Дерендяева А.Д. Использование стратегии «soft power» при формировании имиджа столицы Республики Казахстан — Астаны

Сведения об авторе. Дерендяева Анна Дмитриевна, магистрант политологии, Алтайский государственный университет. Область научных интересов: международный имидж, история Казахстана, политические процессы на постсоветском пространстве.

Аннотация. В статье рассматриваются основные инструменты «soft power» и их применение при формировании имиджа столицы Республики Казахстан –Астаны. Автор выделяет основные методы «мягкой силы», анализируя те процессы, которые происходили после переноса столицы в Астану.

Использование стратегии «soft power» при формировании имиджа столицы Республики Казахстан — Астаны

В эпоху глобализации отличительной чертой внешней и внутренней политики стран мира становится использование «мягкой силы» («soft power»). Силовые методы, то есть инструменты «жесткой силы» («hard power») начинают приобретать все более явные ограничения, так как возникает проблема урегулирования военных действий, а также не всегда обеспечивается победа в конфликте. Поэтому актуальным становится изучение феномена «мягкой силы». Термин впервые был введн в 1990 г. профессором Гарвардского университета Дж. Наем [1]. «Мягкая сила», по мнению исследователя, это возможность оказывать влияние на других через поиск союзников, убеждение, она основывается на культуре, политических ценностях и внешней политике страны [2, p. 11].
В 2010 г. The Institute for Government и исследовательский журнал «Монокль» попытались составить рейтинг «soft power» стран мира на основе различных критериев. Исследователями были выделены конкретные факторы, помогающие измерять «мягкую силу»: 1) бизнес и инновации — открытая и привлекательная экономическая система, создание и внедрение новейших технологий; 2) культура — распространение государственного языка, международное продвижение культурных продуктов страны, достижения в области искусства; 3) правительство — привлекательность модели управления государством, политический режим; 4) дипломатия — способность создавать благоприятный диалог с международным сообществом; 5) образование — развитая система вузовского образования, академическая мобильность [3].
Позднее и этот рейтинг был расширен благодаря британскому исследователю Дж. Мак Клори. Его индекс «мягкой силы» рассчитан на государства с быстро растущей рыночной экономикой — RGMs (Rapid-growth markets soft power index). Автор при измерении «soft power» обращает внимание на такие факторы, как: экспорт медиа продукции, проведение Олимпийских игр, количество влиятельных людей изучаемой страны, успешные бизнес-компании, уровень коррумпированности, свобод, степень электорального участия, рост числа иммигрантов (выступающий показателем привлекательности страны для иностранных граждан), развитие туризма, владение английским языком (которое расценивается как необходимое условие интеграции в глобальную мировую систему). Все эти параметры, по мнению Дж. Мак Клори, оказывают влияние на общий имидж страны [4].
В современных исследованиях авторы часто уделяют внимание изучению феномена «мягкой силы» в различных странах. Актуальным остается вопрос изучения данного политического инструмента в Центральной Азии и, например, в такой стране как Республика Казахстан. В настоящее время это государство постепенно усиливает свою роль не только на азиатском континенте, но и в мировом сообществе.
Особенно на этом фоне выделяется столица страны — Астана. Статус центра город получил с 10 июня 1998 г., и за небольшое время он успел стать одним из экономических мегаполисов Евразии, объединяющим казахстанскую нацию. Астана на сегодняшний день не просто символ Республики Казахстан, но и перспективный город в мировой политике.
Еще в 2005 г. президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что «новое местоположение столицы соответствует провозглашенной во внешнеполитической стратегии страны политике многовекторности и отвечает задаче выстраивания и поддержания баланса в отношениях с внешними партнерами». Перенос столицы, по его мнению, должен дать Казахстану укрепление в геополитическом плане [5, c. 20].
Характерно, что инструментами внешнеполитического курса страны выступает не проявление военной силы, а демонстрирование эффективной модели проведения внутренних политических и экономических реформ, а также расширение межрегиональных связей с помощью так называемого «экспорта» казахстанского пути развития и его идеологии, которые исходят из Астаны [6, с. 256].
«Мягкая сила» столицы проявляется через несколько направлений. Одним из таких является «diplomatic soft power», что показывает дипломатическую репутацию страны, е степень миролюбия и способность к предотвращению агрессии и угрозы в глобальном пространстве [7, с. 30].
Так, с 2003 г. Астана стала инициатором съездов лидеров мировых и традиционных религий. Следующий съезд должен состояться в 2018 г. [8]. В 2005, 2011 и в 2017 гг. столица становится площадкой проведения саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) [9]. В 2010 г. представитель Казахстана стал председателем в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), а Астана на период председательства была одним из ведущих центров принятия решений, а также площадкой для диалога по обсуждению ключевых вопросов европейской безопасности и гуманитарного развития стран-участниц. Политолог Ю. Солозобов отметил, что город, выступая в качестве посредника между мусульманским и европейским миром, способствует разрешению многих евразийских конфликтов [10, с. 29].
Важным для столицы стал 2017 г. В январе этого года Астана стала местом для мирных переговоров, касающихся гражданской войны в Сирии. Позднее было заявлено, что столица и далее готова вносить свой вклад в международные усилия по стабилизации ситуации. В экспертном сообществе этот переговорный трек стал именоваться как Астанинский процесс, заявил министр иностранных дел Казахстана — Галымжан Койшыбаев [11].
Другим инструментом становится использование «cultural soft power», то есть политика популяризации национальной культуры, расширение межкультурных коммуникаций, а также повышение туристической привлекательности территорий [7, с. 30]. Так, Республика Казахстан является постоянным участником молоджных Дельфийских игр государств СНГ. К тому же сама Астана стала и местом проведения данного мероприятия в 2006 и 2012 гг. [12].
В 2011 г. в Астане и Алматы были проведены VII Зимние Азиатские игры, что стало важным событием для повышения международного имиджа столицы, поскольку спортивные игры увеличили количество туристов со всего мира [13].
С другой стороны, на «cultural soft power» Астаны оказывает влияние экологическая ситуация. Состояние окружающей среды по-прежнему является предметом серьезной обеспокоенности жителей не только столицы, но и всей Республики Казахстан. Кризис вокруг Аральского моря представляет серьезную экологическую проблему. Еще во время советской власти был резко увеличен объем воды, забираемой из Сырдарьи и Амударьи, что привело к понижению уровня Аральского моря на 16 метров, а также вызвало изменение климата в худшую сторону, так как ветры стали разносить по всему региону соль и пыль с обнажившегося дна [14, с. 235]. Такая обстановка снижает туристическую привлекательность региона.
Следующей разновидностью «мягкой силы» столицы выступает «economic soft power», экономическая привлекательность города [7, с. 30]. С 2008 г. Астана является площадкой для проведения Астанинского экономического форума, который носит международный характер. Данный форум, безусловно, способствует повышению инвестиционной составляющей для развития города [15].
Именно Астана — место рождения Евразийского экономического союза. В этом городе в 2014 г. президентами — Беларуси, России и Казахстана — был подписан договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный союз обеспечивает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение единой экономической политики [6, c. 257].
Доля ВВП в Астане резко отличается от положения в остальной стране, поскольку почти вдвое превышает аналогичный показатель для следующих за ней по степени благополучия Атырауской, Костанайской и Кызылординской областей [14, с. 221]. Аналогичная ситуация с кредитным рынком, он также все больше концентрируется в столице. Доля Астаны в сумме предоставленных кредитов с 2016 по 2017 гг. выросла до 19,5% по сравнению с остальными регионами Республики Казахстан [16].
Еще один элемент «мягкой силы» — «education soft power», который предполагает качественное образование, рейтинги университетов, количество иностранных студентов [7, с.51]. Однако в стране и в самой столице с каждым годом сокращается число государственных учебных заведений [14, с. 236]. Ни один из университетов государства не входит в мировые рейтинги [17]. В этом направлении, очевидно, нужна более результативная работа.
Использование сразу трех элементов «power soft» («diplomatic soft power», «economic soft power» и «cultural soft power») можно наблюдать в проведении всемирной выставки «ЭКСПО» («EXPO»), темой которой стала «Энергия Будущего». Мероприятие проходит в настоящее время, с 10 июня по 10 сентября 2017 г., в столице Республики Казахстан. Данная выставка будет способствовать привлечению в страну крупных инвестиций, повысит имидж города. Как отмечают специалисты, мероприятие посетили уже более 10 тысяч человек, что существенно повысит и туристическую привлекательность столицы [18].
Таким образом, столица Республики Казахстан на сегодняшний день активно использует инструменты «soft power» в проведении внутренней и внешней политики, обеспечивая тем самым формирование положительного имиджа не только города, но и всей страны в целом. Однако порой этот образ может не полностью отражать реалии. Безусловно, политическая власть и бизнес-элита умеют работать в международной среде, обеспечивая диалог с другими государствами. Тем не менее, некоторые показатели (например, экологии, образования) падают, что существенно отражается на жизни населения. Поэтому руководству города стоило бы обратить внимание на эти аспекты, которые также являются факторами «мягкой силы» Астаны.

