АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События Аналитика Конференции Дневники

   




 

 ОЛЕГ БАРАБАНОВ
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
(март-июль 2001 г.)

Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М. 2001. No 3. С.189-191.

Март-май 2001 г. в политической жизни Алтая были заметны прежде всего достаточно напряженной дискуссией о взаимоотношениях Алтайского края с соседней Республикой Алтай, до 1991 г. входящей в его состав в качестве Горно-Алтайской АО. Впервые появившиеся еще в прошлом году предложения о целесообразности воссоединения двух субъектов Российской Федерации, представляющих собой во-многом единый экономический комплекс, весной этого года получили и свое официальное выражение. Председатель краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук в одном из интервью заявил о своей поддержке этого шага. Также он заявил, что разумней всего было бы провести в Республике Алтай референдум, на котором его жители высказали бы свое отношение к идее реинтеграции.

Помимо этого, в прессу была запущена информация и о том, что краевые власти в преддверии выборов главы Республики Алтай, намеченных на конец 2001 г., ведут активную работу по поиску и продвижению устраивающей их кандидатуры. Краевое отделение Народно-патриотического союза России (НПСР) открыто заявило в этой связи, что оно вмешается в ход выборов в соседней республике и окажет поддержку тому из кандидатов, который будет согласован с властями Алтайского края.

Все эти заявления вызвали жесткую негативную реакцию со стороны действующих властных кругов Республики Алтай. Глава Республики Семен Зубакин заявил, что не видит в объединении "никакого смысла". Горно-алтайские газеты также активно критиковали эти предложения. В результате в ситуацию вмешался глава краевой администрации Александр Суриков, который не поддержал заявлений А.Назарчука и назвал их "грубым для политика перебором". Впрочем, губернатор не отверг полностью идею референдумов о воссоединении, отметив лишь, что сейчас для этого отсутствует надлежащая законодательная база на федеральном уровне.

Весной 2001 г. правоохранительные органы Алтая быстро смогли раскрыть довольно громкое убийство. В Первомайском районе края во дворе своего дома был убит бывший депутат Госдумы от фракции "Наш дом - Россия", директор птицефабрики "Молодежная" Михаил Сирота. На парламентских выборах 1995 г. М.Сирота возглавлял алтайский региональный список НДР, но не был избран. Он получил депутатский мандат лишь в самом конце работы Государственной Думы второго созыва, в сентябре 1999 г., после того, как один из действовавших депутатов от НДР сложил свои полномочия. Расследование его убийства шло достаточно быстрыми темпами, через пару месяцев были задержаны подозреваемые как в исполнении, так и в организации этого преступления. По версии следствия, убийство не носило политического характера и стало результатом коммерческих разногласий - невыплатой фабрикой М.Сироты долга одному из его партнеров.

В конце апреля - июне 2001 г. внимание обозревателей было также приковано к различным перетурбациям в краевом отделении "Единства". Все это время не стихали слухи о том, что федеральные структуры "Единства" недовольны деятельностью алтайской организации и не исключают возможность кадровых перестановок. 19 апреля край с инспекционной поездкой посетил один из лидеров "Единства" Франц Клинцевич. По его словам, алтайская ячейка партии работала "не хуже всех", но определенные претензии у него есть. Также Ф.Клинцевич сообщил, что в ходе его разговора с губернатором Александром Суриковым они обсуждали возможность лоббирования интересов Алтайского края фракцией "Единство" в Государственной Думе.

Очевидно, как некое институциональное выражение достигнутых Ф.Клинцевичем и А.Суриковым договоренностей вскоре после его отъезда. 25 апреля 2001 г. было подписано соглашение между краевым "Единством" и Союзом промышленников края, согласно которому в крайсовете была образована единая депутатская группа "Единство - Союз промышленников". Как известно, крайсовет народных депутатов до этого состоял из двух примерно равновеликих фракций - "За народовластие" (краевого НПСР) и Союза промышленников. После того, как летом-осенью 2000 г. ряд депутатов от Союза промышленников вошли в руководство краевого "Единства", возник вопрос и о формировании третьей фракции в крайсовете. Однако эта идея не получила своего развития (см. наши предыдущие репортажи: КПВО. 2000. No 2; No 3). Теперь же, очевидно, под влиянием федерального "Единства", желающего иметь собственную фракцию и в алтайском парламенте, было заявлено о создании единой группы. После того, как начал активно обсуждаться новый федеральный закон о политических партиях, во-многом урезающий права самостоятельных региональных политических сил, такое объединение объективно стало в интересах и Союза промышленников. Были избраны два координатора объединенной группы: руководитель краевого "Единства" Валерий Регер и лидер депутатской группы Союза промышленников Артур Дерфлер. По заявлению организаторов, новая группа включает в себя 26 депутатов в 50-местном крайсовете и потому может полностью контролировать его деятельность.

