Данные об авторе. Молодов Олег Борисович, к.и.н., старший научный сотрудник Института социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН), г. Вологда. Круг научных интересов: история государственно-конфессиональных отношений, общественно-политические процессы на постсоветском пространстве.
Аннотация . На основе результатов опросов общественного мнения анализируется отношение населения Украины к ключевым политическим проблемам, в том числе к возможному распаду страны. Специфика этноконфессионального и лингвистического пространства регионов стала фактором дифференциации населения и предпосылкой возникновения сепаратистских настроений. Высокое доверие к церкви как общественному институту нивелируется «расколом» православных верующих, поддерживающих различные конфессии, что препятствует консолидации украинского общества и умиротворению ситуации.
Предпосылки регионального сепаратизма в Украине в социологическом измерении
Трансформация общественно-политической и социально-экономической системы на постсоветском пространстве характеризуется различными противоречиями. Вследствие этого периодически возникают социально-политические конфликты, которые часто остаются неразрешенными и способствуют аккумулированию латентного недовольства населения [1, с. 68].
Мониторинг общественно-политических настроений жителей Украины в 2000-е гг. наглядно показывал наличие и обострение глубинных противоречий между регионами страны. Результаты социологических опросов Украинского центра экономических и политических исследований имени А. Разумкова (Центр Разумкова) являются основными эмпирическими данными нашего исследования общественно-политических и сепаратистских настроений жителей Украины.
С целью учета территориальной специфики общественного мнения нами применяется общепринятое деление страны на четыре региона:
– «Запад», куда включены 7 областей (Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровненская, Тернопольская и Черновицкая);
– «Центр», куда входит г. Киев, Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Хмельницкая, Черкасская и Черниговская области;
– «Юг» (Автономная республика Крым, г. Севастополь, Николаевская, Одесская и Херсонская области);
– «Восток» (Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Луганская и Харьковская области).
Настоящее деление наряду с географическим принципом учитывает и этнолингвистическую и отчасти конфессиональную специфику территорий, особенно заметную на окраинах страны.
В декабре 2013 г., судя по результатам опроса Центра Разумкова, в целом поддерживали «Евромайдан» как акцию протеста 45% жителей Украины, не поддерживали – 36%. «Раскол» по региональному признаку проявился уже здесь: значительную долю позитивных ответов дали респонденты с Запада и из Центра страны (83 и 56% соответственно). Напротив, отказали в поддержке протестных мероприятий 58% жителей южных и 61% восточных областей [2].
Во время противостояния в Киеве абсолютное большинство жителей Украины считали себя патриотами своей страны (ответы «да» – 49%, «скорее да» – 35,5%). Наиболее патриотически настроенными выглядели жители Запада («да» – 71%), в меньшей степени – Востока («да» – 39,4%) и Юга («да» – 30,8%). Патриотизм представляет собой один из базовых элементов построения большого социума. Он тесно связан с идентичностью, которая вследствие распада СССР была изменена на новую, проявляющуюся в соотнесении себя с определенной страной постсоветского пространства [3, с. 75]. Патриотизм и идентичность (как этнонациональная, так и гражданская) в совокупности играют значимую роль в сохранении целостности государства, укреплении солидарности граждан и стабилизации общественной жизни.
Как показали результаты опроса, больше половины жителей юго-востока Украины слабо соотносят себя с новой государственностью, не ощущают себя частью единого украинского общества.
В марте 2014 г. две трети (67,2%) жителей позитивно отнеслись к прекращению полномочий президента страны В. Януковича, а 19,6% – негативно. Если подавляющее большинство населения Запада и Центра страны поддержали это решение Верховной Рады (95,4 и 85,4% соответственно), то мнение жителей Юга и Востока разделились. При этом в южном и восточном регионах страны доли сторонников и противников «импичмента» президента почти сравнялись: на Юге (40,5 и 37,6% соответственно), на Востоке (40,5% и 37,1% соответственно).
Результаты исследования показывают, что оценки населением глубины противоречий западных и восточных регионов существенно различаются (табл. 1) [2]. Треть жителей юга и востока Украины – регионов, отличающихся спецификой этнолингвистического и конфессионального пространства – заявили о наличии противоречий, которые могут привести к распаду страны. На Западе наличие подобных факторов отметили только 10% опрошенных.
Таблица 1. Насколько глубоки противоречия западных и восточных регионов, которые могут привести к распаду? (в % от числа опрошенных)*
Вариант ответа |
Страна в целом |
Запад |
Центр |
Юг |
Восток |
Да |
23,1 |
9,7 |
16,2 |
33,3 |
33,2 |
Нет |
60,6 |
73,5 |
65,0 |
59,2 |
49,0 |
Затрудняюсь ответить |
16,3 |
16,8 |
18,8 |
7,5 |
17,8 |
* Опрос проводился в декабре 2013 г. |
Опрос общественного мнения выявил и отсутствие единства по ключевой проблеме Евромайдана – перспективах интеграции Украины с Европейским союзом (табл. 2) [2]. Сторонниками вхождения в ЕС стали прежде всего жители западных областей страны (86%), а население Центра – в меньшей степени (59%). Напротив, 62% жителей Востока и 57% Юга Украины продемонстрировали желание войти в состав Таможенного союза ЕврАзЭС (в настоящее время – ЕАЭС). В целом по стране мнения относительно интеграции разделились, и приоритетным направлением стало вступление в ЕС («за» 48%). Доля сторонников вхождения в международные объединения с участием России составила 35%.
