Ковбан А.В. Формы непризнания государств в международном праве и сотрудничество непризнанных государств

Данные об авторе. Ковбан Андрей Владимирович, канд. юрид. наук, доцент кафедры административного и уголовного права, Национальный университет «Одесская морская академия», г. Одесса, Украина.

Аннотация. В докладе рассматриваются формы непризнания государств в международном праве и роль ведущих международных учреждений как арбитра в спорах о признании, анализируется проблема сотрудничества непризнанных государств в мире.

Формы непризнания государств в международном праве и сотрудничество непризнанных государств

Признание нового государства является свободным актом, посредством которого одно или несколько государств констатируют существование на определенной территории человеческого общества, организованного в политическом отношении, независимо от любого другого существующего государства, способного выполнять требования международного права, и вследствие этого заявляют о своей воле рассматривать его как члена международного сообщества. Признание или непризнание не влияет на существование нового государства, однако признание имеет декларативное значение.
В конце прошлого века и сегодня на международной арене появился целый ряд новых политических образований, которые не признаются мировым сообществом в качестве полноправных субъектов международного права. Согласно одной позиции непризнанные государства — мировые геополитические образования, которые не имеют общего международного признания, но фактически являются суверенными странами.
Другая позиция основывается на том, что непризнанные государства — определенные названия регионов, провозгласивших себя суверенными государствами и обладающих следующими признаками: наличие населения, контроля над территорией, системы права и управления. Но в то же время они не имеют дипломатического признания со стороны государств-членов ООН, а их территория находится под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН. Однако признание государства одним членом ООН не является основанием для признания всеми государствами-членами ООН, поэтому их участие в международных отношениях ограничено правовым полем определения другими государствами. Следствием непризнания ООН является фактическая невозможность принятия государства в члены ООН, которое может произойти только по решению Генеральной Ассамблеи по рекомендации Совета Безопасности. Для приема требуется поддержка как минимум 9 из 15 государств-членов Совета Безопасности (при этом следует учесть, что 5 постоянных членов — Великобритания, Китай, Россия, США и Франция — могут наложить на решение вето, проголосовав против), после чего вопрос передается в Генассамблею, где для принятия резолюции о вступлении требуется большинство в две трети. Сама по себе Организация Объединенных Наций с юридической точки зрения не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство, так как данные вопросы относятся к прерогативе суверенных государств и их правительств. Непризнанные государства могут характеризоваться другими государствами как сепаратистские образования, отколовшиеся регионы или оккупированные территории. Точно такие же характеристики получают и частично признанные государства от тех государств и/или международных организаций, которые не поддерживают их признания [2]. Классифицируя непризнанные государства с участием ООН, можно выделить следующие формы непризнания государств:
– не признанные ни одним государством,
– признанные только не входящими ООН,
– не члены ООН, признанны по крайней мере одним членом ООН,
– члены ООН, признанные, по крайней мере, одним членом ООН.
Непризнанные государства появляются из-за отсутствия правовой преемственности с предыдущими государственными образованиями. Условно по способу возникновения их можно разделить на: государства, образовавшиеся в результате революций; государства, образовавшиеся в результате национально-освободительной борьбы; государства, образовавшиеся в результате послевоенного разделения; государства, возникшие из-за получения независимости бывших колоний от метрополии.
Наибольший всплеск «самопровозглашения» произошел на рубеже 1990-х гг. в связи с распадом СССР и Югославии и сопутствовавшими этому этнотерриториальными конфликтами. Однако международное сообщество заняло жесткую позицию, фактически провозгласив приоритет принципа «нерушимости границ» над принципом «права на самоопределение» и категорически отказалось признавать новые государственные образования. В результате возник феномен постсоветских «непризнанных государств», статус которых не определен, что, однако, не мешает их существованию. Некоторые эксперты отмечают, что большинство этих образований является, по сути, вполне состоявшиеся государствами, обладающими эффективным государственным аппаратом, пользующихся массовой поддержкой со стороны населения. В 1995 г. контроль над территорией, на которую претендовала Сербская Краина, возобновила Хорватия; в 1999 г. Россия восстановила контроль над территорией, на которую претендовала Ичкерия, в 2009 г. Шри-Ланка восстановила контроль над территорией, на которую претендовал Тамил-Илам. В 2008 г. Россия пресекла попытку Грузии восстановить контроль над территорией, на которую претендовала Южная Осетия. В 2001 г. постсоветские непризнанные государства создали собственное Содружество непризнанных государств (СНГ-2) [3].
Другая классификация форм непризнанных государств связана с наличием контроля над собственной территорией, наличием внутреннего суверенитета. Наиболее универсальная на сегодня классификация такова:
– частично признанные государства, которые фактически контролируют собственную территорию (Тайвань, Абхазия, Южная Осетия),
– непризнанные государства, которые фактически контролируют собственную территорию (Сомалиленд, Приднестровье, Нагорно-Карабахская Республика),
– непризнанные государства, контролирующие часть собственной территории,
– частично признанные государства, в основном те, что находятся под военной оккупацией,
– частично признанные государства, находящиеся под международным управлением (Косово),
– частично непризнанные государства (Израиль).
Названные государства — только малая часть большого перечня государств, которые ждут мирового признания. Но учитывая процессы, происходящие в последнее время в мире, вопрос о том, сколько времени будут ждать эти государства и не перерастет ли это ожидание в вооруженное противостояние, остается открытым.
Российский исследователь И.С. Марусин определяет непризнанное государство как политическое образование, которое имеет объективные признаки независимого государства, однако не признается иностранными государствами и поэтому лишено возможности полноправного участия в международной жизни.
Как правило, непризнанные государства характеризуются наличием следующих признаков:
– реальная власть на определенной территории с постоянным населением, включая вооруженные силы, которые могут поддерживать на контролируемой территории определенный правопорядок;
– органы власти непризнанного государства в своих действиях достаточно независимы от центрального аппарата и иностранных государств;
– представители нового политического образования прямо заявляют о своей независимости;
– идея независимости широко поддерживается населением непризнанного государства;
– новое политическое образование создается на территории, имеющей статус, равноправный другим частям территории «государства-суверена», лицами, имеющими полный объем прав граждан этого государства;
– несмотря на реальное существование власти на определенной территории, поддержку населения, соответствующие заявления и декларации, ни центральная власть, ни иностранные государства не признают это образование государством, не признают его международной правосубъектности в своих отношениях с ним [4].
В условиях современного либерализма и демократии большинство ранее непризнанных государств все сильнее пытаются заявить свое право на независимость и полную суверенность. Но на международное определение государств оказывают влияние не только принципы международного права, но и интересы великих держав, которые и определяют, кому получать независимость. Непризнанные мировые геополитические образования не являются полноправными государствами, но в условиях «тлеющих конфликтов» могут перерасти в военные противостояния.

Литература

1. О членстве // Организация Объединенных Наций. Официальный сайт. URL: http://www.un.org/ru/sections/member-states/about-un-membership/index.html
2. Неполноценные члены сообщества. Абхазии и Южной Осетии не хватает признания 190 членов ООН // Газета Коммерсантъ. 1.10.2008. URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1033950&NodesID=5
3. Язькова А. «Болевые точки» постсоветского пространства. Самопровозглашенные территории между Россией и Европой. URL: http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=40&tek=549&issue=16
4. Фельдман Д.І. Сучасні теорії міжнародно-правового визнання. Казань, 1963.