Сведения об авторе. Дейч Татьяна Лазаревна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра исследования российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки Института Африки РАН, г. Москва. Круг научных интересов: международные отношения в Африке, политика Китая в Африке, российско-африканские отношения, конфликты и кризисы в Африке и арабском мире.
Аннотация. В международной политике широко используются инструменты «мягкой силы», призванные помочь стране получить преимущества в отношениях с другими странами путем «притяжения», а не принуждения. Пример эффективного использования «мягкой силы» — политика Пекина в Африке, где она служит целям противодействия теории «китайской угрозы» и улучшения имиджа Китая. Предлагается рассмотреть воплощение концепции «мягкой силы» в африканской политике Пекина в сферах образования, здравоохранения, культурных и научных связей.
«Мягкая сила» как инструмент политики Китая в Африке
Китайские ученые обращают внимание на традиционный характер политики «нести культуру Поднебесной варварам», исходя из того, что «мягкое влияние» в Китае использовалось с древних времен и периода правления императоров. Поднебесная всегда применяла для достижения своих целей «мягкие» инструменты, которые позволяли достичь желаемого на международной арене без применения силы. Однако политика «мягкой силы» трансформируется с началом реализации Пекином стратегии «выхода за рубеж»; сегодня этот инструмент используется для противодействия популяризируемой на Западе теории «китайской угрозы» и улучшения имиджа страны в мире. Помимо этого, «мягкая сила» отвечает задаче формирования африканской элиты, ориентированной на сотрудничество Юг–Юг.
Человеческий капитал — предмет особого внимания Пекина. Китайские университеты имеют отделения в 22 странах континента; в 2012–2015 гг. стипендии для обучения в вузах КНР получили 20 тыс африканцев, в 2015–2018 гг. получат 32 тыс. человек. Китайское правительство направило в 20 стран Африки 210 преподавателей китайского языка; в самом Китае готовятся преподаватели китайского из числа африканцев, которым предоставляются стипендии.
С 2009 по 2012 гг. с китайской помощью в Африке построено 28 школ, а 42 школам предоставлено оборудование, в том числе, создано 6 компьютерных классов [1]. Помощь африканской образовательной системе осуществляется не только на правительственном уровне. Так, в декабре 2011 г. китайские предприниматели начали реализацию проекта «Надежда», предусматривающего создание тысячи начальных школ в пяти африканских странах [2].
В китайской программе сотрудничества важное место отводится подготовке квалифицированных специалистов для стран Африки. Подготовкой кадров занимается Фонд развития человеческих ресурсов в Африке, действующий под эгидой министерств иностранных дел, коммерции, образования, науки и технологий, сельского хозяйства, здравоохранения, каждое из которых отвечает за подготовку африканского персонала в сфере своей компетенции. Реализуется программа «Африканские таланты», в рамках которой за 2012–2015 гг. подготовлены 30173 квалифицированных специалиста [3, с. 52]. План действий на 2016–2018 гг., принятый йоханнесбургским саммитом Форума китайско-африканского сотрудничества в декабре 2015 г., предусматривает создание региональных учебных центров и школ повышения квалификации. Планируется обучить технический персонал в составе 20 тыс. человек, создать 40 тыс. мест для подготовки африканских специалистов в Китае [4]. В 2015 г. Южная Африка направила в Китай первых 50 учащихся для 5-месячной подготовки к работе по реализации в стране программы развития ядерной энергетики.
Пекин надеется привлечь в Китай молодежь, в том числе стремящуюся получить образование на Западе. Участие в формировании африканских политических и деловых элит, ориентирующихся не на Запад, а на Китай, — долгосрочная цель китайской политики.
В 2013 г. сотрудничеству Китая с Африкой в сфере здравоохранения исполнилось 50 лет. Первая китайская медицинская бригада прибыла в Алжир в марте 1963 г., а в конце 2005 г. в Африке работали уже 37 медицинских бригад в составе 1100 человек [5]. Согласно данным, приведенным Деборой Бротигем в книге «Дар дракона», посвященной политике Китая в Африке, с 1991 по 2008 год китайские бригады охватили медицинской помощью 35 стран Африки [6, c. 316]. Китайские врачи помогали больницам Танзании диагностировать и лечить малярию, обучали местных специалистов профилактике этого заболевания. В 2003 г. была реализована противомалярийная программа в Кении. «Холли Котек» — одна из первых китайских компаний на кенийском фармацевтическом рынке. В числе распространяемых ею лекарств от малярии — котексин, который африканцы называли «магическим китайским лекарством» и который дешевле западных и индийских аналогов [7].
