Самойлов Н.Ю. Массовая культура Великобритании 1960–70-х гг. как элемент «мягкой силы»

Сведения об авторе. Самойлов Никита Юрьевич, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера научных интересов: история Великобритании в XX веке, молодежное движение 1960–70-х гг. в Европе и США.

Аннотация. В статье рассматриваются три направления массовой культуры Великобритании — кинематограф, литература и музыкальная индустрия как три элемента «мягкой силы» страны. Выбранный временной отрезок (1960–70-е гг.) отличают масштабные культурные изменения, охватившие все западные государства. В этих условиях массовая культура Великобритании смогла выйти на лидирующие позиции в мире. Отмечается успешность использования Великобританией своего культурного потенциала в условиях относительной ограниченности средств, и доминирования иностранной (прежде всего американской) массовой культуры над британской в послевоенный период.

Массовая культура Великобритании 1960–70-х гг. как элемент «мягкой силы»

Концепция «мягкой силы» Джозефа Ная-младшего [1] содержит широкий простор для толкования, и сам автор допускает различные, хотя и укладывающиеся в общую концепцию, трактовки этого понятия. Тем не менее, мягкая сила зачастую понимается в большей степени как комплекс мер во внешней политике и дипломатии, создающий привлекательный образ страны. То есть, «soft power» понимается как продукт, создаваемый под контролем государства, и для решения поставленных государством задач (создание определенного имиджа, повышение туристической привлекательности, и так далее). В связи с этим актуальным представляется рассмотреть тот элемент мягкой силы государства, что создается без вмешательства (либо почти без вмешательства) государства и положительно влияет на имидж страны, а также позволяет оказывать влияние на другие страны и регионы — культуру государства, и прежде всего массовую культуру.
Понятие о «массовой культуре» возникает в начале 1940-х гг. благодаря М. Хоркхаймеру [2]. Подробно рассматривается, например, К. Манхеймом [3].
Толчок развитию массовой культуры на Западе дало окончание Второй мировой войны и восстановление западноевропейских экономик вкупе с ростом благосостояния, обусловленным, в том числе, техническим прогрессом. Массовая культура стала, и по сей день остается, важной статьей «культурного экспорта» развитых государств. Как же обстояли дела с экспортом культуры вовне у Великобритании в 1960–70-х гг.?
Первое послевоенное десятилетие Великобритания была занята по преимуществу восстановлением экономики и хозяйства, нарушенных торгово-экономических связей с частями империи и попытками сохранить империю от распада. В области культуры наблюдалась опасная для страны тенденция замещения — продукция американских киностудий оккупировала экраны кинотеатров еще в предвоенные годы, и не спешила уступать место британскому продукту, тем более что его почти не было, кинопроизводство было крайне ограничено. К тому же, денег у британских продюсеров хватало в основном на относительно низкобюджетные картины в жанрах мелодрамы, драмы, комедии — ниша высокобюджетного жанрового кино оставалась за Голливудом. Хотя в Великобритании снимались и фильмы, повествующие о событиях недавней войны, и исторические, но камерные картины. Сохранялась тенденция сокращения числа кинотеатров, вплоть до 1980-х годов их количество неуклонно сокращалось. В Великобритании кинематограф с трудом конкурировал с театром, позже к «театральному фактору» относительно невысокой популярности кино прибавилась конкуренция со стороны телевидения. Музыкальный рынок страны тоже до определенного времени не мог соперничать с музыкальным экспортом из США.
Во второй половине 1960-х гг. все западные страны, включая Великобританию, столкнулись с масштабными культурными изменениями, которые определили весомую роль массовой культуры в общественной жизни, и выдвинули вперед основную категорию потребителей масскульта — молодежь (этот процесс в крупных европейских странах и США детально рассмотрен А. Марвиком [4]). Имевшиеся у Великобритании богатейшая культура и неоднозначная, но богатая на яркие личности и события история были прекрасным фундаментом для культурной экспансии. Далее мы рассмотрим основные направления, представлявшие в 1960–70-х гг. мягкую силу Великобритании в области массовой культуры: кинематограф, музыкальную индустрию, литературу.
