Данные об авторе. Гоголева Владислава Анатольевна, студентка ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», Институт социальных и политических наук, департамент международных отношений, г. Екатеринбург.
Аннотация. Данная работа посвящена изучению сепаратистских движений в Италии на современном этапе. Основной целью стало выявление основных причин возникновения движений и анализ их отличительных черт. Также была предпринята попытка на основе анализа спрогнозировать дальнейшее развитие ситуации.
Сепаратизм в Италии: карнавал движений за независимость
Одной из наиболее актуальных проблем для многих европейских стран на современном этапе является проблема сепаратизма. Несмотря на внутренний характер проблемы, сепаратизм оказывает влияние и на международную обстановку, дестабилизируя ситуацию в мире. Кроме того, наличие сепаратистских настроений зачастую приводит к снижению авторитета государства.
Как правило, истоки любого сепаратизма связаны с историческими причинами. Небольшие государства объединялись в более крупные (мирным путем или путем захвата одного государства другим), что могло приводить к ущемлению интересов национальных меньшинств, а впоследствии — к открытому проявлению радикальных форм освободительных движений. Это объяснимо сложной историей Европы и ее культурным многообразием.
Данная работа посвящена проблеме сепаратизма в Италии. Выбор Италии как объекта исследования обусловлен тем обстоятельством, что это государство занимает ключевые экономические и геополитические позиции в Южной Европе, а также существенными отличиями итальянского сепаратизма по своим причинам, стратегиям и институциональным формам от сепаратизма в других постиндустриальных обществах [1, с. 78 — 79]. По данной проблеме существует ряд научной литературы, однако многие авторы преимущественно касаются проблемы в рамках изучения представленных в парламенте партий с сепаратистским уклоном. А в настоящем исследовании в большей мере затрагиваются сепаратистские движения, не представленные в правительственных кругах.
Для начала обратимся к Конституции Итальянской Республики. Согласно Конституции, особые формы и условия автономии имеют пять регионов: Фриули-Венеция-Джулия, Сардиния, Сицилия, Трентино-Альто-Адидже и Валле-д’Аоста. [2, c. 59]. Они обладают наибольшим политическим и экономическим весом среди всех административно-территориальных единиц итальянского государства. В них же наиболее ярко выражены и сепаратистские настроения. Это, прежде всего, связано с историческими причинами. Рассмотрим, с какими факторами связаны сепаратистские настроения в различных регионах страны и как они проявляются.
• Большая часть провинции Фриули-Венеция-Джулия, примыкающей к Триесту, после Второй мировой войны была передана Югославии. Из ряда многочисленных языковых меньшинств выделяется этническое и языковое словенское меньшинство.
• В области Трентино-Альто-Адидже, включающей в себя автономные провинции Тренто и Больцано, около 70% жителей составляют этнические немцы [1, с. 84]: раньше эти территории были частью Австро-Венгерской империи. После Первой мировой войны, в соответствии с Сен-Жерменским мирным договором, Трентино и Южный Триоль перешли к Итальянскому королевству.
• В Валле-д’Аоста с 1948 г. официально признан франко-итальянский билингвизм, причем французский язык выполняет уставную и представительскую функцию [3, c. 227]. Между тем, проведенные в 2001 г. социологические исследования выявили значительный перевес в пользу итальянского языка. Согласно результатам опросов, своим родным языком его назвали 71,58% респондентов, различные говоры/диалекты — 12,16% опрошенных, франкопровансальский — 3,21%, французский — всего 0,99%. Идентифицирующим же символом региона являются именно франкопровансальские говоры. Отметим, что само понятие «говор» (фр. patois) в Валле-д’Аоста утратило негативную коннотацию; напротив, говор называется «языком сердца», что подразумевает особую привязанность вальдостанцев к своему родному наречию [4].
• На Сардинии на протяжении многих лет существует движение за независимость от Италии и любого другого государства (Indipendentismu SARDU). Его развитие связано с тем, что, как настаивают его идеологи, сардинская культура значительно отличается от итальянской, а также с угрозой постепенного исчезновения сардинского языка. Кроме того, в социальной сети Facebook создана группа «CantonMaritimo» («Приморский кантон»), ставящая цель присоединения Сардинии к Швейцарии. Она выражает позиции Сардинской партии действия. А. Карузо, один из основателей движения, предлагает передать остров Швейцарии в качестве компенсации государственного долга, поскольку официально признанный уровень безработицы на острове составляет 18,1 %. Еще в 2012 г. опрос показал, что 40 % жителей Сардинии проголосовали бы за отделение от Италии [1, c. 85].