Литература

1. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Basic Books, 1990.
2. Nye J. Soft Power. The Means to Success in World Politics. N.Y., 2004.
3. McClory J. Why Britain’s Global Role Stands at a Precarious Juncture. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/blog/why-britain%E2%80%99s-global-role-stands-precarious-juncture
4. McClory J. The New Persuarders: An International Ranking of Soft Power. URL: https://www.instituteforgovernment.org.uk/sites/default/files/publications/The%20new%20persuaders_0.pdf
5. Назарбаев Н.А. В Сердце Евразии. Алматы, 2005.
6. Современный Казахстан. Стратегия успеха / под ред. М.Е. Шайхтудинова. Алматы, 2008.
7. Soft power: теория, ресурсы, дискурс / под ред. О.Ф. Русаковой. Екатеринбург, 2015.
8. Съезд лидеров мировых и традиционных религий. URL: http://www.kazembassy.ru/ru/bannerynacprojekty/bannerynacprojekty4
9. Саммит ШОС в Астане. URL: https://ria.ru/trend/astana-sco-summit-09062017
10. Гусев Л.Ю. Основные направления политического и экономико-энергетического развития Казахстана. М.; Берлин, 2015.
11. Казахстан готов и далее вносить вклад в урегулирование в Сирии. URL: http://www.islamsng.com/kaz/news/12029
12. Седьмые открытые молодежные Дельфийские игры государств-участников СНГ. URL: https://delphic.world/games/cis/seventh/informatsiya
13. VII Зимние Азиатские игры. URL: http://www.akorda.kz/ru/national_projects/aziada-2011_1338973100
14. Олкотт М.Б. Казахстан: непройденный путь. М., 2003.
15. Астанинский экономический форум. URL: http://forum-astana.org
16. Кредитование в РК смещается в Астану. URL: http://profinance.kz/news/novosti_dlya_koshelka/kreditovanie_v_rk_smeschaetsya_v
17. Рейтинги университетов мира. URL: https://www.educationindex.ru/articles/university-rankings
18. Выставку ЭКСПО-2017 в Астане уже посетили более 10 тысяч человек. URL: https://ria.ru/economy/20170610/1496254489.html