В области кинематографа Великобритания в данный период времени не совершила значимого прорыва. В конце 1940-х гг. зародилась т.н. «британская новая волна» [5], существовавшая в русле литературного направления «рассерженных молодых людей» (шире — в контексте так называемой «драматургии кухонной мойки» — англ. «Kitchen Sink Drama»), но к 1960-м гг. она сошла на нет. В те годы наиболее успешная (среди европейских стран) киноиндустрия сложилась в динамично экономически развивавшихся Италии и Франции, отчасти — в ФРГ, на фоне которых и подверженная стагнации британская экономика, и кинематограф смотрелись блекло.
Тем не менее, у британского кинематографа было несколько точек роста, которыми он воспользовался. Во-первых, наличие в Голливуде большого числа британских актеров и режиссеров, что создавало британцам определенное лобби в фабрике грез; зачастую в масштабных голливудских лентах главные роли исполняли британцы, тем самым британская актерская школа становилась известной всему миру. Яркий пример — снятый в популярном на рубеже 1950-1960-х гг. жанре «пеплум» фильм «Клеопатра» (1963), в главных ролях в нем снялись актеры Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон. Во-вторых, широко распространенной стала практика совместного создания фильмов, когда на деньги американских (и не только) продюсеров и силами известных режиссеров в Великобритании снимаются фильмы, а последующий успех в зарубежном прокате привлекает в страну новых туристов и повышает привлекательность страны. Отличными примером служит фильм «Фотоувеличение» (Blow-Up, реж. М. Антониони), где передается неповторимая атмосфера и эстетика «свингующего» [6] Лондона 1960-х годов. Главной победой Соединенного Королевства над Голливудом стал переезд известного американского режиссера Стэнли Кубрика на Туманный Альбион, куда он переехал после съемок фильма «Спартак» (1960). Именно в Великобритании он снимал все свои последующие работы, и во многих из них фигурировала Британия — либо в главных ролях были британцы (фильм «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу», и исполнитель сразу нескольких главных ролей актер Питер Селлерс), либо действие происходило в Великобритании и было основано на британских литературных произведениях («Барри Линдон», «Заводной апельсин») [7, с. 41–52]. И главное — Великобритании удалось в 1960-х гг. создать свою собственную кинофраншизу, ставшую всемирно популярной — так называемую «бондиану», серию фильмов об агенте британской разведки Джеймсе Бонде. В условиях масштабного противостояния СССР и США, распада собственной колониальной империи, когда Великобритании все очевиднее доставалась второстепенная роль в мировой политике, появление такого героя оказалось спасительным для имиджа Великобритании как влиятельного государства, отстаивающего свои интересы по всему миру.
В области музыки массовая культура Великобритании достигла выдающихся результатов. Примерно с середины 1960-х гг. начинается процесс, получивший название «британского вторжения» (British Invasion) [8] — вытеснение британской рок-музыкой американских исполнителей как в Великобритании, так и за рубежом, в т.ч. в американских музыкальных чартах. Первые послевоенные годы и вплоть до 1960-х гг. британская молодежь слушала зарубежных, по преимуществу американских, исполнителей. Такие музыкальные жанры, как соул, джаз, блюз, зарождающийся рок-н-ролл, почти не имели популярных последователей среди британских музыкантов. Однако, это было затишье перед бурей — первое же выросшее на иностранной музыке поколение переосмыслило ее, и стало не просто копировать, а производить свой продукт, который вскоре стал главной статьей экспорта британского масскульта. Самыми популярными группами того периода времени стали: The Beatles, достигшие поистине мировой популярности, The Animals (их сингл «The House of the Rising Sun» часто называют песней, положившей начало процессу «вторжения» [8, p. 9]). The Zombies, The Kinks, The