АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Интернет-конференция
Хроника Аналитика Конференции Дневники
ALTAI SCHOOL OF POLITICAL STUDIES
Основана в 1996 г.

Самойлов Н.Ю. Массовая культура Великобритании 1960–70-х гг. как элемент «мягкой силы»

Сведения об авторе. Самойлов Никита Юрьевич, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера научных интересов: история Великобритании в XX веке, молодежное движение 1960–70-х гг. в Европе и США.

Аннотация. В статье рассматриваются три направления массовой культуры Великобритании — кинематограф, литература и музыкальная индустрия как три элемента «мягкой силы» страны. Выбранный временной отрезок (1960–70-е гг.) отличают масштабные культурные изменения, охватившие все западные государства. В этих условиях массовая культура Великобритании смогла выйти на лидирующие позиции в мире. Отмечается успешность использования Великобританией своего культурного потенциала в условиях относительной ограниченности средств, и доминирования иностранной (прежде всего американской) массовой культуры над британской в послевоенный период.

Массовая культура Великобритании 1960–70-х гг. как элемент «мягкой силы»

Концепция «мягкой силы» Джозефа Ная-младшего [1] содержит широкий простор для толкования, и сам автор допускает различные, хотя и укладывающиеся в общую концепцию, трактовки этого понятия. Тем не менее, мягкая сила зачастую понимается в большей степени как комплекс мер во внешней политике и дипломатии, создающий привлекательный образ страны. То есть, «soft power» понимается как продукт, создаваемый под контролем государства, и для решения поставленных государством задач (создание определенного имиджа, повышение туристической привлекательности, и так далее). В связи с этим актуальным представляется рассмотреть тот элемент мягкой силы государства, что создается без вмешательства (либо почти без вмешательства) государства и положительно влияет на имидж страны, а также позволяет оказывать влияние на другие страны и регионы — культуру государства, и прежде всего массовую культуру.
Понятие о «массовой культуре» возникает в начале 1940-х гг. благодаря М. Хоркхаймеру [2]. Подробно рассматривается, например, К. Манхеймом [3].
Толчок развитию массовой культуры на Западе дало окончание Второй мировой войны и восстановление западноевропейских экономик вкупе с ростом благосостояния, обусловленным, в том числе, техническим прогрессом. Массовая культура стала, и по сей день остается, важной статьей «культурного экспорта» развитых государств. Как же обстояли дела с экспортом культуры вовне у Великобритании в 1960–70-х гг.?
Первое послевоенное десятилетие Великобритания была занята по преимуществу восстановлением экономики и хозяйства, нарушенных торгово-экономических связей с частями империи и попытками сохранить империю от распада. В области культуры наблюдалась опасная для страны тенденция замещения — продукция американских киностудий оккупировала экраны кинотеатров еще в предвоенные годы, и не спешила уступать место британскому продукту, тем более что его почти не было, кинопроизводство было крайне ограничено. К тому же, денег у британских продюсеров хватало в основном на относительно низкобюджетные картины в жанрах мелодрамы, драмы, комедии — ниша высокобюджетного жанрового кино оставалась за Голливудом. Хотя в Великобритании снимались и фильмы, повествующие о событиях недавней войны, и исторические, но камерные картины. Сохранялась тенденция сокращения числа кинотеатров, вплоть до 1980-х годов их количество неуклонно сокращалось. В Великобритании кинематограф с трудом конкурировал с театром, позже к «театральному фактору» относительно невысокой популярности кино прибавилась конкуренция со стороны телевидения. Музыкальный рынок страны тоже до определенного времени не мог соперничать с музыкальным экспортом из США.
Во второй половине 1960-х гг. все западные страны, включая Великобританию, столкнулись с масштабными культурными изменениями, которые определили весомую роль массовой культуры в общественной жизни, и выдвинули вперед основную категорию потребителей масскульта — молодежь (этот процесс в крупных европейских странах и США детально рассмотрен А. Марвиком [4]). Имевшиеся у Великобритании богатейшая культура и неоднозначная, но богатая на яркие личности и события история были прекрасным фундаментом для культурной экспансии. Далее мы рассмотрим основные направления, представлявшие в 1960–70-х гг. мягкую силу Великобритании в области массовой культуры: кинематограф, музыкальную индустрию, литературу.
