Сведения об авторе. Вьюжанина Евгения Андреевна, магистрант кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного гниверситета, г. Барнаул.
Аннотация. В работе рассматривается роль миграционной политики Российской Федерации как инструмента «мягкой силы» в отношениях с постсоветскими республиками Центральной Азии. В процессе исследования автором были поставлены задачи выявить основные аспекты и проанализировать результаты использования миграционной политики РФ в рамках сотрудничества с постсоветскими республиками Центральной Азии. Делается вывод, что миграционная политика РФ является эффективным инструментов «мягкой силы», кроме того, она открывает возможности для дальнейшего сотрудничества и в других сферах, которые касаются миграции только косвенно.
Миграционная политика России как инструмент «мягкой силы» в отношениях с постсоветскими республиками Центральной Азии
Любую политику, направленную на развитие плодотворного сотрудничества между странами и улучшение межгосударственных отношений в целом, можно назвать инструментом «мягкой силы». Концепция «мягкой силы» была разработана политологом Джозефом Наем в конце XX столетия и подразумевает под собой отказ от принуждения как инструмента достижения национальных интересов [1].
Миграция существовала в мире всегда. С древних времен люди переселялись в поисках лучшей жизни. Однако, с появлением глобализации, масштабы миграции стали намного значительнее. Практически ежегодно организуются научные конференции и различные семинары, посвященные миграции и проблемам, которые с ней связаны. Миграция является естественным процессом. Сейчас миграция вовлекает в свои процессы огромные массы людей. С каждым годом количество вовлеченных в миграционные процессы людей только растет.
Миграцию в России можно считать уникальной и противоречивой [2]. Это связано с распадом СССР в 1991 году. С одной стороны, образовалось множество независимых государств, каждое государство выбрало собственную идеологию, внешнеполитический курс и путь развития экономики, а с другой стороны, частично сохранились культурные, экономические и политические связи между большинством государств — бывших республик СССР.
В настоящее время сотрудничество между Россией и постсоветскими республиками Центральной Азии развивается стремительно. Это касается и сферы миграции. Большая часть мигрантов приезжает в Россию именно из Таджикистана, Туркмении, Киргизии и Узбекистана [3]. Это можно объяснить тем, что в России экономика на данный момент развита значительно лучше.
В целом миграция для России — явление положительное, это связано с демографической ситуацией в стране. Из-за демографической ямы, в которую Россия скатилась во время экономических и социальных потрясений 90-х годов, сейчас в России особенно остро стоит проблема с сокращением трудовых ресурсов [4]. В свою очередь мигранты являются важным ресурсом восполнения дефицита трудоспособного населения страны.
Как было сказано выше, большая часть мигрантов, которые приезжают в Россию, являются гражданами стран Центральной Азии. Сотрудничество России и постсоветских республик Центральной Азии в сфере миграции является очень важным. Мигранты являются особой социальной группой. На их положение в принимающей стране влияет огромное количество факторов. Зачастую мигранты не имеют знаний в сфере законодательства, а значит, являются незащищенными от нечестных работодателей. Благодаря этому процветает нелегальное трудоустройство мигрантов, что наносит сильный удар экономике России. Кроме того, отношение к мигрантам оказывает влияние на имидж России в постсоветских республиках Центральной Азии. Возвращающиеся на родину мигранты рассказывают своим соотечественникам об условиях труда и об отношении россиян к мигрантам в целом.
Процесс массовых миграций стал катализатором межэтнического и межкультурного взаимодействия между Россией и постсоветскими республиками Центральной Азии. Анализ миграционных процессов показывает, что главную роль в регулировании иммиграционных потоков играют принимающие государства. Наиболее распространенная причина разрешения въезда — потребность в рабочей силе. И это актуально не только для России. В данном случае государство играет роль вербовщика от имени предпринимателей. Получается, что на первый план выходят не демографические или гуманитарные соображения, хотя и они могут иметь место. Все-таки главными для принимающей стороны являются экономические мотивы. Из всего этого следует вывод, что в сотрудничестве между Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменией и Казахстаном миграционная политика России стала неотъемлемым инструментом «мягкой силы».
Россия и постсоветские республики Центральной Азии работают над развитием сотрудничества для получения взаимных выгод от всех видов миграции, но, тем не менее, существуют и негативные стороны миграции. К негативным последствиям миграции в Россию из постсоветских республик Центральной Азии можно отнести следующее:
— нелегальная миграция;
— увеличение числа проявлений ксенофобии и расовой дискриминации [5].
