АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События Аналитика Конференции Дневники

   




 

 ОЛЕГ БАРАБАНОВ
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: КОНТУРЫ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАСКЛАДА (лето 2000 г.)

Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М. 2000. No 3. С.101-103.

Летние месяцы 2000 г. на Алтае внешне прошли достаточно спокойно в политическом плане. Этим они отличались от предыдущих двух лет, запомнившихся открытой партийной борьбой и общим ощущением нестабильности. Но в то же время развитие событий в регионе за это время характеризовалось подспудной напряженностью и динамизмом. Политические элиты региона столкнулись с необходимостью адаптации к новым "правилам игры" в российской федеративной системе. А это, в свою очередь, заставило их задуматься над долгосрочным планированием политического процесса в крае с целью сохранения его управляемости. Одновременно (и также пока подспудно) произошли трансформации и в социальной среде региона. В общественном мнении края стали намечаться серьезные подвижки относительно гражданской ответственности муниципальных властей и структуры местного самоуправления в целом.

Борьба с региональным протекционизмом

Краевой Совет народных депутатов на своих летних заседаниях был вынужден заниматься приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным. Прокуратура Алтайского края, чутко уловив изменение настроений в Кремле, внесла протест сразу на 18 правовых актов. В основном они касались экономических законов, вводивших чрезмерный региональный протекционизм (по алкоголю, лому металлов и пр.), а также в связи с дополнительной административной ответственностью за правонарушения. Депутаты не стали спорить с доводами прокуратуры, и внесение изменений в краевые законы началось.

Одно из протекционистских решений алтайских властей получило летом 2000 г. общефедеральный резонанс. Ранее в регионе была введена процедура обязательного наклеивания краевых идентификационных марок (т.е. квази-акциза) не только на алкогольные, но и на безалкогольные напитки. Причиной этого была названа необходимость контроля за качеством. На такое решение краевых властей был подан иск, и после череды разбирательств в начале сентября Верховный суд РФ признал региональную идентификацию безалкогольных напитков незаконной. После чего администрация края приняла соломоново решение, предложив местным производителям наклеивать марки на добровольной основе.

Геральдические символы Алтая

В июне 2000 г. крайсовет принял закон об официальном флаге Алтайского края. Месяцем ранее, как мы уже писали в КПВО, депутаты утвердили герб региона. Теперь же, с появлением флага символическое подчеркивание полноправного статуса края как субъекта Российской Федерации получило свое полное геральдическое выражение. В левой части краевого флага в узкой полосе изображен пшеничный колос, а на основном поле - герб региона.

Политическая эволюция крайсовета

В этот период продолжалось политическое структурирование Совета. После выборов 26 марта в 50-местной ассамблее сформировались две равновеликих фракции, насчитывающие примерно по 20 человек: блок аграриев и коммунистов "За народовластие" (региональная ячейка НПСР) и депутатская группа "Союз промышленников" (не связанная с федеральными силами). Летом 2000 г. наблюдались попытки изменить этот баланс. Их подоплека состояла в стремлении так или иначе "привязать" независимый пока Союз промышленников к той или иной федеральной силе.

С одной стороны, продолжали муссироваться идеи о создании под эгидой "Единства" третьей фракции в крайсовете и привлечении туда части промышленной группы. Лидер местного "Единства" Павел Чеснов выдвигал подобный проект еще в самом начале работы ассамблеи, однако из-за несогласия с ним главы краевой администрации Александра Сурикова он не был реализован. Ситуация в этом отношении изменилась в августе после визита на Алтай одного из руководителей федерального "Единства" Франца Клинцевича. В ходе его встречи с А.Суриковым было озвучено предложение делегировать в состав "Единства" двух близких губернатору депутатов - Леонида Хвоинского и Валерия Регера. Вокруг одного из них и могла бы в будущем консолидироваться третья фракция, идея которой т.о. вновь приобрела актуальность. В случае ее реализации правый центр ("Единство" + промышленники) впервые получил бы абсолютное большинство в краевой представительной ассамблее, где раньше всегда доминировали левые.

