Сведения об авторе. Тони Рокки (Tony Rocchi), научный сотрудник Справочной библиотеки Торонто (Toronto Reference Library) в городе Торонто (Канада). Магистр исторических наук и магистр библиотековедения. Научные интересы: политический терроризм в Российской империи, черносотенное движение, политические партии и общественные движения в дореволюционной России, история европейских революций и контрреволюций, а также современные европейские политические партии.
Аннотация. Десятки сепаратистских, автономных и региональных политических партий существуют в современной Европе. В докладе приведен анализ имиджа этих партий. Программные документы позволяют нам определять общие направления политики мягкой силы партий. Эти партии стараются убеждать европейскиe правительства и общества в том, что их требования и цели вполне справедливы, и что перестройка Европы по принципу самоопределения народов не представляет угрозы для стабильности Европейского Союза и стран-членов.
Имидж современных европейских сепаратистских, автономных и региональных партий и движений: политика мягкой силы
Десятки легальных и нелегальных сепаратистских, автономных и региональных партий и движений существуют в современной Европе, особенно в западноевропейских странах. Широкое мировое внимание привлекали референдумы о независимости в Шотландии в 2014 году и в Каталонии в 2017 году. Брекзит-референдум в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии в 2016 году о выходе из Европейского Союза был своеобразной декларацией независимости от Евросоюза. Переговоры между Объединенным Королевством и Евросоюзом уже начались с условной датой выхода страны из Евросоюза в марте 2019 года. Второй референдум о независимости готовится в Шотландии, где большинство избирателей голосовали против Брекзита.*
Заметим, что сепаратистские, автономные и региональные партии и движения в Российской Федерации являются нелегальными. Статья 280, раздел 1 российского Уголовного кодекса запрещает публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации [3]. Однако легальность сепаратистских партий не гарантирует успешного достижения их мечтаний о независимости. Современные европейские государства обычно сочетают унитаризм и федерализм в государственном правлении. Автономия регионов часто допускается, но конституции обычно не предусматривают положения по отделению регионов от государства и формированию новых независимых государств [4].
Этот доклад исследует политику мягкой силы, проводимой сепаратистскими, автономными и региональными партиями и движениями в странах Евросоюза. По определению американского политолога Джозефа Ная, мягкая сила — один из вариантов правительственной политики в достижении своих целей. Мягкая сила полагается на убеждение вместо принуждения и демонстрирует привлекательный имидж страны правительствам и обществам в других странах [5, p. 95–96].
Такие негосударственные акторы, как политические партии также уделяют внимание своему имиджу и используют политику мягкой силы. Проведение курса мягкой силы особенно важно для сепаратистских, автономных и региональных партий во время выборов и референдумов. Oни должны убеждать избирателей и правительства, что их требования справедливы и не представляют угрозы для стабильности Евросоюза и стран-членов. Требования к перестройке Европы по принципу самоопределения народов часто ассоциируются с «балканизацией». Балканизация — дробление Европы на мелкие, нестабильные, этнические государства. Распад больших государств уже дважды происходил в Европе в течение ХХ века — после Первой мировой войны и в 1988–1991 годах, с падением Советского Союза и других бывших коммунистических государств.
Рассмотрим главные источники для понимания политики мягкой силы этих партий. Главные сайты этих движений включают:
1. Европейский Свободный Альянс (http://www.e-f-a.org/home) — самая большая европартия сепаратистских, автономных и региональных партий. Европартии — общеевропейские федерации национальных и региональных партий по идеологическим течениям, которые избираются в Европарламент каждые пять лет. В европартии входят партии из стран-членов Европейского Союза и других стран. Избиратели в странах Евросоюза голосуют за кандидатов от европартий. Европартии организуют политические группы в Европарламенте. Многие сепаратистские, автономные и региональные партии составляются членами других европартий.
2. Федералистский союз европейских национальностей (http://www.fuen.org) объединяет десятки ассоциаций этнических меньшинств, которые не классифицируются как политические партии. Эти ассоциации обычно представляют интересы меньшинств в отношениях с государствами.
3. Сайт «Националия» (http://www.nationalia.info), спонсируемый автономным правительством Каталонии. Составители сайта ликуют по каждому факту сепаратизма в Европе и пытаются создать впечатление, что Европа на пороге «весны народов» масштаба революций 1848–1849 годов.
