Тажиева М.Н. Национальные проекты Казахстана как инструмент «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе страны

Сведения об авторе. Тажиева Маржан Нурбековна, старший преподаватель кафедры права и международных отношений Казахстанско-Американского свободного университета, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальной на сегодняшний день проблемы — вопросу применения в международной политике «мягкой силы». В работе делается анализ интеграции Казахстана в мировое сообщество с помощью отказа от силовых методов и использования им “soft power”. Для этого рассмотрены основные имиджевые проекты и мероприятия, инициируемые Республикой Казахстан и получившие высокую оценку со стороны мировой общественности и экспертов.

Национальные проекты Казахстана как инструмент «мягкой силы» во внешнеполитическом курсе страны

Одним из важнейших достижений для внутренней и внешней политики Республики Казахстан стало эффективное использование «мягкой силы» для упрочения своего положения на мировой арене. Сегодня Казахстан — это страна со стремительно развивающейся экономикой, государство, отказавшееся от ядерного оружия, площадка для проведения международных переговоров для разрешения вооруженных конфликтов, место для ведения диалога мировых и традиционных религий, активный участник многих международных организаций, территория, где живут в мире и согласии представители разных национальностей, конфессий и культур.
За короткий срок Казахстан приобрел серьезный международный авторитет и превратился в одного из ведущих игроков в среднеазиатском регионе. Основоположник современного внешнеполитического курса Казахсатана Н.А. Назарбаев, Лидер нации, Первый Президент государства, который, согласно Конституции, представляет страну в международных отношениях. Особенность и сила внешнеполитического курса республики заключаются в последовательности, предсказуемости и многовекторном характере его политики [1].
Институционально, на сегодняшний день в Казахстане можно указать несколько действующих институтов «мягкой силы» и публичной дипломатии: руководство Казахстана, МИД, казахские диаспоры и ирреденты, ряд международных казахстанских организаций, отдельные НПО, институты гражданского общества, «фабрики мысли», отдельные международные СМИ, ведущие университеты Казахстана [2].
Национальные проекты, проведенные Казахстаном за годы независимости, ярко демонстрируют что, руководство Казахстана приняло и использовало в своей внутренней и внешней политике современную позитивную интерпретацию понятия «мягкая сила». Все имиджевые мероприятия стали эффективными инструментами не только для интеграции государства в мировое сообщество, но и для превращения Казахстана в полноценного актора мировой политики и международных экономических, культурных, гуманитарных отношений.
После обретения независимости и определения внешнеполитического курса Казахстаном было предложено и реализовано несколько инициатив международного масштаба. В реализации многих из них Казахстан стал первым и единственным из постсоветских государств. К национальным проектам, которые имеют «мягкую силу» воздействия на укрепление межгосударственного и межкультурного диалога и формирование национального бренда Казахстана, можно отнести мероприятия, которые относятся ко всем сферам общественной жизни.
В сфере политики следует отметить председательство Казахстана в ОИС и ШОС, организацию и проведение Саммита ОБСЕ в Астане, инициативу создания СВМДА.
Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) является международным форумом по укреплению сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии. Идея о созыве СВМДА была впервые озвучена Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 г. Движущей силой этой инициативы стало стремление создать эффективную и приемлемую структуру по обеспечению мира и безопасности в Азии. В отличие от других регионов мира, в тот момент в Азии еще не существовало подобной структуры, а более ранние попытки ее создания не увенчались успехом. Данная инициатива получила поддержку со стороны ряда азиатских государств, которые убедились, что именно такая структура является велением времени.
Процесс реализации мер доверия в рамках СВМДА уже начался. Двенадцать государств-членов добровольно выступают как страны-координаторы или со-координаторы по имплементации определенных проектов по мерам доверия в гуманитарном измерении; в области новых вызовов и угроз (терроризм, управление пограничным контролем, торговля людьми и транснациональная преступность); по развитию безопасных и эффективных систем транспортных коридоров; борьбе с наркотиками; управлению национальными катастрофами; информационным технологиям; энергетической безопасности; развитию малых и средних предприятий; и туризму. Были приняты концепции и/или планы действий в гуманитарном измерении, сфере новых вызовов и угроз и борьбе с незаконным оборотом наркотиков, также рассматриваются концепции в других областях [3].
В 2010 году Казахстан стал председателем в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Главное итоговое событие председательства — Астанинский Саммит ОБСЕ, который прошел 1-2 декабря 2010 года. Казахстан стал первой страной на постсоветском пространстве, которая председательствовала в Организации.
Девизом председательства Казахстана в ОБСЕ стали четыре латинские буквы «T»: доверие (trust), традиция (tradition), прозрачность (transparency) и терпимость (tolerance). Доверие — это ключевой ресурс международных отношений необходимый всем странам, оно не может быть чем-то само собой разумеющимся во время столь значительных исторических изменений. Традиция подчеркивает приверженность Казахстана фундаментальным принципам и ценностями ОБСЕ. Прозрачность означает предельную открытость, отсутствие «двойных стандартов» и «разделительных линий», а также концентрацию внимания на конструктивном сотрудничестве в области безопасности. Терпимость — это осознание возрастающей важности межкультурного и межцивилизационного диалога.
Астанинский Саммит стал ярким выражением политической воли глав государств-членов ОБСЕ по преодолению наметившихся кризисных явлений и взаимного отчуждения между странами-участницами Организации. Кроме этого, Саммит прошел в сердце Евразии, в тысячи километров от географических границ Европы, что стало отражением изменившейся современной парадигмы европейской безопасности. Основными темами Саммита стали вопросы устойчивой безопасности на Евро-атлантическом и Евразийском пространствах, проблема Афганистана, решение «замороженных» конфликтов.
Президент Казахстана заявил о переходе к новому уровню безопасности и сотрудничества в более широких координатах — «от океана до океана». В частности, речь шла о формировании единого пространства безопасности в границах четырех океанов — от Атлантического до Тихого и от Северного Ледовитого до Индийского. Таким образом, Саммит ОБСЕ в Астане дал старт формированию Евро-Атлантического и Евразийского сообщества единой и неделимой безопасности [4].
28-30 июня 2011 года в Астане прошла 38-я сессия Совета министров иностранных дел Организации исламской конференции (ОИК). С этого момента Казахстан приступил к председательству в этой международной организации. Данную встречу можно назвать исторической, поскольку на ней было принято решение о переименовании ОИК в Организацию Исламского Сотрудничества, была учреждена Постоянная комиссия по правам человека. Впервые был принят План действий ОИС по сотрудничеству с Центральной Азией.
Казахстан последовательно реализовал намеченные приоритеты, отраженные в Концепции и программе Председательства в СМИД ОИС на 2011-2012 годы. Кроме того, совместно со странами-членами, Генеральным секретариатом и институтами ОИС проведена работа по реализации казахстанских инициатив, выдвинутых в 2011 году на VII Всемирном Исламском экономическом форуме и 38-м СМИД ОИС, по созданию системы продовольственной взаимопомощи, механизма поддержки среднего и малого бизнеса, обеспечению участия представителей ОИС в саммитах G20 и других.
Кроме того, три глобальные инициативы Главы Казахстана получили одобрение в ООН: объявление 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний и вступление в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, противодействие незаконному обороту наркотиков из Афганистана, а также укрепление взаимодействия между ОИС и влиятельными региональными организациями [5]. .
Председательство Республики Казахстан в ШОС в 2016–2017 годах уже стало яркой страницей истории организации. За период председательства проведено свыше 300 мероприятий различного уровня и формата, разработано и принято более 180 решений по дальнейшему развитию и совершенствованию сотрудничества в рамках организации, голос ШОС прозвучал на 100 международных конференциях, форумах и площадках в Азии, Европе и Америке [6].
По результатам итогового саммита организации принято 11 документов, среди которых: Астанинская декларация глав государств-членов ШОС, Конвенция ШОС по противодействию экстремизму, Заявление глав государств-членов ШОС совместном противодействии международному терроризму, в рамках заседания СГГ ШОС подписаны План совместных действий по реализации Программы сотрудничества государств-членов ШОС в сфере туризма на 2017–2018 гг.,. Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ШОС и Международным Комитетом Красного Креста, а также семь решений Совета глав государств. Подчеркнуто историческое значение расширения объединения и соответствующими решениями Совета глав государств-членов ШОС Индии и Пакистану предоставлено полноправное членство в Организации. Главы государств выступили за дальнейшее углубление разнопланового взаимовыгодного сотрудничества с государствами-наблюдателями и партнерами по диалогу ШОС [7].
Как видно из изложенного, Казахстан ведет межгосударственные сношения, активно используя “soft power” в своей внешнеполитической деятельности. Отказ от поддержки жесткой силы, используемой некоторыми акторами международной политики и применение потенциала мягкой силы дипломатии в полной мере, превращает республику в активного игрока на мировой арене. Отказ от политики принуждения, агрессии, закрытости и конфронтации в пользу усиления участия и повышения привлекательности для внешнего мира — основополагающие принципы по которым Казахстан интегрируется в мировое сообщество.

