Табаринцева-Романова К.М. Движение «Слоу фуд» как успешный актор эногастродипломатии

Сведения об авторе. Табаринцева-Романова Ксения Михайловна, к. филол. н., доцент, доцент кафедры теории и истории международных отношений, УрФУ, член РАПН. Научные интересы: современная Италия, Средиземноморский регион, культурная политика, культурные права, культурная дипломатия, публичная дипломатия.

Аннотация. В начале доклада кратко представлены теоретические аспекты эногастродипломатии как части публичной дипломатии, ее определение, функции, виды. Далее в работе в качестве примера использования данного вида дипломатии рассматривается итальянская гастродипломатия, в частности описываются философия и деятельность движения «Слоу фуд» как негосударственного актора «мягкой силы» Италии. Делается вывод об эффективности и востребованности акторов такого вида публичной дипломатии, как гастродипломатия.

Движение «Слоу фуд» как успешный актор эногастродипломатии

Сегодня на европейском пространстве концептуально вырабатываются и распространяются новые «хорошо забытые» старые формы публичной дипломатии, например: гастродипломатия (она же — кулинарная дипломатия, эногастродипломатия — если речь идет также и о вине). Целью гастродипломатии является укрепление национального имиджа страны на мировом уровне. Данный вид дипломатии является ответвлением культурной и публичной дипломатии. Она оказывает влияние и на общество: через использование тех или иных продуктов питания можно влиять на межкультурное взаимопонимание и взаимодействие. Как отмечает В. Джековец, кулинарная дипломатия «сопровождает» публичную дипломатию… переговоры — это все те обеды на высшем уровне, за которыми обсуждаются важные политические вопросы» [1]. Или, как образно пишет С. Чеппл-Сокол, «искусство развлечения иностранных дипломатов» [2, с. 162]. В качестве иллюстрации можно вспомнить тот факт, что когда бывший премьер-министр Италии М. Ренци отправился с визитом в Белый дом в октябре 2016 г., на официальном обеде подавали от картофельных равиолей с маслом и шалфеем до салата из тыквы с пекорино-салатом, яблочный пирог и мороженое, а когда с визитом приехал французский лидер Ф. Олланд — ему подавали стейк.
В то же время в литературе можно встретить разграничение кулинарной и гастрономической дипломатии. Последняя рассматривается как обмен культурой питания на бытовом повседневном уровне [1]. Мы сомневаемся в целесообразности такого разделения гастродипломатии, это скорее уровни воздействия и влияния дипломатии, а не ее виды. С этой точки зрения, эногастродипломатия прекрасно вписывается в выделенные Американским институтом мира треки дипломатии. Напомним, что традиционно термин «дипломатия» относится к взаимодействию между национальными государствами. Однако в последнее время ученые определили несколько уровней дипломатии [8]:
— Трек 1. Официальные обсуждения, в которых обычно участвуют высокопоставленные политические и военные лидеры, и они сосредоточены на прекращении огня, мирных переговорах, договорах и других соглашениях.
— Трек 2. Неофициальный диалог и деятельность по решению проблем, направленная на построение взаимоотношений и развитие межкультурного диалога. В мероприятиях 2-го направления обычно участвуют влиятельные академические, религиозные и неправительственные лидеры и другие субъекты гражданского общества, которые могут взаимодействовать более свободно, чем высокопоставленные должностные лица. Некоторые аналитики используют термин «путь 1.5» для обозначения ситуации, когда официальные и неофициальные участники работают вместе для разрешения конфликтов.
— Трек 3. «Народная дипломатия», проводимая отдельными лицами и частными группами для поощрения взаимодействия и взаимопонимания между враждебными общинами и привлечения внимания и расширения прав и возможностей в этих общинах. Обычно этот уровень дипломатии связан с организацией встреч и конференций, созданием средств массовой информации и политической и правовой защитой для маргинализованных людей и общин. Трек 3 дипломатии, в отличие от треков 1 и 2, не направлен конкретно на разрешение масштабного конфликта, а фокусируется на концепциях установления контакта и развития толерантности. Так, «кулинарный» конфликт во Франции против халяля можно было бы урегулировать как раз с помощью гастродипломатии (напомним, что в 2012 г. Н. Саркози выступал за ведение культурной войны — как войны за самосознание, общие ценности и французскую идентичность, предлагая противостоять «культуре халяля во Франции (борьба против Франции — Халяль)» [4]).
