкультурных коммуникаций народов, регионов и целых стран континента Евразии.

Интеграционный потенциал межцивилизационного взаимодействия Востока и Запада в идеологии сибирских областников

Центральной темой научно-публицистического творчества областников являлось теоретическое осмысление общности судеб Сибири и метрополии, причем в их тесной взаимосвязи. В концептуальной трактовке феномена общерусского культурно-языкового диалога и единства основоположники областничества предстают в качестве оригинальных мыслителей, которые действовали в русле позитивных традиций отечественной философии, направленной на возрождение и обновление во всероссийском масштабе интеграционного потенциала национально-региональной культуры.
Вообще, в политико-культурном плане Сибирь для областников лежит на «перекрестке» цивилизации и рассматривается ими как особая геоэтнокультурная часть не только России, но всего континента Евразии в целом, где Восток и Запад – не два противоборствующих полюса, а части органично «единого и неделимого» национально-регионального культурного пространства. И в этом смысле Сибирь, с их прогностической позиции, может в будущем стать потенциальной сферой плодотворного взаимодействия двух цивилизаций. Порожденная органичным слиянием восточных и западных мотивов культура народов Сибири синкретична по своему характеру. По мнению Г.Н. Потанина и Н.М. Ядринцева, на ее пространствах уже образуется специфическая культура «областного типа русской народности», являющаяся важной частью отечественной и мировой культуры.
Базовой же идей областнической идеологии относительно поставленной проблемы, было культурное значение славяно-русской национальности во взаимодействии с сибирскими инородцами. Процесс этого взаимодействия и сближения разных культур как раз и проводит к образованию русско-сибирской народности. «Но, как и при всяком сближении, – замечает Н.М. Ядринцев, – здесь не могло не произойти взаимодействия и вместе с передачею инородцам кое-чего русского, усвоено и много инородческого. Способностью этой передачи и степень заимствования от инородцев может измеряться только степенью нашего культурного влияния за Уралом» [1, с. 188]. Таким образом, провинциальные философы выступали за культурный диалог между народами, идеологии областничества была присуща идея культурных контактов как процесса взаимного обогащения, основанного на равноправном диалоге. Исследуя взаимодействие «коренных» и «пришлых» в рамках одной локальной территории, Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин приходят к выводу о том, что культура не может развиваться без межэтнических контактов, а отсутствие контактного взаимодействия приводит к застою и даже деградации народонаселения. Рождение особого этнографического типа на территории Сибири областники определяли как продукт естественного и «вольнонародного» взаимодействия, рассматривая его как процесс стихийный. В духе философии русского народничества областники считали, что процесс межэтнического диалога-контакта должен осуществляться исключительно на народном элементе, вне предписаний государственной имперской политики.
Собрав и обобщив богатый этнографический материал по «колонизации» Сибири, сибирские интеллигенты заключают, что «казенные» переселения во многом приводят к унификации туземных народов со славяно-русским этнокультурным архетипом. В процессе же естественного хода этого взаимодействия сибирские интеллигенты указали на высокий адаптивный потенциал этнокультуры русско-сибирского субэтноса, а такие культуры обладают высокой степенью передачи своих элементов в другие культуры. Механизм согласования культур вырабатывает сама природа, совершенно естественно. Более того, посредствам здоровой и естественной аккультурации наблюдается органичное соединение разнородных черт «коренных» и «пришлых». Такой органичный, динамично развивающийся тип культуры оптимально определяет общую этнокультурную идентичность.
Инородческую культуру лидеры областнического движения воспринимали как «живую старину» и выступали против ее резервации. Областники не случайно задаются вопросом: «Чем отразится слитие нового мира Европы со старым миром Азии, какое оригинальное здание водрузится из этого объединения народов, когда-то разъединенных историей, – вот вопросы достойные остановить внимание философа-историка» [2, с. 194]. Само понятие областного типа русской народности в этом смысле воспринималось ими как конкретно исторический феномен, уникальный прообраз культурного взаимодействия Востока и Запада в рамках локальной территории. Это положение выразилось, по мнению сибирских патриотов, в менталитете народов Сибири как базисной сферы евразийской цивилизации.
Путем анализа провинциальной (сибирской) культуры областники вышли на проблему культурного обмена и сближения Востока и Запада. Взаимосвязь различных типов культур Востока и Запада по областничеству лежит в сфере понимания взаимообратной связи культурных заимствований, что, по сути, предполагает, когда одно не может быть понято без другого. При этом патриархи свободной Сибири указывали на самоценности исторических форм культуры. Именно многообразие реализованных вариантов культуры как элемент ее самораскрытия обеспечивает богатство культуры всего человечества. Смысл «многообразного единства» как раз и кроется в преодолении дихотомии Восток – Запад. Этот социокультурный идеал с точки зрения областников уже воплощается в народно – областном типе. В этом ключе была высказана идея гипотетически возможной передислокации общенационального культурного центра из европейской части страны в ее срединную часть – в сибирский «хартлэнд» (по терминологии Макиндера). Это областническое утверждение отчетливо прослеживается в статье Г.Н. Потанина «Заметки о Западной Сибири» [3]. Характер международных взаимоотношений и внутри собственно российского полиэтнического сообщества был достаточно комплиментарным. «Избранный и поставленный всемирной историей на перекрестном пути между Западом и Востоком, – отмечал еще предшественник областников, их идейный вдохновитель А.П. Щапов, – народ русский должен примирить, соединить в братский союз Восток и Запад» [4, с. 4].