С другой стороны, и сам Союз промышленников начал предпринимать шаги по усилению своих позиций для того, чтобы не быть просто "невестой на выданье". Один из его активистов, председатель комитета по правовой политике и местному самоуправлению в крайсовете Сергей Землюков выдвинул предложение о реформировании политической идеологии союза, чтобы он перестал восприниматься как исключительно корпоративная группа. Одним из элементов этого могла бы стать и смена названия депутатской группы. Шаги такого рода, по мнению С.Землюкова, позволили бы привлечь к промышленникам часть независимых депутатов крайсовета, и тогда союз получил бы там абсолютное большинство (26 мандатов) самостоятельно и без поддержки московских сил. Что в значительной степени укрепило бы его позиции в будущем поиске федерального "патрона". Осень 2000 г. должна будет дать ответ, по какому пути пойдет эволюция партийной структуры Совета, и чьим интересам она будет отвечать.

Интриги вокруг "Единства"

Лето 2000 года было характерно для Алтая интенсивными интригами вокруг того, кто будет возглавлять краевую организацию "Единства". Создание и развитие этого движения в регионе проходило под прямым контролем со стороны бывшего полпреда Президента Николая Шубы, ныне главного федерального инспектора по краю. В связи с "афганской" биографией Н.Шубы значительное влияние в местном "Единстве" получили ветераны Афганистана во главе с председателем их краевой организации Юрием Богдановым. В начале 2000 г. лидером "Единства" был избран еще один "афганец" П.Чеснов, руководитель АО "Алтайгазпром".

Однако летом 2000 г. в процессе преобразования движения "Единство" в политическую партию возникли мысли о том, чтобы поменять формального лидера краевой организации, чтобы он занимался исключительно партийной работой. Первоначально на этот пост планировалось выдвинуть Владимира Олюнина, незадолго до того ушедшего с должности президента АО "Алтайнефтепродукт". Однако скандальный характер его отставки, публичные обвинения в его адрес со стороны "материнской" компании "Роснефть" значительно подмочили его репутацию. Затем в местной прессе появилась информация о возбуждении против него уголовного дела, на что последовал одобрительный комментарий А.Сурикова. В результате кандидатура В.Олюнина отпала.

Вместо него появилась идея поставить во главе "Единства" Артура Аскалонова. В распущенном в 1993 году Верховном Совете РФ он возглавлял комитет по здравоохранению, а сейчас руководит крайздравом. В ближайшее время А.Аскалонову исполняется 60 лет, что создает формальный повод для его ухода на пенсию с госслужбы и перехода на партийную работу. Объективно утверждение А.Аскалонова во главе "Единства" было бы выгодно губернатору края А.Сурикову, с которым он сработался в администрации региона.

Поэтому занятие А.Аскалоновым поста лидера "Единства" сделало бы практически бесконфликтным взаимодействие правоцентристской федеральной "партии власти" с губернатором Алтайского края, представляющим левых. Благодаря этому можно предположить, что "Единство" в Алтайском крае в случае утверждения А.Аскалонова будет действовать в русле губернаторской политики.

Кандидатуру А.Аскалонова активно поддерживает и Н.Шуба. Однако здесь он столкнулся с оппозицией внутри самих краевых "медведей". П.Чеснов не захотел отдавать кому бы то ни было пост лидера краевого "Единства". В этом его поддержал ряд активистов движения, в т.ч. Ю.Богданов. В результате краевая конференция "Единства", где предполагалось решить вопрос о лидере, запланированная на начало августа, была в самый последний момент отменена. Ее перенесли на первую половину сентября, а затем отодвинули еще дальше. Конфликт внутри "Единства" обострился настолько, что для "разруливания" ситуации в конце августа в Барнаул пришлось приехать одному из федеральных лидеров партии Ф.Клинцевичу, также ветерану-"афганцу". Однако и его инспекционная поездка к быстрому компромиссу не привела. Более того, А.Суриков предложил Ф.Клинцевичу рассмотреть еще две лояльные губернатору кандидатуры - депутатов крайсовета Л.Хвоинского (начальника ГУП "Алтайавтодор") или В.Регера (возглавляющего профсоюз алтайских железнодорожников). В итоге на момент сдачи данного материала в печать вопрос о руководителе "Единства" на Алтае остается открытым.

