Плотников Д.С. «Мягкая сила» Китая и России в Центральной Азии в сфере образования

Сведения об авторе. Плотников Дмитрий Сергеевич, кандидат политических наук, доцент кафедр политических наук, а также государственного управления историко-политологического факультета Пермского национально-исследовательского университета, г. Пермь. Сфера научных интересов: историческая политика стран Центральной Азии в контексте внешнеполитических процессов.

Аннотация. В статье в сравнительном ключе рассматривается политика Китая и России в Центральной Азии на примере воздействия указанных стран на систему образования в государствах Центральной Азии. Автор приходит к выводу об увеличении китайского присутствия на образовательном рынке стран Центральной Азии в последние годы. Сделан обзор потенциалов России в Центральной Азии в области применения «мягкой силы» и показаны примеры использования Москвой данных ресурсов.

«Мягкая сила» Китая и России в Центральной Азии в сфере образования

«Мягкая сила» с позиции автора термина Дж. Ная — «форма политической власти, способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение против воли[1]. По его мнению, желаемых результатов во многих случаях можно добиться при помощи таких факторов, как духовная и материальная культура, общественные и политические принципы, качество проводимой внешней и внутренней политики и т.д. Эти дополнительные факторы в идеальном исполнении безотказно работают на повышение привлекательности имиджа страны, формируют особый ресурс, определяемый как «мягкая сила»[2]. Таким образом, согласно Дж. Наю, ««мягкая сила» государства основана на привлекательности его культуры, ценностей, политических и социальных программ. Она связана с культивированием чувства симпатии, с притягательности идеала и позитивного примера…. По сути, «мягкая сила» является следствием позитивного образа государства, сформировавшегося у других государств, в том числе, благодаря целенаправленному информационному воздействию на них» [3, с. 39].
В данной статье «мягкая сила» рассматривается сквозь призму воздействия Китая, и России на образовательную систему стран Центральной Азии в сравнительном ключе.
«Мягкая сила» будет рассмотрена на примере деятельности указанных государств в области образовательной политики. Образование является одним из ключевых факторов, влияющих на мировоззрение человека. В этой связи, создание социальной группы, имеющей схожую систему ценностей, является одной из приоритетных задач государственной политики в области продвижения своих интересов в регионе через согласие, а не принуждение.
«Мягкая сила КНР в Центральной Азии
Рост экономического веса КНР определяет необходимость расширения доступа к энергоресурсам Центральной Азии. Регион Центральной Азии рассматривается в Пекине не только как источник сырья, но и как рынок сбыта китайской продукции и транзитный маршрут доставки китайских грузов в Европу.
Расширение экономического присутствия Китая в Центральной Азии способно вызвать рост китаефобии, что создаст сложности на пути реализации китайских интересов в регионе. Стремясь избежать подобного сценария, китайское руководство стремится расширить культурно-гуманитарные связи в Центральной Азии с целью создать благоприятный имидж своей страны в этом постсоветском регионе. «Мягкая сила официально была «принята на вооружение» китайскими стратегами из внешнеполитического планирования. Это значит, что в ближайшее время (10–15 лет) мы столкнемся с резким увеличением «Китая» и всего «китайского» в несколько раз. Плюс, свои плоды принесут многотысячные студенты и школьники, получившие образования в КНР»[4]. Продвижение китайских культурных проектов в Центральной Азии, с целью формирования положительного образа страны в глазах местного населения, предполагается посредством создания сети центров, в том числе и благодаря распространению на страны Центральной Азии опыта работы филиалов «Институтов Конфуция», действующего по всему миру.
В Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане действуют 10 Институтов Конфуция и открыты 12 Классов Конфуция… В них обучаются около 23 тыс студентов [5]. В 2010 году в городе Урумчи открылась база государственной категории по распространению китайского языка в Центральной Азии, главные задачи которой заключается в оказании помощи в создании институтов Конфуция прежде всего в странах-членах ШОС [5].
В 2015 году наблюдался рост числа школ Конфуция в Кыргызстане [6–7]. В Казахстане действует 4 института Конфуция. Институты Конфуция созданы при КазНУ им. аль-Фараби (Алматы), ЕНУ им. Л.Н. Гумилева (Астана), Актюбинском государственном пединституте (Актобе) и КарГТУ (Караганда) [8]. Открываются институты Конфуция и в Узбекистане. Первый был открыт в 2005 году в Ташкенте, второй в Самарканде летом 2014 г. [9].
