Долгов К.Д. «Мягкая сила» в Восточноафриканском Сообществе

Сведения об авторе. Долгов Кирилл Дмитриевич, соискатель Института Африки РАН. Круг начных интересов: политология, Африка, Восточноафриканское сообщество, Кения, Уганда, Танзания, Бурунди, Руанда, Южный Судан.

Аннотация. Данная работа направлена на оценку роли «мягкой силы» и публичной дипломатии в укреплении региональной интеграции в Восточноафриканском Сообществе (ВАС). Интерес к этому исследованию обусловлен той стратегической ролью, которую играет публичная дипломатия в укреплении развития многонациональных государств и наднациональных правительственных организаций Восточной Африки. В первую очередь, это исследование направлено на обоснование того, почему роль публичной дипломатии не может быть недооценена в процессе региональной интеграции. В исследовании будут рассмотрены различные способы применения инициатив «мягкой силы» в региональной интеграции Восточноафриканского Сообщества.

«Мягкая сила» в Восточноафриканском Сообществе

1. Брендинг как элемент публичной дипломатии
Брендинг является одним из важнейших инструментов современной публичной дипломатии. Главы государств Восточноафриканского сообщества (ВАС) заинтересованы в том, чтобы улучшить восприятие ВАС внешним миром. Каждая страна не только имеет свою собственную инициативу по брендингу, но и имеет коммуникационную стратегию, в которой приоритет отдается брендингу региональному.
Стремясь к региональному брендингу, в апреле 2007 года ВАС провело первый Восточноафриканский саммит СМИ в Найроби, который оказался очень успешным. В нем приняли участие более 100 ведущих СМИ и практиков из стран ВАС — Кении, Уганды, Танзании, Бурунди и Руанды. Восточноафриканский саммит СМИ стал первым крупным мероприятием в рамках проекта ребрендинга ВAC [1]. Проект ребрендинга ВAC является смелой и амбициозной программой для улучшения восприятия регионов и имиджа ВAC. Проект предусматривает выделение значительных ресурсов в рамках функции сообщества по корпоративным коммуникациям и связям с общественностью, в частности, для создания медиацентра ВАС, предназначенного для применения передовых систем и технологий в своих печатных и электронных средствах массовой информации.
В 2013 году BAC провело специальный опрос, целью которого было выяснить, как ключевая аудитория воспринимает ВAC; насколько хорошо с ним ознакомлена, насколько знакома с символикой ВAC и как оценивает ее эффективность. В исследовании также было рассмотрено, как ВAC воспринимается гражданами Сообщества [2]. Проект был направлен на то, чтобы помочь ВAC в развитии корпоративной идентичности и определенного имиджа, чтобы обеспечить доверие в глазах общественности. Проект был поддержан Германским агентством международного сотрудничества (ГАМС).
ВAC также продолжило создание совместной маркетинговой стратегии Destination East Africa, а с ноября 2006 года государства-партнеры участвуют в международных туристических ярмарках. Некоторые из ярмарок, в которых участвовали государства-члены Восточноафриканского сообщества, включают: Всемирный туристический рынок (The World Travel Market — WTM) в Великобритании с 2006 года, Internationale Tourismusborse (ITB) в Германии с 2007 года и CASA Africa Investour с 2012.
2. Культурная дипломатия в Восточной Африке
2.1. JAMAFEST
JAMAFEST — акроним фестиваля «Jumuiya ya Afrika Mashariki Utamaduni, Kiswahili» (Фестиваль искусств и культуры Восточноафриканского сообщества), целью которого является содействие региональной социокультурной интеграции посредством искусства и культуры. Фестиваль проводится раз в два года в принимаемых государствах-партнерах.
Идея создания JAMAFEST появилась, когда Совет министров ВAC в сентябре 2011 года дал поручение секретариату ВАС организовать регулярные фестивали, чтобы наглядно продемонстрировать, что культура является одной из основных составляющих социокультурной интеграции. Таким образом, в Руанде был организован первый фестиваль. Основные мероприятия проходили на стадионе Амахоро в Кигали. Фестиваль длился неделю с 11 по 16 февраля 2013 года. Второй JAMAFEST был проведен в Найроби в августе 2015 года и был организован Министерством спорта, культуры и искусств в сотрудничестве с министерством восточноафриканских дел, торговли и туризма. Третий JAMAFEST был проведен в Кампале в Уганде в 2017 году и служил платформой для демонстрации тематического искусства и культуры как основной движущей силы региональной интеграции и устойчивого развития [3].
Фестиваль в основном призван улучшить отношения между странами Восточной Африки и их культур. В нем представлены музыкальные номера, танцы, драма, театр, пошив и дизайн, кухня, картины, художественные промыслы, фотографии и фильмы [3].
Цели JAMAFEST состоят в том, чтобы способствовать экономическому росту ВAC путем развития творческого и культурного секторов промышленности и объединить Восточную Африку посредством искусства и культуры.
2.2. Суахили как объединяющий региональный язык
Суахили признан самым широко используемым национальным языком в Африке. Глубокие корни Суахили уходят в Центральную Африку (в Демократическую Республику Конго) и южноафриканские округа, такие как Мозамбик, Малави и Замбия. Он также быстро распространился в Южный Судан через беженцев, вернувшихся из Кении [4].
Суахили — самый распространенный язык на континенте по количеству говорящих по сравнению с другими африканскими языками. По оценкам, в мире говорят более 100 миллионов человек.
Согласно Кише, если суахили будет официально признан средством коммуникации на региональном уровне, он станет важной интегрирующей силой на верхнем горизонтальном уровне, таким образом объединяя элиты из соответствующих стран. Кроме того, если суахили будет принят как действующий язык, он станет посредником между правительством и людьми, тем самым предоставляя средства для обмена информацией и обмена идеями.
Таким образом, суахили создаст прочную связь между макроуровнем и чиновниками и политиками, которые владеют знаниями и навыками для последущего развития страны [4].
Поэтому вполне логично, что суахили можно использовать для социальной, политической, экономической и культурной интеграции.
Республика Кения, Объединенная Республика Танзания и Республика Уганда извлекали взаимную выгоду из их прочных лингвистических связей. Между 1930 и 1964 годами существовал интертерриториальный Комитет по языку, чья главная цель заключалась в содействии стандартизации и развитию суахили. Несмотря на развал Восточноафриканского сообщества 1977 года, образовательные и языковые органы в вышеуказанных странах продолжали неофициально взаимодействовать и искать механизмы для восстановления рамок для формального сотрудничества.