Rolling Stones, The Pretty Things, The Searchers, Cream, The Troggs, The Yardbirds — вот те группы, которые за пару лет стали повсеместно известны в западных странах. К началу 1967 года «британское вторжение» в целом стихло, но британская рок-музыка уже прочно встала на ноги, оставив позади все европейские страны, и по количеству всемирно известных рок-групп соперничать с Великобританией могли только США. Вторая половина 1960-х и 1970-е гг. стали очень успешным временем для британской рок-музыки. Британские группы доминировали в некоторых новых жанрах рок-музыки, таких как: блюз-рок (Led Zeppelin), хард-рок (Black Sabbath, Deep Purple), арт-рок (Genesis, ELO), прогрессивный рок (Pink Floyd, King Crimson, Yes, Jethro Tull), панк-рок (Sex Pistols, The Clash), глэм-рок (T. Rex, Queen), пост-панк (Joy Division), и так далее. Стоит отметить, что некоторые группы на свой лад популяризировали Великобританию как оплот монархии. К примеру, группа Queen, кроме монархического названия делала отсылку к британской монархии своим логотипом, отчетливо напоминавшим Королевский герб Великобритании; иные популяризировали государство упоминанием географических объектов и/или символов Великобритании (The Clash и песня «London Calling», The Beatles и песня «A Day in the Life», в которой упоминаются Альберт-холл, двухэтажные автобусы, Палата лордов), английской литературы (Led Zeppelin и песня «The Battle of Evermore», вдохновленная произведениями Дж. Р. Толкина).
Важным элементом культурного влияния Великобритании в 1960-1970-х гг. оставалась литература. Отметим тот факт, что многие ставшие классикой массовой культуры произведения были написаны и опубликованы ранее 1960-х гг. («О дивный новый мир» О. Хаксли вышел в 1932 г., «1984» Дж. Оруэлла в 1949 г.). Также, как и произведение Дж. Р. Толкина «Властелин колец», первое издание которого вышло в Соединенном Королевстве в 1954 г., но международной популярности достигло в 1960-х годах. «Властелин колец», равно как и «Хоббит» и опубликованный после смерти писателя «Сильмариллион» составили славу британской фэнтези-литературы, а Великобритания стала приобретать имидж самой сказочной страны Старого Света. Этот образ по сей день активно используется Великобританией для увеличения туристического потока. Отметим успехи популярной британской литературы в жанрах юмористической научной фантастики (серия книг Д. Адамса «Автостопом по Галактике»), сказочной повести («Чарли и шоколадная фабрика» Р. Даля), шпионского романа (серия книг о Джеймсе Бонде, созданная Яном Флемингом), научной фантастики («2001: Космическая Одиссея», «Фонтаны Рая» А. Кларка), антиутопии («Заводной апельсин» Э. Берджесса).
Таким образом, за период 1960–70-х гг. Великобритания смогла стать одной из стран с наиболее развитой индустрией массовой культуры. Этому способствовало и то, что цензурные ограничения в Соединенном Королевстве были более мягкими, нежели, например, в США. Некоторые направления, такие как рок-музыка, развивались очень успешно; некоторые, как кинематограф, сочетали успехи и неудачи. Разумеется, в рамках короткого обзора невозможно отразить все достижения массовой культуры Великобритании того периода времени. Как минимум, не были рассмотрены достижения в области изобразительного искусства. В целом же, в 1960–70-х гг. Великобритания сумела адаптироваться к масштабным культурным изменениям, охватившим в то время все западные страны, благодаря чему в настоящее время британская массовая культура выступает одним из основных рычагов «мягкой силы» Великобритании в мире.

Литература

1. Nye Jh.S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. N.Y., 1990.
2. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1998.
3. Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М., 1991.
4. Marwick A. The Sixties: Cultural Revolution in Britain, France, Italy and the United States, c. 1958 — c. 1974. L., 1998.
5. Taylor B. F. The British New Wave: A Certain Tendency? Manch., 2006.
6. Rycroft S. Swinging City: A Cultural Geography of London 1950–1974. Farnham, 2011.
7. Нэрмор Д. Кубрик. М., 2012.
8. Perone J.E. Mods, Rockers, and the Music of the British Invasion. L., 2009.