Если говорить о третьем треке и эно- и гастродипломатии в частности, то в рамках европейского пространства она используется уже целым рядом государств, имеющих, в первую очередь, собственную глубокую и насыщенную историю культуры еды и виноделия. Пионерами в продвижении данного концепта в европейской риторике, естественно, стали французы, которые стали использовать еду, кухню, культуру вина (энология) как своеобразные инструменты внешней политики и экономической дипломатии. Достаточно вспомнить слова Талейрана: «Дайте мне хорошего повара, я заключу хороший договор!» или Черчилля, который сказал: «Мы не боремся только за Францию, мы также боремся за шампанское». Дипломатия всегда смотрела на кулинарное искусство как способ вести переговоры. Как отметил в 2014 г. на встрече с участием знаменитых поваров А. Дюкасса, Г. Мартина и Г. Савойя на тот момент действующий министр иностранных дел Л. Фабиус: «Мы собираемся создать новую специальность: гастродипломатию» [7]. Наиболее явными адептами эногастродипломатии стали итальянцы, которые стали также воспринимать ее как инструмент «мягкой силы» Италии. В конце ноября 2016 г. состоялась первая Неделя итальянской кухни в мире по образцу аналогичных инициатив, которые другие страны проводят в течение нескольких лет. Как отметил А. Гольштейн, управляющий директор Общества экономических исследований «Номизма», «мы должны быть Кавурами за столом и Ришелье — в пищевой промышленности» [6]. Проведение Недели итальянской кухни направлено на решение следующих задач: знакомство с агропродовольственным и винодельческим секторами итальянской промышленности; распространение знаний о средиземноморской диете (которая с 2010 г. находится под защитой ЮНЕСКО); усиление присутствия за пределами Италии через открытие новых ресторанов и работу итальянских поваров; продвижение «гастрономических» маршрутов для туристов.
Напомним, что эногастродипломатия имеет две основных функции: развитие экономических и торговых возможностей страны и формирование внешнеполитического имиджа страны. Еда, кухня, эногастрономическая культура наряду с архитектурой, литературой, кино или модой выражают собой национальные интересы государства и являются мощными инструментами публичной дипломатии. Кухня является одним из базовых компонентом итальянской идентичности и влияет на формирование внешнеполитического образа Италии. Несмотря на то, что Италия являет собой образ страны хорошей кухни и сладкой жизни, она является четвертой страной в мире по количеству ресторанов, отмеченных звездой Michelin, уступая Японии, Франции и США. С 2016 г. неделя итальянской кухни активно проводится и в России.
В то же время, в определенном смысле, Италия стала родиной оппонирующего в концептуальном смысле американским традициям питания. В ответ на доминирующий тренд в американской гастрономической экспансии — фастфуд или «быстрая еда», на Аппенинском полуострове зародилось движение «Слоу фуд». Моментом его основания считается 1986 год, когда его вдохновитель Карло Петрини организовал акции протеста против открытия в центре Рима, на площади Испании, ресторана «Макдональдс». Примечательно, что протест был вызван не только самим фактом открытия ресторана быстрого питания, но еще и тем, что в одном из самых красивых мест в мире людей лишали возможности неспешно насладиться атмосферой города, почувствовать вкус местных продуктов и приобщиться к культуре страны. Как утверждал К. Петрини, «традиционные продукты являются важнейшим фактором сохранения нашего культурного наследия и чувства принадлежности к нации» [5].
К настоящему моменту организация представлена в 150 странах, в ней насчитывается 100000 членов, существует собственное издательство, открыт Университет гастрономических наук и несколько аспирантур по кулинарии и виноделию, и ежегодно в Турине проводится конференция «Терра Мадре» (в переводе «мать-земля»), а сам Карло Петрини в 2004 г. получил титул «Человек года в Европе» по версии журнала «Тайм», газета “The Guardian” внесла его в список «50 людей, которые могут спасти планету», а в 2013 г. он получил премию «Защитник Земли» от Фонда окружающей среды ООН.
Данное движение провозглашает: «еда — это культура, самобытность и богатство». Помимо защиты нематериального кулинарного наследия, одной из основных своих задач эта организация считает защиту и сохранение биоразнообразия (под риском исчезновения находятся не только дикие виды растений, но и, прежде всего, виды, одомашненные для производства пищи; на сегодняшний день 75% видов сельскохозяйственных культур уже потеряны), изменение отношения к пище: «региональное потребление должно стать разумной альтернативой глобализированному «фастфуду» и залогом сохранения культуры и традиций, социальной стабильности и защиты природы.
Также «Слоу фуд» известен своими образовательными проектами, в рамках которых рассказывается о местных особенностях и гастрономических традициях разных регионов, уже много лет подряд в Турине проводится Салон вкуса и фестиваль еды «День Терра Мадре», выставки «Slow cheese» и «Slow fish» по всему миру конвивиумы «Слоу фуд» сотрудничают со школами и детскими садами, в 2013 г. был создан Университет гастрономических наук в Полленцо.
Движение может быть рассмотрено как актор «мягкой силы», функционирующий в рамках реализации эногастродипломатии; как структура, способствующая защите нематериального культурного наследия (как известно, средиземноморская диета и пицца являются памятниками нематериальной культуры, находящимися под охраной ЮНЕСКО); институт, работающий на обеспечение культурной безопасности.
Таким образом, мы видим, как движение, зародившееся из персонального протеста против агрессивной системы быстрого питания, выросло в полноценного участника итальянской «мягкой силы». Его нельзя назвать локальным или узконаправленным, учитывая его географию, учебные программы и собственный университет. Кроме того, благодаря этому движению, итальянская кухня и ее имидж активно транслируется в большинство стран мира, и эта работа отмечена не только на уровне ее участников, но и на уровне крупнейших международных институтов, включая различные подразделения ООН.