После возрождения Сообщества государства-партнеры вновь получили возможность для сотрудничества в культурной и лингвистической областях.
Для полного разрешения Руанде и Бурунди присоединиться к ВAC, оба государства должны были внести некоторые внутренние законодательные поправки, среди которых — внедрение суахили и английского языка в целях согласования их социально-культурного национального единства с Кенией, Угандой и Танзанией.
Чтобы не терять связь с частью аудитории, официальные документы ВAC опубликованы на официальных языках Сообщества, а именно — на английском и суахили. Однако для эффективного взаимодействия с целевыми аудиториями, особенно в Бурунди и Руанде, ВAC переводит их и на французский язык.
Далее члены Сообщества договорились о создании Восточноафриканского Совета суахили посредством протокола в ноябре 2001 года. Миссия Совета заключается в обеспечении международного взаимодействия для политического, экономического, социального, культурного, образовательного, научного и технологического развития Восточной Африки.
Совету было поручено укрепление национальной, региональной и международной коммуникации посредством использования суахили наряду с развитием суахили как регионального языка, выражающего африканские ценности по вопросам, касающимся гендерного равенства, прав человека и демократии, инициируя, помогая и поощряя развитие суахили в Восточной Африке.
Совету также было поручено продолжать принимать активное участие в региональных исследованиях и оказывать помощь партнерам по развитию центров углубленного изучения и исследования суахили и реформировать учебную программу, чтобы обучить граждан литературным и лингвистическим навыкам и знаниям, которые соответствуют требованиям восточноафриканского общества и соответствующим планам развития Восточной Африки.
Кроме того, Межвузовский совет Восточной Африки поддерживает суахили. Университетская учебная программа обмена персонала осуществляется через Ассоциацию Суахили Восточной Африки (Чакама). Ее представители также сообщают, что если бы все государства ВAC находились на одном уровне развития суахили, это бы очень эффективно сказалось на вопросе интеграции.
Данное исследование показывает, что наблюдается явный прогресс в использовании суахили в качестве катализатора региональной интеграции.
Однако даже несмотря на эти достижения, некоторые проблемы все еще сохраняются. В Уганде, например, суахили ассоциируется с жестокостью времен диктаторского режима Иди Амина.
Идея обучения и продвижения суахили в школах Уганды встретила жесткое сопротивление со стороны некоторых просветителей и граждан [5]. Тем не менее, это исследование установило, что унитарный язык, такой как суахили действительно может улучшить процесс интеграции. Исследование также показало, что существует симбиотическая связь между языком и коммуникацией, что оба они имеют решающее значение для интеграционного процесса.
2.3. EASTAFAB
Биеннале искусств в Восточной Африке (EASTAFAB). Биеннале искусств в Восточной Африке организует выставку искусств и ремесел в Дар-эс-Саламе каждые два года с целью пропаганды культуры и современного визуального и изобразительного искусства Восточной Африки. EASTAFAB является некоммерческой неправительственной организацией, которая зарегистрирована в Танзанийском национальном совете искусств с 2003 года. Организация финансируется за счет грантов, пожертвований и спонсорства от марокканского правительства, а также от различных международных организаций.
За эти годы биеннале выросло, в связи с увеличившимся количеством художников из стран Восточной Африки, Танзании, Кении и Уганды, что очевидно делает его все более международным. Намечены планы для перевозки EASTAFAB в Найроби (Кения), Кампалу (Уганда), Кигали (Руанда) и Бужумбура (Бурунди), что делает EASTAFAB первой перевозной биеннале в мире.
Главная цель проекта — продвижение современного искусства в регионе Восточной Африки и опять же региональная интеграция, так как взаимодействие местных и иностранных художников — его неотъемлемая часть.
Общение через искусство является неоценимой частью культурной дипломатии, поскольку оно дает участникам и аудитории возможность участвовать в межкультурном сотрудничестве [6, p. 75-83].
3. Спорт в ВAC
Восточноафриканский совет по культуре и спорту (EACSCO).
Цель Совета — «…иметь разнообразные, яркие и прогрессивные, а также спортивые мероприятия для расширения прав и возможностей восточноафриканских людей и сообщества»; «…Содействовать и развивать культуру и спорт для укрепления регионального мира, сплоченности, здорового образа жизни и борьбы с бедностью среди восточных африканцев» [7].
С этой целью ВAC проводит регулярные турниры по волейболу и другим видам спорта, в том числе Восточноафриканский Чемпионат.
Сообщество также каждый год проводит военные игры. Недавно в Уганде состоялись Девятые военные игры ВAC (Военные игры и культурные мероприятия ВAC) под темой «Один народ, одна судьба». Игры оказались настолько популярными, что обогнали все остальные включая футбол, баскетбол, волейбол, нетбол и кросс-кантри (бег по пересеченной местности).
Заключение
В международных заявлениях и путем широкой публичной дипломатии связь технологий и средств массовой информации включают инструменты, упомянутые в этой главе. Однако то, как эти инструменты используются, делает внешнюю политику и общественную дипломатию по истине уникальной. При этом различные инструменты и методы иногда пересекаются. В этом мире знания, культура и коммуникации — ключ не только к технологическому прогрессу и экономическому процветанию, но и к социальной сплоченности и устойчивому развитию.
Поскольку инициативы в области общественной дипломатии сформулированы для поддержки конкретной задачи внешней политики, логичным будет предположить, что страны с аналогичными целями и задачами также должны совместно работать над продвижением такой региональной политики интеграции.
Для прогрессивного интеграционного процесса, направленного на Таможенный союз, Общий рынок, Денежный Союз и, в конечном счете, Политическую федерацию, успех регионального общения будет измеряться тем, какой отклик он находит у масс. Для успешного выполнения данной задачи все силы должны быть нацелены на привлечение широкой общественности к интересующим их вопросам, учитывающим представления, культуру и амбиции целевой аудитории.