Наибольший акцент делается на сотрудничество именно в сфере трудовой миграции. Во-первых, это самый масштабный по численности вовлеченных мигрантов вид миграции, во вторых, именно от него получают наибольшие выгоды как страны Центральной Азии, так и Российская Федерация. Кроме того была разработана политика привлечения трудовых мигрантов в Россию [6]. Для получения наибольших выгод от трудовой миграции стороны предприняли следующие шаги:
— введен безвизовый режим между постсоветскими республиками Центральной Азии и России;
— снят запрет на въезд в Российскую Федерацию для тех граждан Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Киргизии и Казахстана , которые совершили мелкие административные правонарушения;
— гарантируются безопасность и социальная защита трудовых мигрантов;
— разработан план общих действий для способствования успешной интеграции трудовых мигрантов в российское общество;
— идут переговоры по созданию органа межгосударственного контроля трудовой миграции.
Более полумиллиона студентов из постсоветских республик Центральной Азии учатся в российских ВУЗах. В сфере учебной миграции нами были выявлены следующие аспекты межгосударственного сотрудничества:
— улучшение ситуации с преподаванием русского языка в постсоветских республиках Центральной Азии;
— увеличение числа бюджетных мест для студентов из постсоветских республик Центральной Азии в российских университетах;
— преподавание культуры сотрудничающих стран;
— расширение сотрудничества между научными и культурными кругами, творческими объединениями.
Еще одним важным аспектом сотрудничества России и постсоветских республик Центральной Азии в сфере миграции является борьба с нелегальной миграцией. В этой сфере предстоит сделать еще очень много, так как из-за введения безвизового режима контролировать нелегальную миграцию становится практически невозможным.
Также страны сотрудничают в сфере борьбы с ксенофобией и расовой дискриминацией. Очень часто в России и постсоветских республиках Центральной Азии объявляют год культуры той или иной страны. Существует действующая программа обмена студентами, что позволяет полностью окунуться в культуру принимающей страны.
В России и постсоветских республиках Центральной Азии на данный момент существует достаточно высокий уровень толерантности, но социологические опросы показывают, что ксенофобские настроения возрастают с каждым годом [7], особенно среди молодежи, а значит принимаемых мер не достаточно.
В заключение можно сделать вывод о том, что страны активно идут на сотрудничество в сфере миграции и добились определенных результатов. Эффективным является сотрудничество в сфере трудовой миграции. Легально работающие мигранты имеют такие же социальные гарантии, как и россияне. Однако существует ряд проблемных сфер, которым нужно уделить внимание для увеличения эффективности сотрудничества в сфере миграции, к таким сферам относятся:
— борьба с нелегальной миграцией и ее последствиями;
— повышение уровня квалификации приезжающих в Россию трудовых мигрантов;
— борьба с ущемлением прав мигрантов в России;
— борьба с проявлениями расовой дискриминации и ксенофобии;
— развитие толерантности в российском обществе;
— создание государственного механизма содействия интеграции мигрантов в российское общество.
Таким образом, миграционная политика Российской Федерации как инструмент «мягкой силы» заложила фундамент для тесного сотрудничества в различных сферах между Россией и постсоветскими республиками Центральной Азии. К этим сферам можно отнести науку и образование, культуру, экономику и так далее.
Литература
1. Nye J.S. Jr. Think Again: Soft Power // Foreign Policy – the Global Magazine of News and Ideas. Febr. 23, 2006. URL: https://foreignpolicy.com/2006/02/23/think-again-soft-power
2. Воробьева О.Д. Проблемы и противоречия современной миграционной политики // Проблемы прогнозирования. 2002. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-protivorechiya-sovremennoy-migratsionnoy-politiki-rossii
3. Сводка основных показателей деятельности по миграционной ситуации в Российской Федерации за 2015 год // МВД РФ [Офиц. сайт]. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item
4. Васин С.А., Вишневский А.Г., Денисенко M.Б. Сокращение и старение трудовых ресурсов неблагоприятно для рынка труда // Демографический еженедельник Демоскоп Weekly. № 429–430. 1–22 авг. 2010 г. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2010/0429/tema01.php
5. Отношение к мигрантам // Официальный сайт Всероссийского центра общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1288
6. Исполком СНГ: деловая неделя 28 сентября — 3 октября 2009 года // Исполнительный комитет СНГ [Офиц. сайт]. URL: http://www.cis.minsk.by//page.php?id=14896
7. Отношение к мигрантам-соседям и мигрантам-коллегам // Официальный сайт Всероссийского центра исследования общественного мнения. 14.07.2013. URL: http://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=919&q_id=63494&date=14.07