|
ОЛЕГ БАРАБАНОВ
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ: КОНТУРЫ НОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РАСКЛАДА (лето 2000 г.)
Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское
обозрение. М. 2000. No 3. С.101-103.
Летние месяцы 2000 г. на Алтае внешне прошли достаточно спокойно
в политическом плане. Этим они отличались от предыдущих двух лет,
запомнившихся открытой партийной борьбой и общим ощущением
нестабильности. Но в то же время развитие событий в регионе за это
время характеризовалось подспудной напряженностью и динамизмом.
Политические элиты региона столкнулись с необходимостью адаптации к
новым "правилам игры" в российской федеративной системе. А это, в
свою очередь, заставило их задуматься над долгосрочным планированием
политического процесса в крае с целью сохранения его управляемости.
Одновременно (и также пока подспудно) произошли трансформации и в
социальной среде региона. В общественном мнении края стали
намечаться серьезные подвижки относительно гражданской
ответственности муниципальных властей и структуры местного
самоуправления в целом.
Борьба с региональным протекционизмом
Краевой Совет народных депутатов на своих летних заседаниях был
вынужден заниматься приведением регионального законодательства в
соответствие с федеральным. Прокуратура Алтайского края, чутко
уловив изменение настроений в Кремле, внесла протест сразу на
18 правовых актов. В основном они касались экономических законов,
вводивших чрезмерный региональный протекционизм (по алкоголю, лому
металлов и пр.), а также в связи с дополнительной административной
ответственностью за правонарушения. Депутаты не стали спорить с
доводами прокуратуры, и внесение изменений в краевые законы
началось.
Одно из протекционистских решений алтайских властей получило
летом 2000 г. общефедеральный резонанс. Ранее в регионе была введена
процедура обязательного наклеивания краевых идентификационных марок
(т.е. квази-акциза) не только на алкогольные, но и на безалкогольные
напитки. Причиной этого была названа необходимость контроля за
качеством. На такое решение краевых властей был подан иск, и после
череды разбирательств в начале сентября Верховный суд РФ признал
региональную идентификацию безалкогольных напитков незаконной. После
чего администрация края приняла соломоново решение, предложив
местным производителям наклеивать марки на добровольной основе.
Геральдические символы Алтая
В июне 2000 г. крайсовет принял закон об официальном флаге
Алтайского края. Месяцем ранее, как мы уже писали в КПВО, депутаты
утвердили герб региона. Теперь же, с появлением флага символическое
подчеркивание полноправного статуса края как субъекта Российской
Федерации получило свое полное геральдическое выражение. В левой
части краевого флага в узкой полосе изображен пшеничный колос, а на
основном поле - герб региона.
Политическая эволюция крайсовета
В этот период продолжалось политическое структурирование Совета.
После выборов 26 марта в 50-местной ассамблее сформировались две
равновеликих фракции, насчитывающие примерно по 20 человек: блок
аграриев и коммунистов "За народовластие" (региональная ячейка НПСР)
и депутатская группа "Союз промышленников" (не связанная с
федеральными силами). Летом 2000 г. наблюдались попытки изменить
этот баланс. Их подоплека состояла в стремлении так или иначе
"привязать" независимый пока Союз промышленников к той или иной
федеральной силе.
С одной стороны, продолжали муссироваться идеи о создании под
эгидой "Единства" третьей фракции в крайсовете и привлечении туда
части промышленной группы. Лидер местного "Единства" Павел Чеснов
выдвигал подобный проект еще в самом начале работы ассамблеи, однако
из-за несогласия с ним главы краевой администрации Александра
Сурикова он не был реализован. Ситуация в этом отношении изменилась
в августе после визита на Алтай одного из руководителей федерального
"Единства" Франца Клинцевича. В ходе его встречи с А.Суриковым было
озвучено предложение делегировать в состав "Единства" двух близких
губернатору депутатов - Леонида Хвоинского и Валерия Регера. Вокруг
одного из них и могла бы в будущем консолидироваться третья фракция,
идея которой т.о. вновь приобрела актуальность. В случае ее
реализации правый центр ("Единство" + промышленники) впервые получил
бы абсолютное большинство в краевой представительной ассамблее, где
раньше всегда доминировали левые.