В области кинематографа Великобритания в данный период времени не совершила значимого прорыва. В конце 1940-х гг. зародилась т.н. «британская новая волна» [5], существовавшая в русле литературного направления «рассерженных молодых людей» (шире — в контексте так называемой «драматургии кухонной мойки» — англ. «Kitchen Sink Drama»), но к 1960-м гг. она сошла на нет. В те годы наиболее успешная (среди европейских стран) киноиндустрия сложилась в динамично экономически развивавшихся Италии и Франции, отчасти — в ФРГ, на фоне которых и подверженная стагнации британская экономика, и кинематограф смотрелись блекло.
Тем не менее, у британского кинематографа было несколько точек роста, которыми он воспользовался. Во-первых, наличие в Голливуде большого числа британских актеров и режиссеров, что создавало британцам определенное лобби в фабрике грез; зачастую в масштабных голливудских лентах главные роли исполняли британцы, тем самым британская актерская школа становилась известной всему миру. Яркий пример — снятый в популярном на рубеже 1950-1960-х гг. жанре «пеплум» фильм «Клеопатра» (1963), в главных ролях в нем снялись актеры Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон. Во-вторых, широко распространенной стала практика совместного создания фильмов, когда на деньги американских (и не только) продюсеров и силами известных режиссеров в Великобритании снимаются фильмы, а последующий успех в зарубежном прокате привлекает в страну новых туристов и повышает привлекательность страны. Отличными примером служит фильм «Фотоувеличение» (Blow-Up, реж. М. Антониони), где передается неповторимая атмосфера и эстетика «свингующего» [6] Лондона 1960-х годов. Главной победой Соединенного Королевства над Голливудом стал переезд известного американского режиссера Стэнли Кубрика на Туманный Альбион, куда он переехал после съемок фильма «Спартак» (1960). Именно в Великобритании он снимал все свои последующие работы, и во многих из них фигурировала Британия — либо в главных ролях были британцы (фильм «Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил бомбу», и исполнитель сразу нескольких главных ролей актер Питер Селлерс), либо действие происходило в Великобритании и было основано на британских литературных произведениях («Барри Линдон», «Заводной апельсин») [7, с. 41–52]. И главное — Великобритании удалось в 1960-х гг. создать свою собственную кинофраншизу, ставшую всемирно популярной — так называемую «бондиану», серию фильмов об агенте британской разведки Джеймсе Бонде. В условиях масштабного противостояния СССР и США, распада собственной колониальной империи, когда Великобритании все очевиднее доставалась второстепенная роль в мировой политике, появление такого героя оказалось спасительным для имиджа Великобритании как влиятельного государства, отстаивающего свои интересы по всему миру.
В области музыки массовая культура Великобритании достигла выдающихся результатов. Примерно с середины 1960-х гг. начинается процесс, получивший название «британского вторжения» (British Invasion) [8] — вытеснение британской рок-музыкой американских исполнителей как в Великобритании, так и за рубежом, в т.ч. в американских музыкальных чартах. Первые послевоенные годы и вплоть до 1960-х гг. британская молодежь слушала зарубежных, по преимуществу американских, исполнителей. Такие музыкальные жанры, как соул, джаз, блюз, зарождающийся рок-н-ролл, почти не имели популярных последователей среди британских музыкантов. Однако, это было затишье перед бурей — первое же выросшее на иностранной музыке поколение переосмыслило ее, и стало не просто копировать, а производить свой продукт, который вскоре стал главной статьей экспорта британского масскульта. Самыми популярными группами того периода времени стали: The Beatles, достигшие поистине мировой популярности, The Animals (их сингл «The House of the Rising Sun» часто называют песней, положившей начало процессу «вторжения» [8, p. 9]). The Zombies, The Kinks, The Rolling Stones, The Pretty Things, The Searchers, Cream, The Troggs, The Yardbirds — вот те группы, которые