Сведения об авторе. Лу Юй, аспирант Шанхайского университета иностранных языков, г. Шанхай, стажер на историческом факультете Алтайского государственного университета в 2018–2019 гг. (специальность: регионоведение).
Аннотация. Культурная мягкая сила в Китае — это выражение «китайского стиля» концепции мягкой силы Джозефа Ная. Культурная мягкая сила Китая исходит из традиционной культуры Китая, именно из закона природы, гуманизма, саморефлексии, нейтральной мысли и ритуального этикета. В отличие от Запада, характеристикой китайской культурной мягкой силы является пропаганда человеческой природы подчеркиванием самосовершенствования и счастья людей и подчеркиванием «гармонии и разницы» во внешней концепции.
«Культурная мягкая сила»: китайская перспектива
Американский ученый Джозеф Най предложил не только концепцию «мягкой силы», но и указал на то, что культура?политические ценности и внешняя политика — это три источника мягкой власти [1, с. 11]. Однако около десяти лет дискуссия о мягкой власти является горячей темой в академических и даже в политических кругах. С растущим значением культуры в нынешней национальной стратегии развития именно культурная сила стала самым важным фактором «мягкой власти» страны.
Что же такое ресурсная составляющая культурной мягкой силы Китая? Автор считает, что все, что может продемонстрировать мягкую сторону китайской культурной «мягкой силы», является ресурсным фактором культурной мягкой силы Китая. И как ресурсный фактор, все должно иметь бесконечный запас культурной мягкой силы. Из этих двух условий только китайская традиционная культура, особенно традиционный гуманистический дух, могут продемонстрировать мягкую сторону «мягкой силы» Китая. В то же время у нее бесконечный запас ресурсов. Культурная мягкая сила Китая — это «китайский характер», который глубоко укоренен в традиционной китайской культуре. Его основным элементом является традиционный гуманистический дух Китая. Автор признает, что состав ресурсов культурной мягкой силы Китая очень сложный, но основными компонентами должны быть те «китайские элементы», которые могут понравиться его народу.
Во-первых, это акцент на естественных законах и уважении к гуманизму. Ядром традиционной китайской культуры является дух гуманизма, который подчеркивает центральное положение людей во всем мире. Уже во времена династии Чжоу людей считали самыми духовными и самыми драгоценными из всех вещей в китайской классике. Позже Сюнь-цзы подчеркнул, что идея «самого дорогого человека» согласуется с первым. Однако, хотя традиционная китайская культура предполагает «самых дорогих людей», это не означает делать то, что они хотят, то есть, никто не меняет вещи исходя из своей субъективной точки зрения. Воля и желание человека не могут трансформироваться в реальность всего на свете. Короче говоря, это «принятие вещей как должного» и «подталкивание импульса природы», чтобы наконец достичь «гармонии между человеком и природой» [2].
Во-вторых, это самоанализ и самосовершенствование. Традиционная китайская культура в основном состоит из конфуцианства, буддизма и даосизма. Важная идея конфуцианства заключается в том, чтобы подчеркнуть, что совершенствование морального характера является основополагающим. Она заключается также в том, что улучшение морального характера является фундаментальным. Правитель должен поместить добродетели в самое важное положение, чтобы молиться о том, чтобы Небо всегда защищало страну. Согласно конфуцианству, совершенствование собственной нравственности — это совершенствование своей нравственности и улучшение ее нравственного характера посредством самоконтроля. Такая ситуация похожа на то, что даосизм выступает за достижение нравственного улучшения посредством внутреннего совершенствования. Буддизм не является родной культурой в Китае, Тем не менее, интроспекция, защищенная буддизмом, точно соответствует конфуцианству, поэтому она быстро и хорошо интегрируется в культуру коренных народов Китая и становится одним из традиционных источников китайской культуры.
В-третьих, это «нейтральность и гармония». «Нейтральность» означает, что исполнение наказаний должно быть разумным и беспристрастным. То есть д?лжно строго следовать стандартам, установленным законом, это можно проследить до династии Чжоу. Позднее Конфуций применил «нейтральность» к своей теории этики и выдвинул «Учение о золотой середине», он рассматривает «золотую середину» как ценный моральный и этический критерий. «Гармония» — это единство противоположностей между различными факторами, различными элементами и разными тенденциями в вещах или системах. Имеется в виду гармония между природой, людьми и природой, людьми и людьми, людьми и обществом, людьми и окружающей средой. «Гармония» подразумевает «гармонию, но не единообразие» и является единством разнообразия, это фундаментальная черта и базовая ценностная ориентация традиционной китайской культуры.