С другой стороны, и сам Союз промышленников начал предпринимать
шаги по усилению своих позиций для того, чтобы не быть просто
"невестой на выданье". Один из его активистов, председатель комитета
по правовой политике и местному самоуправлению в крайсовете Сергей
Землюков выдвинул предложение о реформировании политической
идеологии союза, чтобы он перестал восприниматься как исключительно
корпоративная группа. Одним из элементов этого могла бы стать и
смена названия депутатской группы. Шаги такого рода, по мнению
С.Землюкова, позволили бы привлечь к промышленникам часть
независимых депутатов крайсовета, и тогда союз получил бы там
абсолютное большинство (26 мандатов) самостоятельно и без поддержки
московских сил. Что в значительной степени укрепило бы его позиции в
будущем поиске федерального "патрона". Осень 2000 г. должна будет
дать ответ, по какому пути пойдет эволюция партийной структуры
Совета, и чьим интересам она будет отвечать.
Интриги вокруг "Единства"
Лето 2000 года было характерно для Алтая интенсивными интригами
вокруг того, кто будет возглавлять краевую организацию "Единства".
Создание и развитие этого движения в регионе проходило под прямым
контролем со стороны бывшего полпреда Президента Николая Шубы, ныне
главного федерального инспектора по краю. В связи с "афганской"
биографией Н.Шубы значительное влияние в местном "Единстве" получили
ветераны Афганистана во главе с председателем их краевой организации
Юрием Богдановым. В начале 2000 г. лидером "Единства" был избран еще
один "афганец" П.Чеснов, руководитель АО "Алтайгазпром".
Однако летом 2000 г. в процессе преобразования движения
"Единство" в политическую партию возникли мысли о том, чтобы
поменять формального лидера краевой организации, чтобы он занимался
исключительно партийной работой. Первоначально на этот пост
планировалось выдвинуть Владимира Олюнина, незадолго до того
ушедшего с должности президента АО "Алтайнефтепродукт". Однако
скандальный характер его отставки, публичные обвинения в его адрес
со стороны "материнской" компании "Роснефть" значительно подмочили
его репутацию. Затем в местной прессе появилась информация о
возбуждении против него уголовного дела, на что последовал
одобрительный комментарий А.Сурикова. В результате кандидатура
В.Олюнина отпала.
Вместо него появилась идея поставить во главе "Единства" Артура
Аскалонова. В распущенном в 1993 году Верховном Совете РФ он
возглавлял комитет по здравоохранению, а сейчас руководит
крайздравом. В ближайшее время А.Аскалонову исполняется 60 лет, что
создает формальный повод для его ухода на пенсию с госслужбы и
перехода на партийную работу. Объективно утверждение А.Аскалонова во
главе "Единства" было бы выгодно губернатору края А.Сурикову, с
которым он сработался в администрации региона.
Поэтому занятие А.Аскалоновым поста лидера "Единства" сделало бы
практически бесконфликтным взаимодействие правоцентристской
федеральной "партии власти" с губернатором Алтайского края,
представляющим левых. Благодаря этому можно предположить, что
"Единство" в Алтайском крае в случае утверждения А.Аскалонова будет
действовать в русле губернаторской политики.
Кандидатуру А.Аскалонова активно поддерживает и Н.Шуба. Однако
здесь он столкнулся с оппозицией внутри самих краевых "медведей".
П.Чеснов не захотел отдавать кому бы то ни было пост лидера краевого
"Единства". В этом его поддержал ряд активистов движения, в т.ч.
Ю.Богданов. В результате краевая конференция "Единства", где
предполагалось решить вопрос о лидере, запланированная на начало
августа, была в самый последний момент отменена. Ее перенесли на
первую половину сентября, а затем отодвинули еще дальше. Конфликт
внутри "Единства" обострился настолько, что для "разруливания"
ситуации в конце августа в Барнаул пришлось приехать одному из
федеральных лидеров партии Ф.Клинцевичу, также ветерану-"афганцу".