• На Сицилии действует партия «Движение за автономию», ее возглавляет губернатор данной области Р. Ломбардо. Партия представлена, хотя и слабо, в обеих палатах итальянского парламента. Ее программа — правоцентристская, не выходит за рамки широкой экономической и политической автономии. Также на Сицилии существует более радикальная партия — «Движение за независимость Сицилии» (Movimento per l’Indipendenza della Sicilia, MIS), берущее свое начало от Сицилийского движения за независимость 1943–1947 гг. Основные цели этого движения представлены в виде трех принципов: деколонизация, самоопределение, независимость и борьба с итальянской политикой в Сицилии. Влияние этих организаций невелико [1, c. 85].
• Кроме того, самими гражданами Италии в качестве отдельной ветви сепаратизма выделяется ряд легитимных движений, борющихся за восстановление Италии, какой она была до объединения, то есть до 1861 г. Яркими примерами являются некоторые партии на Юге Италии, ориентированные на восстановление власти Бурбонов, а в Венето наряду с партиями, выступающими за создание независимой республики, существуют движения за возрождение Австро-Венгерской империи и воссоединение Венето с ней (или соединение Австрии и Венето в единое государство).
Главным качественным показателем, по которому различаются сепаратистские движения в Италии, и притом очень значительно, является то, насколько влиятельны и активны то или иное объединение и его идеи. В настоящий момент сепаратистские движения имеют сильное влияние на области в северной части страны. Это связано, прежде всего, с экономическими факторами: например, уровень безработицы в Италии в марте 2016 г. составил 11,4%, а на юге, например, на Сицилии уровень безработицы в два раза больше, чем в среднем по стране [5]. Именно поэтому северяне рассматривают себя как «производителей», а южные регионы — как «потребителей», и считают для себя более выгодным создание государства без южных регионов.
Усиливающееся недовольство Севера по отношению к Югу привело к созданию Северной Лиги за независимость Падании (Lega Nord per l’Indipendenza della Padania). Лига Севера была создана в 1989 г. Она выступает за создание независимого государства Падания со столицей в Милане посредством предоставления северным провинциям независимости от аграрного Юга. Как отмечают О. Н. Барабанов и М.О. Шибкова, в программных документах «Лиги Севера» пролеживаются две тенденции: с одной стороны, подчеркивается принадлежность северных областей (Падании) к европейской идентичности и их активное участие в глобальной экономике, с другой стороны, партия настаивает на необходимости защиты собственной идентичности и противостояния вмешательству институтов и механизмов извне. [6, с. 100.] Одним из основных принципов, предложенных Лигой Севера, является пункт о создании налогового федерализма. В целом, по мнению О.Н. Барабанова, идеология и политические действия «Лиги Севера» не привели к формированию достаточно серьезной угрозы государственному единству и территориальной целостности Италии. В то же время они внесли достаточно весомый вклад в начавшийся при поощрении ЕС процесс определенной трансформации политической системы страны, ее «деволюции», то есть, передачи более широких административных и финансовых полномочий от центрального правительства регионам [7, с. 64].
Глубокие основы в Италии имеет партийный регионализм. Он проявляется в протестных формах, взаимосвязан с этническим и экономическим измерениями фрагментации политических систем [1, с. 80]. Одной из наиболее известных является партия «Независимость Венето», которая в марте 2014 г. организовала референдум за выход Венето из состава Италии [8]. По итогам электронного голосования, проходившего с 16 по 22 марта 89% респондентов на вопрос: «Поддерживаете ли вы создание независимой, суверенной, федеративной республики Венето?» ответили утвердительно. Однако на официальном уровне референдум не был принят во внимание. Это связано с тем, что статьей 5 Конституции Италии закреплено, что Республика единая и неделимая [2, c. 9].
Тем не менее, референдум в Венето дал толчок сепаратизму в других регионах. Также в марте 2014 г. секретарь «Сардинской партии действия» (Partito Sardo d’Azione, PSd’Az) Джон Хиллз заявил о том, что в Сардинии предполагается провести интернет-голосование по вопросу «Хотите ли вы, чтобы Сардиния стала независимым государством?» [9].
