Козулин В.Н. К вопросу о формировании национальной идентичности русинов

Данные об авторе. Козулин Вячеслав Николаевич, к.и.н, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера научных интересов: проблемы этнических образов, имагология, этническая психология, история культурных связей России и Запада.

Аннотация. В докладе рассматривается проблема формирования национальной идентичности русинов — народа, компактно проживающего на территориях нескольких современных государств. Борьба русинов за культурно-языковую самобытность началась еще в XIX в., а возрождение русинского национального движения наблюдается в последние два десятилетия (в конце XX — начале XXI в.). Главные тезисы доклада заключаются в том, что данный процесс нельзя пока назвать завершенным, и он затруднен целым рядом факторов. Тем не менее процесс формирования национальной идентичности у русинов имеет положительное значение в свете современной регионализации и способствует обогащению славянской и общеевропейской культуры еще одной уникальной восточнославянской народностью русинов (наряду с белорусами, русскими и украинцами).

К вопросу о формировании национальной идентичности русинов

Среди малых народов Европы, не имеющих национальной государственности, имя русинов долгое время встречалось гораздо реже, чем имена многих других, таких как, например, кашубы, лужичане, силезцы (не говоря уже о басках, каталонцах или шотландцах). Это связано с тем, что самоидентификация русинов как самостоятельного народа начала активно формироваться только в XIX веке, а в XX веке значительная часть этого народа, проживавшая на территории Советской Украины, подвергалась украинизации и не рассматривалась как самостоятельный этнос.

Поэтому проблема русинского этноса и его национальной самоидентификации в литературе изучена еще довольно слабо. Попытки изучения этого вопроса предпринимались в дореволюционной историографии [1–4], а возрождение интереса к нему произошло только в период декоммунизации конца 80-х — 90-х гг. прошлого века. За последние несколько десятилетий был опубликован ряд научных и публицистических работ на тему русинов [см.: 5, с. 108–109; 6–9], а также основан в 2005 г. международный исторический журнал «Русин». Исследования о русинах встречаются и в современной зарубежной историографии [cf. 10, p. 135–136]. В 2002 г. была издана на английском языке «Энциклопедия истории и культуры русинов» [11].

Основные задачи этого доклада состоят в рассмотрении исторических особенностей формирования русинской народности и выявлении перспектив развития процесса самоидентификации русинов.

Формирование трех наиболее известных восточнославянских этносов (белорусов, русских, украинцев) началось с распадом единого Древнерусского государства. Однако формирование русинской народности, по всей вероятности, восходит к более древним временам. Родиной русинов является часть территории Карпат, в настоящее время разделенная между Украиной, Словакией и Польшей. В IX веке бóльшая часть этнической территории русинов вошла в состав Венгрии. Этими историко-географическими фактами объясняются встречающиеся в литературе иные названия русинов — угро-руссы или карпато-руссы.

Предками русинов исследователи считают восточнославянские племенные союзы уличей, тиверцев и белых хорватов. Эти племена позже других вошли в состав Древнерусского государства. В эпоху феодальной раздробленности на этих землях возникли Галицкое и Волынское княжества. Будучи приграничными с Венгрией и Польшей, они порой частично или полностью попадали в зависимость от соседей, чаще всего от Венгрии.

В XIV в. территория древнерусских Галицкого и Волынского княжеств была завоевана Польско-Литовским государством и образовала в его составе (с XV в.) Русское воеводство (с центром во Львове), неофициально называвшееся также Червонной Русью. Население этих территорий называло себя прилагательным «руский (руський)» или существительным «русины». По мнению исследователей, этим словом — «русины» (предположительно с ударением на первом слоге) называли себя в древности все жители Руси [12, с. 10]. Позднее у русинов появилось еще одно самоназвание — «руснак» или «русняк» (как противопоставление слову «поляк»).

В европейской литературе русинов довольно часто называют также «рутенами». Словом рутены («rutheni») в латинском языке, особенно в папских документах, обычно назывался древнерусский народ в целом. Слово происходит от аналогичного названия одного кельтского племени, упоминавшегося еще Юлием Цезарем [см.: 13]. Средневековой традиции было свойственно опираться на авторитет античных авторов, и поэтому названия новых народов (подчас искусственно) ассоциировали с некими старыми, упоминавшимися у древних авторов этнонимами. Так, видимо, произошло и с названием русских. Со временем это латинское название «рутены» закрепилось за населением западнорусских земель, в том числе за русинами. Впрочем, термин «рутены» может иметь и более широкое значение — «русские», а слово «Рутения» в латинском языке является одним из вариантов названия России. Известно, что химический элемент, названный в честь России, носит имя «рутений».