Однако и его инспекционная поездка к быстрому компромиссу не
привела. Более того, А.Суриков предложил Ф.Клинцевичу рассмотреть
еще две лояльные губернатору кандидатуры - депутатов крайсовета
Л.Хвоинского (начальника ГУП "Алтайавтодор") или В.Регера
(возглавляющего профсоюз алтайских железнодорожников). В итоге на
момент сдачи данного материала в печать вопрос о руководителе
"Единства" на Алтае остается открытым.
Борьба вокруг "Единства" отражает гораздо более важную в
стратегическом плане проблему - будущего лидера прокремлевских сил
на Алтае. Динамика развития элит в крае привела к тому, что сейчас в
регионе нет достойной по силе альтернативы действующему губернатору
А.Сурикову. На выборах 26 марта он вновь победил с подавляющим
перевесом голосов. Несмотря на его левые взгляды и близость к КПРФ,
Кремль на выборах-2000 фактически устранился от выдвижения своего
кандидата, предоставив А.Сурикову carte blanche для переизбрания. Но
неясен вопрос, какова будет стратегия федерального центра по
отношению к грядущим выборам-2004 в Алтайском крае. А.Суриков прямо
заявил, что он не намерен переизбираться на третий срок, но сделает
все возможное для того, чтобы новый губернатор вышел из стен
действующей администрации - ориентированной на интересы левых и
аграриев. В том случае, если правоцентристское федеральное
руководство согласно с этим и предпочтет договариваться с будущим
губернатором на персональной, а не идеологической основе, тогда
вопрос о лидере "Единства" теряет свое стратегическое значение, и
оптимальными кандидатами действительно представляются лояльные
Александру Сурикову А.Аскалонов или Л.Хвоинский. В отношении
последнего недавно появилась информация, что губернатор не исключает
возможности выдвижения именно его в качестве своего преемника.
Причиной этого является корпоративная связь Л.Хвоинского с
А.Суриковым, также бывшим дорожником.
Но в случае, если Кремль решит готовить полностью своего
кандидата на будущие выборы, тогда пост главы "Единства" дает
оптимальную возможность для его раскрутки. При таком раскладе
выбирается не просто секретарь партячейки, а харизматический (и
прокремлевский) кандидат в губернаторы. Соответствуют ли этим
критериям вышеназванные политики, или же нужно искать нового лидера,
- вот главный вопрос, который требует ответа для такого сценария.
Соответственно, от того, кто в реальности возглавит "Единство",
будет зависеть ответ, каким видит Кремль политическое будущее
Алтайского края. Ближайшие месяцы позволят это оценить.
PR-служба для будущего губернатора?
В августе 2000 г. А.Суриков объявил об изменении структуры в
пресс-службе администрации. Существовавшую ранее службу он разделил
на две. Была введена новая должность пресс-секретаря главы
администрации края. На нее губернатор назначил А.Ляпунова, до этого
возглавлявшего пресс-службу полпреда Президента. В его задачи будет
входить освещение работы самого губернатора. Помимо этого отдельной
структурой прописана и пресс-служба, которая будет пропагандировать
деятельность администрации в целом.
С объективной точки зрения создание двух пресс-структур в
достаточно малоемком политическом и медийном пространстве Алтайского
края представляется излишним. Свою логику это решение получает, если
оценить его в более долгосрочной стратегической перспективе. Как уже
было отмечено выше, А.Суриков заявил о том, что будет готовить себе
преемника из нынешнего состава администрации. В этих целях
разделение единой пресс-службы на две представляется вполне
оправданным. Одна из них будет работать лично с губернатором, другая
же исподволь займется "раскруткой" его будущего преемника (чаще
всего им называют первого вице-губернатора Николая Чертова). Глава
же прежней пресс-службы Г.Качакаева начала заниматься созданием
общекраевого холдинга СМИ, лояльного нынешнему губернатору, и
который может стать мощным орудием в ходе предвыборной кампании
2004 года. А в случае замены Н.Чертова на Л.Хвоинского в качестве
официального преемника новая PR-структура сможет работать и на него.
"Демократическое совещание"
Провозглашенное на федеральном уровне сближение СПС и "Яблока"
получило свой отклик и на Алтае. В начале августа ячейки обеих
партий провели в Барнауле "Демократическое совещание". На нем была
достигнута договоренность о совместных действиях и общих позициях.
