Сведения об авторе. Самойлов Никита Юрьевич, аспирант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера научных интересов: история британского молодежного движения 1960–1970-х гг., история Великобритании в XX веке, молодежное движение 1960–1970-х гг. в Европе и США.
Аннотация. В статье анализируется опыт использования Великобританией «мягкой силы» в отношении стран Содружества в период 1949–1982 гг. Изучаются культурные, экономические и политические ресурсы «мягкой силы». Установлено, что Великобритании удалось в значительной степени сохранить свое влияние на территории бывшей Британской империи, предоставив им относительную свободу, но не разорвав полностью прежние связи. Успех Великобритании был обусловлен своевременностью перехода к преимущественному использованию «мягкой силы» во внешней политике.
Великобритания и Содружество Наций в 1949–1982 гг.: отдельные аспекты реализации политики «мягкой силы»
Концепция “Soft Power” Джозефа Ная сохраняет популярность среди ученых по всему миру. Однако широкая известность концепции привела к множественности ее трактовок. Для рассмотрения британского опыта использования «мягкой силы» мы остановимся на определении, данном самим Дж. Наем: «Способность получить то, чего вы хотите, скорее благодаря привлекательности, чем посредством принуждения или платежей» [1, p. 10]. Хронологические рамки статьи обусловлены принятием Лондонской декларации 1949 г. [2], фактически создавшей Содружество в том виде, в котором оно существует по нынешний день, и Фолклендским конфликтом 1982 г., когда Великобритания применила военную силу для защиты своих заморских территориальных владений.
После Второй мировой войны распад прежней колониальной системы стал неизбежен. Хотя Великобритания вошла в число победителей, ее экономика, военные возможности и финансовые резервы были истощены. Демонтаж старых колониальных империй, таких как Великобритания и Франция, идеологически поддерживался набиравшим силу Советским Союзом. Выступали за деколонизацию и США. Мир изменился, трудность удержания заграничных территорий и силового давления на заведомо более слабые государства показали неудачная война Франции в Индокитае в 1945–1954 гг. и Суэцкий кризис 1956 г. Начиная с 1961 г. в ООН существовал «Комитет по деколонизации», целью которого было оказание помощи странам, находящимся в колониальной зависимости. Было очевидно, что в сложившихся обстоятельствах сохранение колониальной империи в прежнем виде невозможно. Великобритания отказалась от удержания колоний в орбите своего влияния через «жесткую силу», и определяющую роль в ее внешней политике стала играть «мягкая сила».
Одним из важнейших компонентов «мягкой силы» является язык. Еще во времена так называемой «Pax Britannica» правящие элиты Великобритании способствовали изучению английского языка в колониях, в частности, в Индии [3, с. 87–88]. Для более эффективной работы в этом направлении в 1934 г. был создан Британский Совет (British Council), в сферу деятельности которого входило продвижение языка и культуры Великобритании в мире. После Второй мировой войны процесс превращения английского в язык международного общения продолжился с новой силой. Популяризацией идеи лояльности Содружеству, в частности, на основе исторической общности судеб входящих в него стран, занималась негосударственная организация Королевское общество Содружества (Royal Commonwealth Society), основанная еще в 1868 году [4]. Британский Совет и Королевское общество Содружества действуют и в настоящее время.
Необходимо отметить ту роль, которую играет образование в британской Soft Power. Согласно международным рейтингам [5], многие британские университеты стабильно входят в числе наиболее престижных учебных заведений мира по большинству направлений подготовки. Оксфорд, Кембридж, Лондонский Университет являются не только узнаваемыми брендами, но и местами подготовки будущей элиты как Великобритании, так и стран Содружества. На основе открытых источников в сети Интернет были проанализированы биографии ведущих политиков Содружества по состоянию на апрель 1982 г. Поскольку в Содружестве состоят государства с разными формами правления, было решено рассматривать тех политиков, чей объем формальных властных полномочий является наибольшим. Таким образом, в президентских и смешанных республиках рассматривались президенты, в парламентских республиках — премьер-министры, в королевствах с собственными монархами — монархи, в т.н. «Королевствах Содружества», где главой оставалась Елизавета II — генерал-губернаторы. Было установлено, что из 45 тогдашних стран-членов Содружества (Соединенное Королевство не учитывалось) 23 высших государственных деятеля учились в Великобритании: 2 из 4 королей, 7 из 16 генерал-губернаторов, 10 из 20 президентов, и 4 из 5 премьер-министров. Учитывалось любое образование, полученное в Великобритании. Лидером по числу выпускников стали Лондонский университет (9 выпускников) и Оксфорд (6 выпускников). В основном будущие лидеры стран Содружества изучали гуманитарные и общественные науки, но встречались и выпускники, получившие образование в области ветеринарии (Д. К. Джавара, президент Гамбии), теологии (К. Банана, президент Зимбабве). Стоит отметить, что многие будущие лидеры учились в учебных заведениях стран Содружества, в основном в Австралии и Новой Зеландии. Это характерно для уроженцев стран Азиатско-Тихоокеанского региона (генерал-губернатор Фиджи Д. Какобау, президент Науру Х. Де-Робурт). Встречались и те, кто учился только на территории своих родных государств (президент Замбии К. Каунда). Трудно измерить, насколько большим было влияние британской системы образования на первых лиц стран Содружества. Но тот факт, что 23 из 45 глав государств проходили обучение в Великобритании, говорит о наличии очень тесных связей между странами Содружества и бывшей метрополией. Способствовал их укреплению принятый в 1959 г. в Оксфорде План стипендий Содружества (The Commonwealth Scholarship and Fellowship Plan), предусматривающий покрытие стоимости обучения выпускников и работников университетов стран Содружества в британских учебных заведениях. План действует по нынешний день [6]. Перечисленные выше элементы «мягкой силы», а также грантовые и стипендиальные программы составляли основу молодежной политики Великобритании в отношении стран Содружества в тот период времени. Она была направлена на поддержание лояльности и выявление талантливой молодежи, будущих лидеров своих стран. Эта практика не только сохраняется в настоящее время, но и приобретает все больший масштаб.