за пару лет стали повсеместно известны в западных странах. К началу 1967 года «британское вторжение» в целом стихло, но британская рок-музыка уже прочно встала на ноги, оставив позади все европейские страны, и по количеству всемирно известных рок-групп соперничать с Великобританией могли только США. Вторая половина 1960-х и 1970-е гг. стали очень успешным временем для британской рок-музыки. Британские группы доминировали в некоторых новых жанрах рок-музыки, таких как: блюз-рок (Led Zeppelin), хард-рок (Black Sabbath, Deep Purple), арт-рок (Genesis, ELO), прогрессивный рок (Pink Floyd, King Crimson, Yes, Jethro Tull), панк-рок (Sex Pistols, The Clash), глэм-рок (T. Rex, Queen), пост-панк (Joy Division), и так далее. Стоит отметить, что некоторые группы на свой лад популяризировали Великобританию как оплот монархии. К примеру, группа Queen, кроме монархического названия делала отсылку к британской монархии своим логотипом, отчетливо напоминавшим Королевский герб Великобритании; иные популяризировали государство упоминанием географических объектов и/или символов Великобритании (The Clash и песня «London Calling», The Beatles и песня «A Day in the Life», в которой упоминаются Альберт-холл, двухэтажные автобусы, Палата лордов), английской литературы (Led Zeppelin и песня «The Battle of Evermore», вдохновленная произведениями Дж. Р. Толкина).
Важным элементом культурного влияния Великобритании в 1960-1970-х гг. оставалась литература. Отметим тот факт, что многие ставшие классикой массовой культуры произведения были написаны и опубликованы ранее 1960-х гг. («О дивный новый мир» О. Хаксли вышел в 1932 г., «1984» Дж. Оруэлла в 1949 г.). Также, как и произведение Дж. Р. Толкина «Властелин колец», первое издание которого вышло в Соединенном Королевстве в 1954 г., но международной популярности достигло в 1960-х годах. «Властелин колец», равно как и «Хоббит» и опубликованный после смерти писателя «Сильмариллион» составили славу британской фэнтези-литературы, а Великобритания стала приобретать имидж самой сказочной страны Старого Света. Этот образ по сей день активно используется Великобританией для увеличения туристического потока. Отметим успехи популярной британской литературы в жанрах юмористической научной фантастики (серия книг Д. Адамса «Автостопом по Галактике»), сказочной повести («Чарли и шоколадная фабрика» Р. Даля), шпионского романа (серия книг о Джеймсе Бонде, созданная Яном Флемингом), научной фантастики («2001: Космическая Одиссея», «Фонтаны Рая» А. Кларка), антиутопии («Заводной апельсин» Э. Берджесса).
Таким образом, за период 1960–70-х гг. Великобритания смогла стать одной из стран с наиболее развитой индустрией массовой культуры. Этому способствовало и то, что цензурные ограничения в Соединенном Королевстве были более мягкими, нежели, например, в США. Некоторые направления, такие как рок-музыка, развивались очень успешно; некоторые, как кинематограф, сочетали успехи и неудачи. Разумеется, в рамках короткого обзора невозможно отразить все достижения массовой культуры Великобритании того периода времени. Как минимум, не были рассмотрены достижения в области изобразительного искусства. В целом же, в 1960–70-х гг. Великобритания сумела адаптироваться к масштабным культурным изменениям, охватившим в то время все западные страны, благодаря чему в настоящее время британская массовая культура выступает одним из основных рычагов «мягкой силы» Великобритании в мире.

Литература

1. Nye Jh.S. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. N.Y., 1990.
2. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения. М., 1998.
3. Манхейм К. Человек и общество в век преобразования. М., 1991.
4. Marwick A. The Sixties: Cultural Revolution in Britain, France, Italy and the United States, c. 1958 — c. 1974. L., 1998.
5. Taylor B. F. The British New Wave: A Certain Tendency? Manch., 2006.
6. Rycroft S. Swinging City: A Cultural Geography of London 1950–1974. Farnham, 2011.
7. Нэрмор Д. Кубрик. М., 2012.
8. Perone J.E. Mods, Rockers, and the Music of the British Invasion. L., 2009.

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте

Комментариев нет

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree

Подписаться, не комментируя

 


Страница 1 из 11

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.