Таблица 2. Удельный вес сторонников вступления Украины в Европейский Союз и в Таможенный Союз ЕАЭС (в %)*
Регион |
Вступление в ЕС |
Вступление в ТС ЕАЭС |
||
Да |
Нет |
Да |
Нет |
|
Запад |
85,8 |
5,6 |
3,6 |
84,2 |
Центр |
58,9 |
17,9 |
16,8 |
55,9 |
Юг |
28,5 |
58,7 |
57,0 |
24,8 |
Восток |
23,4 |
61,4 |
62,0 |
21,4 |
В целом по стране |
48,0 |
35,9 |
35,1 |
45,3 |
* Опрос проводился в декабре 2013 г. |
На наш взгляд, представляет особый интерес мнение населения о региональном сепаратизме и возможности изменения государственной принадлежности своей области или республики (табл. 3) [2].
Таблица 3. Хотели бы Вы, чтобы Ваша область вышла из состава Украины и стала самостоятельной или присоединилась к другой стране? (в %)*
Регион** |
Варианты ответа на вопрос о самостоятельности области |
Варианты ответа на вопрос о присоединении к другой стране |
||||
Да |
Нет |
Затруд-няюсь ответить |
Да |
Нет |
Затрудняюсь ответить |
|
Запад |
2,8 |
88,8 |
8,9 |
2,5 |
88,5 |
8,9 |
Центр |
1,1 |
88,9 |
10,0 |
0,5 |
89,0 |
10,5 |
Юг |
12,7 |
80,7 |
6,5 |
13,1 |
77,8 |
9,2 |
Восток |
4,7 |
87,0 |
8,3 |
8,6 |
80,2 |
11,2 |
В целом по стране |
4,4 |
86,9 |
8,6 |
5,5 |
84,4 |
10,2 |
* Опрос проводился в декабре 2013 г. |
Как видно из таблицы, незначительное число жителей Украины положительно ответили на вопрос о возможной самостоятельности их региона («за» – 4,4%), а также о вхождении его в состав другого государства («за» – 5,5%). Максимальные показатели по «сепаратизму» среди населения различных территорий выявлены в южной части страны, где 13% жителей заявили о желании полного суверенитета для своей территории и столько же – о ее присоединении к другой стране. Идеи федеративного устройства Украины в декабре 2013 г. поддерживали 15,8% жителей страны: в меньшей степени население Центра и Запада (11 и 12% соответственно), в большей степени Юга (18%) и Востока (22%) [2].
В ходе опроса выявлялось также отношение населения к другим возможным сценариям политико-территориального развития страны. В частности, выход юго-восточных областей из состава страны и присоединение их к России поддержало 7,5% жителей Украины, в основном из числа населения южного региона (14%) и восточных областей (12%). Создание на территории страны двух независимых государств: одного на основе западных и центральных областей, другого – юго-восточных областей, поддержали 7% респондентов, большая часть которых проживает на юге (13%) и на востоке страны (11%) [2].
То есть общественное мнение еще в начале украинского кризиса отражало разобщение населения в вопросах дальнейшего политического развития страны, ее интеграции с Европой, а также сепаратистские настроения жителей юго-восточной части Украины.
В странах постсоветского пространства внимание исследователей сосредоточено на проблеме институционального доверия – доверия населения к государственным и общественным институтам – поскольку оно играет весьма важную роль в социальной консолидации. Итоги опроса, проведенного в марте 2014 г., показали, что из общественных институтов положительный баланс доверия имеет только церковь (ей доверяет 68%) и отечественные СМИ (62%) [2]. Уровень доверия к государственным органам остается чрезвычайно низким. Однако в настоящее время наблюдается жесткое противостояния Украинской православной церкви (Московского патриархата) с Украинской православной церковью Киевского патриархата. Особое место занимает Украинская греко-католическая (униатская) церковь, большинство сторонников которой проживает на Западе страны. Естественно, что такое положение усиливает дифференциацию в среде верующих граждан, большинство из которых идентифицирует себя с православием [4; 5].
Таким образом, кризисная ситуация в Украине во многом стала результатом недооценки властью настроений в социуме, показывающих наличие глубинных противоречий между жителями различных регионов страны. За четверть века суверенитета почти у половины населения страны не завершилось формирование гражданской идентичности, что отрицательно влияет на его общественно-политические настроения. В Украине отсутствуют консолидирующие «центры» как в лице высших должностных лиц или органов государства, так и среди общественных объединений или движений. Культурная самоидентификация населения и его сплочение вокруг православия, отраженные в данных социологических опросов, в ситуации конфессионального «раскола» являются иллюзорными и чаще способствуют групповой и региональной дифференциации.
«Евромайдан» и дальнейшие события в Украине обострили региональные противоречия и сепаратистские настроения, ранее имевшие латентный характер, в результате общественно-политический конфликт рискует остаться «замороженным» на долгие годы. Своевременная и продуманная реакция властных структур на сигналы, исходящие от общества, на наш взгляд, могла бы привести к погашению конфликта или минимизации его социально-экономических и политических последствий.
Литература
1. Дементьева И.Н. Протестные настроения в комплексе трендов общественного развития // Проблемы развития территории. 2014. №4. С. 67–81.
2. Україна–2014: Нові перспективи і нові загрози (аналітичні оцінки). Київ: Центр Разумкова. URL: http://razumkov.org.ua/upload/Booklet_170414_nnn.pdf
3. Бабосов Е. Идентичность как фактор консолидации // Беларуская думка. 2013. №3. С. 74–79.
4. Молодов О.Б. Религиозность украинского общества и отношение к церкви в период кризиса 2014 г.: социологическое измерение // Человек и общество в условиях войн и революций: материалы II Всероссийской научной конференции / Под ред. Е.Ю. Семеновой. Самара, 2015. С. 176–181.
5. Молодов О.Б. Доверие к церкви как фактор консолидации современного украинского общества // В мире научных открытий. 2013. №11.6 (47). С. 100–105.