Щепеткова А.В. Зарождение русско-французской торговли и ее влияние на развитие дипломатических отношений между Россией и Францией

Сведения об авторе. Щепеткова Анастасия Владимировна, студентка исторического факультета, направление подготовки: «Международные отношения», Алтайский государственный университет, г. Барнаул.

Аннотация. В работе проанализированы первые русско-французские отношения, а именно первые торговые посольства из Франции в Россию и их влияние на дальнейшие дипломатические, экономические, политические и культурные отношения между странами. Эти посольства влияли не только на политику, но и на другие сферы общественной жизни, поэтому торговлю можно назвать ресурсом «мягкой силы». В работе рассмотрены сами кампании, их причины и результаты, а также лица, содействовавшие данным предприятиям.

Зарождение русско-французской торговли и ее влияние на развитие дипломатических отношений между Россией и Францией

Установление дипломатических отношений между Россией и Францией — это проблема, которая вызывает споры у историков и в наше время. Данная тема крайне актуальна в наши дни. Во-первых, Франция была и остается одним из важных торговых партнеров России, а о торговых партнерах для успешного ведения бизнеса нужно знать все. Во-вторых, столь ранний период русско-французских отношений еще крайне мало изучен, до нас дошли лишь немногие источники. И наконец, данная тема представляет немалую пользу для людей, интересующихся русско-французскими отношениями, причинами их зарождения и первыми контактами этих двух держав.
Конечно, исследованием русско-французских отношений занимались многие историки, как отечественные, так и зарубежные. До нас дошли даже записи самого Жана Соважа, совершившего первое торговое путешествие. Они представляют собой очень важный источник, он называется «Путь и время года, которые следует избрать для путешествия к Святому Николаю в Московии через Север». В записях Соважа мы можем наблюдать многочисленные природные явления, а также обычаи и традиции населения Архангельска, куда и держали путь отважные путешественники. И если описание природных явлений не совсем достоверно, то описание товаров, привозимых купцами и советы по поводу отправки кораблей в обратное путешествие представляют собой весьма ценные сведения, на которые опирались как будущие путешественники, так и историки. Также, на наш взгляд, интересным источником является произведение Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где описаны некоторые стереотипы о русском народе.
Из отечественных авторов, которые занимались этой проблемой, можно выделить Павла Владимировича Безобразова («О сношениях России с Францией») и Владимира Степановича Иконникова («Сношения России с Францией»), а также Федора Федоровича Мартенса («Собрание трактатов и конвенций России с иностранными державами. Трактаты с Францией»). Они описали путешествие и его результаты. Среди зарубежных историков наиболее известны Альфред Рамбо и Уильям Стирнс Дэвис.
Целью доклада будет являться выявление влияния первого торгового путешествия на дальнейшие дипломатические и торговые отношения между Россией и Францией.
Истоки контактов между Россией и Францией можно видеть еще в 1050-х гг., когда дочь киевского князя Ярослава Мудрого Анна вышла замуж за короля Франции Генриха I [1, с. 1]. После этого до XVI века взаимодействие между странами прекратилось. Отношения возобновились лишь в конце XVI столетия, гораздо позднее, чем установились отношения с другими европейскими странами. До первого торгового путешествия государи России и Франции ограничивались дипломатической перепиской, поэтому имели весьма смутное представление друг о друге. Россия для большинства стран Европы выглядела как варварское государство, порой больше похожее на Азию, нежели на Европу. Тот же Франсуа Рабле, например, ставит московитов в один ряд с турками, евреями, татарами, мамелюками и саррабовитами [2, с. 513]. Тем не менее, Россию признавали как сильную военную державу и страну с перспективной экономикой. В политическом же плане в XVI веке Россия казалась деспотией Ивана Грозного, но послы, приезжавшие на приемы к царю, поражались его радушию, здравому смыслу, интеллигентности, а также заинтересованности в том, что происходит в Европе [3, с. 467]. Что касается Франции, то в Москве ее видели как утонченную и высокоразвитую державу, как очень выгодного союзника, способного помочь России в борьбе против ее вечных противников: Польши, Турции и Швеции [4, с. VII–VIII]. Тем не менее, поскольку страны располагались достаточно далеко друг от друга, Россия имела об этой державе весьма смутное представление.