В-четвертых, это ритуализм. Обряды занимают первичную и основную позицию в конфуцианской идеологии, и это в основном потому, что Конфуций был склонен к восстановлению ритуальной музыкальной системы из-за гегемонистских войн между князьями, которые привели к краху ритуалов и музыки династии Чжоу. «Самоотречение и этикет» конфуцианства заключается в том, чтобы удержать желание людей подчиняться ритуальной системе или добиться стабильности общественного порядка посредством стандартизации людей. Даосизм критиковал нормы человеколюбия и обряды, пропагандируемые конфуцианством с его естественным характером [3, с. 50–51]. То, что подчеркивает даосизм, — это естественная природа, которая является неотъемлемым законом развития дел. Хотя у этих двух есть противоречия, все они подчеркивают порядок. Разница в том, что конфуцианские обряды — это порядок, регулируемый социальными правилами, а даосский характер — неотъемлемый закон вещей. Они только уточнили ритуалы китайского гуманистического духа с разных уровней. То есть мы должны следовать правилам социального признания на основе уважения к человеческой природе?это также суть китайского «состояния этикета», и это является высшим выражением «китайского характера». Другим проявлением «государства этикета» является то, что каждый член осознает свою личность, статус, обязанности и на этой основе формирует позитивную и интерактивную симбиотическую среду.
И мудрость Китая постепенно стала мировой мудростью, с ростом Китая и его влияния на мир. В частности, с момента возникновения финансового кризиса «китайские элементы» во всех районах мира увеличиваются, и это принималось все больше и больше людьми в разных странах. Хотя «китайский элемент» во многом зависит от экономической мощи Китая, за экономической силой выступает традиционный культурный фактор, лежащий в основе экономического развития Китая. Это традиционный гуманистический дух, который сделал «китайский элемент» всемирно влиятельным в наше время.
В отличие от Запада функция китайской культурной «мягкой власти» заключается в формировании «нового Китая», чтобы изменить неправильное понимание Китая международным сообществом. С 1990-х годов рост Китая сопровождался обвинениями международного сообщества в его отношении: появились так называемые «теория коллапса Китая», «теория угроз Китая» и даже популярная «теория ответственности Китая» и «вклада Китая» (в последние годы). С другой стороны, «китайская теория господства» и «теория высокомерия Китая» также подразумевают девальвацию Китая. Все это в значительной степени является неправильным восприятием Китая. Функция китайской культурной «мягкой силы» заключается в формировании «нового Китая», который определяется особенностями традиционной китайской культуры. Поскольку традиционная культура является источником культурной мягкой силы, характеристики традиционной культуры неизбежно окажут решающее влияние на ориентацию функции культурной мягкой силы. Есть много характеристик традиционной китайской культуры. С разных точек зрения можно охарактеризовать различные аспекты традиционной китайской культуры. Однако, с точки зрения ценностей, характеристики традиционной китайской культуры суть следующие:
Во-первых, это пропаганда человеческой природы в концепции национального управления и достижения нравственной целостности. Затем мы должны использовать природные ресурсы, обращать внимание на средства к существованию людей и обогащать людей. Это то, что позже Мэн-Цзы назвал «Вандао», даже если некоторые ученые утверждали: «Политика воюющего государства» основана на борьбе за гегемонию [4]. Однако «Политика воюющего государства» также подчеркивает решающую роль «морали», «доброжелательности», «естественного права» и «руководства»?культурные особенности «подчеркивания морали и обращения с людьми хорошо» протекали в культурной реке Китая тысячи лет, а для китайского феодального общества династии создали прекрасный период процветания. Что еще более важно, они и сегодня формируют Китай как страну с моральным управлением.
