АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
|
||
|
Чернышов Ю.Г. Власть пока еще способна слышать вопросы, которые задает обществоВ целом интервью Президента можно оценить как полезный и давно назревший шаг. После неожиданных «инициатив 13 сентября» в обществе появилось довольно много вполне закономерных вопросов. Например: как отмена всенародных выборов губернаторов связана с «борьбой против терроризма», не противоречит ли это Конституции, почему столь серьезные решения об изменении государственного строя принимаются без всенародного обсуждения? Вначале власть, вместо того, чтобы как-то содержательно ответить на эти вопросы, выпустила вперед «агитаторов», заученно повторявших тезисы о том, что это «повысит статус законодательных собраний» и т.п. В то же время в СМИ была инициирована кампания по дискредитации тех, кто пытался задать эти важные вопросы. Дошло до того, что их уже назвали «пособниками террористов», «пятой колонной» и «врагами российской государственности». Многие СМИ просто умолчали о митингах в защиту Конституции, которые прошли 28 октября во многих городах России. Это дало повод представителям оппозиции заявить о конституционном перевороте и начавшейся «фашизации режима». В итоге Президент, видимо, все-таки оценил реальную степень неприятия обществом «инициатив 13 сентября» и решил дать свои пояснения. В целом Президент просто подтвердил свои намерения по «закручиванию административных гаек». Он дважды подчеркнул, что «у нас нет развитого гражданского общества», и при этом даже не упомянул о собственном проекте создания Общественной Палаты. Вся ставка сделана на бюрократическую «вертикаль». Единственной «уступкой демократии» можно было бы считать заявление, что «вполне было бы обоснованно вернуть руководителей регионов и руководителей законодательных собраний в верхнюю палату парламента». Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что это касается лишь обсуждения отдельных вопросов, причем с сохранением старого состава Совета Федерации. Как все это будет выглядеть на практике, не поясняется. Некоторые юридические аргументы оказались явно неточными. Президент настаивал, что губернаторы будут не «назначаться», а «избираться» депутатами, однако в существующем законопроекте ничего не говорится про выборы, там есть лишь «наделение полномочиями» по представлению Президента. Неточно цитируется и статья 77 Конституции (там говорится только о «предметах совместного ведения»). Президент заявил, что он «негативно относится к изменению Конституции», однако сам он в 2002 г. отмечал, что отмена всенародных выборов губернаторов противоречит Конституции («Хорошо это или плохо, у нас сложилось так, что руководителей регионов избирает население прямым тайным голосованием. Так прописано в Конституции, и так должно остаться» - стенограмма «прямой линии» 19 декабря 2002 г.). По мнению многих экспертов, «инициативы 13 сентября» явно противоречат духу Конституции, умаляют уже существующие права и свободы человека и гражданина, и поэтому весьма вероятно в будущем обжалование данных мер в судебном порядке. Итак, интервью Президента стало запоздалым знаком уважения к обществу. Гражданам хотя бы через 2 месяца попытались объяснить, что именно хотят сделать со страной. Конечно, вопросы и теперь еще остаются. Один из них: «Что мешало В. Путину объяснить избирателям свои намерения сразу (в своей избирательной программе) и не использовать трагедию в Беслане как удобно подвернувшийся повод для реформы власти?». И, наконец, главный вопрос: «Что мешает Президенту все-таки хотя бы сейчас СПРОСИТЬ НАРОД, хочет ли он, чтобы все это сделали с нашей страной?». Что мешает провести, например, референдум? Для того, чтобы реформы шли успешно, необходимо понимание и
реальное одобрение их обществом, необходимо постоянно поддерживать
диалог общества и власти. Если интервью Путина – шаг в данном
направлении, то такие шаги, несомненно, нужно поддерживать. |
|
|
||
© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны. |