АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События Аналитика Конференции Дневники

   




 

 ОЛЕГ БАРАБАНОВ
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
(январь-март 2001 г.)

Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М. 2001. No 2. С.170-172.

Свою работу в начале 2001 года депутаты Алтайского краевого Совета начали в соответствии с планом законотворческой и контрольной деятельности на первое полугодие, который они утвердили в самом конце декабря 2000 г. Как отметил заместитель председателя крайсовета Борис Ларин при представлении этого плана, от всех предыдущих его отличает нацеленность на то, чтобы в крайсовете не оставалось "зависших" законопроектов, которые не успевают рассмотреть депутаты. Помимо этого важное значение в новом плане отведено контрольным функциям краевого парламента.

Согласно этому плану одной из приоритетных тем для законотворчества в Алтайском крае в начале 2001 г. стали взаимоотношения между местным самоуправлением и государственной властью, прежде всего делегирование органам МСУ определенных государственных полномочий. В этот период краевой Совет народных депутатов принял два закона края на эту тему. В одном из них, принятом в марте, регламентировалась передача МСУ полномочий государства по регулированию цен. После принятия за три месяца до того данного закона в первом чтении, его проект был разослан по муниципальным образованиям, городам и районам края, которые выразили свое согласие на принятие государственных полномочий по регулированию цен на социально значимые товары и услуги. При этом планирование, финансовое обеспечение и контроль за регулированием цен в муниципальных образованиях согласно новому закону будут построены на единых принципах, краевыми властями будет осуществляться координация действий по ценообразовательной политике на Алтае. Ранее, на февральской сессии депутаты внесли изменения в базовый закон "О порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти Алтайского края". Порядок передачи МСУ соответствующих финансовых средств для надлежащего выполнения ими госполномочий был приведен в точное соответствие с федеральными нормами. За этот законопроект депутаты проголосовали сразу в двух чтениях.

На сессии крайсовета 28 февраля 2001 г. планировалось организовать обсуждение нового законопроекта "О молодежной политике в Алтайском крае", внесенного комитетом администрации края по делам молодежи. В канун этого события молодежные структуры СПС и "Яблока" начали активно критиковать его текст, заявляя о том, что проект закона является декларативным. В день сессии они организовали пикет протеста у входа в здание крайсовета. Свои претензии к законопроекту о молодежной политике высказал и глава администрации края Александр Суриков. По его инициативе при обсуждении депутатами повестки дня сессии этот вопрос был снят с рассмотрения, а законопроект направлен на доработку. После этого краевое отделение СПС поспешило заявить о солидарности губернатора со своими требованиями.

В феврале 2001 г. был принят в первом чтении новый закон "Об Алтайском краевом Совете народных депутатов", призванный заменить предыдущий закон 1996 года ввиду серьезного изменения федерального законодательства на этот счет. Из новой редакции закона были исключены нормы, регулирующие статус депутата краевого парламента, поскольку они во-многом дублировали соотвествующий закон Алтайского края. Были исключены также нормы, устанавливающие административную ответственность за невыполнение любых законов края и решений, принятых краевым парламентом, поскольку эти нормы вступили в противоречие с иными законами края, установившими другие размеры административных штрафов.

Проект закона был дополнен также новыми главами "Правовые акты, принимаемые краевым Советом народных депутатов" и "Контроль за деятельностью краевого Совета народных депутатов". Глава о полномочиях краевого Совета была расширена за счет более детального прописывания круга полномочий парламента в области защиты прав и свобод человека и гражданина и в области осуществления государственной власти. Глава о взаимодействии крайсовета с администрацией края, с иными органами и организациями была дополнена новой статьей о взаимоотношениях алтайского парламента с другими субъектами Российской Федерации.

