Вольтер О.В. Сепаратизм в контексте национально-территориального передела мира

Данные об авторе. Вольтер Ольга Владимировна, доктор политических наук, кандидат философских наук. г. Армавир, Россия. Область научных интересов: политические процессы в современной России и мире, национальная политика, национальная идентичность, национальная, государственная и политическая идеология в России, теория и философия политики и управления.

Аннотация. Современный передел мира привел к геополитической трансформации, всплеску сепаратизма, этнонациональным и этноконфессиональным конфликтам, спровоцировал разрушение сложившихся государственных образований и геополитических систем, разрушил экономическую и социальную сферу целых регионов. Все это привело к неконтролируемым потокам беженцев из охваченных войной и нищетой стран Востока в страны Западной Европы. Таким образом, создается основа для противостояния ценностей христианской цивилизации Западной Европы и мусульманского мира. В статье рассматривается сепаратизм как традиционно важный инструмент геополитики и орудие соперничества государств на мировой арене.

Сепаратизм в контексте национально-территориального передела мира

В обществе на современном этапе его развития национально-этнические проблемы приобретают особую актуальность и становятся реальной угрозой международной безопасности.

Проблемы национально-этнического сепаратизма широко распространены в развивающихся странах Азии: индийские штаты Джамму и Кашмир, Пенджаб, Наголенд, Ассам, северная Шри-Ланка, области Карен и Шах в Мьянме (Бирма), южные Филиппины, Восточный Тимор и Ирман-Джая (западная часть Новой Гвинеи) в Индонезии, Тибет и Синьцзян (Уйгуристан) в Китае. Азиатская разновидность сепаратизма получила распространение в Восточной, Юго-Восточной, Южной Азии. Эти конфликты возникли еще в доколониальный период, но возобновились после получения странами государственной независимости.

Проблемы сепаратизма сильны в странах Африки: Южный Судан, провинция Кабинда в Анголе, Северное Сомали, провинция Квазу-Наталь в ЮАР, Коморские острова, Руанда и Бурунди. Страны этого региона в более поздний период получили государственную независимость, но проявления сепаратизма возобновились с новой силой после ухода с континента колониальных держав. Однако тот факт, что большинство африканских этносов до сих пор находятся на племенной стадии развития, объясняет меньшую организованность и активность африканских сепаратистских движений, по сравнению со странами Азии. Разнообразный этнический состав населения Африки, особенности экономических и культурных связей ее районов не учитывались при построении колониальной структуры Африканского континента. Поэтому все чаще выдвигаются требования пересмотра границ, разделивших на части единые и родственные этносы.

Тенденции сепаратизма ярко выражены на Ближнем Востоке: Курдистан, Горный Бадахшан в Таджикистане, пакистанская провинция Белуджистан, Южный Йемен, область Читтагонг в Бангладеш, на севере Афганистана и на юге Алжира. Ближневосточный или исламский сепаратизм господствует в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней и Южной Азии. Противостоящие стороны национальных конфликтов имеют одну конфессиональную принадлежность – ислам, поэтому определяющим является фактор этнической принадлежности и самосознания угнетаемого национального меньшинства.

Очаги сепаратизма есть и в государствах Нового Света: Канадская провинция Квебек, мексиканский штат Чьяпас, самоуправляющаяся территория Дании Гренландия, остров Невис в составе Федерации Сен-Китс и Невис. Сепаратистские настроения в этом регионе определились переселенческим характером населения государств Нового Света, практически исключившим глубокие и непреодолимые противоречия между этническими и конфессиональными группами эмигрантов, а также малочисленностью и разобщенностью коренного населения – индейцев и эскимосов.

В Европе сепаратизм распространен в Северной Ирландии, Стране Басков, Каталонии, на Фарерских островах, Корсике, Фландрии и Валлонии, на Северном Кипре и характеризуется преобладанием этно-конфессионального и социально-экономического факторов. Целью западноевропейских сепаратистов чаще является не создание независимых государств, а достижение максимальной национально-культурной, экономической и политической автономии в рамках существующих в настоящее время государственных границ. У многих европейцев сформировалось понятие европейской идентичности, свою малую Родину они воспринимают как часть единой Европы.

Сепаратизм распространен и в бывших социалистических странах Восточной и Центральной Европы и включает Россию и ряд государств, образовавшихся на территории бывшего СССР, кроме мусульманских республик Средней Азии. Корни восточноевропейского сепаратизма уходят в предыдущие исторические эпохи. Он активизировался в конце 80-х годов XX века в связи с распадом СССР и разрушением блока стран социалистического лагеря. В отличие от западноевропейского сепаратизма, восточноевропейский стремится не к автономии, а к полной независимости государств.

Таким образом, сепаратизм в современном мире можно встретить практически на всех континентах и рассматривать его в виде 6 географических типов [1, с. 36-58]. Сепаратизм как феномен отличается огромным многообразием его конкретных проявлений. Истоки, причины, условия возникновения, движущие силы, динамика, результаты, последствия отличаются многовариантностью и многообразием [2, с. 117].

Сепаратизм можно рассматривать в двух аспектах. Первый – это движение наций к самоопределению и независимости, второй, напротив, проявляется в стремлении к интеграции, к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных «супернаций». Обе эти тенденции объективны, обе закреплены в мировом праве как «право наций на самоопределение» и «сохранение территориальной целостности государств». Перспектива выбора оптимального пути для развития межнациональных и межэтнических отношений не имеет смысла ни в аспекте интеграции, ни в аспекте самоопределения и независимости этноса, без учета положительной динамики развития экономических, политических, и иных факторов. Однако нестабильность в экономической, политической или социальной сфере приводит к обострению сепаратизма.

