Фоминых А.Е. Публичная дипломатия в публичной истории: американские выставки в СССР в восприятии советских людей (1959–1991)

Сведения об авторе. Фоминых Алексей Евгеньевич, к. полит. н., научный сотрудник Центра совершенства им. Жана Монне Поволжского государственного технологического университета, доцент кафедры межкультурной коммуникации Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола. Научные интересы: публичная и культурная дипломатия, международное образование.

Аннотация. В докладе рассматривается возможность оценки эффективности американской публичной дипломатии в СССР в период «холодной войны» посредством использования источников, обычно не принимаемых во внимание официальной историографией, но широко используемых в сфере публичной истории. Центральным сюжетом является историческая память об американских тематических выставках в Советском Союзе в период 1959–1991 гг.

Публичная дипломатия в публичной истории: американские выставки в СССР в восприятии советских людей (1959–1991)

В период «холодной войны» проведение тематических выставок было важным и наиболее масштабным по трудозатратам элементом культурной дипломатии СССР и США. Начало обмену выставками было положено подписанием в Вашингтоне 28 января 1958 г. советско-американского «соглашения Лэйси–Зарубина» о культурных обменах. Первой стала советская выставка «Достижения СССР в области науки, техники и культуры», открывшаяся в Нью-Йорке 29 июня 1959 г. А уже в июле того же года в московском парке Сокольники при огромном стечении народа начала работу Американская национальная выставка, вошедшая в историю благодаря знаменитым «кухонным дебатам» Н.С. Хрущева и прибывшего на торжественное открытие вице-президента США Р. Никсона.
В общей сложности до распада СССР Информационное агентство США (USIA) — главный правительственный институт, ответственный за реализацию программ публичной дипломатии — провело в Советском Союзе 19 выставок [1]. Советским посетителям демонстрировалась индустриальная мощь Америки, передовые научные достижения и технические новинки, в том числе бытового назначения, а также культурные явления и произведения искусства. Почти каждая такая выставка показывалась поочередно в нескольких городах, поэтому общее число показов в 1959–1991 гг. составило 87, а география охвата включала 25 городов, включая как мегаполисы (Москва, Ленинград, Киев), так и достаточно удаленные от союзного центра Ташкент, Новосибирск и Владивосток, и провинциальные Уфу или Казань.
Американские выставки в Советском Союзе не получили широкого освещения в историографии, оставаясь лишь малозначительными, «фоновыми» эпизодами противостояния двух сверхдержав. В то же время, эти экспозиции оставили большой след в общественной памяти, что нашло отражение во множестве публикаций частного, мемуарного характера. Это воспоминания посетителей — обычных людей, многие из которых в 1950-е — 1980-е годы были еще детьми или подростками, а также устные рассказы, «городские легенды», прочие нарративы и артефакты, сохраняемые в качестве сувениров и ставшие предметами коллекционирования. Из этих «малых историй» и вещей, как из отдельных нитей, сплетается целостное полотно живой, человеческой истории, эмоционально окрашенной и насыщенной интереснейшими деталями.
Для теории международных отношений обращение к источникам, более свойственным публичной истории открывает возможности для оценки эффективности публичной дипломатии (или пропаганды — в зависимости от контекста) — периода «холодной войны». К источникам, освещающим восприятие в советском обществе американских выставок можно отнести следующие:
1) Аналитические записки (Research Memorandum) USIA [2; 3] — краткие отчеты по итогам выставок в каждом из городов. Они резюмируют опросы и наблюдения, сделанные сотрудниками агентства и работавшими на выставке гидами. USIA тщательно фиксировало типичные вопросы советских граждан, позитивные и негативные комментарии, отражающие восприятие американских научно-технических достижений, внешней и внутренней политики США, популярной культуры, образа жизни американцев.
2) Записи, оставленные советскими посетителями в книгах отзывов выставки [4; 5; 6; 7]. Следует учесть, что работа с письменными отзывами как с историческим источником сопряжена с определенными ограничениями. Зачастую сложно определить, при каких обстоятельствах — добровольно или под давлением — была сделана та или иная запись. Кроме того, по многим выставкам в архивах США (NARA) сохранились лишь переводы оригинальных отзывов на английский язык, причем отобранных на основе субъективного подхода аналитиков USIA. Многие отзывы самими переводчиками обозначены как фрагментарные [8].
3) Воспоминания американских гидов и советских посетителей, письменные и устные. Значительный объем таких нарративов присутствует в записях «Живого Журнала» (LiveJournal) и других блогах Интернет; интервью с гидами легли в основу отдельных исследований [9] и публиковались и на сайте Госдепартамента США [10].
4) Разнообразные визуальные источники, включая фото- и кинохронику выставок (так, Американская выставка в Сокольниках запечатлена в полнометражном документальном фильме Д.А. Пеннебейкера «Открытие в Москве», выставка «Туризм и отдых в США» в Уфе 1973 г. — в советском любительском кинофильме) [11]. Ценность для исследователя также представляют различные документы (буклеты, журналы, фотографии), ставшие доступными в оцифрованном виде благодаря частным историкам-любителям.
Анализ публичного сегмента источников по американским выставкам в СССР позволяет выявить некоторые общие закономерности.