Литература

1. «„Мягкая сила“ дипломатии» (Интервью с послом по особым поручениям МИД РК А. Арыстанбековой) // Казахстанская правда. URL: http://www.m.kazpravda.kz/interviews/view/myagkaya-sila-diplomatii
2. Сыдыкназаров М.-А. А была ли мягкая сила? // Zebra Today. 3.11.2017. URL: https://zebra.today/i501
3. О СВМДА // Секретариат Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. URL: http://www.s-cica.org/page.php?page_id=65&lang=2
4. Саммит ОБСЕ: история и достижения // Секретариат Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии // Bnews.kz. 2.12.2012. URL: https://bnews.kz/ru/news/politika/vneshnyaya_politika/sammit_obse_istoriya_i_dostizheniya
5. Председательство Казахстана в ОИС // Официальный сайт Президента Республики Казахстан URL: http://www.akorda.kz/ru/national_projects/predsedatelstvo-kazahstana-v-ois
6. «Саммит ШОС В Астане носит исторический характер» (Интервью с Р. Алимовым, генеральным секретарем ШОС) // Казахстанская правда. URL: http://www.m.kazpravda.kz/interviews/view/sammit-shos-v-astane-nosit-istoricheskii-harakter
7. Подведены итоги заседания совета глав-государств ШОС // Мой город. 9.06.2017. URL: http://mygorod.kz/?p=19348