Китай построил кардиологический центр в Танзании, жителям которой для лечения такого рода заболеваний приходилось ездить в ЮАР или Индию, создал Центр репродуктивного здоровья в Уганде, лабораторию биотехнологии в Университете Найроби (Кения).
Выступая на саммите Форума китайско-африканского сотрудничества (ФОКАК) в Йоханнесбурге в 2015 г. председатель Си Цзиньпин обещал помочь Африке модернизировать сферу здравоохранения [8]. План действий предусматривает помощь в модернизации системы здравоохранения, в борьбе с распространением малярии и других опасных заболеваний, в сокращении детской и материнской смертности, в строительстве Центра Африканского Союза по контролю за заболеваниями и региональных медицинских центров, продолжение сотрудничества между 20 китайскими и 20 африканскими больницами, обучение врачей и другого медицинского персонала, направление в Африку китайских медицинских бригад, включающих клинических экспертов и хирургов для проведения срочных операций [3].
Стоит напомнить, что в 2014 г. Китай принял активное участие в борьбе с распространением лихорадки Эбола, направив в страны Западной Африки, охваченные эпидемией, врачей и медсестер, медикаменты, продовольствие и другую помощь. В общей сложности, Китай израсходовал на помощь в борьбе с Эболой 120 млн долл. и направил в Африку 1200 своих специалистов. За время работы китайские специалисты обучили 1600 местных медицинских работников [9]. Выступая на Международной конференции по борьбе с Эболой в Африке июле 2015 г. в Малабо (Экваториальная Гвинея), заместитель председателя Госкомитета по делам здравоохранения и планового деторождения КНР Цзинь Сяотао заявил, что Китай предоставит помощь пострадавшим от лихорадки странам для социально-экономического восстановления после эпидемии. «КНР желает оказать помощь африканским странам в создании и усовершенствовании системы общественного здравоохранения, повышении возможностей противодействия чрезвычайным эпидемическим ситуациям», — сказал он [10].
В одном только 2015 году Пекин открыл пять новых культурных центров в Африке и параллельно открывает африканские культурные центры в Китае. В университетах африканских стран практикуется создание «институтов Конфуция», где изучаются история, культура Китая и китайский язык.
Сегодня в странах Африки действуют 46 Институтов Конфуция. Первый в Африке Институт Конфуция был создан в Найроби (Кения); сегодня в Кении уже три таких института. Предполагается ввести преподавание в кенийских школах китайского языка на альтернативной основе [11, c. 12]. В ЮАР — пять институтов Конфуция, последний создан в 2014 г. и, помимо преподавания, занимается обменом студентами. Его директор Моньяне назвал задачей института «остановить западную кампанию вокруг Китая и его вовлеченности в Африку, апологеты которой заявляют, что Китай здесь, „чтобы купить нас“» [12, c. 11].
Программа изучения африканцами китайского языка прогрессирует. Объясняя причины этого явления, Л. Мукаро, преподаватель и консультант Университета Зимбабве сказал, что люди, овладевшие китайским языком плюс к английскому, больше востребованы на рынке труда; студенты и выпускники получают работу в действующих в стране китайских компаниях. «Если вы обратите внимание на то, как китайцы распространяют свое влияние в мире, то поймете, что лучше уметь говорить на их языке», — заявил он [13].
В Африку приезжают китайские артисты, спортсмены, осуществляется обмен делегациями работников культуры, африканские страны получают в дар книги и кинофильмы. В странах континента организуются китайские выставки фото, керамики, картин китайских художников [1].
Мероприятия, знакомящие китайцев с искусством Африки, проводятся в Китае. Состоялось несколько сотен обменов художественными коллективами; сторонами было направлено свыше десяти тысяч артистов. Организуются дни (недели и месяцы) китайской культуры в Африке и африканской культуры в Китае. В Пекине действует Китайско-африканская ассоциация дружбы. Ассоциации дружбы функционируют и в ряде африканских стран.
