Самойлов Н.Ю. Вовлечение молодежи в религиозные и этнические конфликты на примере Северной Ирландии

Данные об авторе. Самойлов Никита Юрьевич, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений АлтГУ, г. Барнаул. Сфера научных интересов: история Великобритании, молодежное движение 1960–70-х гг. в Европе и США.

Аннотация. В предлагаемой статье ставится задача определить истоки североирландского сепаратизма, и проследить его превращение в проблему, которую Великобритания и Ирландия общими усилиями не смогли решить до сих пор. Предпринимается попытка анализа роли молодежи как одной из главных сил в сепаратистском конфликте, выявляются основные проблемы, мешающие окончательному решению конфликта на современном этапе.

Вовлечение молодежи в религиозные и этнические конфликты на примере Северной Ирландии

В условиях усиливающейся международной интеграции и создания наднациональных государственных образований (ЕС) одной из важных проблем в современном мире продолжает оставаться сепаратизм. Одним из примеров этноконфессионального сепаратизма является Северная Ирландия. Североирландская проблема является уникальной для Западной Европы по причине высокой степени влияния религии. В Северной Ирландии дети с самого раннего возраста приобщаются к конфликту через осознание религиозных отличий [1, c. 127]. Этот регион — пример того, как конфессиональная принадлежность сообщается с этнической.

Проблема нынешнего североирландского сепаратизма начинает формироваться на рубеже XVI–XVII вв. В это время территория Ирландии начинает заселяться англичанами и шотландцами. Наряду с этническим аспектом неприязни возникает и религиозный, поскольку большинство переселенцев — протестанты, в отличие от коренного католического населения. Развитие конфликта приводит к появлению законов, жестко ограничивающих права коренного населения [2, c. 124–128].

Новый этап борьбы ирландцев за национальную независимость наступает в XX веке. В 1913 г. создается организация под названием Ирландские Добровольцы [3], которая стала предшественницей печально известной ИРА — Ирландской республиканской армии. В 1914 г., с началом Первой мировой войны, среди членов и сторонников «добровольцев» произошел раскол. Часть из них выступила в поддержку Англии, другие, напротив, решили сосредоточиться на подготовке вооруженного восстания для свержения английского господства.

Строительство национальных государств сопровождается созданием общенациональной мифологии, поиском неких «рубежных» дат и событий собственной истории. Конечно, влиянию национальной мифологии подвержена прежде всего молодежь. И события весны 1916 года по сей день являются одним из важнейших событий в национальном самосознании ирландцев. Они именуются Пасхальным восстанием и происходили с 24 по 30 апреля 1916 г. в Дублине и ряде графств Ирландии. Это была попытка сторонников республики свергнуть власть англичан. Общее число жертв составило 485 человек. Отметим тот факт, что среди погибших участников восстания 35% составила молодежь в возрасте до 29 лет [4, p. 6]. Шестнадцать участников восстания были казнены, но практически сразу они обрели статус героев, а их смерть от рук англичан стала символом борьбы за независимую республику. В 1919 г. началась война за независимость Ирландии. Она завершилась в 1921 г. предоставлением Ирландии статуса британского доминиона. В 1921 г.были подписаны так называемые Статьи соглашения по договору между Великобританией и Ирландией. Согласно им Северная Ирландия оставалась в составе Великобритании [5]. Собственно, Северная Ирландия представляет объединенную территорию шести из девяти графств ирландской провинции Ольстер. Вопрос воссоединения Ирландии и является ключевым в североирландском конфликте. Раскол среди сторонников и противников договора привел к гражданской войне 1922–1923 гг. [6]. В войне победили сторонники договора, но их победа не привела к решению североирландской проблемы. От активных военных действий ИРА переходит к террору.

Разногласия между центральным правительством и боевиками ИРА к концу 1930-х гг. привели к «маргинализации» ИРА, вынужденной из-за своей радикальной позиции уйти в подполье. Впрочем, степень поддержки ее ирландским обществом была чрезвычайно высока.