Во-первых, позитивных отзывов и воспоминаний о посещении выставок и контактах с американцами значительно больше, чем негативных. Положительные отзывы различаются нюансами: иногда это просто констатация факта, что выставка действительно удалась, иногда — вежливое выражение благодарности американскому народу и его президенту (Эйзенхауэру, Никсону, Форду, Бушу и пр.); очень часто — комплименты гидам или положительная оценка качеств тех или иных экспонатов.
Во-вторых, если выставки 1959–1979 гг. еще вызывали немало скептических комментариев, то две экспозиции периода перестройки — «Информатика в жизни США» (1987–1989) и «Дизайн США» (1989–1991) — воспринимались уже с почти единодушным восторгом. Это свидетельствует об очевидном углубившемся разрыве в качестве жизни и уровне потребления между двумя странами, разочаровании населения в советской системе, завышенных ожиданиях от сближения с Западом.
Среди критических комментариев можно выделить несколько ключевых тем [8, p. 890-903], которые, на наш взгляд, применимы к большинству выставок в период 1959–1979 гг.:
1) «Догнать и перегнать». Суть подобных отзывов сводится примерно к следующему: да, американцы добились серьезных успехов в развитии, но подождите немного — и у нас будет то же самое, и даже больше и лучше. Это наблюдается и в 1959 году, и на последующих отраслевых показах, особенно в 1960-х годах («Транспорт в США», «Связь в США», «Промышленная эстетика в США» и др.). Так, посетителей выставки «Исследования и разработки в США» (1972) абсолютно не впечатлила обгоревшая в космосе капсула корабля «Аполлон 10» (успехи СССР в освоении космоса были общеизвестны), в то время как показанные там же автомобили вызывали всеобщий ажиотаж. Повсеместно ходили слухи о якобы проводившейся на выставке лотерее, где главным призом выступал автомобиль (в Донецке — «Форд», в Казани — «Линкольн Континентал»), что американскими источниками не подтверждается.
2) «Ненастоящая Америка». Некоторые зрители откровенно не верили показанному на выставках уровню материального благосо­стояния американцев («Доступны ли эти блага простому рабочему?»). Технические специалисты, которых было немало среди посетителей, подозревали, что американцы не хотят демонстрировать «средства производства» — промышленное оборудование и научные разработки, при помощи которых достигается высокое качество жизни. В то же время в ряде воспоминаний говорится о направлении на выставки целых делегаций инженеров советских институтов, заводов и конструкторских бюро — фактически, с целью промышленного шпионажа [12].
3) Сомнительность американских достижений, демонстрируемых на выставке. Аргументами советских комментаторов в заочной полемике с американцами станови­лись достижения социализма: социальная справедливость, бесплатное образование и здравоохранение, пенсионное обеспечение. Такие «агитаторы» (определение USIA) бичевали на страницах книг отзывов пороки американского общества: социальное неравенство, наличие бедных и малограмотных, расовую дискриминацию («Свободу Анджеле Дэвис!»), ограниченный доступ к образованию и достижениям культуры, войну во Вьетнаме. Изредка отзывы принимали форму откровенно антиамериканских лозунгов и даже стихов («Фотография в США», Алма-Ата, 1976).
В то же время, тональность критических комментариев варьировалась в зависимости от места проведения. Так, в Казани в 1972 году, в отличие от других городов, посетители почти не затрагивали раскручиваемую советскими СМИ тему разгула преступности в США. Это было связано с тем, что в столице Татарской АССР в начале 1970-х молодежные группировки поделили город на сферы влияния, враждовали друг с другом и терроризировали население (что напоминало телерепортажи «Международной панорамы» об уличных бандах Бронкса или Лос-Анджелеса).
Огромную роль в установлении психологического контакта с советскими людьми играли работавшие на выставках гиды — в большинстве своем молодые люди, владеющие русским языком и языками народов СССР. Так, в Казани, по свидетельствам USIA, гиды со знанием татарского языка «притягивали татарскую аудиторию, словно магнит» [13]. Улыбающиеся, дружелюбные, внешне привлекательные американцы располагали к себе советских людей, что не вязалось с официальной пропагандой, и вызывало обоснованную подозрительность со стороны советских властей и спецслужб. Наконец, сувениры — значки, яркие полиэтиленовые пакеты, глянцевые буклеты и даже украденные хромированные эмблемы автомобилей — эти «кусочки Америки», которые можно было раздобыть только на выставках, превращались в фетиш, предмет охоты и обмена, особенно у молодежи.
Начиная с самой первой экспозиции 1959 года, американцы сделали упор не на прорывные техноло­гические достижения, а на консюмеризм, повседневную жизнь в Соединенных Штатах. Выставки была призваны продемонстрировать привычность американцев к научно-техническим и культурным нова­циям, массовость и доступность товаров, считавшихся в Советском Союзе предметами роскоши. На фоне, в общем-то, небогатого быта большинства советских людей того времени разрыв в уровне качества жизни в СССР и США был не просто очевиден — он буквально ошеломлял, вызывая культурный шок. В большинстве воспоминаний посещение американской выставки — особенно в детстве — отображается как очень яркое, волнующее переживание, незабываемый опыт, сравнимый с путешествием в другую страну или даже на другую планету. «Полный восторг», «очередь, как в Мавзолей», «полет на Луну», «чудесное откровение» — в таких выражениях вспоминают о своих походах на выставки США современные блогеры [14].
Таким образом, в свидетельствах обычных людей американские выставки в Советском Союзе предстают совершенно в ином свете, нежели в официальной историографии. Даже принимая версию о пропагандистской направленности этих мероприятий, их нацеленности на демонстрацию американского превосходства, следует признать их чрезвычайно высокую эффективность по степени воздействия на массы, что пока недооценено историками и политологами, исследующими феномен «мягкой силы».

