Опубликована монография В.Н. Козулина «Россия и Запад…»

Главная Новости События
Опубликована монография доцента кафедры всеобщей истории и международных отношений В.Н. Козулина «Россия и Запад»
19 апреля 2016 Кафедра всеобщей истории и международных отношений
Недавно в издательстве АлтГУ вышла монография доцента кафедры всеобщей истории и международных отношений, к.и.н. Вячеслава Николаевича Козулина «Россия и Запад». Очерки истории взаимодействия культур». Книга стала результатом многолетнего изучения автором данной темы. В первой ее части рассматриваются различные теоретические аспекты (цивилизационная идентичность, проблема восточной границы Европы и т.д.), вторая часть содержит очерки истории взаимовосприятия России и Запада с XVI века по настоящее время.
Автор рассказывает о своей работе:
– В последнее время у нас скорее в тренде курс на Восток, а ваша монография называется «Россия и Запад». Вам представляется не менее важным изучать Запад?
– На самом деле, проблема «Россия и Запад» до сих пор волнует русские умы гораздо больше, чем проблема «Россия и Восток». Пусть даже сейчас чаще в негативном ключе, но именно слова «Запад», «Европа», «США» не сходят с уст различных общественных деятелей, теле- и радиоведущих. Даже на обывательском уровне россияне по-прежнему склонны ориентироваться скорее на Европу, чем на Азию, что отражается в бытовой лексике: у нас огромное количество фирм и коммерческих предложений, в названия которых входит привлекательное слово «евро», обозначающее высокий стандарт качества и комфорта, а слово «евроремонт» уже вошло в некоторые словари русского языка. При этом аналогичные выражения с отсылкой к слову «Азия» практически отсутствуют.
– Чем объясняются постоянные сравнения России и Запада?
– Эта тема рассматривается в первой части монографии. Соизмерение России именно с Западом, с Европой, в более узком смысле, началось у нас давно. Именно Запад, а не Восток был и остается для России так называемым «Значимым Другим». Запад стал некой условной точкой опоры, от которой выстраивается наша собственная идентичность. Это формирование идентичности, идущее от сравнения с Западом, началось, пожалуй, со времен Петра I, по-настоящему открывшего для русских западную, европейскую культуру. Не случайно для обложки монографии была выбрана картина Луи Эрсана, изображающая этого царя с младенцем Людовиком XV на руках (во время визита во Францию в 1717 году). Благодаря возникшему именно при Петре мощному диалогу русской и других европейских культур возникла в последующие века уникальная русская культура, обогатившая общеевропейскую такими неповторимыми феноменами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский, Рахманинов и многие другие.
Как известно, с давних пор у нас существуют, по меньшей мере, две точки зрения на отношение России к Западу. Одни считали и считают, что Россия по своей культуре, историческим корням, безусловно, европейская страна и неотъемлемая часть западной цивилизации, временно отставшая в силу разных факторов от передовых стран Запада, но при этом ее единственный путь – двигаться в том же направлении. Другие считают, что Россия и Запад – это совершенно разные цивилизации, и у России свой особый путь. Впервые четко выразили эту мысль русские славянофилы, и у нее в разные времена тоже было немало выдающихся сторонников.
– Почему у нас часто называют Запад «загнивающим»?
– Это пресловутое выражение «гнилой Запад» возникло в среде славянофилов еще в 40-х годах XIX века. Его особенно активно продвигал в своих статьях в журнале «Москвитянин» известный литературный критик и историк С.П. Шевырев. Мысль о том, что Запад загнивает, Шевырев повторял так часто, что один из корреспондентов М.П. Погодина (редактора «Москвитянина») писал ему в 1844 году: «Сделай милость, уйми ты Шевырева, он помешан на гниющем Западе». Говоря о загнивающем Западе, многие славянофилы идеализировали ту консервативно-религиозную Европу, которая существовала до начала «загнивания», до всяких революций и модернизаций, и приходили к выводу, что Россия должна стать «новой Европой», новой хранительницей традиционных христианских ценностей, которые якобы утратила Европа. То есть, по сути дела, славянофилы отчасти сходились с западниками – идеалом для обоих была Европа, только для одних ретроградная, а для других прогрессивная.
Справедливости ради, стоит сказать, что в дальнейшем в России возникло еще одно направление мысли — русский европеизм. «Русские европейцы», по словам современного отечественного философа В.К. Кантора, это те, кто вовсе не отделяют Россию от Запада, они смотрят на Запад не извне, а изнутри. Как говорил выдающийся историк и мыслитель К.Д. Кавелин, одним из первых сумевший преодолеть узость западнического и славянофильского подходов, русскому, чтобы стать европейцем, нужно научиться мыслить по-европейски независимо, а не по-старому догматически. Великий русский философ В.С. Соловьев утверждал, что «европеец» есть понятие не географическое, а культурно-этическое, «с определенным содержанием и с расширяющимся объемом». По его словам, «сначала были только греческие, потом римские европейцы, затем явились всякие другие, сначала на западе, потом и на востоке явились русские европейцы, там за океаном – европейцы американские, теперь должны появиться турецкие, персидские, индийские, японские, даже, может быть, китайские».
