АШПИ | Дергачева В.Е. Вьетнамская война: соотношение информации и пропаганды в американских СМИ

АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Интернет-конференция
Хроника Аналитика Конференции Дневники
ALTAI SCHOOL OF POLITICAL STUDIES
Основана в 1996 г.

Дергачева В.Е. Вьетнамская война: соотношение информации и пропаганды в американских СМИ

Сведения об авторе. Дергачева Влада Евгеньевна, студентка исторического факультета Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Круг научных интересов: имидж страны, «холодная война», советско-американские отношения.

Аннотация. В данной статье анализируются американские СМИ периода Вьетнамской войны. Автор пытается выяснить, насколько адекватно пресса отражала события данного конфликта, в какой степени в новостных сообщениях присутствовали дезинформация и пропаганда. Сделана попытка выявить периоды в отношениях между американскими СМИ и правительством, выявить сферы солидарности и ожесточенного противостояния. В работе также присутствует анализ инструментов пропаганды и информационной войны, целью которой являлось воздействие на население не только Америки, но и Вьетнама. Автор пытается выяснить, насколько значимую роль играли СМИ во время конфликта и какой степенью свободы слова они обладали.

Вьетнамская война: соотношение информации и пропаганды в американских СМИ

Вьетнамская война 1964–1975 гг. является крупнейшим вооруженным конфликтом с участием США после Второй мировой войны. Данный конфликт оказал большое влияние на американское общество и массовую культуру. Участие США во вьетнамских событиях является причиной появления в сознании американского общества так называемого «вьетнамского синдрома». Какую роль в этот исторический момент сыграли СМИ в информировании общества?
В современную эпоху СМИ нередко играют важную роль в событиях того или иного конфликта и оказывают определенное влияние на его итоги. Всю полноту данного влияния испытало на себе и население США во время Вьетнамской войны. Усилия американских СМИ были направлены не только на информирование американского общества о ходе военных действий, но и на пропаганду войны среди мирного населения Америки и мирного населения Вьетнама. Можно сказать, что США во время конфликта использовали многочисленные инструменты информационной войны и пропаганды, оправдывая свои действия и дескредитируя противников в лице СССР и Северного Вьетнама.
О различных аспектах информационной войны в период данного конфликта уже написаны разные исследования, в том числе и работа Л.В. Васильевой «Роль и функции СМИ в современном обществе»[1]. Сам процесс влияния СМИ США на американское общество можно проследить по печатным изданиям, которые активно освещали Вьетнамскую войну, таких как журнал «Life», газеты «The Associated Press», «The New York Times», «The Washington Post», «U.S. News and World Report».
Исследователями выделяются выделяются такие функции СМИ, как информативная, идеологическая, когнитивная, развлекательная, образовательная и рекламная [1, c. 4]. Основными из тех, которые были использованы американскими СМИ во время Вьетнамской войны, являются информативная и идеологическая. В период конфликта американские СМИ имели такое огромное влияние, что их стали называть «четвертым органом власти» [2, p. 18]. В связи с этим хотелось бы подробнее остановиться на том, как на протяжении конфликта СМИ меняли мнение рядовых американцев о войне, переходя от тесного сотрудничества с правительством США до ожесточенного противостояния политической линии Вашингтона. Опираясь на американские печатные издания периода участия США во вьетнамских событиях, можно отследить динамику активности американских СМИ относительно конфликта [3].
Первый период, с 1957 по 1964 гг., характеризуется как наименее активный: в американских СМИ лишь изредка затрагивается вьетнамская проблема, раскрываются причины вступления США в войну. Основная из них — это помешать распространению коммунистической угрозы в Южном Вьетнаме. Все статьи данного периода в основном субсидировались правительством. Газета «The New York Times» от 11 мая 1961 г. публикует «Меморандум национальной безопасности США № 52», в котором отчасти затрагивается вопрос об Индокитае, и говорится, что целью США является предотвращение коммунистического доминирования в Южном Вьетнаме, создание в этой стране жизнеспособного и демократического общества [4].
Во второй период (1964–1968 гг.) отношение СМИ к конфликту меняется. Начинает наблюдаться кризис доверия между СМИ и правительством США, и появляются разногласия о роли США во Вьетнамской войне. В «U.S. News and World Report» в 1968 г. была опубликована статья, составленная из писем капитана воздушных войск Джерри Шанка. В данном материале показана война глазами солдата, участника операций во Вьетнаме в период с ноября 1963 по март 1964 г. В письмах он делает акцент на том, что власти США, заявляя, что солдаты во Вьетнаме лишь тренируются, лгут. Во Вьетнаме разворачивается настоящая война, в которой гибнут американские солдаты, сражающиеся и умирающие не за свою страну и не за свои интересы. Он говорит о том, что правительство лжет своему народу [5, p. 825].