Литература

1. Chronology: American Exhibits to the U.S.S.R. U.S. Department of State. Diplomacy in action. URL: https://2009-2017.state.gov/p/eur/ci/rs/c26473.htm
2. Thomas J.R. Report on Service with the American Exhibition in Moscow. March 15, 1960. California: The Rand Corporation. URL: http://www.rand.org/pubs/papers/2008/P1859.pdf
3. National Archives Records Administration, USA. Record Group 306. U.S. Information Agency. Entry 64. Office of Research and Media Reaction. Box 33. Research Memoranda, 1963-99.
4. Visitors’ Reactions to the American Exhibit in Moscow: A Preliminary Report. 28 September 1959 // NARA 306/1070/10*.
5. National Archives Records Administration, USA. Record Group 306. U.S. Information Agency. Office of Exhibits, “Comment Books and Lists of Visitors Related to U.S. Exhibits in the U.S.S.R, Rumania, and Bulgaria”.
6. Американская выставка в Москве. Книга Отзывов // Ab Imperio. 2010. №2. C. 187–217.
7. Фоминых А.Е. Выставка «Исследования и разработки США» в Казани 1972 г. в американских источниках // Запад-Восток. 2017. №10. С. 231–244.
8. Reid S. Who Will Beat Whom? Soviet Popular Reception of the American National Exhibition in Moscow, 1959 // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2008. Vol. 9. No.4. P. 855-904.
9. Tabarovsky I. “A Tribe of Exhibit People”: American Guides Recall Soviet Journey // The Wilson Quarterly. Fall 2016. URL: https://wilsonquarterly.com/quarterly/the-lasting-legacy-of-the-cold-war/a-tribe-of-exhibit-people-american-guides-recall-soviet-journey/
10. Interviews of Former American Exhibit Guides. U.S. Department of State. Diplomacy in action. URL: https://2009-2017.state.gov/p/eur/ci/rs/c26659.htm
11. Выставка «Туризм и отдых США» в Уфе, 1973 год (видео). URL: https://www.youtube.com/watch?time_continue=51&v=Mrjij9_ooQE
12. Кузнецов С. Перелистывая архивы. «Фотография в США», 1976 год // Сергей Кузнецов. LiveJournal, 03.11.2009. URL: https://kuznecovsv.livejournal.com/36827.html
13. National Archives Records Administration, USA. Record Group 306. U.S. Information Agency. Entry 64. Office of Research and Media Reaction. Box 33.Research Memoranda, 1963-99. Research Memorandum M-79-72. National Attitudes of Soviet Tatars in Kazan. P. 2.
14. Плехов Д. Дизайн США, выставка в городах Советского Союза в 1989 году // Дмитрий Плехов. LiveJournal, 28.01.2013. URL: https://plekhov.livejournal.com/17973.html

* Впоследствии материалы доклада легли в основу статьи: White R.K. Soviet Reactions to Our Moscow Exhibit: Voting Machines and Comment Books // The Public Opinion Quarterly. 1959-1960. Vol. 23. No.4. P. 461-470.