Следует отметить, что интеграция СПС и "Яблока" в Алтайском крае
скорее всего будет развиваться по иному сценарию, чем на федеральном
уровне. Если в целом по России, по мнению многих аналитиков, от
такого союза в большей степени выигрывают лидеры СПС, чем
Г.Явлинский, то на Алтае ситуация представляется обратной.
Нынешний лидер СПС в крае Владимир Райфикешт (в 1991-94 - глава
администрации, в 1997-99 - полпред Президента) после сокрушительного
поражения от А.Сурикова на выборах 2000 года (10% против 77%) вряд
ли сможет оставаться консолидирующим лидером правой оппозиции, если
она рассчитывает в конечном счете придти к власти. Напротив,
динамика политической биографии руководителя алтайского "Яблока"
Валерия Останина заставляет говорить о том, что объединение с СПС
представляется наиболее выгодным именно для него лично.
Бийский милиционер В.Останин в свое время был начальником ОБОП в
краевом УВД. В 1993 г. он был уволен, по его заявлению, из-за борьбы
с криминализованностью в самой милицейской верхушке. Он возглавил
краевое "Яблоко" и постепенно стал главным оппозиционером местным
властям в Бийске. В 1996 г. он был избран депутатом краевого
Законодательного собрания, в 1999 г., проиграв выборы по округу,
прошел в ГосДуму по списку "Яблока". После убийства калмыцкой
журналистки Ларисы Юдиной именно В.Останин вел альтернативное
"яблочное" расследование этого преступления, что принесло ему более
широкую известность в крае и вывело на федеральный уровень. Будучи в
"Яблоке", В.Останин сблизился с Сергеем Степашиным и в своих
интервью дает понять о его постоянной поддержке со стороны бывшего
премьера. На выборах мэра Бийска в марте 2000 г. В.Останин выдвинул
своего кандидата, также бывшего милиционера, который лишь 2% уступил
действующему главе города.
Поэтому, когда после августовского "Демократического совещания"
на Алтае появилась консолидированная правая оппозиция, настроенная
резко критически по отношению к нынешним краевым властям, то, как
представляется, именно В.Останин имеет наибольшие шансы стать ее
лидером. Его амбициозность позволяет предположить, что он использует
это объединение и для своей дальнейшей раскрутки с прицелом на то,
чтобы стать единым кандидатом в губернаторы от правой оппозиции на
выборах 2004 года. "Демократическое совещание" дает ему для этого
дополнительные возможности.
Местное самоуправление и разделение властей
Довольно странный демарш совершил в июле 2000 г. сын В.Останина
Станислав. 26 марта, благодаря раскрученному имени отца, он был
избран депутатом Бийской городской думы. Однако всего через
несколько месяцев он заявил о сложении с себя депутатских
полномочий. Причиной этого С.Останин назвал отсутствие в МСУ Бийска
разделения властей на исполнительную и представительную, так как по
Уставу глава города одновременно руководит и работой думы.
Как известно, действующее законодательство о МСУ вполне допускает
такое "единоначалие" в руководстве муниципальными образованиями.
Кроме того, бийские депутаты недавно приняли поправки к городскому
Уставу, по которым, начиная с будущего срока полномочий, глава
города не сможет одновременно возглавлять и думу. Поэтому доводы
С.Останина, по всей видимости, не сумевшего сработаться с местным
депутатским корпусом, несостоятельны. Однако выдвинутая им идея
может представить сейчас и общефедеральный политический интерес. В
условиях масштабной федеративной реформы идея об обязательном
разделении ветвей местного самоуправления также имеет право на то,
чтобы быть изученной в дальнейшем законотворческом процессе. С одной
стороны, "единоначалие" на муниципальном уровне не соответствует
демократическим принципам управления. С другой стороны, в рамках
выстраиваемой "вертикали" власти именно неразделенность функций в
МСУ представляется оптимальной.