В начале 2001 г. продолжалась кампания по приведению законов Алтайского края в соответствие с федеральными. Она не носила столь массового характера, как летом и осенью предыдущего года, но тем не менее в ряд законодательных актов края были внесены изменения, которые унифицировали их по федеральному образцу и отменяли дополнительное региональное регулирование. В качестве примера можно привести корректировку в марте 2001 г. краевого закона "Об охране общественной нравственности", который ранее налагал дополнительную регламентацию на распространение рекламы на Алтае и ставил этот сектор экономики под контроль созданной в крае комиссии по охране нравственности. Теперь же в новой редакции закона было записано, что распространение рекламы в регионе будет производиться "в порядке, установленном законодательством РФ". Эта же фраза "в соответствии с федеральными законами" была введена вместо собственных региональных норм в краевой закон "Об энергосбережении, повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Алтайском крае" применительно к стандартизации энергопотребления на Алтае.

На сессии 29 марта 2001 г. в первом чтении были одобрены важные изменения в законе "Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае", которые в случае их окончательного принятия позволят значительно оптимизировать налоговое стимулирование инвестиционной активности. Согласно новой редакции закона, все вновь создаваемые предприятия, где сумма капитальных вложений превышает 3 миллиона рублей, а технико-экономическое обоснование согласовано с администрацией края, предполагается освободить от налогов в краевой бюджет на срок окупаемости вплоть до трех лет.

Также на мартовской сессии крайсовет принял обращение к федеральным властям, где призвал их запретить ввоз на территорию России ядерных отходов. Этот вопрос вызвал дискуссию, но в итоге депутаты одобрили данное постановление. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что Алтайский край ввиду своей близости к Семипалатинскому полигону уже имеет печальный опыт радиоактивного воздействия, и уровень онкологических заболеваний в крае довольно высок.

На своей февральской сессии депутаты краевого Совета выступили с федеральной законодательной инициативой и предложили ГосДуме внести изменения в статью 228 Уголовного кодекса РФ, посвященную преступлениям, связанным с наркотиками. Депутаты отметили крайне широкое распространение наркомании в городах Алтайского края, вызванное помимо прочего и близостью границы с Казахстаном, откуда прибывают наркокурьеры, по приведенной в зале заседаний статистике число только зарегистрированных преступлений, связанных с наркотиками, увеличилось за последние пять лет на Алтае в 3,4 раза. В результате, депутаты высказались за ужесточение наказания по этой статье: за хранение наркотиков они предложили увеличить максимальный срок лишения свободы до пяти лет, а за их сбыт - минимальный срок поднять до пяти лет.

На этой же сессии крайсовет по предложению председателя комитета по правовой политике и МСУ Сергея Землюкова выступил с еще одной законодательной инициативой и предложил вмести изменения в действующий федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

В настоящее время, согласно действующей редакции закона, прокурор может либо принести протест на противоречащий закону правовой акт в тот орган власти или тому должностному лицу, которые издали этот акт (либо в их вышестоящую инстанцию), либо обратиться в суд. Используя эти нормы, прокуроры субъектов РФ часто избегают приносить протесты на противоречащие закону правовые акты, обращаясь в таких случаях непосредственно в суд.

Между тем, согласно федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", правовые акты региональных властей, противоречащие законодательству, подлежат опротестованию соответствующим прокурором. То есть, по смыслу этой статьи, опротестование правовых актов должно предшествовать обращению прокурора с заявлениями в суд. Тем самым нормы статей федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" могут вступить между собой в противоречие.

Помимо того, непосредственное обращение прокурора в суд без предварительного принесения протеста во многих случаях заканчивается прекращением производства по делу вследствие того, что соответствующий орган власти еще до вынесения судебного решения по существу соглашается с доводами прокурора и вносит необходимые поправки в свои правовые акты. Депутат С.Землюков привел на сессии следующую статистику. В 2000 г. прокурор Алтайского края направил в краевой суд 20 заявлений о признании недействующими норм правовых актов, принятых Алтайским краевым Советом народных депутатов. В восьми случаях при этом крайсовет признал правоту прокурора и внес изменения в правовые акты еще до решения суда. Во всех этих восьми случаях прокурор края протесты на правовые акты не приносил, а обращался с заявлениями непосредственно в суд. В течение января 2001 года прокурор края направил в Алтайский краевой суд пять заявлений, в трех случаях при этом дела производством были так же прекращены за отсутствием предмета спора. Схожее положение складывается и в иных субъектах Российской Федерации.

