АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События Аналитика Конференции Дневники

   




 

 Д.И. Петросян, И.В. Свинцов
Самоидентификация населения Алтая:
региональная идентичность против общенациональной?
(по материалам социологического исследования)

В контексте анализа проблем идентичности, понимаемой как ощущение индивидами своей общности с какой-то группой, большое значение имеет вопрос самоидентификации. На первый план выходит масштаб отождествления себя с неким целым – от относительно малого (город, регион) до более крупных (страна в целом, Европа, Азия и т.п.).

В феврале – апреле 2004 г. «Среднерусский консалтинговый Центр» провел исследование проблем российской идентичности. Всего было опрошено 2814 чел., проживающих в семи регионах России, представляющих основные географические зоны и отличающихся друг от друга уровнем социально-экономического развития: Калининградская область (Северо-Запад) – 396 чел.; Вологодская область (Север) – 400 чел.; Калужская область (Центральная Россия) – 396 чел.; Волгоградская область (Поволжье) – 405 чел.; Республика Башкортостан (Южный Урал) – 400 чел.; Алтайский край (Сибирь) – 407 чел.; Приморский край (Дальний Восток) – 410 чел.

В рамках исследования респондентам было предложено ответить на вопрос, кем они себя ощущают в первую очередь: жителями своего региона (жителем Алтайского края, калининградцем, вологжанином и т.п.), жителями более крупного межрегионального объединения (Сибирь, Центральная Россия, Русский Север, Южный Урал, Дальний Восток), россиянами или европейцами.

Как видно из таблицы, жители Алтайского края чаще всего считают себя «россиянами» (40%). «Регионалов» (тех, кто в первую очередь ощущают себя не россиянами, а «жителями Алтайского края») чуть меньше – 33,5%.

Обратим внимание на то, что довольно привлекательной в качестве объекта самоидентификации оказалась Сибирь – каждый пятый житель Барнаула и края называет себя сибиряком. Столь же привлекательными для своих жителей оказались такие географические зоны, как Русский Север (15% вологжан) и Дальний Восток (18.5% приморцев).

«Европейцами», что совершенно неудивительно, считают себя лишь 3% жителей Алтайского края. Однако и в регионах европейской части России доля респондентов с европейской идентичностью ничуть не больше. Как и следовало ожидать, более или менее заметная доля «европейцев» отмечена лишь в Калининградской области (12%).

Интересно, что если в среднем по России «россияне» и «регионалы» составили практически равные группы (41% и 38% соответственно), то ни в одном из исследованных регионов не обнаруживается равенства в удельных весах «россиян» и «регионалов». При этом ни в одном регионе один тип идентичности явно не преобладает над другим.

Подчеркнем, что особенно привлекательность общероссийской идентичности по сравнению с региональной заметна в Калининградской области. «Калининградцами» себя ощущают лишь 28% жителей региона, в то время как «россиянами» – почти половина (47%). Отметим, что еще два года назад в Калининградской области отмечалась противоположная картина – в первую очередь «калининградцами» ощущали себя 50% жителей, а «россиянами» – 43%. Очевидно, что перемена в самоощущениях жителей области вызвана прежде всего политическими факторами – после того как Литва и Польша реально вступили в ЕС, регион, с одной стороны, лишился такого преимущества, как относительно свободный въезд его жителей в Европу, а с другой стороны, действительно стал более оторванным от остальной России. По-видимому, эти потери потребовали некоторой психологической компенсации, которая и выразилась в усилении общероссийской идентичности жителей области.

Как и следовало ожидать, чаще других региональную идентичность проявляют жители Республики Башкортостан (52%). Однако, и общероссийская идентичность распространена в республике довольно заметно: 44% – больше лишь в Волгоградской (46.5%) и Калининградской (47%) областях. Это противоречие объясняется тесной взаимосвязью самоидентификации с национальностью респондентов. Региональная идентичность свойственна прежде всего башкирам и живущим в Башкирии татарам (73% башкир и 64% татар ощущают себя жителями Башкортостана, а россиянами – 28%). Живущие же в республике русские чаще ассоциируют себя не с Башкирией, а со всей страной – 54% ощущают себя россиянами и 43% – жителями Башкирии.

Так или иначе, в целом по России и общероссийскую, и региональную идентичность проявляет одинаковое количество россиян.

Тем не менее, называющие себя «россиянами» и называющие себя «жителями Алтайского края» или «вологжанами» – все же разные люди. Возникает вопрос, не скрывается ли за разницей в самоидентификации некий социальный или социокультурный конфликт? Противостоят ли в какой-то мере «регионалы» «россиянам» и наоборот?

Результаты исследования показывают, что отличия между обеими группами респондентов очень незначительны, и говорить о каком-то социальном или идеологическом противостоянии между теми, кто отождествляет себя со своим регионом и теми, кто отождествляет себя с Россией в целом, нет никаких оснований.

Ориентация на тот или иной тип идентичности практически не зависит от возраста, пола или уровня образования респондентов, от их социального статуса или от идеологических ориентаций. В уровне ксенофобии «россиян» и «регионалов», в выборе ими путей развития России, в оценке результатов реформ 90-х гг., в оценке ситуации в стране и в регионе – различий практически нет.

Интересно, что наиболее заметным отличием между «регионалами» и «россиянами» оказалось различие в уровне их мобильности. Половина респондентов, ощущающих себя в первую очередь жителями своих регионов, в ближайшие годы не выезжала за их пределы, в то время как среди «россиян» 64% респондентов ездили либо в другой регион (29%), либо в Москву (16%), либо в страны СНГ (12%), либо в страны дальнего зарубежья (7%). «Регионалы» отличаются и тем, что заметное большинство среди них хотело бы навсегда остаться жить в своем регионе (64% против 56% «россиян»). Возможно, замкнутость в своем регионе и не является определяющим фактором выбора в пользу региональной идентичности, однако она, безусловно, имеет большое значение.

Можно также добавить, что «россияне» в целом выглядят более благополучными, чем «регионалы». Они отличаются от «регионалов» более высоким уровнем удовлетворенности жизнью (плюс 0,07 против минус 0,03), более высоким уровнем доходов и, как следствие, менее низкой оценкой своего материального положения (минус 0,01 против минус 0,12) и более высоким уровнем оптимизма в оценке перспектив материального роста (плюс 0,25 против плюс 0,16).

Так или иначе, между «регионалами» и «россиянами» гораздо больше общего, чем различного. На более широкое распространение в разных частях страны региональной или общенациональной идентичности в первую очередь влияют географические, исторические, национальные и социально-экономические особенности того или иного региона (в случае с Башкортостаном, например, национальный фактор является самым влиятельным).

Если и можно говорить о каком-то «конфликте идентичностей», то только применительно к крайне малой группе «европейцев», которые, в силу очевидной ориентации на европейские ценности, действительно по многим позициям противостоят и всем остальным жителям России.

Подводя итог, отметим, что в целом самоидентификация жителей Алтайского края практически не отличается от самоидентификации, характерной для среднего россиянина. Главным отличием является лишь то, что пятая часть населения Алтая предпочитает называть себя сибиряком, а не жителем края.

Данная статья опубликована в "Дневнике АШПИ" N 21 (июль 2005 г.)
 

 


 

Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.