Сковородников А.В. Использование Россией «мягкой силы» на Балканах (на основе анализа экспертных мнений на Интернет-ресурсах)

Сведения об авторе. Сковородников Александр Васильевич, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Научные интересы: международные отношения в ХХ–ХХI вв., межэтнические отношения на Балканах, история Югославии.

Аннотация. Использование Россией приемов и методов «мягкой силы» является относительно новым явления в процессе осуществления внешней политики государства. Данная проблематика рассмотрена на примере анализа экспертных мнений, встречающихся на Интернет-ресурсах, посвященных способам влияния России на республики бывшей Югославии.

Использование Россией «мягкой силы» на Балканах (на основе анализа экспертных мнений на Интернет-ресурсах)

Распад СССР в 1991 г. имел как положительные, так и отрицательные последствия в процессе становления современной России. Это в полной мере можно проследить и в рамках анализа внутренней политики страны, и в рассмотрении актуальных вопросов внешней политики. Исчезновение с политической карты мира крупнейшей из держав уничтожило прежний мировой порядок, сложившийся после Второй мировой войны, основанный на Ялтинско-Потсдамской системе международных отношений и на военно-стратегическом паритете двух сверхдержав — СССР и США. Являясь продолжателем СССР на международной арене, Россия столкнулась с новыми вызовами, порожденными иным форматом взаимоотношений с бывшими союзниками и противниками по «холодной войне». На протяжении всех 1990-х годов шло определение приоритетных векторов приложения внешнеполитических усилий, велся поиск новых методов и средств достижения поставленных задач. Естественно, не обошлось без определенной рефлексии и ностальгии по советскому прошлому и тому положению, которое ранее занимал Советский Союз. Другое дело, что ситуация, с точки зрения экономических, военных и идеологических оснований оказалась кардинально другой. Россия лишилась многих морских портов на Балтийском и Черном морях. Были утрачены многие зоны влияния и военные базы. Сократилась численность вооруженных сил, ухудшилась их техническая оснащенность. Поражение в «холодной войне», утрата статуса сверхдержавы, потеря союзников, ослабление обороноспособности — это то, с чем пришлось столкнуться руководителям страны. В этих условиях Россия была вынуждена не только заново обустраивать внешние связи, но и формулировать новую модель тактического и стратегического развития.
Значительное сокращение возможностей влияния и расширения орбиты собственных интересов способствовало поиску иных способов решения насущных проблем, во многом не связанных с применением или угрозой применения силы, как это было ранее. Очевидно, новым в этом плане стало использование приемов «мягкой силы». «Мягкая сила» реализуется на знаковом, символическом, ценностном и идейном уровнях. Она запускает общественные стереотипы, влияет на восприятие, активирует исторические архетипы и коллективные представления масс [1]. Здесь можно говорить о внедрении в социальную память и общественное сознание различного рода мистификаций, искажений, легенд и т.д. Стоит признать, что в 1990-е гг. реализация данных методов была крайняя неэффективна, так как отсутствовало понимание конечных задач и, тем более, того, каким образом они будут достигнуты.
На рубеже тысячелетий, в связи с приходом к власти нового руководства во главе с В.В. Путиным, начинают меняться ориентиры и подходы к внешней политике. В основу внешнеполитической стратегии, принятой по инициативе Президента, были положены доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России. Сам термин «мягкая сила» появился в официальной риторике Москвы только в 2012–13 гг. после принятия новой редакции Концепции внешней политики России.
Задачей данной работы является рассмотрение одного из векторов международных отношений России в начале ХХI в., а именно, использование методов «мягкой силы» применительно к политике на Балканском полуострове, в частности, в отношении стран бывшей Югославии. Данный регион традиционно входил в сферу интересов России и в дореволюционный, и в советский периоды. Могли меняться тактические задачи, но стратегически эта область всегда привлекала особое внимание руководства государства. Современный этап не является исключением. Кроме этого в 1990-е гг. в бывшей Югославии были опробованы и успешно реализованы методы и приемы «информационной войны», и именно здесь сходятся устремления большинства наиболее значимых игроков на международной арене. В рамках «мягкой силы» возможно решение ключевых вопросов не на полях сражений, как раньше, а еще до начала активной фазы боевых действий, в рамках информационного поля. С помощью информационных технологий осуществляется переход от информационной сферы в другие области с опорой на массовое сознание. Массовое сознание в данном случае является неким «универсальным переводчиком» [2].
На сегодняшний момент отсутствуют обобщающие фундаментальные исследования, посвященные, роли информационного влияния России на Балканах. По большей части речь идет об отдельных мнениях и точках зрения, во многом обусловленных идеологическими, конъюнктурными или иными устремлениями авторов. Особое место в складывании общественного мнения, пристрастий и антипатий играет Интернет. Информационные технологии являются важным инструментом формирования потребностей, взглядов, интересов, ценностных установок, наконец, инструментом воздействия на мировоззрение человека в целом, механизмом воспитания и обучения. Сфера информационных технологий, в частности сети Интернет, является более независимой и свободной, в отличие от традиционных средств массовой информации. Таким образом, информационные технологии имеют другое влияние на процесс формирования общественного мнения [3].
При анализе публикаций на Интернет-ресурсах условно можно выделить три подхода к анализу использования Россией «мягкой силы» в бывших югославских республиках.