Соловьев, таким образом, полтора века назад словно предвидел современную глобализацию и распространение по всему миру тех общечеловеческих ценностей, которые были выработаны в Новое время в недрах европейской цивилизации. Действительно, границы между Западом и Востоком в современном мире все более размываются. Хорошо это или плохо – другой вопрос, но это, тем не менее, объективная реальность. Вообще, более актуальными сейчас становятся уже не традиционные понятия «Запад» и «Восток, а скорее «Запад» и «не-Запад», не имеющие четкой географической привязки.
– Чему учит опыт взаимного восприятия России и Запада?
– Вторая часть книги посвящена конкретно-историческим очеркам, в которых анализируется в основном проблема взаимного восприятия русских и представителей других европейских культур в различные периоды истории. Этой проблематикой я занимаюсь уже много лет. Она довольно актуальна в современной науке. Особенно меня всегда интересовала тема русско-европейских взаимосвязей и представлений друг о друге в допетровский период нашей истории, проблема постепенного сближения с Европой. Ведь, как писал знаменитый историк С.М. Соловьев, «народ поднялся и собрался» в свой европейский путь задолго до Петра, и если бы «все не ждали» этого вождя, он бы и не появился. Сейчас я продолжаю разрабатывать эту тему и занимаюсь написанием цикла статей для журнала «Известия АлтГУ», посвященных сближению допетровской России с Европой, зарождению дипломатических и культурных связей, формированию первых представлений. Возможно, со временем это выльется в новую монографию.
В заключение этого рассказа хотелось бы заметить, что Россия, в моем понимании, уже давно стала проводником европейской культуры в Азии, по сути, расширившим пределы Европы (в культурно-этическом смысле) до самого Тихого океана. Благодаря России может осуществиться мечта многих европейцев о так называемой Большой Европе — от Лиссабона до Владивостока, о едином европейском пространстве, на котором каждый европеец мог бы чувствовать себя как дома. О необходимости строительства Большой Европы неоднократно говорил и нынешний российский президент Владимир Путин. Полагаю, что, несмотря на все временные трения, Россия уже никуда с этого пути не сойдет.
Ознакомиться с полным текстом книги можно на сайте библиотеки АлтГУ.
Пресс-служба кафедры ВИМО
Опубликована монография доцента кафедры всеобщей истории и международных отношений В.Н. Козулина «Россия и Запад»
oblНедавно в издательстве АлтГУ вышла монография доцента кафедры всеобщей истории и международных отношений, к.и.н. Вячеслава Николаевича Козулина «Россия и Запад. Очерки истории взаимодействия культур». Книга стала результатом многолетнего изучения автором данной темы. В первой ее части рассматриваются различные теоретические аспекты (цивилизационная идентичность, проблема восточной границы Европы и т.д.), вторая часть содержит очерки истории взаимовосприятия России и Запада с XVI века по настоящее время.
Автор рассказывает о своей работе:
– В последнее время у нас скорее в тренде курс на Восток, а ваша монография называется «Россия и Запад». Вам представляется не менее важным изучать Запад?
– На самом деле, проблема «Россия и Запад» до сих пор волнует русские умы гораздо больше, чем проблема «Россия и Восток». Пусть даже сейчас чаще в негативном ключе, но именно слова «Запад», «Европа», «США» не сходят с уст различных общественных деятелей, теле- и радиоведущих. Даже на обывательском уровне россияне по-прежнему склонны ориентироваться скорее на Европу, чем на Азию, что отражается в бытовой лексике: у нас огромное количество фирм и коммерческих предложений, в названия которых входит привлекательное слово «евро», обозначающее высокий стандарт качества и комфорта, а слово «евроремонт» уже вошло в некоторые словари русского языка. При этом аналогичные выражения с отсылкой к слову «Азия» практически отсутствуют.
– Чем объясняются постоянные сравнения России и Запада?
– Эта тема рассматривается в первой части монографии. Соизмерение России именно с Западом, с Европой, в более узком смысле, началось у нас давно. Именно Запад, а не Восток был и остается для России так называемым «Значимым Другим». Запад стал некой условной точкой опоры, от которой выстраивается наша собственная идентичность. Это формирование идентичности, идущее от сравнения с Западом, началось, пожалуй, со времен Петра I, по-настоящему открывшего для русских западную, европейскую культуру. Не случайно для обложки монографии была выбрана картина Луи Эрсана, изображающая этого царя с младенцем Людовиком XV на руках (во время визита во Францию в 1717 году). Благодаря возникшему именно при Петре мощному диалогу русской и других европейских культур возникла в последующие века уникальная русская культура, обогатившая общеевропейскую такими неповторимыми феноменами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский, Рахманинов и многие другие.