В итоге, в федеральный закон о прокуратуре предложено внести изменения, по которым обращаться в суд о признании незаконными правовых актов прокурор вправе только после принесения им протеста в тот орган, который издал этот акт. По мнению Сергея Землюкова, такой шаг подчеркнул бы настроенность региональных парламентов на конструктивный диалог с прокуратурой и позволил бы депутатам прислушиваться к ее мнению напрямую, а не только через посредство судебных вердиктов.

Еще одним важным объектом внимания депутатов краевого парламента в первые месяцы 2001 г. стало воспитание и образование. На январской сессии крайсовет сразу в двух чтениях принял поправки к региональному закону "О народном образовании в Алтайском крае". Их суть сводилась к установлению максимального лимита оплаты родителями содержания детей в муниципальных детских садах. Отныне ежемесячная плата родителей за содержание детей в таких детских дошкольных учреждениях не должна превышать 20 процентов, а родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, - не более 10 процентов затрат на содержание ребенка в данном учреждении.

На этой же сессии депутаты приняли несколько базовых актов, регламетирующих организацию профессионально-технического образования в крае. Это Программа сохранения и развития системы начального профессионального образования на 2001-2003 годы, а также Положение о базовом предприятии профессионального училища. Согласно этим документам, за большинством ПТУ в крае закреплялось бы то предприятие, на которое осуществляется распределение основной массы выпускников училища. В связи с новым положением усиливается ответственность базового предприятия за содержание ПТУ, за оптимизацию его учебных программ, кадрового набора учеников, их распределения и пр. Следует отметить, что несмотря на резкую критику алтайскими депутатами планов правительства о передаче ПТУ с федерального бюджета на региональные, такая система базовых предприятий позволит в случае реформы смягчить ее возможные негативные последствия для ПТУ и может стать хорошей моделью организации профессионально-технического образования в будущем.

На сессии 28 февраля 2001 г. депутаты крайсовета приняли обращение к Государственной Думе ФС РФ "О защите интересов национальной системы образования". В этом документе, принятом по инициативе члена КПРФ Нины Даниловой, сделан особый акцент на опасности "принятия западных моделей образования". Серьезной критике в обращении подвергнут предлагаемый федеральным министерством образования проект реформы этой сферы. Депутаты краевого парламента выразили свое несогласие с "дефундаментализацией" и "дегуманизацией" среднего образования, которые, по их мнению, последуют за данной реформой. Как подчеркнуто в обращении, реализация школьной реформы приведет к тому, что "формирование целостной научной картины мира" у школьников будет вытеснено "навыками сугубо прагматического и технологического характера".

Помимо этого в обращении содержится несогласие с предложением ввести Единый общегосударственный экзамен, перейти на 12-летнюю систему обучения в школе, против чего, как подчеркнуто в обращении депутатов, активно выступают и учителя, и школьники, и их родители. Крайсовет также отметил, что введение подушевого финансирования объектов образования разрушит малокомплектные сельские школы и оставит их без средств к существованию.

Вместо мер, предлагаемых проектом реформы, алтайские законодатели выдвинули инициативу проведения общефедерального конкурса по разработке лучшего проекта по развитию сельских школ, а также по системе образования в целом. Реформа школы, по заявлению крайсовета, должна реализовываться только после ее публичного обсуждения на парламентских слушаниях как в ГосДуме, так и в региональных парламентах, и высказанные на них замечания должны быть учтены. Кроме того, предлагаемые изменения в школьном образованиии должны, как отмечено в обращении, проходить обязательную медико-педагогическую экспертизу.