Немаловажное значение для дальнейшей эволюции русинской культуры имеет распространение среди русинов греко-католического вероисповедания. Еще в XIII веке галицкий князь Даниил Романович участвовал в переговорах с римским папой Иннокентием IV о заключении церковной унии. Будучи в составе католической Польши и в условиях ослабления, а впоследствии завоевания Византии турками, местное духовенство и шляхта стали все больше склоняться к унии с католиками. В 1596 г. была заключена знаменитая Брестская уния, а в 1646 г. состоялась так называемая Мукачевская (или Ужгородская) уния, вводившая греко-католическую церковь среди венгерских русинов.

История формирования русинской идентичности приобрела новый виток в конце XVIII века, после разделов Польши, когда галицкие земли достались Австрийской империи, и из этих земель была образована новая австрийская провинция под названием «Королевства Галиции и Лодомерии». Несмотря на то, что австрийские власти предпринимали некоторые меры по уравниванию в правах русинов и поляков, во время так называемой «Весны народов» 1848 г. в Австрийской империи, наряду с другими национально-освободительными движениями, возникает и русинское национальное движение [см.: 4; 6]. В 1849 г. под напором этого национально-освободительного движения в Австрии был создан Русский округ (с центром в Ужгороде), но уже в 1850 г. он был ликвидирован.

По мнению одного современного консервативного автора, возникновение русинского национального движения было связано с вторжением русских войск, пришедших по просьбе Австрии для подавления венгерского восстания 1848 г., когда «народные массы увидели, что „москали“ — это один и тот же с ними народ» [14, с. 19]. Действительно, среди русинов в то время было распространено русофильство или, как его чаще называют украинские исследователи, «москвофильство», противопоставлявшееся возникшему одновременно «украинофильству».

После распада Австро-Венгерской монархии территория австрийской Галиции (с центром во Львове) вошла в состав Польши, а территория «Подкарпатской Руси» (с центром в Ужгороде) вошла в состав Чехословакии, в 1938 г. она получила статус «автономной земли», а в 1939 г. на этой территории было провозглашено независимое государство «Карпатская Украина», обратившееся за покровительством к нацистской Германии, но та не оказала ей поддержки, и она была вскоре оккупирована Венгрией. После Второй мировой войны и Галиция и «Подкарпатская Русь» вошли в состав Советской Украины, где начался процесс украинизации русинского населения.

Отдельно следует упомянуть русинов, проживающих на территориях Румынии и Молдавии. Эти русины ведут свое происхождение от восточнославянского населения, обитавшего с древнейших времен на землях Приднестровья — в Буковине (которая сейчас разделена между Украиной и Румынией), северной части Днестровско-Прутского междуречья и в районах вдоль Прута и Днестра (вплоть до центральных областей нынешней Молдавии) [7, с. 70]. Эти территории на протяжении истории тоже переходили из рук в руки.

Наконец, значительное число русинов переселились на протяжении нескольких последних веков в разные другие страны и до сих пор там компактно проживают — в Сербии, Хорватии, США, Канаде и Австралии.

Исследователи русинского языка полагают, что он значительно отличается от украинского. Представители русинского москвофильства утверждали, что из всех восточнославянских языков язык русинов ближе всего к русскому. Это особенно характерно для руснаков Молдавии, избежавших полонизации, которой был подвергнут язык галичан [7, с. 109; 13, с. 158]. То же самое касается этнографических различий между русинами и украинцами.

На этом основании представители современного русинского движения добиваются признания за ними статуса национальных меньшинств во всех тех государствах, где они проживают, что дало бы им больше возможностей сохранять и развивать свой национальный язык и культуру. На сегодняшний день они уже официально признаны национальными меньшинствами в 11 странах. Единственным государством Центральной Европы, до сих пор не признавшим этого статуса за русинами, является Украина, где этот вопрос давно трансформировался в проблему русинского национализма и сепаратизма [5, с. 109–110]. Но даже там, в принятом в 2012 г. законе Украины «Об основах государственной языковой политики», русинский язык был признан одним из языков меньшинств Украины.

Отвечая на вопрос о перспективах формирования русинской идентичности, следует сказать, что этот процесс находится еще на раннем этапе. Ведь и у других более крупных и уже давно всеми признанных восточнославянских народов (белорусов и украинцев) процесс формирования идентичности далеко не завершен.

Процесс формирования идентичности у русинов затруднен следующими факторами. Во-первых, у них до сих пор нет единых кодифицированных норм языка. Существуют три варианта литературного языка и два альтернативных алфавита (на основе кириллицы). Во-вторых, современное русинское национально-культурное движение очень неоднородно. Выделяются как минимум четыре направления или культурных ориентации — прословацкое, пророссийское (русо- или москвофильское), проукраинское и провенгерское (мадьярофильское). Для представителей второго направления наиболее характерна тенденция к сепаратизму, по обвинению в котором на Украине в 2012 г. был осужден один из лидеров этого направления отец Димитрий Сидор.

В-третьих, русины чрезвычайно разбросаны территориально. Они проживают на Украине, в Словакии, Сербии, Хорватии, Боснии и Герцеговине, Польше, Венгрии, Румынии, Молдавии, России, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. В-четвертых, не способствует консолидации и религиозный фактор, поскольку среди русинов есть как греко-католики, так и православные.