Главными темами, которые поднимали журналисты в третий период (1969–1972 гг.), стало возращение военнослужащих домой, урегулирование конфликта, антивоенные настроения общества, военные преступления, завершение участия США в войне. Все реже и реже стали употреблять слово «враг» по отношению к силам Северного Вьетнама, чаще партизан приравнивали к мирным жителям, тем самым пытаясь показать, что этот конфликт перешел обратно в русло гражданской войны. Но снижение градуса критики СМИ по отношению к военному руководству не снизило критических статей и телевыпусков. Существовало еще слишком много проблем, в том числе были преступления против мирного населения. Самым известным таким преступлением стала «Массовое убийство в Сонгми». Причем, что удивительно, первыми эти данные обнародовали представители Пентагона, которые могли легко их скрыть на неопределенное время [6].
Подводя итоги деятельности СМИ в период конфликта, мы можем отметить, что большая часть материалов о войне имела негативную тональность. Войну представляли несправедливой, бессмысленной, большой политической игрой, жертвами которой стали обычные люди. Следует также отметить, что тема Вьетнамской войны не затихала в американских СМИ еще много лет после выхода Америки из данного конфликта. «Вьетнамский синдром», который оставила война в американском обществе, еще долго будет напоминать о себе.
В контексте информационной войны, которую вели США во Вьетнаме, также необходимо затронуть аспекты пропагандистского влияния США на население Южного и Северного Вьетнама. Следует отметить, что Америкой были использованы весьма изощренные формы влияния на общественное сознание вьетнамского общества. Впервые американские пропагандисты так широко использовали мифологию противника. В устных сообщениях и радиопередачах они транслировали различные вопли ужаса, детский плач, буддийскую погребальную музыку и крики диких зверей, которые должны были символизировать для вьетнамцев голос демонов и духов. Также на территорию Вьетнама сбрасывались листовки с изображением орла, который держит в лапах вьетконговца. Листовки сопровождались угрозами в адрес бойцов Северного Вьетнама, в них говорилось, что орел возмездия настигнет вьетконговца. Для Северного Вьетнама США использовали тактику запугивания и весьма успешно, так как в первые годы войны количество дезертиров из Северного в Южной Вьетнам увеличивалось. Но также использовалась и тактика задабривания в стиле «мягкой силы», с вертолетов сбрасывались пакеты с зубной пастой, игрушками, рисом, леденцами. Пакеты сопровождались надписями: «От детей Америки детям Южного Вьетнама» и т.п. [7].
Американцы проиграли войну во Вьетнаме, но следует отметить, что американские СМИ в данный период усовершенствовали не только инструменты информационного воздействия, но и открыли новые способы психологического влияния на страну-противника. Затрагивая тему средств массовой информации и их действий во Вьетнаме, мы можем наблюдать также гигантский прогресс американской прессы, телевидения и радио. Именно они сыграли одну из самых важных ролей в деэскалации конфликта. Именно в данный период они из рупора власти и средства донесения информации обществу стали «четвертым органом власти» [2, p. 18].

Литература

1. Васильева Л.В. Роль и функции СМИ в современном обществе // Вестник Амурского государственного университета. Гуманитарные науки. 2010. №50. C. 109-112.
2. Libicki M.C. What is Information Warfare? Washington, 1995.
3. Hallin D. Presentation Given at the «American Media and Wartime Challenges» Conference (21–22.03.2003, Chapel Hill, North Carolina). URL: http://www.sanford.duke.edu/centers/tiss/pubs/documents/Hallin.pdf
4. National Security Action Memorandum 52 // U.S. Department of Defense [сайт]. URL: http://www.mtholyoke.edu/acad/intrel/pentagon2/doc99.htm
5. Reporting Vietnam, Part 1: American Journalism, 1959-1969 (Library of America). N.-Y., 1998. P. 817-858.
6. Hoffman D. Hamburger Hill: The Army’s Rationale // The Washington Post. 1969. 23 May.
7. Harley I.A. Role of Information Warfare. Truth and Myths. NTIS , Naval War College, 1996.

Версия для печати Версия для печати Отправить по почте Отправить по почте

Комментариев нет

Комментариев пока нет.

Оставить комментарий

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Spam Protection by WP-SpamFree

Подписаться, не комментируя

 


Страница 1 из 11

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.