Референдум за независимость Венето проходил одновременно с референдумом в Крыму за присоединение к России. Как известно, референдум, проведенный в Крыму, привел к тому, что 96,8% проголосовавших высказались за присоединение к России. Международная реакция на это была разнообразной, а Европейский союз отказался признать результаты референдума. Тем не менее, несмотря на позицию ЕС и центрального правительства Италии, региональный совет северной итальянской области Венето большинством голосов одобрил резолюцию, призывающую национальное правительство Италии признать текущий статус Крыма [10]. Это в свою очередь, дало толчок тому, что в мае 2016 г. в областной совет другой итальянской области, Ломбардии, была внесена резолюция по признанию Крыма частью России [11]
Но наиболее сложная ситуация сложилась вокруг Триеста. В XVIII–XIX вв. Триест был одной из коронных земель Австро-Венгерской империи. Итальянское королевство с момента своего образования считало приобретение Триеста своей основной задачей. После Первой мировой войны эта задача была выполнена. К Италии также отошло почти все Австрийское приморье, где была создана область Венеция-Джулия. В годы Второй мировой войны Триест был оккупирован фашистами, а после войны находился под управлением англо-американских военных властей. В сентябре 1947 г. с целью снижения риска обострения противоречий между Италией и Югославией в регионе было принято решение о создании Свободной территории Триест. Она делилась на две зоны по линии Моргана: зона А находилась под военным и гражданским англо-американским управлением, а зона Б — под югославским. В октябре 1954 г. в Лондоне был подписан меморандум, по которому зона А переходила к Италии, а зона Б — к Югославии. В итоге в 1975 г. территория официально была распущена согласно договору в Озимо. Однако необходимо отметить, что зона Б до конца Второй мировой была преимущественно населена итальянцами. Оккупация Тито этой территории привела тому, что огромным массам населения пришлось покинуть эти земли. Против тех, кто остался, были развернуты жестокие репрессии. В связи с этими событиями появились движения за создание «свободного государства Триестино» и движения, как в Венето, за возвращение в состав Австрии [12]. Референдум в Венето оказал влияние и на Триест: в 2014 г. появлялись заявления о необходимости провести референдум о независимости Триеста от Италии. Хотя голосование так и не было проведено, сепаратистские идеи не покидают город, что отражается в публикациях местных журналистов и блоггеров [13].
Итак, несмотря на достаточно большое количество различных сепаратистских движений и их активную деятельность, ни одному из них не удалось достичь поставленных целей и обойти итальянскую конституцию. При этом нужно отметить, что положение национальных и языковых меньшинств в стране нельзя назвать критическим, так как они представляют свои интересы в Парламенте (и в Сенате, и в Палате депутатов). Настойчивость в действиях сепаратистских движений связана с их глубокими историческими корнями. Однако после подъема 2014–2015 гг. наступил некоторый спад их активности. Но можно предположить, что это лишь небольшое затишье перед новыми волнами сепаратизма, способными захлестнуть всю страну. Возможным катализатором движений может стать проблема наплыва беженцев из стран Ближнего Востока. Огромный наплыв мигрантов приведет к ухудшению социально-экономической обстановки в стране, вследствие чего увеличится число сторонников различных сепаратистских движений. В какой-то момент центральная власть может не удержать ситуацию под контролем, и трудно быть уверенными, что Италия долго сможет просуществовать как единое государство.
Литература
1. Баранов А.В. Сепаратизм в современной Италии: факторы развития, институционализация, политические стратегии // Человек. Сообщество. Управление. 2015. Т. 16. № 12. С. 78–90.
2. Constituzione Italiana, 1948. Roma, 2012.
3. Табаринцева-Романова К.М. К вопросу изучения языковых меньшинств в Италии // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2010. Т. 75. № 2. С. 225–231.
4. Моисеева Д.П. Валле-д’Аоста на перекрестке языков и идентичностей // Россия и Запад: диалог культур. 2015. № 8. URL: http://www.regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-11-32/366—q——q.html
5. Безработица в Италии увеличилась в феврале до 11,7% // Росбалт. 1.04.2016. URL: http://www.rosbalt.ru/business/2016/04/01/1503151.html
6. Барабанов О.Н., Шибкова М.О. Евроскептицизм в Италии: Эволюция политической программы «Лиги Севера» // Вестник МГИМО. 2015. № 5 (44). С. 99–107.
7. Барабанов О.Н. Тенденции развития региональной политики Италии // Вестник МГИМО. 2012. № 1 (22). С. 61–68.
8. Ford M. Europe’s Latest Secession Movement: Venice? // The Atlantic Daily. 24.03.2014. URL: http://www.theatlantic.com/international/archive/2014/03/europes-latest-secession-movement-venice/284562
9. Сардиния хочет провести референдум для отделения от Италии // РИА Новости. 26.03.2014. URL: http://ria.ru/world/20140326/1001130255.html
10. Совет итальянской области Венето признал текущий статус Крыма // Lenta.ru. 18.05.2016. URL: https://lenta.ru/news/2016/05/18/venetodecision
11. Теперь и Ломбардия: еще один регион Италии может признать Крым российским // Russia Today. 21.05.2016. URL: https://russian.rt.com/article/303710-teper-i-lombardiya-eschyo-odin-region-italii
12. Bagozzi М., Salimbeni L. Il territorio libero di Trieste, la nuova utopia // Eurasia — Rivista di studi Geopolitici. 12.09.2013. URL: http://www.eurasia-rivista.org/il-territorio-libero-di-trieste-la-nuova-utopia/20127
13. L’unica salvezza di Trieste? L’indipendenza // Marco Frank blog. 1.12.2015. URL: https://marcofrank.net/2015/12/01/lunica-salvezza-di-trieste-lindipendenza