В качестве символа единства стран Содружества выступали Игры Содружества (Commonwealth Games) [7], впервые состоявшиеся в канадском Гамильтоне в 1930-м году. В целом, это аналог Олимпиады: проводятся Игры каждые 4 года, существуют Летние и Зимние Игры, меняются страны-организаторы и варьируется набор соревновательных дисциплин. Страна-организатор может добавлять в регламент один или несколько видов спорта, популярных именно в ней, что повышает интерес местного населения к проходящим соревнованиям.
Экономические связи Великобритании со странами Содружества оставались в данный период времени очень тесными. Во-первых, этому способствовало существование Стерлинговой валютной зоны. Во-вторых, Великобритания для большинства стран Содружества (кроме Канады, экономически ориентированной в большей степени на США) оставалась главным торговым партнером, инвестором, поставщиком технологий. Пик экономического сотрудничества пришелся на 1950–1960-е гг. Начиная с 1970-х гг., экономические связи между Великобританией и странами Содружества становятся менее тесными ввиду постепенного распада Стерлинговой валютнойзоны [8, p. 22–23]. «Мягкая сила» Великобритании в экономике проявлялась в том, что странам Содружества было выгодно в нем состоять. Великобритании удалось из ранее зависимых от нее стран создать работающее экономическое пространство, которое не только не требовало огромных финансовых вложений, но и приносило реальную пользу всем его участникам. О привлекательности Содружества как экономического объединения говорит и тот факт, что случаи выхода из него единичны (хотя членство в Содружестве добровольное), а некоторые из вышедших из Содружества стран испытывают острые проблемы с экономикой, например, Зимбабве.
Хотя Великобритания постепенно сокращала административный аппарат и передавала полноту власти государствам Содружества, ее политическое влияние оставалось в них в период 1949–1982 гг. сильным. Стоит отдельно выделить институт генерал-губернаторов. Назначал кандидата на эту должность монарх после консультации с премьер-министром того государства, где генерал-губернатор должен был работать. Исключением являлись Соломоновы острова и Папуа–Новая Гвинея. В этих государствах генерал-губернатора избирал парламент, а монарх лишь утверждал победившего кандидата. Абсолютное большинство генерал-губернаторов рассматриваемого периода времени были уроженцами той страны, в которой они получали этот пост. Единственное исключение — рожденный в Австралии Дэвид Битти, исполнявший обязанности новозеландского генерал-губернатора в 1980–1985 гг. Полномочия генерал-губернаторов в целом схожи: по существу, они являлись представителями британского монарха. Хотя эту должность можно считать в чем-то формальной и «церемониальной», генерал-губернаторы обладали широкими реальными полномочиями. Это можно увидеть на примере канадского генерал-губернатора [9, p. 3–4]. Таким образом, британский монарх фактически являлся главой исполнительной власти в 16 государствах Содружества, в том числе в экономически развитых Австралии, Канаде и Новой Зеландии. Практика назначения генерал-губернаторов сохранилась до настоящего времени.
Подводя итоги, выделим основные элементы «мягкой силы» Великобритании в странах Содружества в 1949–1982 гг. Во-первых, это культурное влияние через продвижение английского как официального языка Содружества; система грантов и стипендий для заинтересованных и активных людей, в первую очередь — перспективной молодежи. Во-вторых, идеологическая работа: продвижение идей единства и исторической общности, проведение Игр Содружества. В-третьих, постепенная трансформация жесткого, «вертикального» колониального управления в более «горизонтальное», что проявилось в передаче большинства административных функций местным органам власти. При этом сохранение института генерал-губернаторов не ослабило реального контроля за отдаленными территориями. В целом, успешной перестройке Британской Империи в Содружество наций способствовало понимание британскими элитами реалий изменившегося мира. Произошедшая в XX веке под влиянием двух мировых войн трансформация мировой политики способствовала тому, что «жесткая сила» стала играть во внешней политике государств значительно меньшую роль. Британская политическая элита своевременно почувствовала начало перемен, ведь идея Содружества возникла еще до Второй мировой войны, а элементы «мягкой силы» использовались Британской империей и до XX века. Успеху содействовало и комплексное использование разных элементов «мягкой силы». Невозможно было бы добиться результата через отдельные ее составляющие, используя только культуру, имиджевую привлекательность, политику или экономику.
Литература
1. Nye J.S. Soft Power. The Means to Success in World Politics. N.Y., 2004.
2. Лондонская декларация 1949 г. URL: http://thecommonwealth.org/sites/default/files/history-items/documents/London%20Declaration%20of%201949.pdf
3. Аноп А.Ф. Образовательная политика Великобритании в странах содружества // Вестник Томского государственного университета. История. 2014. №3 (29).
4. Королевское общество Содружества. URL: https://thercs.org
5. QS World University Rankings. URL: https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/2018
6. Evaluating Commonwealth Scholarships in the United Kingdom: Assessing Impact in Key Priority Areas. URL: http://cscuk.dfid.gov.uk/wp-content/uploads/2011/03/evaluation-impact-key-report.pdf
7. Официальный сайт Игр Содружества. URL: https://thecgf.com
8. Schenk C. The Decline of Sterling. Cambridge, 2010.
9. A Consolidation of the Constitution Acts, 1867 to 1982. URL: http://laws-lois.justice.gc.ca/PDF/CONST_E.pdf