Таким образом, налицо усиливающаяся культурная экспансия Китая в регионе Центральной Азии. Нет сомнений в том, что она носит комплексный и долгосрочный характер. Открывающиеся китайские центры в долгосрочном плане призваны обеспечить беспрепятственное проникновение китайской экономической мощи в Центральную Азию вследствие чего регион будет «привязан» к Пекину сетью экономических и культурных нитей. Все это создаст принципиально иную платформу для продвижения китайских интересов в этом регионе. Нацеленность Пекина на улучшение имиджа Китая в Центральной Азии свидетельствует о росте потребностей поднебесной к доступу на рынки стран этого региона. Вместе с тем, несопоставимый дисбаланс экономических и демографических ресурсов Поднебесной со странами Центральной Азии может привести к кардинальным трансформациям региона.
«Мягкая сила» России в Центральной Азии
Для России Центральная Азия это не только рынок дешевой рабочей силы, но и «мягкое подбрюшье». Россия заинтересована в сохранении влияния русской культуры и притягательного образа своей страны в Центральной Азии. Страны Центральной Азии долгий исторический период входили в состав Российской империи, а затем СССР. За это время Россия воспринималась населением региона, в том числе, и как модернизирующая Центральную Азию сила. «Через русский язык и русскую культуру центральноазиатские народы приобщились к европейской цивилизации. Это отмечают такие выдающиеся представители интеллигенции данного региона, как, например, Чингиз Айтматов» [10, с. 122].
Население крупных городов Казахстана, Кыргызстана по большей части до сих пор русскоязычно. В меньшей степени русский язык распространен в городской среде Узбекистана, Таджикистана и, особенно, Туркменистана. Распространенность русского языка позволяет российским СМИ находить в регионе существенную аудиторию, через которую транслируется российское восприятие политических процессов, как в России, так и за ее пределами. Донесение российской точки зрения через СМИ до населения стран Центральной Азии показательно на примере восприятия позиции России в российско-украинском кризисе 2014 года населением Казахстана. Согласно исследованию казахстанского социолога Г.Илеуловой: «позицию России в этом вопросе одобряют 62 процента опрошенных на тему об осложнении российско-украинских отношений, еще 15 процентов считают действия соседа неправильными. Позицию Украины при этом поддерживают 5 процентов респондентов, не одобряют 68 процентов, а остальные 27 процентов не знали, что сказать»[11]. По данным общественного фонда «Центр социальных и политических исследований „Стратегия“», Россию в украинском кризисе поддержали 64% населения жителей страны (Казахстана — прим. авт.). Причем среди тех, кто предпочитает российские СМИ казахстанским, поддержка составила 80 %» [12].
Потоки трудовых мигрантов в Россию так же стимулируют интерес населения к русскому языку, что создает запрос на сохранение и формирование русского образовательного сегмента в странах некоторых Центральной Азии. Несмотря на кратное сокращение доли русских в странах Центральной Азии после распада СССР, в настоящее время популярность русских школ в регионе возрастает, куда наблюдается большой конкурс [13]. Российские общественные организации, такие как «фонд Русский мир» стремятся поддержать русскую культуру в регионе посредством проведения исследований [14] и создания центров [15]. Есть в Центральной Азии филиалы российских ВУЗов и совместные университеты. В Казахстане существует 7 филиалов российских ВУЗов [16], в Кыргызстане — 8, в Таджикистане — 2 и Узбекистане — 1 [17]. Если в Казахстане российско-казахстанский университет был закрыт в 2014 году [18], то в Кыргызстане аналогичное учебное заведение под названием «Кыргызо-славянский университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» действует до настоящего времени [19]. Притягательными для населения стран Центральной Азии остается обучение в России.
Таким образом, Россия располагает рядом уникальных преимуществ в Центральной Азии в сравнении с другими международными акторами. Во-первых, Россию и страны региона роднит общее историческое прошлое, которое воспринимается неоднозначно политическими элитами Центральной Азии. Во-вторых, во многих городах Центральной Азии до настоящего времени широко распространен русский язык и его популярность растет среди школьников и их родителей. В-третьих, Россия населением стран ОДКБ Центральной Азии воспринимается как гарант безопасности и стабильности. В-четвертых, Россия позиционируется как регион эмиграции для значительной части активного населения Центральной Азии (не только с целью заработка, но и обучения). Указанные ресурсы позволяют России успешно использовать механизмы «мягкой силы» в Центральной Азии как по линии учебных заведений, так и российских СМИ.
В настоящее время между указанными державами разворачивается борьба за влияние и создание притягательных образов своей культуры в Центральной Азии. Существенная роль в этой борьбе отводится образовательному сегменту. Возрастающая роль Китая в мире обуславливает пробуждение интереса Пекина к Центральной Азии и реализации там широкого перечня культурных проектов. Усиливается и внимание России к этому региону, в том числе, по причине провалов на «европейском» направлении.