Однако в реальности, самостоятельность новой депутатской группы оказалась достаточно ограниченной. Особенно ярко это проявилось в ходе инициативного обсуждения в крайсовете проекта Земельного кодекса РФ в 28 июня 2001 г. По его итогам соответствующее обращение с критикой правительственного варианта Земельного кодекса поддержала не только выражающая интересы левых сил фракция "За народовластие", но и новая объединенная группа. Хотя такой шаг был вполне прогнозируем, поскольку Союз промышленников всегда был лоялен краевым властям и не возражал против политических инициатив алтайских левых, но то, что призыв голосовать портив правительственного законопроекта был сделан депутатами, в данный момент представляющими "Единство", вызвал довольно резкую реакцию из Москвы. 6 июля информационное агентство "Интерфакс" со ссылкой на лидера фракции "Единство" в ГосДуме Владимира Пехтина сообщило о неудовлетворенностью руководства партии деятельностью ее организаций в тех регионах, чьи парламенты прислали отрицательные отзывы на Земельный кодекс. К их числу был отнесен и Алтайский край. Однако к настоящему моменту оргвыводов и кадровых перестановок в краевом "Единстве" не последовало.

Серьезной критике подверглось краевое "Единство" в связи с Земельным кодексом и со стороны других правых партий Алтая. Так, один из лидеров регионального "Союза правых сил" Константин Емешин назвал это решение позорным.

Относительно дискуссий в крае насчет Земельного кодекса, следует отметить и определенную дистанцированность губернатора Алтайского края Александра Сурикова от его наиболее радикальных противников со стороны левых. Глава администрации края, комментируя поведение фракции КПРФ в ГосДуме во время обсуждения кодекса, заявил, что он был удивлен тем, что коммунисты вместо того, чтобы "толково обсуждать вопрос, начали заниматься эмоциями". Также глава администрации края высказался против того, чтобы полностью лишать иностранцев права владеть землями в России. По его мнению, это негативно скажется на привлечении в страну иностранных инвестиций.

Законотворческая деятельность Алтайского краевого Совета народных депутатов в апреле-июне 2001 г. была посвящена в основном экономическим и социальным аспектам. Так, был утвержден отчет об исполнении краевого бюджета за 2000 г. (впервые за десять лет исполненный по расходам практически полностью). Были признаны утратившими силу законодательные акты, регулировавшие деятельность свободной экономической зоны "Алтай" (она практически ликвидируется с 1 января 2002 г.). Также был принят краевой закон "О потребительской корзине", который определял более подробную методику расчета прожиточного минимума в регионе, в результате чего его уровень увеличился в среднем на 20-30%.

Что касается законопроектов, связанных с правовым статусом Алтайского края как субъекта федерации, то на майской и июньской сессиях депутаты в двух чтениях внесли небольшие изменения в Устав региона, подробнее прописав полномочия крайсовета при изменении границ между административно-территориальными образованиями в крае. Также был детализирован порядок использования земли, природных ресурсов, объектов истории и культуры в регионе.

Также на последней перед летними каникулами сессии 28 июня 2001 г. депутаты крайсовета в первом чтении приняли новый вариант закона "Об ответственности представительных органов местного самоуправления перед государством". Это было вызвано необходимостью привести действующее краевое законодательство в соответствие с федеральным законодательством о местном самоуправлении. В новой редакции закона был изменен порядок применения мер ответственности к органам местного самоуправления и выборным должностным лицам местного самоуправления. Представительный орган местного самоуправления может быть распущен законом Алтайского края, а глава муниципального образования может быть отрешен от должности постановлением главы администрации края за исключением главы муниципального образования административного центра края

На этой же сессии депутаты в первом чтении внесли дополнения в ряд краевых законов о выборах и о статусе депутата. В частности, в краевом законодательстве нашла свое отражение позиция Конституционного Суда Российской Федерации: было указано, что основанием для отзыва депутата, выборного должностного лица может быть только его неправомерная деятельность, т. е. конкретное правонарушение, факт совершения которого этим лицом установлен в надлежащем юрисдикционном порядке. Увеличивается также количество подписей, которые необходимо собрать для назначения голосования по отзыву.

Июнь и июль 2001 г. ознаменовались громким скандалом вокруг региональной компании "Алтайэнерго". Началось с того, что председатель правления РАО "ЕЭС" Анатолий Чубайс заявил о своем недовольстве работой руководителя "Алтайэнерго" Владимира Коновалова и не исключил его возможной замены. Среди возможных кандидатов ему на замену А.Чубайсом было озвучено имя давнего и непримиримого оппонента алтайского губернатора Александра Сурикова, лидера краевого отделения "Союза правых сил" Владимира Райфикешта (в 1991-94 гг. бывшего главой администрации края, а в 1997-99 гг. - полпредом Президента в регионе). Все это происходило на фоне жесткой критики, которой А.Суриков подвергал чубайсовскую концепцию реформы РАО "ЕЭС", в т.ч. и с трибуны Совета Федерации. По инициативе А.Сурикова Совет Федерации в середине июня обратился к Президенту России с тем, чтобы реформа электроэнергетики получила бы предварительное рассмотрение на Госсовете.