В 1949 г. Ирландия выходит из Британского Содружества, и объявляет о создании независимой Ирландской республики. Лондон продолжает настаивать, что Северная Ирландия останется в составе Великобритании, пока североирландский парламент не выскажется за присоединение к Ирландии. В 1960-х гг. начинает борьбу за свои права католическая часть жителей региона. Они создали Ассоциацию гражданских прав Северной Ирландии с целью борьбы против ущемления прав католиков [7, p. 138–139]. С середины 1960-х гг. в Европе и США происходит становление массового молодежного движения, что нашло свое отражение и в Северной Ирландии. Молодые активисты стали составлять большую часть «Ассоциации» и других организаций со схожими целями и задачами. Они боролись за избирательную реформу, против дискриминации при трудоустройстве, добивались отмены Акта об особых полномочиях [8]. ИРА в это время (вторая половина 1960-х гг.) устраивала провокации на границе с Северной Ирландией. За это время было убито 17 и ранено 32 человека. В самой Северной Ирландии между двумя враждующими лагерями случались стычки, потасовки. Всплеск насилия случился в 1969 г. в городе Дерри, где сражались между собой сторонники унии с Великобританией, сепаратисты-католики и местная полиция. Главную роль в столкновениях играли молодые люди радикальных взглядов, сражавшиеся с обеих сторон.

Начиная с 1969 года все более непостоянной становилась структура противоборствующих сторон. Возникшее в начале 1920-х гг. противоборство «умеренных» и «радикалов» стало повторяться вновь и вновь на различных уровнях. К примеру, если ранее существовала единая ИРА, то в 1969 г. она раскололась на две части: относительно умеренную «официальную» ИРА, и радикальную «временную», готовую идти на крайние меры [9]. При этом временная ИРА вербовала в свою ряды в основном католическую молодежь. Похожая ситуация наблюдалась и среди протестантов. У них то создавались, то откалывались друг от друга военизированные группы, напоминавшие ИРА, такие как Ольстерские добровольческие силы [10].

В 1972 г. в городе Дерри случилось Кровавое воскресенье [11]. Мирная демонстрация католиков была расстреляна английскими военными. 13 человек было убито на месте, ранено 14 человек. Больше всего погибло молодых людей в возрасте от 17 до 30 лет [12]. Это событие спровоцировало ИРА на ответные акции. Проблемой стало и предвзятое расследование, оправдавшее военных, вызвавшее взрыв недовольства католического населения. В марте 1972 г. Лондон приостанавливает деятельность парламента Северной Ирландии [13, p.12–39]. Что касается характера противостояния между двумя сторонами непосредственно в Северной Ирландии, то его вполне можно назвать гражданской войной, в которой нет четкой линии фронта, но есть «свои» и «чужие» районы (в зависимости от этнической и конфессиональной принадлежности). Одна из главных ролей в конфликте по-прежнему у радикальной молодежи, только на смену потасовкам с применением холодного оружия и подручных средств приходят перестрелки, похищения, теракты и т.д.

Попытка решения конфликта путем референдума о статусе Северной Ирландии в 1973 г. не принесла успеха. Католики бойкотировали его, посчитав что результат заранее известен. Ответным действием центральных властей стало подписание в 1973 г. Саннингдейлского соглашения [14, p. 25]. Ратификация соглашения была сорвана протестантами.

Первые успешные шаги на пути решения конфликта были сделаны в 1985 г. В этом году было подписано Англо-Ирландское соглашение, в котором территория Северной Ирландии объявлялась входящей в состав Соединенного Королевства до тех пор, пока за это выступает большинство ее населения [14, p. 25]. В 1993 г. между премьер-министрами Великобритании и Ирландии была заключена Декларация Даунинг-Стрит, подтвердившая право населения Северной Ирландии на выход из состава Великобритании через референдум [15, p. 154–156]. Несмотря на сближение Ирландии и Великобритании, ключевым препятствием на пути решения проблемы продолжала оставаться ИРА, в течение 1990-х гг. совершившая ряд терактов в Великобритании. Опять же, нельзя было говорить и о достижении компромисса между протестантским и католическим населением региона. Однако, 10 апреля 1998 г. было подписано Белфастское соглашение, которое и по сей день определяет вектор мирного урегулирования проблемы [15, p. 182–196]. Подписание соглашения было омрачено самым кровавым терактом за время конфликта — 15 августа 1998 г. в городе Ома был взорван начиненный взрывчаткой автомобиль, что повлекло гибель 29 мирных граждан, еще более 220 получили ранения. Ответственность за взрыв взяла на себя Подлинная Ирландская республиканская армия, основанная в 1997 г. — очередное радикальное ответвление ИРА. Теракт сплотил всех, стороны стали прикладывать усилия к достижению компромисса. В 2005 г. временная ИРА заявила о разоружении [16].