В рамках первой точки зрения, Россия своими действиями в той иной степени способствует деструктивному развитию региона, провоцируя дестабилизацию общественно-политической сферы этих государств. Вот наиболее типичные примеры такого подхода: «Сознательно искажать и передергивать исторические факты, односторонне оценивать и освещать текущие международные события, стращать негативными последствиями и угрожать репрессивными мерами соседним государствам — это стало доминирующей чертой внешнеполитического стиля Москвы. Его пропагандистская подача через прокремлевские медиа чувствительно бьет как по имиджу страны за ее пределами, так и внутри создает извращенную информационную картину мира. Жесткая агрессивность российской пропаганды, скупость и однобокость информации о ситуации на Балканах вкупе с такими проявлениями «мягкой силы», как, например, славянский мотобросок «Ночных волков», неуклонно сокращают последних наших симпатизантов» [4]. Очевидно, здесь представлена эмоциональная и негативно окрашенная оценка действий российских властей в указанном регионе. Подчеркиваются пренебрежительное отношение к интересам данных государств и народов и попытка реализации имперских амбиций и былого величия. Близкой по духу является и еще одна публикация: «Российские агенты вербуют бывших и действующих сотрудников македонской полиции, чтобы создать «критическую массу людей, обладающих военной подготовкой», которые «будут использованы в российских интересах в нужный политический момент». Также разведчики пытаются оказать влияние и подкупить СМИ Македонии, включая те, которые издаются для албанского меньшинства, чтобы распространять «информацию и дезинформацию» для целей российской политики» [5]. Таким образом, авторы акцентируют внимание на использовании «мягкой силы» не для популяризации России в регионе, а лишь для подрывной и дестабилизирующей деятельности, направленной на ограничение влияния других государств и недопущения проведения антироссийской внешней политики.
Второй подход сводится к тому, что в 2000-е годы у России с каждой из стран региона сформировались особые взаимоотношения, контакты носят конструктивный взаимовыгодный характер, без навязывания каких-либо требований. Именно это должно улучшить имидж России на Балканах и способствовать росту позитивного интереса к российской культуре и образу жизни: «В целом, мягкая сила России на Балканах строится, прежде всего, на притягательных для массового сознания сербского населения конфессиональных и культурных компонентах. Перспективным с этой точки зрения выглядит наращивание взаимодействия с научными кругами Балканских государств с целью познакомить их с российской научной школой международных отношений и российским видением того, что происходит на международной арене. Подобное взаимодействие может принять форму курсов лекций приглашенных профессоров для студенческой аудитории, регулярных научно-практических конференций, а также совместных магистерских программ» [6]. Здесь делается акцент на культурное взаимодействие, расширение связей в области образования, науки и гуманитарных ценностей. Именно через эти ориентиры планируется усилить привлекательность России в балканских странах. Еще одна типичная публикация: «Роль России в регионе всегда была шире, это роль культурная, освободительная, цивилизационная. Поэтому, инвестируя в инфраструктуру, необходимо также инвестировать в людей, во взаимоотношения между людьми, которые с интересом смотрят на Россию как на альтернативную силу в современном полицентричном мире. Это поможет укреплению связей между славянскими балканскими странами и Россией. Хорошие человеческие отношения стали бы лучшей защитой российских вложений и рекламой современной России, ее привлекательности и возможностей, стали бы хорошим полигоном для отработки применения «мягкой силы» в других, более сложных регионах мира, где у нашей страны есть свои интересы» [7].
Третья группа публикаций свидетельствует о неэффективности и недостаточности использования рычагов «мягкой силы» в регионе. Внимание сконцентрировано на отсутствии механизма применения и недостаточной разработанности подобных методов: «Что такое мягкая сила? Это в первую очередь альтернатива. Какую альтернативу предлагаем мы? Мы не имеем доступа к образованию, мы не поддерживаем изучение русского языка, мы не только не помогаем трудоустроиться тем, кто вопреки здравому смыслу его учит и знает, — наши госкорпорации, работающие в регионе, отказывают этим людям в трудоустройстве. Мы, даже в самые тучные годы, не приложили никаких усилий к тому, чтобы люди, любящие Россию (и объединяющиеся в бесчисленные общества сербско-русской дружбы) знали бы ее. Почти отсутствуют программы студенческого обмена, стажировки, нет даже банальных пресс-туров, не говоря уж о стимулировании турпотоков» [8]. Сторонники данной точки зрения подчеркивают, что за последнее десятилетие так и не сложилось сколько-нибудь внятного представления о способах популяризации и оживления интереса к Россини в этом стратегически значимом регионе.
Подводя итог, нужно сказать, что разные эксперты предлагают порой кардинально противоположные точки зрения на проблему использования Россией «мягкой силы» на Балканах. Во многом это связано еще и с тем, что реализации внешнеполитического курса современной России носит непоследовательный и противоречивый характер. В связи с этим необходимо более предметное определение международных целей, а также методов и приемов их достижения.

Литература

1. Кудаков А. Soft Power. Мягкая сила, определение и противодействие. URL: http://elect-assist.ru/soft-power
2. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2004.
3. Попова Ю.А. Информационные технологии в системе формирования общественного мнения. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5560
4. Чурсин А. Пропаганда, дезинформация и «Ночные волки». О доминирующих аспектах российского внешнеполитического и информационного стиля в общении с балканскими государствами. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/07/06/69189-propaganda-dezinformatsiya-i-nochnye-volki
5. Цой И. Россия пытается создать «пояс нейтральных стран» на Балканах. URL: https://spektrnews.in.ua/news/rossiya-pytaetsya-sozdat-poyas-neytral-nyh-stran-na-balkanah/46734
6. Сурков Д. Мягкая сила России на Балканах. URL: http://politinform.su/geopolitika/64359-myagkaya-sila-rossii-na-balkanah.html
7. Пивоваренко А. Современная Россия на Балканах: «мягкая сила» через инвестиции. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sovremennaya-rossiya-na-balkanakh-myagkaya-sila-cherez-inves
8. Баранов Е. «Мягкая сила» России на Балканах. URL: http://beregrus.ru/?p=6095