Литература

1. Magaga A. EAC’s Close Engagement with the Media (2008) // EAC Rebranding Project. URL: http://www.eac.int/news/index.php?option=com_docman&task=doc_view&gid=5&Itemid=152
2. Launches Branding Survey // Daily Nation. 24.07.2013. URL: http://www.nation.co.ke/news/politics/EAC-launches-branding-survey-/-/1064/1925078/-/view/printVersion/-/9iy85dz/-/index.html
3. Amia P. Uganda to Host 3rd Jamafest Event // Chimpreports.com. News, Pictures & Videos on Uganda’s Social, lifestyle and Entertainment Scene. August 29, 2016. URL: http://chimpreports.com/entertainment/uganda-tohost-3rd-jamafest-event
4. Choge S.C. Role of (a) in Kiswahili // Research in African Languages & Linguistics (RALL). 2007-2008. Vol. 8. Ibadan, 2008. P. 19-43.
5. Mugagga R. Why Kiswahili Teaching Remains Difficult // The Observer Online. 19.09.2010. URL: http://www.observer.ug/component/content/article?id=10162:why-kiswahili-teaching-remains-difficult
6. Cultural Diplomacy in Africa. Outlook report. 2011. URL: http://www.cosv.org/download/centrodocumentazione/Cultural_Diplomacy_Outlook_Report_2011 cultural diplomacy in Africa.pdf
7. Culture & Sports [Восточноафриканский совет по культуре и спорту] // Society for International Development. URL: http://soea.sidint.net/intergration-tracker/culture-sports