Борьба вокруг "Единства" отражает гораздо более важную в стратегическом плане проблему - будущего лидера прокремлевских сил на Алтае. Динамика развития элит в крае привела к тому, что сейчас в регионе нет достойной по силе альтернативы действующему губернатору А.Сурикову. На выборах 26 марта он вновь победил с подавляющим перевесом голосов. Несмотря на его левые взгляды и близость к КПРФ, Кремль на выборах-2000 фактически устранился от выдвижения своего кандидата, предоставив А.Сурикову carte blanche для переизбрания. Но неясен вопрос, какова будет стратегия федерального центра по отношению к грядущим выборам-2004 в Алтайском крае. А.Суриков прямо заявил, что он не намерен переизбираться на третий срок, но сделает все возможное для того, чтобы новый губернатор вышел из стен действующей администрации - ориентированной на интересы левых и аграриев. В том случае, если правоцентристское федеральное руководство согласно с этим и предпочтет договариваться с будущим губернатором на персональной, а не идеологической основе, тогда вопрос о лидере "Единства" теряет свое стратегическое значение, и оптимальными кандидатами действительно представляются лояльные Александру Сурикову А.Аскалонов или Л.Хвоинский. В отношении последнего недавно появилась информация, что губернатор не исключает возможности выдвижения именно его в качестве своего преемника. Причиной этого является корпоративная связь Л.Хвоинского с А.Суриковым, также бывшим дорожником.

Но в случае, если Кремль решит готовить полностью своего кандидата на будущие выборы, тогда пост главы "Единства" дает оптимальную возможность для его раскрутки. При таком раскладе выбирается не просто секретарь партячейки, а харизматический (и прокремлевский) кандидат в губернаторы. Соответствуют ли этим критериям вышеназванные политики, или же нужно искать нового лидера, - вот главный вопрос, который требует ответа для такого сценария. Соответственно, от того, кто в реальности возглавит "Единство", будет зависеть ответ, каким видит Кремль политическое будущее Алтайского края. Ближайшие месяцы позволят это оценить.

PR-служба для будущего губернатора?

В августе 2000 г. А.Суриков объявил об изменении структуры в пресс-службе администрации. Существовавшую ранее службу он разделил на две. Была введена новая должность пресс-секретаря главы администрации края. На нее губернатор назначил А.Ляпунова, до этого возглавлявшего пресс-службу полпреда Президента. В его задачи будет входить освещение работы самого губернатора. Помимо этого отдельной структурой прописана и пресс-служба, которая будет пропагандировать деятельность администрации в целом.

С объективной точки зрения создание двух пресс-структур в достаточно малоемком политическом и медийном пространстве Алтайского края представляется излишним. Свою логику это решение получает, если оценить его в более долгосрочной стратегической перспективе. Как уже было отмечено выше, А.Суриков заявил о том, что будет готовить себе преемника из нынешнего состава администрации. В этих целях разделение единой пресс-службы на две представляется вполне оправданным. Одна из них будет работать лично с губернатором, другая же исподволь займется "раскруткой" его будущего преемника (чаще всего им называют первого вице-губернатора Николая Чертова). Глава же прежней пресс-службы Г.Качакаева начала заниматься созданием общекраевого холдинга СМИ, лояльного нынешнему губернатору, и который может стать мощным орудием в ходе предвыборной кампании 2004 года. А в случае замены Н.Чертова на Л.Хвоинского в качестве официального преемника новая PR-структура сможет работать и на него.