Европейский Свободный Альянс/European Free Alliance (ЕСА/EFA), включающий 45 партий-членов, провозглашает лозунг «за другую Европу, за Европу народов!». Его лидеры заявляют, что альянс — организация «прогрессивных националистических, автономных и региональных партий» Евросоюза, представляющая нации без государств, регионы и традиционные автохтонные (коренные) меньшинства в Европе [6]. Среди главных партий-членов — Левые республиканцы Каталонии и Шотландская национальная партия [7]. Выбор описания «прогрессивный» для партии ЕСА не случаен, потому что лидеры желают, чтобы избиратели и правительства не ассоциировали национализм партий альянса с национализмом крайне правых партий, таких, как Lega Nord (Северная Лига) в Италии и Vlaams Belang (Фламандский интерес) в Бельгии, и, прежде всего, с национал-фашизмом, национал-социализмом и родственными им идеологиями.
Альянс подчеркивает свою приверженность демократическим ценностям Евросоюзa, но призывает к радикальной перестройке стран союза путем предоставления независимости, широкой автономии народам и регионам и признания Евросоюзом и странами-членами языков и культур всех европейских коренных народов. В манифесте к избирателям накануне выборов в Европарламент в 2014 году Альянс называет процесс перестройки Европы «внутренним расширением» стран Евросоюза [8, p. 4]. Превращение Евросоюзa в союз свободных народов и регионов дает каждому народу возможность участвовать в решении экономических, общественных и политических проблем в Европе и мире. Централизация и унитаризм европейских государств и националистическая изоляция отдельных стран препятствуют решению проблем (например, Альянс призывал руководство Евросоюза защищать права каталонских сепаратистов после непризнания испанского правительства результатов референдума о каталонской независимости в 2017 году [9, p. 14]). Альянс, конечно, осуждает всякое нарушение правительствами прав народов на независимость, автономию и признание языков и культур и призывает руководство Евросоюза защищать эти права в странах-членах [10].
Итак, Европейский свободный альянс проводит политику мягкой силы в попытках убедить правительства и общества, что перестройка Европы по принципу самоопределения народов не представляет угрозы стабильности. Результаты этой политики неравноценны. Некоторые партии-члены имеют определенные успехи в выборах в отдельных странах, но Альянс имеет довольно слабое присутствие в Европарламенте. Альянс имеет только семь депутатских мест и составляет небольшую часть политической группы Европейских зеленых и ЕСА, которая состоит из 50 депутатов [11].
Федералистский союз европейский национальностей/Federal Union of European Nationalities (ФСЕН/FUEN) проводит свою политику мягкой силы в более умеренных тонах, чем Свободный альянс Европы. Основанный в Париже в 1949 году, Союз объединяет 90 ассоциаций коренных европейских этнических меньшинств, которые не классифицируются как политические партии. Эти ассоциации обычно представляют интересы меньшинств в отношениях с государствами [12].
Союз в своей хартии дает свое определение автохтонных (коренных) европейских меньшинств и приводит список основных необходимых политических, языковых, культурных и общечеловеческих прав для этих меньшинств. ФСЕН требует предоставления коренным меньшинствам права участия в управлении на всех уровнях европейских государств, в Евросоюзе и в Совете Европы [13, p. 6–9]. Заметим, что Союз, как и все европейские правительства и политические партии, не признает иммигрантских меньшинств коренными меньшинствами, несмотря на продолжительность их проживания в Европе. Также Союз считает, что миллионы европейских цыган составляют особенное меньшинство с собственными проблемами. Союз предполагает, что автохтонные меньшинства могут сотрудничать с цыганами в решениях проблем интеграции в Европе [14].
В своих документах ФСЕН не выступает за формирование новых государств, потому что в него не входят сепаратистские партии. Союз выступает за предоставление всем коренным народам расширения их участия на всех уровнях государственной жизни [15]. В своих требованиях Союз проводит политику мягкой силы в более умеренных тонах, чем ЕСА.
Сайт «Националия», спонсируемый автономным правительством Каталонии, проводит свою политику мягкой силы в более агрессивном тоне. Националия выступает за самое широкое предоставление права самоопределения народам и регионам в Европе и мире. Сайт, написанный на каталанском и английском языках, включает в себя еженедельные обзоры новостей, аналитику, интервью, профили народов без государств [16]. При чтении сайта создается впечатление, что сепаратистские, автономные и региональные партии проводят мощный поход мирового масштаба за правое дело независимости и автономии против несправедливых централизованных и унитарных государств.
