Данные об авторе. Бредихин Антон Викторович, научный сотрудник Центра проблем развития и модернизации ИМЭМО РАН, г. Москва. Круг научных интересов: геополитика, украинистика, регионалистика, интеграция, наднациональные образования.
Аннотация. Проблема непризнанных государств на постсоветском пространстве способствует актуализации вопроса их дальнейшего международно-правового статуса. Одним из ответов на данный вопрос выступают формы трансграничной интеграции, такие как еврорегионы и агломеративные образования. Сегодня наблюдается распространение их использования среди стран постсоветского пространства, стремящихся к вхождению в Евразийский экономический союз. Вопросу трансграничной интеграции непризнанных и частично признанных государств на постсоветском пространстве и будет посвящена статья.
Трансграничное сотрудничество непризнанных государств на постсоветском пространстве
Тенденции глобализации в современном мире способствуют появлению новых политических акторов, стремящихся к международному признанию. Их работа направлена на процесс государственного строительства, ведение внешнеэкономической деятельности, вхождение в политические и военные блоки с иными государствами.
Появление непризнанных государств на постсоветском пространстве было обусловлено распадом СССР и «парадом суверенитетов», который прошел в большей части бывших союзных республик. Среди причин их появления можно назвать национализм доминирующей нации, ирредентизм с народами соседних республик, в том числе и проблему разделенного русского народа, экономическую ситуацию в стране, стремление национального большинства к вхождению в наднациональные образования, в частности в Европейский союз, что влечет раскол в обществе и ущемляет права национальных меньшинств.
На сегодняшний момент многие из непризнанных республик осуществили процедуру взаимопризнания, было создано Содружество непризнанных государств (СНГ-2), а Абхазия и Южная Осетия получили государственное признание от Российской Федерации, Никарагуа, Венесуэлы и Науру. Вануату и Тувалу, под давлением США и Грузии, впоследствии отозвали свое признание. Нагорно-Карабахская Республика в настоящее время среди признавших ее регионов имеет штат Новый Южный Уэльс (Австралия), штаты Род-Айленд, Массачусетс, Луизиану, Мэн, Калифорнию, Джорджию и Гавайи (США).
Как видим, процесс признания непризнанных государств на постсоветском пространстве не ограничивается исключительно государствами, но и возможен благодаря позиции крупных регионов Австралии и США. Данная тенденция, на наш взгляд, соответствует духу «европейского регионализма» (Европейская хартия местного самоуправления, 1985 г.) и отражает права нации на самоопределение. При этом характерной чертой выступает «замороженность» конфликтов с бывшей метрополией и возможность перехода их в «горячую стадию», как было в недавних карабахо-азербайджанских отношениях и в условиях войны в Донбассе.
Новые государства постсоветского пространства не живут в системе «изоляционизма» и не строят закрытых экономик. Как и для любого государства, для них характерна приграничная деятельность, ведение экономических отношений с соседями. Но большая часть республик этим не ограничивается, организует культурные, социальные, экологические контакты. Немалую роль играет сохранение и развитие постсоветской идентичности и связи с Российской Федерацией [1, c. 318]. Важным вопросом выступает проблема интеграции непризнанных государств в такие образования на постсоветском пространстве как СНГ, ОДКБ, Таможенный союз, Евразийский экономический союз [2, c. 23].
Наднациональные образования государств бывшего СССР, в частности ЕАЭС, формируются по принципу принятия лучшего опыта от других транснациональных проектов. От Европейского Союза им был взят опыт локальной интеграции, направленной на «снятие барьеров» между приграничными регионами и муниципалитетами. В качестве соответствующего института использовались еврорегионы, имеющие своей целью создание единого экономического и социокультурного пространства во многих случаях под единым политическим управлением.
Непризнанные государства, в частности Донецкая и Луганская народные республики сегодня имеют опыт деятельности в рамках еврорегиона «Донбасс» [3, c. 34]. Несмотря на то, что официальным Киевом прекращена работа по линии всех российско-украинских еврорегионов, некоторые гуманитарные проекты совместно с Ростовской и Воронежской областями Российской Федерации они все же ведут: начиная от размещения беженцев и заканчивая вопросом восстановления Донбасса.
По аналогии, подобный еврорегион возможно создать Армении с непризнанным Нагорным Карабахом. Трансграничное образование выступит логичным продолжением созданного в 2009 году еврорегиона «Евро-Кавказ» (грузинские Дманиси, Болниси, Марнеули и Ниноцминду и армянские Тавуш, Лори и Ширак), благодаря которому два грузинских муниципалитета уже сейчас вовлечены в процесс евразийской интеграции. Еврорегион будет способствовать решению проблемы непризнанного Нагорного Карабаха, так как его участниками, согласно духу европейского регионализма, могут выступить как общественные объединения, так и территориальные общины и иные субъекты международного права.