"Демократическое совещание"

Провозглашенное на федеральном уровне сближение СПС и "Яблока" получило свой отклик и на Алтае. В начале августа ячейки обеих партий провели в Барнауле "Демократическое совещание". На нем была достигнута договоренность о совместных действиях и общих позициях. Следует отметить, что интеграция СПС и "Яблока" в Алтайском крае скорее всего будет развиваться по иному сценарию, чем на федеральном уровне. Если в целом по России, по мнению многих аналитиков, от такого союза в большей степени выигрывают лидеры СПС, чем Г.Явлинский, то на Алтае ситуация представляется обратной.

Нынешний лидер СПС в крае Владимир Райфикешт (в 1991-94 - глава администрации, в 1997-99 - полпред Президента) после сокрушительного поражения от А.Сурикова на выборах 2000 года (10% против 77%) вряд ли сможет оставаться консолидирующим лидером правой оппозиции, если она рассчитывает в конечном счете придти к власти. Напротив, динамика политической биографии руководителя алтайского "Яблока" Валерия Останина заставляет говорить о том, что объединение с СПС представляется наиболее выгодным именно для него лично.

Бийский милиционер В.Останин в свое время был начальником ОБОП в краевом УВД. В 1993 г. он был уволен, по его заявлению, из-за борьбы с криминализованностью в самой милицейской верхушке. Он возглавил краевое "Яблоко" и постепенно стал главным оппозиционером местным властям в Бийске. В 1996 г. он был избран депутатом краевого Законодательного собрания, в 1999 г., проиграв выборы по округу, прошел в ГосДуму по списку "Яблока". После убийства калмыцкой журналистки Ларисы Юдиной именно В.Останин вел альтернативное "яблочное" расследование этого преступления, что принесло ему более широкую известность в крае и вывело на федеральный уровень. Будучи в "Яблоке", В.Останин сблизился с Сергеем Степашиным и в своих интервью дает понять о его постоянной поддержке со стороны бывшего премьера. На выборах мэра Бийска в марте 2000 г. В.Останин выдвинул своего кандидата, также бывшего милиционера, который лишь 2% уступил действующему главе города.

Поэтому, когда после августовского "Демократического совещания" на Алтае появилась консолидированная правая оппозиция, настроенная резко критически по отношению к нынешним краевым властям, то, как представляется, именно В.Останин имеет наибольшие шансы стать ее лидером. Его амбициозность позволяет предположить, что он использует это объединение и для своей дальнейшей раскрутки с прицелом на то, чтобы стать единым кандидатом в губернаторы от правой оппозиции на выборах 2004 года. "Демократическое совещание" дает ему для этого дополнительные возможности.

Местное самоуправление и разделение властей

Довольно странный демарш совершил в июле 2000 г. сын В.Останина Станислав. 26 марта, благодаря раскрученному имени отца, он был избран депутатом Бийской городской думы. Однако всего через несколько месяцев он заявил о сложении с себя депутатских полномочий. Причиной этого С.Останин назвал отсутствие в МСУ Бийска разделения властей на исполнительную и представительную, так как по Уставу глава города одновременно руководит и работой думы.

Как известно, действующее законодательство о МСУ вполне допускает такое "единоначалие" в руководстве муниципальными образованиями. Кроме того, бийские депутаты недавно приняли поправки к городскому Уставу, по которым, начиная с будущего срока полномочий, глава города не сможет одновременно возглавлять и думу. Поэтому доводы С.Останина, по всей видимости, не сумевшего сработаться с местным депутатским корпусом, несостоятельны. Однако выдвинутая им идея может представить сейчас и общефедеральный политический интерес. В условиях масштабной федеративной реформы идея об обязательном разделении ветвей местного самоуправления также имеет право на то, чтобы быть изученной в дальнейшем законотворческом процессе. С одной стороны, "единоначалие" на муниципальном уровне не соответствует демократическим принципам управления. С другой стороны, в рамках выстраиваемой "вертикали" власти именно неразделенность функций в МСУ представляется оптимальной.