Литература

1. Gecowets V. Culinary Diplomacy vs. Gastrodiplomacy. URL: http://www.conflictcuisine.com/culinary-diplomacy-vs-gastrodiplomacy
2. Chapple-Sokol S. Culinary Diplomacy: Breaking Bread to Win Hearts and Minds // The Hague Journal of Diplomacy. 8 (2013). P. 161–183. URL: https://culinarydiplomacy.files.wordpress.com/2013/06/hjd-off-print.pdf
3. Martel F. Comment Nicolas Sarkozy va lancer sa candidature // L’Express. 5.02.2012. URL: https://www.lexpress.fr/actualite/politique/comment-nicolas-sarkozy-va-lancer-sa-candidature_1079171.html
4. Il manifesto dello Slow-food // Slow-food [Sito ufficiale]. URL: http://www.slowfood.it/chi-siamo/che-cose-slow-food
5. Cozella E. La gastro-diplomazia e la promozione dell’Italia // La repubblica. 5.12.2016. URL: http://www.repubblica.it/sapori/2016/12/05/news/la_gastro-diplomazia_e_la_promozione_dell_italia_nel_mondo-153526675
6. Litzler J.-B. Laurent Fabius lance la «gastrono-diplomatie» // Le Figaro. 24.10.2014. URL: http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2014/10/24/20002-20141024ARTFIG00005-laurent-fabius-lance-la-gastrono-diplomatie.php
7. Tracks of Diplomacy // United States Institute of Peace. URL: https://www.usip.org/glossary/tracks-diplomacy