Алтайское эхо федеративной реформы
В предыдущем номере КПВО мы уже освещали тот резонанс, который
федеративная реформа получила в Алтайском крае. К изложенному ранее
следует добавить, что из всех алтайских политиков, пожалуй, наиболее
негативное отношение к появлению новых полпредов выразил депутат
ГосДумы Иван Апарин, бывший первый вице-губернатор. Он высказал
сомнение в профпригодности президентских представителей, равно как и
в эффективности подобной системы управления вообще. В частности,
И.Апарин заявил: "Полпред - лицо неприкосновенное. Он ни за что не
отвечает. Да с таким статусом, не имея профессиональных навыков в
работе (откуда они у генералов), можно легко превратить новую службу
в институт бездействующих чиновников".1
Особое недовольство проявил бывший первый заместитель Александра
Сурикова насчет назначения полпредом Сергея Кириенко: "Человеку, по
вине которого… произошел дефолт, вручаются "золотые поводья"".
Однако, несмотря на такие заявления, надо отметить, что
взаимодействие краевых властей с новым полпредом Президента по
Сибирскому округу Леонидом Драчевским начало осуществляться на
вполне конструктивной и бесконфликтной основе. В конце июля он
посетил Алтай, и при его содействии краевая администрация заключила
ряд соглашений с министерством сельского хозяйства и продовольствия
РФ о федеральной помощи в борьбе с саранчей, о поддержке
льноводческого комплекса и о развитии аграрного сектора в регионе в
целом.
Газовый кризис
Август 2000 г. ознаменовался масштабными перебоями в подаче газа
на Алтае. Поскольку магистральный газопровод в край в настоящее
время только строится и функционирует лишь в северных районах, то
газоснабжение в регионе в основном осуществляется путем подачи
сжиженного газа в квартиры через централизованную систему колонок в
микрорайонах. В конце июля службы, поставляющие топливо на колонки,
объявили, что из-за накопившихся долгов населения у них нет средств
на закупку газа, и потому его подача в дома прекращается. В
результате жители двух крупнейших городов региона - Барнаула и
Бийска - почти на месяц остались без газа.
Поскольку большинство квартир в обоих городах оснащено именно
газовыми плитами, то урон от таких действий понес практически
каждый. Более того, отсутствие газа совпало с профилактическим
отключением горячей воды, которое на Алтае также проводится в
августе. В Барнауле в придачу ко всему наблюдались небольшие перебои
и с электричеством. В итоге, именно в сезон массовых заготовок
население полудепрессивного региона (во-многом живущее за счет
продуктов со своих садовых участков) было фактически полностью
лишено коммунальных удобств. Все это вызвало серьезное социальное
напряжение в городах края.
Ситуацию усугубило и то, что централизованная система колонок не
позволяла отключать только одних должников-неплательщиков.
Пострадали поэтому и правые, и виноватые. Такой подход явился
серьезным нарушением прав потребителей, и понимание этого сделало
недовольство горожан особенно глубоким. Помимо этого, газовый кризис
получил и свою политическую составляющую. Мэрии обоих городов заняли
в нем выжидательную позицию, предпочтя дистанцироваться от газовиков
и переадресовав все упреки граждан последним. А поскольку перебои с
газом начались всего через несколько месяцев после выборов мэров и
городских дум Барнаула и Бийска, то в общественном мнении региона
сформировалось стойкое ощущение, что только что подтвердившие свой
мандат городские власти окончательно перестали заботиться о нуждах
граждан. Самым серьезным образом пострадал в ходе газового кризиса и
политический имидж "Единства" на Алтае, поскольку его лидер П.Чеснов
возглавляет "Алтайгазпром". Более или менее урегулировать ситуацию с
газоснабжением в крае удалось лишь в сентябре.
В итоге, развитие Алтайского края как субъекта Федерации летом
2000 г определялось следующими главными факторами. Во-первых,
вынужденным отказом от регионального протекционизма и работой по
коррелированию регионального и федерального законодательства.
Во-вторых, начавшейся перегруппировкой политических сил с
долгосрочными целями. В-третьих, все это наложилось на кризис
гражданского доверия к местной власти, который был спровоцирован
газовой проблемой. В результате осень и зима 2000 г. могут привести
к принципиально новым правовым, политическим и социальным раскладам
в данном регионе, которые будут определять его развитие на ближайшую
перспективу.
1 Алтайская правда.
Барнаул. 2000. 9 июня. |
|