Как известно, с давних пор у нас существуют, по меньшей мере, две точки зрения на отношение России к Западу. Одни считали и считают, что Россия по своей культуре, историческим корням, безусловно, европейская страна и неотъемлемая часть западной цивилизации, временно отставшая в силу разных факторов от передовых стран Запада, но при этом ее единственный путь – двигаться в том же направлении. Другие считают, что Россия и Запад – это совершенно разные цивилизации, и у России свой особый путь. Впервые четко выразили эту мысль русские славянофилы, и у нее в разные времена тоже было немало выдающихся сторонников.
– Почему у нас часто называют Запад «загнивающим»?
– Это пресловутое выражение «гнилой Запад» возникло в среде славянофилов еще в 40-х годах XIX века. Его особенно активно продвигал в своих статьях в журнале «Москвитянин» известный литературный критик и историк С.П. Шевырев. Мысль о том, что Запад загнивает, Шевырев повторял так часто, что один из корреспондентов М.П. Погодина (редактора «Москвитянина») писал ему в 1844 году: «Сделай милость, уйми ты Шевырева, он помешан на гниющем Западе». Говоря о загнивающем Западе, многие славянофилы идеализировали ту консервативно-религиозную Европу, которая существовала до начала «загнивания», до всяких революций и модернизаций, и приходили к выводу, что Россия должна стать «новой Европой», новой хранительницей традиционных христианских ценностей, которые якобы утратила Европа. То есть, по сути дела, славянофилы отчасти сходились с западниками – идеалом для обоих была Европа, только для одних ретроградная, а для других прогрессивная.
Справедливости ради, стоит сказать, что в дальнейшем в России возникло еще одно направление мысли — русский европеизм. «Русские европейцы», по словам современного отечественного философа В.К. Кантора, это те, кто вовсе не отделяют Россию от Запада, они смотрят на Запад не извне, а изнутри. Как говорил выдающийся историк и мыслитель К.Д. Кавелин, одним из первых сумевший преодолеть узость западнического и славянофильского подходов, русскому, чтобы стать европейцем, нужно научиться мыслить по-европейски независимо, а не по-старому догматически. Великий русский философ В.С. Соловьев утверждал, что «европеец» есть понятие не географическое, а культурно-этическое, «с определенным содержанием и с расширяющимся объемом». По его словам, «сначала были только греческие, потом римские европейцы, затем явились всякие другие, сначала на западе, потом и на востоке явились русские европейцы, там за океаном – европейцы американские, теперь должны появиться турецкие, персидские, индийские, японские, даже, может быть, китайские».
Соловьев, таким образом, полтора века назад словно предвидел современную глобализацию и распространение по всему миру тех общечеловеческих ценностей, которые были выработаны в Новое время в недрах европейской цивилизации. Действительно, границы между Западом и Востоком в современном мире все более размываются. Хорошо это или плохо – другой вопрос, но это, тем не менее, объективная реальность. Вообще, более актуальными сейчас становятся уже не традиционные понятия «Запад» и «Восток, а скорее «Запад» и «не-Запад», не имеющие четкой географической привязки.
– Чему учит опыт взаимного восприятия России и Запада?
Koz– Вторая часть книги посвящена конкретно-историческим очеркам, в которых анализируется в основном проблема взаимного восприятия русских и представителей других европейских культур в различные периоды истории. Этой проблематикой я занимаюсь уже много лет. Она довольно актуальна в современной науке. Особенно меня всегда интересовала тема русско-европейских взаимосвязей и представлений друг о друге в допетровский период нашей истории, проблема постепенного сближения с Европой. Ведь, как писал знаменитый историк С.М. Соловьев, «народ поднялся и собрался» в свой европейский путь задолго до Петра, и если бы «все не ждали» этого вождя, он бы и не появился. Сейчас я продолжаю разрабатывать эту тему и занимаюсь написанием цикла статей для журнала «Известия АлтГУ», посвященных сближению допетровской России с Европой, зарождению дипломатических и культурных связей, формированию первых представлений. Возможно, со временем это выльется в новую монографию.
В заключение этого рассказа хотелось бы заметить, что Россия, в моем понимании, уже давно стала проводником европейской культуры в Азии, по сути, расширившим пределы Европы (в культурно-этическом смысле) до самого Тихого океана. Благодаря России может осуществиться мечта многих европейцев о так называемой Большой Европе — от Лиссабона до Владивостока, о едином европейском пространстве, на котором каждый европеец мог бы чувствовать себя как дома. О необходимости строительства Большой Европы неоднократно говорил и нынешний российский президент Владимир Путин. Полагаю, что, несмотря на все временные трения, Россия уже никуда с этого пути не сойдет.
Ознакомиться с полным текстом книги можно на сайте библиотеки АлтГУ.
Пресс-служба кафедры ВИМО