В современной политической науке дается следующее определение данного явления: во-первых, сепаратизм выступает «как теория, политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии» [3, с. 121]. Во-вторых, сепаратизм это «движение за отделение части государства и создание нового государственного образования, за предоставление части страны автономии по национальному, языковому или религиозному принципу» [3, с. 121].

Сепаратизм как движение, выражающее стремление малых этносов в многонациональных государствах к созданию самостоятельных государств, является серьезной проблемой. По разным данным (в зависимости от методики подсчета) в мире в настоящее время существует от 3000 до 5000 народов-этносов, и только около 200 государств.

Сепаратизм как теория, политика и практика насильственных действий, направленная на обособления, отделения части территории государства, основывается на ложно трактуемом принципе самоопределения, когда каждая этническая общность должна иметь собственную государственно оформленную территорию. Но в международной практике правоприменения право народов на самоопределение трактуется, имея в виду признание существующей системы государств и право территориальных сообществ (а не этнических групп) формировать систему управления не в ущерб остальному населению. Самоопределение, особенно для этнических групп, — это, прежде всего, право на участие в более широком общественно-политическом процессе. Сепаратизм же – это выход из существующей системы или ее разрушение с целью оформления государственности для определенной этнокультурной общности.

В конце XX — начале XXI вв. на мировой политической арене происходили процессы, направленные как на интеграцию, так и на дезинтеграцию государств, народов, территорий. Зачастую эти процессы имели хорошо спланированный, управляемый характер, они определялись внешней политикой крупнейших мировых держав, и были направлены на передел сфер влияния. Данная ситуация стала возможной в результате распада СССР и нарушения мирового паритета сил СССР и США.

Сепаратизм в современном геополитическом пространстве имеет двойственное значение и носит субъективный характер. Отличие сепаратизма от национально-освободительного движения носит субъективный (оценочный) характер [4, с. 213]. Традиционный сепаратизм базируется на международном принципе права на самоопределение и в недавнем прошлом являлся составной частью национально-освободительного движения и деколонизации. Одновременно, сепаратизм нарушает международный принцип суверенитета и территориальной целостности государства. Отсюда происходят двойные стандарты Запада – поддерживать в геополитических целях сепаратизм в странах, входящих в сферу интересов неоколониальной политики США и стран НАТО, и не допускать его у себя.

Всплеск сепаратизма пришелся на 90-е годы XX века, и это было обусловлено в первую очередь распадом мировой социалистической системы. После распада СССР и волны цветных революций, прокатившихся по территории стран Восточной Европы и бывшего СССР, сепаратизм стал реальной угрозой территориальной целостности и безопасности этих государств.

В распоряжении Президента РФ Путина В.В. от 07.06.2001 N 312-рп «О подписании Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом», было определено, что «терроризм, сепаратизм и экстремизм представляют угрозу международному миру и безопасности, развитию дружественных отношений между государствами, а также осуществлению основных прав и свобод человека» и что они, «вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, виновные в совершении таких деяний, должны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом» [5].

В Шанхайской конвенции говорится: «…Сепаратизм — какое-либо деяние, направленное на нарушение территориальной целостности государства, в том числе на отделение от него части территории, или дезинтеграцию государства, совершаемое насильственным путем, а равно планирование и подготовка такого деяния, пособничество его совершению, подстрекательство к нему, преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон». Страны, подписавшие Шанхайскую конвенцию, «принимают такие меры, которые могут оказаться необходимыми, в области национального законодательства, для обеспечения того, чтобы деяния, указанные в п.1 ст. 1 настоящей Конвенции (терроризм, сепаратизм, экстремизм), ни при каких обстоятельствах не подлежали оправданию по соображениям политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного аналогичного характера и влекли наказание сообразно степени их тяжести» [6]. «Шанхайскую конвенцию о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» подписали Республика Казахстан, Китайская Народная Республика, Кыргызская Республика, Российская Федерация и Республика Таджикистан.

Современный передел мира привел к неконтролируемым потокам беженцев из разрушенных войнами стран Востока в страны Западной Европы. Ответом на это стал всплеск геополитического сепаратизма, проявившегося в противостоянии ценностей христианской цивилизации Западной Европы и мусульманского мира в лице волн беженцев из охваченных войной и нищетой стран Востока. Кроме того, все увеличивающееся мусульманское население Европы в виде непрекращающегося потока мигрантов, не желающих интегрироваться в систему европейских ценностей, создает экономические и политические проблемы, приводит к росту исламского фундаментализма, а также криминальной среды для нового витка сепаратизма. В итоге сепаратизм бумерангом возвращается на Запад. Таким образом, сепаратизм традиционно служил и служит важным инструментом геополитики и орудием соперничества государств на мировой арене.

Литература

1. Заяц Д.В. Географические типы сепаратизма // Проблемы геоконфликтологии. Т.2. М., 2004.
2. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. СПб., 2004.
3. Политическая наука: Словарь-справочник / Сост. И.И. Санжаревский. М., 2010.
4. Большой юридический словарь. М., 2003.
5. Распоряжение Президента РФ от 07.06.2001 N 312-рп «О подписании Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/17034
6. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 14 июня 2001 года // Президент России. URL: http://kremlin.ru/supplement/3405