Профили народов без государств стран бывшего Советского Союза включают в себя материалы по Абхазии, Нагорному Карабаху, Гагаузии, Ингушетии, Осетии, крымским татарам, Татарстану, Приднестровью и Чечне. К сожалению, все профили, даже по Каталонии и Шотландии, обновляются не регулярно [17]. Еженедельные обзоры новостей уделяют наибольшее внимание событиям в Испании, Франции, Италии, Великобритании, Германии и других западноевропейских странах [18]. Как и Европейский Свободный Альянс, Националия считает Западную Европу главным полем борьбы за независимость и автономию народов без государств, считая себя главным оплотом сопротивления правительствам в этой борьбе.
В заключение скажем, что современные европейские сепаратистские, автономные и региональные партии и движения, как и их конкуренты, уделяют большое внимание выстраиванию положительного имиджа и проведению политики мягкой силы. Эти партии стараются создать имидж разумности и убедить избирателей и правительства, что их требования и цели не представляют угрозы стабильности Евросоюза и стран-членов. Однако их требования перестройки Европы по принципу самоопределения народов и регионов могут вызывать опасения бесконечной балканизации Европы. Кроме того, раздробленность сепаратистских, автономных и региональных партий наносит урон их имиджу объединенного фронта народов без государств.
* Гeрманский юрист, специалист по конституционному праву Вольфрам Нордзик создал большой сайт «Партии и выборы в Европе», который дает обширные списки партий в парламентах европейских стран и регионов с описанием их идеологий. Партии с характеристиками «сепаратизм», «интересы меньшинства» и «регионализм» преобладают в западноевропейских странах — Испании, Франции, Италии и Великобритании [1]. Бесплатная электронная энциклопедия Википедия имеет списки сепаратистских, автономных и региональных партий в Европе [2].
Литература
1. Parties and Elections in Europe. URL: http://www.parties-and-elections.eu/countries.html
2. List of Active Separatist Movements in Europe. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_active_separatist_movements_in_Europe
3. Уголовный кодекс РФ. URL: http://www.uk-rf.com/glava29.html
4. Constitute: the World’s Constitutions to Read, Search, Explore. URL: https://www.constituteproject.org
5. Nye J.S., Jr. Public Diplomacy and Soft Power. The Annals of the American Academy of Political and Social Sciences. Vol. 616. Public Diplomacy in a Changing World (March, 2008).
6. What’s EFA and History. What is the European Free Alliance? // European Free Alliance. URL: http://www.e-f-a.org/about-us/whats-efa-and-history
7. Member Parties // European Free Alliance. URL: http://www.e-f-a.org/whos-who/member-parties
8. EFA Manifesto. Elections. European Parliament. 22-25 May 2014 // European Free Alliance. URL: http://www.e-f-a.org/fileadmin/user_upload/documents/EFA_3263_manifesto_ENG_230114.pdf
9. EFA Manifesto. Elections. European Parliament. 22-25 May 2014 // European Free Alliance. URL: http://www.e-f-a.org/fileadmin/user_upload/documents/EFA_3263_manifesto_ENG_230114.pdf
10. No Democracy or Justice in Spain — EU Must Act. EFA calls on EU Council Summit to Intervene on Catalonia // European Free Alliance. URL: http://www.e-f-a.org/news/news/?no_cache=1&tx_ttnews%5Btt_news%5D=1123&cHash=6f43179842f59fd5be4c35686b7f2d9e
11. The Greens/European Free Alliance in the European Parliament: Up-to-date list of the MEPs for the New Legislative Period. URL: https://www.greens-efa.eu/en/article/up-to-date-list-of-the-meps-for-the-new-legislative-period
12. European Minorities. FUEN Members. URL: https://www.fuen.org/european-minorities/members/list
13. Charter for the Autochtonous National Minorities in Europa (sic). URL: https://www.fuen.org/fileadmin/user_upload/downloads/Charter.pdf
14. Solidarity with the Roma-Minorities helping minorities. URL: https://www.fuen.org/fileadmin/user_upload/Dokumente/2013.07_Projektkonzeption_Roma_EN.pdf
15. The Right to Political Participation for the Autochtonous, National Minorities of Europe. URL: https://www.fuen.org/fileadmin/user_upload/downloads/The_Right_to_Political_Participation.pdf
16. Nationalia: Online News about Stateless Nations and Peoples. URL: http://www.nationalia.info
17. Nationalia-Profiles // Nationalia: Online News about Stateless Nations and Peoples. URL: https://www.nationalia.info/profiles
18. Nationalia Weekly Roundup // Nationalia: Online News about Stateless Nations and Peoples. URL: https://www.nationalia.info/news/recull-setmanal