В конце XVI века из Франции в Россию было совершено несколько торговых путешествий. Французские купцы поняли, что торговля с Россией крайне выгодна, жители Франции переезжали в Россию, «занимались торговлей или разными художествами» [4, с. X]. Наиболее известными людьми, которые первыми отважились совершить такое рискованное путешествие, были Жан Соваж и его компаньоны Никола дю Ренель и Жермен Коллад. В 1586 году они достигли города Вардё (Варгаев), заплатили пошлину, и направились в Архангельск и Холмогоры. В Архангельске Соваж, Ренель и Коллад встретились с московскими купцами, которые привезли с собой сало, воск, лен, пеньку и множество других товаров [5, с. 71]. Жан Соваж и его компаньоны оставили французам подробное описание пути в Архангельск, порядков таможен и городов, различных природных явлений, а также процедуры подготовки кораблей к обратному путешествию. Надо признать, что в целом описание путешествия было достоверным и почти не содержало стереотипов. Впрочем, Соваж отмечает, что крайне раздражительной привычкой русских была страсть к алкоголю [5, с. 65]. После этого путешествия, совершенного Соважем, Ренелем и Колладом в Московию, начинают плавать и другие известные купцы, доктора, военные и мореплаватели, такие как Маржерет, в начале XVII века оставивший подробное описание Смутного времени, и Мельхиор де Мушерон. Мушерон был французским торговым агентом, которого французские купцы отправили торговать с Россией. Как уже было сказано ранее, ему запретили выезжать из страны и вынудили построить дом, пока Генрих IV не попросил для него свободы передвижения и торговли. После этого он продолжил торговать в России, «регулярно совершая поездки из России в Нидерланды и обратно» [5, с. 92].
О необходимости и выгодности торговли с Россией говорил и французский государственный деятель Шарль де Данзей, посол, представитель короля Генриха II. Данзей способствовал первому торговому путешествию Жана Соважа. Он убедил короля, что французы должны добиться тех же условий торговли, что и англичане, и при образовании торговой компании во Франции путешествие Соважа стало возможным. Данзей улаживал и некоторые проблемы этого путешествия. Его история довольно сильно отличалась от повествования самого Соважа. Жан Соваж писал, что они заплатили пошлину, на самом же деле «…нашлись столь опрометчивые купцы из Дьеппа, что они попытались сжульничать, не заплатив королю Дании этой пошлины, предъявив фальшивые паспорта. Они могли бы быть наказаны за это, как того заслуживают, а их корабли и товары конфискованы…» [5, с. 79]. Если бы Шарль де Данзей не вмешался, поручившись за путешественников, возможно, торговые отношения с Московией так и не начались бы.
К концу XVI века дипломатические отношения между странами еще не были развиты, хотя уже можно сказать, что они зародились. Путешествия французских купцов в Россию ускорили процесс сближения. Конечно, пока еще рано говорить о политических связях между Россией и Францией: раньше XVII века государства просто не были заинтересованы в сотрудничестве. Но смелость некоторых французов и русских, их желание добиться выгоды заставили государей задуматься о вероятности политического сближения и его возможной пользе.
Пока же Жан Соваж и его компаньоны добились некоторых выгод в торговле с Московией. Более того, их путешествие способствовало тому, что в первой половине XVII века несколько французских купцов убедили кардинала Ришелье продолжить взаимоотношения с Россией [1, с. 6–7]. Французские купцы очень грамотно составили записку, упомянув в ней возможность распространения католической религии в России с помощью французских поселений в России. Кардинал Ришелье способствовал организации французского посольства в Россию; таким образом, благодаря торговле между Францей и Россией, зародившейся после первого торгового путешествия Соважа и его компаньонов, в Версальском дворе начинает формироваться идея не только экономического, но и политического сближения стран, что в будущем сблизит эти два далеких государства.

Литература

1. Безобразов П.В. О сношениях России с Францией. М., 1892.
2. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер. Н. Любимова. М., 1961.
3. Rambaud A. La France et la Russie. Les origines de la diplomatie russe // La Revue politique et litt?raire. Revue bleue. 12 avril 1890. T. XLV. № 15. P. 465-471.
4. Мартенс Ф.Ф. Собрание трактатов и конвенций России с иностранными державами. СПб., 1902. Т. XIII: Трактаты с Францией. С. I–LXXXVI.
5. Соваж Ж. Путь и время года, которые следует выбрать для путешествия к Святому Николаю в Московии через Север // Виане Б. Путешествие Жана Соважа в Московию в 1586 году. М., 2017. С. 62–100.