Политическая жизнь в Алтайском крае в первые месяцы 2001 г. была достаточно спокойной. Активное и непрерывное партстроительство, характеризовавшее ситуацию в крае в предыдущие два года, на данный момент прекратилось. В этой связи, пожалуй, главным событием последних месяцев стала смена в конце марта председателя краевого совета профсоюзов. Вместо Александра Богданова, возглавлявшего крайсовпроф раньше, его руководителем был избран Владимир Аргучинский. По мнению обозревателей, эта замена продемонстрировала усиление влияния КПРФ и Народно-патриотического союза (НПСР) в целом на профсоюзное движение в крае. Координатор краевого отделения НПСР, один из активистов КПРФ Валентин Неменов открыто заявил в этой связи, что у левых партий на Алтае были трудности во взаимодействии с профсоюзами именно по причине их бывшего руководства. Теперь же, после прихода к руководству крайсовпрофом Владимира Аргучинского, по мнению В.Неменова, ситуация в корне изменится. Кроме того, было высказано мнение, что избрание В.Аргучинского является знаком усиления позиций председателя крайсовета Александра Назарчука. В.Аргучинский последние пару лет находился на пенсии, а все предшествующее время работал в сфере управления агропромышленным комплексом и по своей должности часто был непосредственным подчиненным Александра Назарчука. Краевое отделение Союза правых сил в этой связи организовало выпуск нескольких пресс-релизов, в которых "запустило" обсуждение перспектив будущих губернаторских выборов 2004 г., в частности, пойдет ли Александр Суриков в соответствии с федеральным законодательством на третий срок, а если да, то решится ли А.Назарчук в этот раз составить ему конкуренцию.

Конец декабря и январь ознаменовались кампанией протеста мелких предпринимателей Барнаула, преимущественно рыночных торговцев, против ряда налоговых нововведений. Подобное недовольство возникало и раньше, но в этот раз экономический протест бизнесменов получил и политическую поддержку со стороны правой оппозиции краевым властям, а именно - СПС. Региональное отделение СПС активно заняло сторону предпринимателей в этой полемике и выступило с собственным обращением к краевым властям, призывая их обратить внимание на чрезмерный, по его мнению, налоговый и арендный гнет на мелких торговцев. Как следствие, эти события могут оказать весьма плодотворное воздействие на формирование собственной социальной базы у краевого СПС в предпринимательских слоях, что будет весьма полезным для этой партии на будущих выборах.

Принятие в самом конце 2000 г. новых символов российского государства - герба, флага и гимна - вызвало полемику в среде правооппозиционных политиков Алтая. Причем объектом споров стал не только новый-старый гимн, но и герб. Лидеру краевого "Яблока", депутату ГосДумы Валерию Останину не понравился этот символ. По его словам, "несуществующий в природе двуглавый орел, по наблюдениям экспертов в области геральдики, в качестве герба России будет сопровождаться различного рода потрясениями".

Но больше всего досталось гимну. Один из лидеров краевого СПС Константин Емешин 1 января 2001 г. распространил специальный пресс-релиз, в котором заявил, что в новогоднюю ночь музыка Александрова вызвала у него "лишь чувство омерзения". К.Емешин воспринял гимн "как символ того, что мы опять потеряли шанс стать демократической страной; робкие ростки гражданского общества опять оказались растоптанными". Недовольство утверждением слов к гимну президентским указом выразил и депутат ГосДумы от Барнаула Владимир Рыжков. По его мнению, их необходимо было изначально передать на рассмоттрение в парламент в качестве проекта федерального закона.

В феврале 2001 г. по инициативе Владимира Рыжкова и Алтайской школы политических исследований на горном курорте Белокуриха прошел бизнес-форум "Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции", который его организаторы окрестили "Алтайским Давосом". В его работе приняли участие представители германских финансовых структур, заинтересованные в инвестициях в Сибири, директора крупных предприятий региона, представители краевой администрации, ряд известных столичных политиков и экономистов. Организаторы форума не скрывали своей надежды, что многие из обсуждаемых в Белокурихе идей смогут воплотиться в конкретные инвестиционные проекты, которые послужат на благо экономике края.

В целом, характеризуя развитие Алтайского края как субъекта Российской Федерации в первые месяцы 2001 года, следует отметить, что регион на данный момент преодолел период острых политических бурь и экономических потрясений, которые сменяются спокойной конструктивной работой.

 


 

Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.