Немаловажную роль играет в отношениях Китая с Африкой такой инструмент, как информация. Хотя влияние на континенте западных СМИ сохраняет силу, Пекин стремится, чтобы его голос был здесь услышан. Агентство Синьхуа в 1957 г. открыло первое бюро в Гане, в 1986 г. — бюро в Найроби (Кения), а сейчас имеет более 20 представительств в Африке. В 2008 г. оно создало китайско-африканское новостное агентство; в 2009 г. провело Всемирный медиа-форум, где присутствовали представители африканских СМИ. В 2011 г. агентство Синьхуа создало фирму Сафари.ком и в партнерстве с кенийским мобильным оператором в 2012 г. запустило первый мобильный новостной сервис в Африке южнее Сахары. В 2012 г. китайское центральное телевидение CCTV избрало Найроби местом своего вещания на Африку. В этом англоязычном издании, а также в Чайна Рэдио Интернешнл, Чайна Дейли и агентстве Синьхуа работают африканцы. CCTV посвящает Африке минимум 10 часов в неделю.
При этом Китай практикует «конструктивную журналистику». Если западные издания нередко подвергают критике африканские страны, пекинские акцентируют внимание на успехах африканских стран, дают оптимистическую оценку ситуации на континенте. «Мы рассказываем африканцам в позитивном ключе историю африканского народа», — заявил редактор CCTV [14]. Крупнейшая китайская англоязычная газета «Чайна Дейли» выпускает еженедельное тематическое приложение для Африки — «Эфрикен уикли». Китайское международное радио ведет передачи на Африку из Кении на суахили, китайском и английском. Специалист Института международных отношений ЮАР назвал усилия китайских государственных СМИ «частью большой стратегии мягкой силы», нацеленной на создание позитивного образа Пекина в районах его экономической и политической активности» [14]. Ставится задача уменьшить опасения, испытываемые за рубежом по поводу военной мощи Китая, и воспрепятствовать попыткам представить образ этой страны в негативном ключе. Растущее присутствие Китая в большинстве стран дает повод критикам обвинять его в экспансии и даже называть китайскую политику разновидностью неоколониализма. В силу сказанного одной из главных задач Китая в Африке является улучшение своего имиджа. Этой цели как нельзя лучше отвечают широко используемые Пекином на Африканском континенте инструменты «мягкой силы».
Литература
1. Forum on China-Africa Cooperation (Beijing). Africa. Full Text – China-Africa Economic and Trade Cooperation (2013). Information Office of the State Council. Beijing, August 2013. Forum on China-Africa Cooperation (Beijing). Beijing, 2013.
2. Китайские частные предприниматели приступили к созданию начальных школ «Надежда» в пяти африканских странах. 14.06.2011. URL: http://russian people.com.cn/31516/7408708.html
3. Дейч Т.Л. «Мягкая сила» Китая в Африке: сотрудничество в сферах образования и культуры // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: общественные науки. 2017 №4 (788). С.44–56.
4. Pretoria News. December 4, 2015.
5. Дейч Татьяна. Китай «завоевывает» Африку. РСМД. Аналитическая статья. 26 июня 2012. URL: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/kitay-zavoevyaet-africu
6. Brautigam D. The Dragon’s Gift. The Real Story of China in Africa. Oxf., 2009.
7. Wang Yujue. From Aid to Business? Chinese Medical Companies Arrive in Africa. China Africa Project Email Newsletter. August 19, 2016. URL: http://www.chinaafricaproject.com/chinese-medical-aid-kenya-africa
8. Al Jazeera (Doha) 4 December 2015. Africa: China Pledges $60 Billion to African Development. Doha // Allafrica.com. URL: http://allafrica.com/stories/201512050194.html
9. China Awards Model Ebola Fighters // News China. English News.cn., on Nov. 25, 2015. URL:
http://www.xinhuanet.com.english/2015-11/25/c-134854744.htm
10. Китай пообещал поддержку африканским странам в восстановлении после Эболы // Russian.News.Cn. July 23, 2015.
11. Kagwanja C. China: Forging Friendship and Cooperation in Kenya. FOCAC 6. Africa-China Progressing Together. Cape Town. Dec. 15, 2015.
12. The Goal of ‘People to People’ Diplomacy. FOCAC 6. Africa-China Progressing Together. Cape Town. December 15, 2015.
13. Olaniran F. On the Growing Ties between China and Zimbabwe. Celebrating Progress Africa. URL: http://www.cp-africacom/2013/03/03/china-and-zimbabwe
14. Mekenzie D. Chinese Media Make Inroads into Africa // CNN. Sept. 5. 2012. URL: http://edition.cnn.com/2012/09/05/business/china-africa-cctv-media/index.htm