Алтайское эхо федеративной реформы

В предыдущем номере КПВО мы уже освещали тот резонанс, который федеративная реформа получила в Алтайском крае. К изложенному ранее следует добавить, что из всех алтайских политиков, пожалуй, наиболее негативное отношение к появлению новых полпредов выразил депутат ГосДумы Иван Апарин, бывший первый вице-губернатор. Он высказал сомнение в профпригодности президентских представителей, равно как и в эффективности подобной системы управления вообще. В частности, И.Апарин заявил: "Полпред - лицо неприкосновенное. Он ни за что не отвечает. Да с таким статусом, не имея профессиональных навыков в работе (откуда они у генералов), можно легко превратить новую службу в институт бездействующих чиновников".1 Особое недовольство проявил бывший первый заместитель Александра Сурикова насчет назначения полпредом Сергея Кириенко: "Человеку, по вине которого… произошел дефолт, вручаются "золотые поводья"".

Однако, несмотря на такие заявления, надо отметить, что взаимодействие краевых властей с новым полпредом Президента по Сибирскому округу Леонидом Драчевским начало осуществляться на вполне конструктивной и бесконфликтной основе. В конце июля он посетил Алтай, и при его содействии краевая администрация заключила ряд соглашений с министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ о федеральной помощи в борьбе с саранчей, о поддержке льноводческого комплекса и о развитии аграрного сектора в регионе в целом.

Газовый кризис

Август 2000 г. ознаменовался масштабными перебоями в подаче газа на Алтае. Поскольку магистральный газопровод в край в настоящее время только строится и функционирует лишь в северных районах, то газоснабжение в регионе в основном осуществляется путем подачи сжиженного газа в квартиры через централизованную систему колонок в микрорайонах. В конце июля службы, поставляющие топливо на колонки, объявили, что из-за накопившихся долгов населения у них нет средств на закупку газа, и потому его подача в дома прекращается. В результате жители двух крупнейших городов региона - Барнаула и Бийска - почти на месяц остались без газа.

Поскольку большинство квартир в обоих городах оснащено именно газовыми плитами, то урон от таких действий понес практически каждый. Более того, отсутствие газа совпало с профилактическим отключением горячей воды, которое на Алтае также проводится в августе. В Барнауле в придачу ко всему наблюдались небольшие перебои и с электричеством. В итоге, именно в сезон массовых заготовок население полудепрессивного региона (во-многом живущее за счет продуктов со своих садовых участков) было фактически полностью лишено коммунальных удобств. Все это вызвало серьезное социальное напряжение в городах края.

Ситуацию усугубило и то, что централизованная система колонок не позволяла отключать только одних должников-неплательщиков. Пострадали поэтому и правые, и виноватые. Такой подход явился серьезным нарушением прав потребителей, и понимание этого сделало недовольство горожан особенно глубоким. Помимо этого, газовый кризис получил и свою политическую составляющую. Мэрии обоих городов заняли в нем выжидательную позицию, предпочтя дистанцироваться от газовиков и переадресовав все упреки граждан последним. А поскольку перебои с газом начались всего через несколько месяцев после выборов мэров и городских дум Барнаула и Бийска, то в общественном мнении региона сформировалось стойкое ощущение, что только что подтвердившие свой мандат городские власти окончательно перестали заботиться о нуждах граждан. Самым серьезным образом пострадал в ходе газового кризиса и политический имидж "Единства" на Алтае, поскольку его лидер П.Чеснов возглавляет "Алтайгазпром". Более или менее урегулировать ситуацию с газоснабжением в крае удалось лишь в сентябре.

В итоге, развитие Алтайского края как субъекта Федерации летом 2000 г определялось следующими главными факторами. Во-первых, вынужденным отказом от регионального протекционизма и работой по коррелированию регионального и федерального законодательства. Во-вторых, начавшейся перегруппировкой политических сил с долгосрочными целями. В-третьих, все это наложилось на кризис гражданского доверия к местной власти, который был спровоцирован газовой проблемой. В результате осень и зима 2000 г. могут привести к принципиально новым правовым, политическим и социальным раскладам в данном регионе, которые будут определять его развитие на ближайшую перспективу.

 


1 Алтайская правда. Барнаул. 2000. 9 июня.

 


 

Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.