Губернский переполох
Артем Коваленко, «Эксперт Online»/11 ноября 2009
Во властных структурах Свердловской области царит переполох. До недавнего времени вся местная элита и уральские политологи были убеждены, что 72-летний губернатор Эдуард Россель, руководивший регионом с перерывом почти 19 лет, останется у руля. Однако президент России предпочел другого кандидата — уроженца Свердловска, бывшего замминистра транспорта России 50-летнего Александра Мишарина.
Эдуард Россель
Фото: ИТАР-ТАСС
В переназначение Росселя верили все. Слишком уж благожелательно для него складывалась ситуация. В список претендентов от «Единой России», составленный не без помощи команды губернатора, кроме действующего губернатора попали премьер-министр Свердловской области Виктор Кокшаров и «темная лошадка» федерального уровня Александр Мишарин. Серьезно кандидатуру директора департамента промышленности и инфраструктуры правительства РФ не рассматривали. Бывший замглавы Минтранса Александр Мишарин, уроженец Свердловска, известен уральцам по работе в должности начальника Свердловской железной дороги, на которую он был переведен еще в 2002 году. Перевод на Урал для него был в некоторой степени вынужденным (Мишарин занимал пост замглавы Министерства путей сообщения России, но входил в команду опального главы этого ведомства Николая Аксененко). Говорят, что расставался с регионом Мишарин не очень хорошо: оставались трения с местной промышленной элитой.
Слухи о возможном назначении Мишарина поползли за пару дней до официального объявления о предложении президента РФ. Говорили об этом очень аккуратно, опровергая логичность сказанного. Всеобщее напряжение образовалось уже в конце октября. Тогда все ссылались на администрацию президента, еще к 1 ноября обещавшую назвать фамилию. Недельная задержка навела свердловчан на мысль, что в Кремле идут торги, а очевидное решение по Эдуарду Росселю затягивается. Политологи заговорили о том, что руководитель аппарата правительства РФ Сергей Собянин (предполагается, что он негласно лоббировал Мишарина) убедил Дмитрия Медведева в ценности кандидатуры московского чиновника, а сам президент выразил недовольство, что этот вопрос решается и готовится без его участия. Как бы там ни было, но перед фактом элиту поставили вечером 10 ноября. Поскольку к такому варианту никто не был готов, сейчас все гадают, как ситуация будет развиваться дальше.
Одно понятно наверняка: всем губернаторам-тяжеловесам, в том числе президентам Башкирии и Татарстана Муртазе Рахимову и Минтимеру Шаймиеву, а также мэру Москвы Юрию Лужкову нужно задуматься о том, как выстраивать отношения с федеральным центром. «Отставка Рахимова — это всего лишь дело времени. Молва уже несколько раз отправляла его на покой, там много претензий по коррупции. Похожая ситуация и с Шаймиевым из Татарстана. Здесь важен и фактор возраста. Ситуация с кемеровским губернатором Аманом Тулеевым зависит от того, как он будет себя вести. У него есть и плюсы, и минусы, с точки зрения Кремля. С одной стороны, он “держит” регион. Но с другой — Кремль не любит, когда губернаторы превращают регионы в свои вотчины, становятся своего рода удельными князьями. Если Тулеев решится использовать этот свой ресурс вразрез с мнением Кремля (например, в ситуации обострения социальной напряженности), то варианты могут возникнуть и по его кандидатуре», — отмечает алтайский политолог, директор местной Школы политических исследований Юрий Чернышов. А вот политолог Михаил Тульский с ним не согласен: «Дело не в том, что Россель — тяжеловес, а в том, что у него появился серьезный конкурент. Мишарин — это человек, который занимал серьезный пост в правительстве и которому было легче достучаться до Владимира Путина и Дмитрия Медведева, чем Росселю. Тем более что и сам Мишарин — не враг Росселю, поскольку в 1990?е годы именно по рекомендации Росселя попал на работу к Аксененко». В связи с этим Тульский не уверен, что отставку свердловского старожила стоит рассматривать в качестве начала череды аналогичных чисток в губернаторском корпусе.
Законодательное собрание Свердловской области взяло недельный тайм-аут для раздумий. 17 ноября депутаты либо подтвердят предложение Медведева, либо опровергнут. Последнее почти невероятно, в думе большинство составляют представители ЕР, а лидер партии власти Борис Грызлов уже сказал, что законодатели от ЕР поддержат Мишарина. Но скорее не заявление Мишарина, а позиция Росселя определит итоги голосования (пока неизвестно, будет оно открытым или закрытым). По мнению директора Института стратегического анализа и социального проектирования (Екатеринбург) Эдуарда Абелинскаса, Россель сумел добиться, чтобы после его ухода близких ему бизнесменов не трогали. Это и было предметом торга. Да и сам губернатор не останется без должности. Вакантным, кстати, уже не один месяц остается кресло сенатора в СФ от областного парламента.
Мишарина ждут в Екатеринбурге на этой неделе. Будущий глава региона расскажет депутатам, что он думает о Свердловской области и какой видит ее в ближайшие четыре года. О личности самого политика его земляки не очень-то распространяются. Работавшие с ним железнодорожники говорят, что руководитель он спокойный. Трудоголик и технократ. Говорят, что расставался с регионом Мишарин не очень хорошо: оставались трения с местной промышленной элитой. Самая большая память о его временах у руля Свердловской железной дороги – построенный небоскреб Центра управления перевозками, одно их первых интеллектуальных зданий в Екатеринбурге.