Подводя итоги, отметим, что конфликт в Северной Ирландии еще далек от завершения. Из актуальных на данный момент проблем мы выделим основные.

Во-первых, на свободе сейчас находятся многие бывшие активные участники военизированных группировок протестантов и католиков. Разумеется, далеко не все вышедшие на свободу активисты прекратили заниматься преступной деятельностью.

Во-вторых, не преодолен этнокультурный и религиозный раскол. Хотя в отношении молодежи правительство предпринимает меры, в основном культурно-просветительского характера. В Северной Ирландии районы проживания католиков и протестантов отделены друг от друга стенами и заграждениями. Это препятствует разрастанию конфликта, но не решает его. На территории Северной Ирландии по-прежнему происходят стычки, потасовки и даже мелкие теракты. Правда, количество жертв снизилось до одного-двух в год, но напряженная ситуация сохраняется.

В-третьих, замороженный статус конфликта теоретически дает радикальному крылу ИРА повод для новых атак. Проблемой является невозможность окончательной ликвидации ИРА, ввиду отсутствия четкой структуры, отсутствие возможности отследить точное число ячеек и участников.

В-четвертых, в Северной Ирландии меняется демографическая ситуация. На данный момент большинство населения по-прежнему составляют протестанты (абсолютное большинство которых — юнионисты, сторонники сохранения Северной Ирландии в составе Великобритании). Однако, темпы рождаемости среди националистов-католиков значительно выше [17], и когда именно католики будут составлять большинство населения, может произойти эскалация конфликта.

Таким образом, сочетание вышеперечисленных проблем может снова сделать Северную Ирландию «горячей точкой» Европы.

Литература

1. Напалкова И.Е. Религиозный фактор в развитии ольстерского конфликта во второй половине XX — начале XXI века // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38 (176). История. Вып. 37.
2. Гольман Л.И. История Ирландии. М., 1980.
3. Coleman M. The Irish Revolution, 1916–1923. L., 2013.
4. 1916 List Book Covers (Список жертв «Пасхального восстания»). URL: http://www.glasnevintrust.ie/__uuid/55a29fab-3b24-41dd-a1d9-12d148a78f74/Glasnevin-Trust-1916-Necrology-485.pdf
5. Documents on Irish Foreign Policy Series: Excerpts from the Anglo-Irish Treaty (Статьи соглашения по договору между Великобританией и Ирландией) // The National Archives of Ireland. URL: http://www.nationalarchives.ie/topics/anglo_irish/dfaexhib2.html
6. Cottrell P. The Irish Civil War, 1922–23. L., 2008.
7. White R. Ruair? ? Br?daigh: The Life and Politics of an Irish Revolutionary. Bloomington, 2006.
8. Civil Authorities (Special Powers) Act (Northern Ireland), 1922. (Текст «Акта об особых полномочиях») // CAIN Web Service. URL: http://cain.ulst.ac.uk/hmso/spa1922.htm
9. Moloney E. A Secret History of the IRA. L., 2002.
10. Bruce S. The Red Hand: The Protestant Paramilitaries in Ulster. Oxford, 1992.
11. Walsh D. Bloody Sunday and the Rule of Law in Northern Ireland. L., 2000.
12. ?Bloody Sunday’, Derry 30 January 1972 – Names of the Dead and Injured (Список погибших и раненых 30 января 1972 г.). URL: http://cain.ulst.ac.uk/events/bsunday/deadinj.htm
13. Cunningham M. British Government Policy in Northern Ireland, 1969–2000. Manch., 2001.
14. Hayward K. Irish Nationalism and European Integration: The Official Redefinition of the Island of Ireland. Oxf., 2013.
15. Tonge J. Northern Ireland: Conflict and Change. L., 2013.
16. Полный текст заявления временной ИРА о разоружении // The Guardian. 28.07.2005. URL: http://www.theguardian.com/politics/2005/jul/28/northernireland.devolution
17. Devenport M. Census Figures: NI Protestant Population Continuing to Decline // BBC.com. URL: http://www.bbc.com/news/uk-northern-ireland-20673534