Литература

1. Бондаренко А.В. «Мягкая сила» и «управляемый хаос» как инструменты современный мировой политики . URL: http://www.hse.ru/data/2014/10/20/1099151960/Тема%202%20Мягкая%20сила.pdf
2. Бобыло А.М. «Мягкая сила» в международной политике: особенности национальных стратегий. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-v-mezhdunarodnoy-politike-osobennosti-natsionalnyh-strategiy
3. Казанцев А.А., Меркушев В.Н. Россия и постсоветское пространство: перспективы использования «мягкой силы» // Полис 2008 №2. С. 39
4. Материалы круглого стола: «Китайская политика мягкой силы реальность и перспективы». URL: http://journal.zakon.kz/4708335-naselenie-kazakhstana-vse-eshhe-sklonno.html
5. Международное сотрудничество в сфере образования формирует интеллектуальную опору для развития Экономического пояса Шелкового пути. URL: http://russian.news.cn/culture/2014-02/28/c_133150954.htm
6. В бишкекской школе-гимназии открыли класс Конфуция. URL: http://www.vb.kg/doc/313113_v_bishkekskoy_shkole_gimnazii_otkryli_klass_konfyciia.html
7. В Кыргызстане открылся Центр китайского образования и культуры. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/1202/c31516-8984605.html
8.Акижанов С. 4 Института Конфуция в Казахстане обучают китайскому языку. URL: http://www.inform.kz/rus/article/2724590
9. В Узбекистане откроется второй институт Конфуция. URL: http://e-center.asia/ru/news/view?id=4598
10.Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия. М. С.122. URL: http://www.milpol.ru/data/2009/09_01/Bolshaya_igra_2008.12.23.pdf
11. Есенкулова Р. Мнение казахстанцев об российско-украинских отношений изучили социологи. URL: http://thenews.kz/2014/04/22/1554023.html
12. Казахстан поддерживает Россию в борьбе с Западом. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/3073503
13. Список филиалов российских ВУЗов в странах СНГ. URL: http://www.russia.edu.ru/obruch/sng/1115
14. Старчак М.В. Российское образование на русском языке как фактор влияния России в Центральной Азии: что происходит и что делать . URL: http://www.russkiymir.ru/publications/190915
15. В Узбекистане откроется второй институт Конфуция. URL: http://e-center.asia/ru/news/view?id=4598
16. Озмитель М. Равшан Джеенбеков и Кубатбек Байболов теперь вместе. URL: http://www.vesti.kg/index.php?id=22945&Itemid=83&option=com_k2&view=item
17. Список филиалов российских ВУЗов в странах СНГ. URL: http://www.russia.edu.ru/obruch/sng/1115
18. Казахстан поддерживает Россию в борьбе с Западом. URL: http://maxpark.com/community/politic/content/3073503
19. Казахстанско-Российский университет закрыли в Астане. URL: http://tengrinews.kz/kazakhstan_news/kazahstansko-rossiyskiy-universitet-zakryili-v-astane-258073