Вообще, областническая концепция культуры, выстроенная в духе цивилизационно-евразийских построений, была направлена на осмысление и претворение в жизнь позитивного межцивилизационного взаимодействия стран, регионов и народов Евразии. Собственно, концепция областников основана на принципах равноценности и равнозначности всех составляющих евразийского этнокультурного и этносоциального пространства. В духе евразийской философии областники не отделяли изучаемые народы и культуры от их среды обитания. «При местных условиях жизни, – были убеждены сибирские патриоты, – каждая из культур целесообразна и удовлетворяет свому назначению» [5, с. 2]. Это позволяло рассматривать отношения между культурными организмами на основе универсальной значимости всех народов земного шара. Момент оценки должен быть раз и навсегда изгнан из истории культуры, ибо оценка всегда основана на эгоцентризме.
Несмотря на то что областники были несовершенны в своей терминологии, часто в своем культурфилософском творчестве использовали понятия «низшие расы», «дикари», для них нет культур высших и низших, а есть только похожие и непохожие, находящиеся на разных стадиях своего развития. «Само слово дикарь, – писал Н.М. Ядринцев, – мне, однако, не приятно, иначе говоря, я его считаю не научным» [6, с. 2].
Они исходили из единства человеческого рода в смысле, как происхождения, так и законов развития. В этом содержится аксиологическая проповедь многообразия этносоциального и культурного облика человечества. Областническая теория культуры, в противовес европоцентристскому культуртрегерству, была направлена на преодоление неравенства культуры центра и культуры окраин, утверждение несоизмеримости Востока и Запада. Непринятие европоцентризма Г.Н. Потаниным и Н.М. Ядринцевым выделяли А.М. Сагалаев и В.М. Крюков. Согласившись с современными исследователями, можно утверждать, что стремление к преодолению неравенства центра и провинции оборачивается у сибирских патриотов в приоритете последней, даже в ее культурном превосходстве [7, с. 187].
Признавая универсальную ценность культурного багажа разных народов, традиционные неевропейские культуры воспринимались областниками как воплощение живой этнической архаики. «Потанин, – отзывался о его трудах М.К. Азадовский, – выступает как апологет и защитник так называемых «бескультурных народов», обитателей Сибири, среднеазиатских степей и предгорий» [8, с. 2]. Многообразный этносоциальный мир Сибири рассматривался как поприще изучения человеческой культуры. «До сих пор европейские ученые, – сожалел Н.М. Ядринцев, – черпали свои данные из жизни австралийских и американских дикарей, но менее всего были исследованы североазиатские народы… в Сибири лежит огромный материал для изучения истории культуры северного полушария» [9, с. 9]. Такое отношение к этнической архаике плодотворно не только в научно-познавательном отношении. Целенаправленное органичное изучение культуры традиционных народов, своего рода научит не отрицать духовных способностей архаических культур, но и даже ценить их. При этом каждая культура, согласно народническо-областнической философии, как живой организм образует единое целое, в котором ни один из органов не может измениться, не повлияв на остальные. Все живые организмы подвержены развитию. Это обусловливает и их многообразие. Причем организм рождается как целостность во всех проявлениях своей самобытности. Поэтому культура региона рассматривалась как неотъемлемая часть общерусской и мировой культуры, подчиненная единым закономерностям. В мировоззренческом представлении о таком «единстве в многообразии», органичность культуры воспроизводилась диалектикой локального (регионального) и универсального (глобального).
В целом, идеологи областничества делали акцент на евразийских фундаментальных основаниях будущего прочного единства региональных этнических культур. Эвристичность потенциала областнической концепции культуры, выстроенной в духе «русского» цивилизационного подхода, состоит в позитивном истолковании практического опыта межкультурных коммуникаций народов, регионов и целых стран континента Евразии.

Литература

1. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы их быт и современное положение. СПб, 1891.
2. Письмо Н.М. Ядринцева Г.Н. Потанину от 4 марта 1873 // Сибирские записки. Красноярск, 1918.
3. Потанин Г.Н. Заметки о Западной Сибири // Русское слово. 1860. № 9.
4. Щапов, А.П. Новая эра. На рубеже тысячелетий // Собрание сочинений Щапова А.П. Доп. том к изданию 1905–1908 гг. Иркутск, 1937
5. Ядринцев Н.М. Дикарь перед судом науки и цивилизации // Восточное обозрение. 1882. № 28.
6. Ядринцев Н.М. Умственное развитие и объем познаний первобытного человека, выясненные взглядом на историю угро-алтайцев // Восточное обозрение. 1896. № 68.
7. Сагалаев А.М., Крюков А.В. Потанин Г.Н.: опыт осмысления личности. Новосибирск, 1991.
8. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т. II. М., 1963.
9. Ядринцев Н.М. Сибирь как поприще изучения человеческой культуры // Восточное обозрение. 1886. № 2.