Во-вторых — стремление подчеркнуть «самосовершенствование и счастье людей» в концепции управления. Хотя эта моральная политическая концепция классического канона конфуцианского учения поддерживается базовой этикой, однако «дух всесторонности и рациональности», способствующий этому культурному качеству, означает просить всех, особенно политиков иметь «мудрую личность». Мэн-Цзы однажды сказал, что каждый может быть императором «Яо», «Шунь», это означает, что каждый человек постоянно совершенствуется, саморазвивается и может эффективно помогать другим и даже способствовать развитию всего общества. В долгий период феодализма в Китае беспорядки на дне общества часто вызывали различие в богатствах. Поэтому в начале формирования страны правитель всегда уделял большое внимание «реформированию правительства». Это не только имеет прямую связь с культурой, но и на самом деле выражает характер традиционной культуры. Традиционная культурная черта всегда была основной морали китайских династий. В 60-летней истории правления Коммунистической партии Китая она неоднократно подчеркивала укрепление самодеятельности партии, улучшение ее способности управлять и построение гармоничного общества. Именно в этом и заключается природа традиционной китайской культуры, которая стала конкретным выражением времени.
Третий аспект заключается в том, чтобы подчеркнуть «гармонию и разницу» во внешней концепции. «Гармоничные, но разные» включают в себя единство разнообразия, в том числе различия и противоречия. Они отличаются друг от друга и координируют различия для достижения гармонии. И даосизм, и конфуцианство продолжают гармонию. Хотя даосизм и конфуцианство преследуют различное содержание «гармонии», они в основном подчеркивают стремление к гармонии на основе уважения к разнообразию. Одной из важнейших причин, по которой в истории китайской культуре удалось продолжить развиваться, является то, что китайская культура многообразная.
Функция культурной мягкой силы Китая заключается в формировании «нового себя» Китая, это должно помочь построить сегодня благоприятный национальный имидж Китая. В течение долгого времени, из-за идеологических предубеждений, Запад рассматривал Китай как «другое», в то время как «другое» не только отличается от «нас», но и считается «гетерогенным» в международном сообществе [5]. Поэтому в западном восприятии Китая наблюдается огромное отклонение. Итак, как мы можем исправить искаженный образ Китая? Поскольку «теория коллапса Китая» и «теория угрозы Китая» основаны на признании быстрого роста экономики Китая, то есть быстрого увеличения «жесткой власти», исправление искаженного образа Китая больше не может быть достигнуто за счет усиления его жесткой силы, но путем увеличения его мягкой силы.
Культурная мягкая сила в Китая — это выражение «китайского стиля» концепции мягкой силы Джозефа Ная. Культурная мягкая сила Китая исходит из традиционной культуры Китая, именно из закона природы, гуманизма, саморефлексии, нейтральной мысли и ритуального этикета. В отличие от Запада, характеристикой китайской культурной мягкой силы является пропаганда человеческой природы, подчеркивание самосовершенствования и счастья людей и подчеркивание «гармонии и разницы» во внешней концепции. Это не только демонстрирует гибкость китайской культурной мягкой силы, но и обеспечивает постоянный источник импульса для культурной мягкой силы Китая как ресурсного фактора. «Китайские элементы» в новых исторических условиях интегрируют ценность китайского общества, чтобы достичь цели формирования нового образа Китая. Эти идеи были подняты в традиционной китайской культуре и будут широко признаны международным сообществом после новой интерпретации образа сегодняшнего Китая.
Литература
1. ???•?. ???:????????. //?????, ?????. 2005 [Най Дж. Мягкая сила: успех мировой политики / пер. Цянь Чэн?У Сяохуй. Пекин, 2005].
2. ???•???. 2015 [Древняя книга «Хуай Наньци», написана во времена династии Западной Хань, около 100 г. до н.э.]. URL: https://www.gushiwen.org/GuShiWen_3a9011d1cb.aspx
3. ???. ?????: ??????. 2009 [Лу Юйре. Характер Китая. Шанхай?2009].
4. ???. < ???>?????????. ??????(4).2008 [Ян Щуетун. Гегемонистская идеология «военной стратегии» и ее вдохновения // Международная политическая наука. 2008. №4].
5. ???. ??????:????????????????. ??????. 2008 [Ван Лисинь. На фоне дракона: воображение Китая и построение национальной идентичности США // Китайские общественные науки. 2008. №3].