Реализация процесса интеграции Абхазии и Южной Осетии в СНГ и ЕАЭС возможна при создании совместных еврорегионов Абхазии с Краснодарским краем и этнически близкой Республикой Адыгеей, и в рамках создания единого аланского пространства Южной Осетии и Северной. Подобный вариант еврорегиона «Кавказ» в 2008 году рассматривался Советом Федерации [4], однако тогда не был реализован.
Приднестровская Молдавская Республика, не имеющая общих границ с Российской Федерацией, оказалась в ситуации окружения еврорегионами, созданными Украиной со странами Европейского союза («Верхний Прут» и «Днестр»). Она предлагает свой вид интеграции с ЕАЭС. Это создание евразийских регионов — трансграничных образований не связанных с приграничным аспектом, но имеющем культурно-языковое и историческое единство с Россией. Основным вектором сотрудничества в данном случае рассматриваются экономические связи и создание совместных российско-приднестровских инновационных кластеров на территории непризнанной республики.
С другой стороны, возможно рассмотрение будущего сценария развития Приднестровья с точки зрения ее ориентира на «Новороссию», в случае реализации событий «Русской весны» по всему Юго-Востоку Украины либо изменению статуса Украина на проевразийское государство. В данной ситуации непризнанная республика в своем стремлении развития сотрудничества с ЕАЭС и проевразийскими государствами не будет одинока и к совместным проектам может присоединиться молдавская автономия Гагаузия, руководство которой неоднократно заявляло о невозможности поддержания курса Кишинева на интеграцию в Европейский союз и объединение с Румынией. По данным референдума 2014 года, в случае начала Молдавией процесса европейской интеграции, 98,09% проголосовавших высказались за независимость Гагаузии, а 97% поддержали идею вхождения в Таможенный Союз (ЕАЭС) [5, c. 58].
Интересна роль трансграничного сотрудничества в государствах Прибалтики, где в связи с «Русской весной» на Украине, возвращением Крыма в состав России и объявлением независимости Донецкой и Луганской народных республик, были проведены «профилактические» работы с русским населением: социологические исследования, организация телевещания на русском языке, показательные военные учения [1, c. 27].
Литва, Латвия и Эстония входят в общие еврорегионы не только со странами ЕС, но и Российской Федерацией («Балтика», «Нарва-Ивангород» и др.). Эстонская Ида-Вирумаа и латвийская Латгалия рассматриваются Таллином и Ригой в качестве потенциальных сепаратистов, потому с 2014 года эти территории находятся под тщательным наблюдением, ведь согласно общепринятым европейским нормам они могу потребовать и получить широчайшую автономию и институты по формированию своих локальных интеграционных образований с Российской Федерацией. При этом Таллин может получить аналогичное развитие ситуации в исторической области Сетумаа, населенной православными сету (псковской чудью), чья территория проживания оказалась разделенной надвое и половина ее находится в Печерском района Псковской области [7, c. 140].
Отсутствие признания со стороны всех государств-участников Евразийского экономического союза создает препятствие на пути интеграции непризнанных государств с евразийским пространством. Решением сложившейся проблемы может выступить европейский опыт, где уже давно активно функционирует Комитет регионов, объединяющий трансграничные образования. Создание подобного органа в структурах Евразийской экономической комиссии позволит не только вовлечь непризнанные государства постсоветского пространства в работу ЕАЭС, но и станет значимым шагом на пути урегулирования многолетних конфликтов.
Литература
1. Штански Н.В. Становление «новой» постсоветской идентичности в «непризнанных государствах» на примере Приднестровья // Безопасность Евразии. 2008. № 2. С. 315–326.
2. Крылов А.Б., Арешев А.Г. Евразийская интеграция: проблемы и потенциал развития // Россия и новые государства Евразии. 2014. № 4 (25). С. 23–33.
3. Бредихин А.В. Перспективы развития еврорегиона «Донбасс» в условиях Центр-Периферийного конфликта на Украине// Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 31. С. 29–35.
4. В СФ предлагают создать т.н. еврорегион «Кавказ» для поддержки Южной Осетии и Абхазию // РБК [официальный сайт]. 24.09.2008. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20080926161146.shtml
5. Биткова Т.Г. Гагаузские альтернативы // Путь к миру и безопасности. 2015. № 2 (49). С. 57–66.
6. Межевич Н.М. Российско-эстонская граница: история формирования и современное значение для развития северо-запада России // Псковский региональный журнал. 2007. № 4. С. 134–145.