Вместе с тем, формирование идентичности у русинов — процесс, имеющий положительное значение в условиях развития тенденции регионализации в современном мире. Как отмечал крупный специалист в области славянской филологии академик Н.И. Толстой, «литературно-языковой и культурный регионализм… отражает объективную потребность иметь, помимо общеэтнической литературной и языковой традиции, также местную, которая связывала бы человека с „малой ролиной“» [16, с. 74–75].

Литература

1. Головацкий Я.Ф. Карпатская Русь (Историко-этнографический очерк) // Журнал министерства народного просвещения. Т. CLXXIX. 1875. Июнь. С. 386–390.
2. Казанский П.Е. Современное положение Червонной Руси // «Украинская» болезнь русской нации. М., 2004.
3. Петров А. Пределы угро-русской речи в 1773 г. Исследования и карты. СПб., 1911.
4. Арабажин К. Галицко-русское литературно-общественное движение // Энциклопедический словарь / Изд. Ф.А. Брокгауз, И.Е. Ефрон. Т. VIIа. СПб., 1892. С. 913–922.
5. Павел Роберт Магочий: к 60-летию со дня рождения выдающегося русиниста современности // Русин. 2005. № 1 (1). С. 106–110.
6. Пашаева Н.М. Очерки истории русского движения в Галичине XIX–XX вв. М., 2002.
7. Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев, 2004.
8. Суляк С.Г. Русины: этапы истории (часть 1) // Русин. 2005. № 1 (1). С. 49–60.
9. Суляк С.Г. Русины в период Первой мировой войны и русской смуты // Русин. 2006. № 1 (3). С. 46–65.
10. Wallace R. The Rusyn of the Carpathians // Endangered Peoples of Europe: Struggles to Survive and Thrive. L., 2001. P. 125–136.
11. Encyclopedia of Rusyn History and Culture. Toronto, 2002.
12. Шорников П. Русские люди Молдавского княжества // Русин. 2005. № 1 (1). С. 9–40.
13. Волконский А. Историческая правда и украинофильская пропаганда // Библиотека «Благовещение». URL: http://www.wco.ru/biblio/books/volkon/H04-T.htm
14. Ваврик В. Геноцид карпато-русских москвофилов. М., 2007.
15. Иванов Ю. Родной язык и этническое сознание русинов Молдавии // Русин. 2006. № 2 (4). С. 157–167.
16. Толстой Н.И. Литературный язык Подкарпатской Руси // Русин. 2005. № 1 (1). С. 73–75.

Комментарии 5

  • Уважаемый Вячеслав Николаевич. С интересом, я прочитал Ваш отличний доклад о русинах. В Канаде, греко-католические русины не имеют собственные церкви и они обычно посещают словацкие или венгерские греко-католические церкви. От 1987 года до 1990 года, я был монахом в греко-католическом монастыре в штате Пеннсильвании и общался с русинами. Они жили в Америке за шесть поколений и сохранили свою идентичность. Отношение с украинцами бы довольно сложние. Украинцы из эмиграции до первой воины обычно былы лемки и закарпатцы и их отношения с русиними были дружные.

    В Пеннсильвании, живут другие этнографические группы как тирольские италянцы. Ваш доклад, по моему, влклад в нашем понимании русинов. Желаю Вам успехов. С уважением, Тони Рокки

    • Большое спасибо за отзыв, Тони! Я рад, что мой доклад нашел столь живой отклик. Честно говоря, непосредственно к теме русинов я обратился впервые. Эта тема заинтересовала меня в контексте изучения взаимодействий русской и европейских культур (и религий в том числе) в Средние века и в Раннее Новое время. Этими вопросами я занимаюсь довольно давно.
      Позвольте мне выразить ответную благодарность за представленный Вами доклад на нашу Интернет-конференцию. Он представляет значительный интерес. Очень рад нашему знакомству.
      С уважением
      Вячеслав Козулин

  • Спасибо Вам Вячеслав за отклик на мой доклад и рад знакомству. Идентичность русинов очень сложный и спорный вопрос и Ваш первый доклад о вопросе отлично. Если Вам нужны материалы и консультация, Вы можете спросить меня. Рад сотрудничеству. С уважением, Тони Рокки

    • Вы совершенно правы относительно сложности и спорности.
      Это была моя первая робкая попытка начать разбираться в этом вопросе, я попытался, как мог, «разложить всё по полочкам». Спасибо еще раз за столь лестную оценку. Буду рад сотрудничеству с Вами в дальнейшем.
      С уважением
      Вячеслав Козулин

  • Спасибо Вячеслав за отклик. Список названий русинов длиный—но в Пеннсильвании обычно одно самоназвание—«наши люди». И ответ на каком язике вы говорите—«по нашому». Продолжите исследование по этому вопросу. Я думаю что последнее слова об идентичности русинов еще далеко. С уважением, Тони Рокки