Такое совпадение событий дало основания местным обозревателям говорить о своего рода политической мести А.Чубайса А.Сурикову. Сам алтайский губернатор заявил о намерении А.Чубайса "полечить электрошоком Совет Федерации".

Параллельно этому действующий руководитель "Алтайэнерго" В.Коновалов, в стремлении отвести от себя обвинения в неэффективном сборе оплаты за поставленную. энергию, начал проводить предельно жесткую линию по отношению к должникам. В итоге, в течение июня-июля 2001 г. несколько десятков предприятий Барнаула и других городов края были отключены от электричества. В Бийске "Алтайэнерго" дошло до угроз отключить муниципальные тепловые сети и оставить горожан без воды. В результате ситуация накалилась достаточно остро и приобрела характер не только политического, но и социального конфликта.

Затем состоялась встреча Анатолия Чубайса и Александра Сурикова, в ходе которой стороны договорились временно отложить кадровые перестановки в "Алтайэнерго". Руководитель РАО "ЕЭС" представил алтайскому губернатору подробный акт проверки деятельности региональной энергетической    компании и предложил ему самому ознакомиться с ситуацией. Затем была назначена дополнительная проверка, после которой для дополнительного урегулирования конфликта в край 10 июля приехал полномочный представитель Президента России в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский, проведший встречи с А.Суриковым, А.Назарчуком и В.Коноваловым. В результате, в присутствии Л.Драчевского А.Суриков на совместной пресс-конференции заявил, что он удовлетворен деятельностью В.Коновалова и не видит оснований для его замены. На этом ситуация на данный момент стабилизировалась.

Параллельно этому в ходе своего алтайского визита Леонид Драчевский воспользовался случаем, чтобы озвучить идею о создании окружных энергетических комиссий под эгидой полпредов, которые устанавливали бы тарифы на потребление электроэнергии в пределах федерального округа и по своему статусу являлись бы филиалами Федеральной энергетической комиссии. Региональные же энергетические комиссии в таком случае вообще бы упразднялись. Все это, по мнению Л.Драчевского, позволило бы отделить тарифную политику в электроэнергетике "и от Чубайса, и от губернаторов". Алтайские представители поддержали данную инициативу.

Еще один важный экономический и политический шаг, обсуждение которого вновь началось в ходе встреч Александра Сурикова с Анатолием Чубайсом и Леонидом Драчевским, - это возобновление строительства Катунской ГЭС в Горном Алтае. Как известно, планировавшееся ранее создание мощной гидроэлектростанции в алтайских горах было заморожено в конце 1980-х годов под давлением экологических движений и стало одним из первых крупных успехов политики "экологической гласности" в СССР. Затем, однако, тема строительства Катунской ГЭС по адаптированному проекту стала вновь периодически озвучиваться в СМИ, поскольку недостаток собственных энергопроизводящих мощностей на Алтае является достаточно ощутимым. Теперь же эта идея получила свою поддержку не только со стороны Александра Сурикова (строитель-дорожник по профессии, он всегда проявляет интерес к крупным инфраструктурным объектам), но и со стороны Сибирского федерального округа, а также РАО "ЕЭС". Все это дает основания полагать, что в недалеком будущем данный проект вступит в стадию своей практической реализации.

Впрочем, надо отметить и то, что данная стройка может вновь противопоставить Алтайский край и Республику Алтай, как это уже случилось в ходе прошлогоднего обсуждения проекта прямой дороги из Западной Сибири в Китай. А в условиях вышеизложенных предложений о необходимости реинтеграции двух субъектов федерации вновь в единое целое, острота конфликта может приобрести и дополнительные нюансы.

8 июля 2001 г. скоропостижно от сердечного приступа скончался региональный архиерей Русской православной церкви (РПЦ), епископ Барнаульский и Алтайский Антоний, ему было всего 40 лет. Епископ Антоний (в миру - Иван Масендич) в церковных и общественных кругах был известен яркой и не всегда однозначной биографией. Он родился на Западной Украине и в 1980-х годах был священником на Алтае. На рубеже 1980-1990 х гг. Антоний стал одним из активистов, а затем и наиболее высокопоставленных иерархов отколовшейся от РПЦ Украинской православной церкви - Киевского патриархата (УПЦ-КП). В этот период разгула национализма на Украине он принимал участие в притеснении оставшейся верной РПЦ Украинской православной церкви - Московского патриархата (УПЦ-МП). Многие прихожане и клирики УПЦ-МП до сих пор вспоминают о его деятельности на Украине с содроганием. После этого, в 1994 г. Антоний принес покаяние Патриарху Алексию II и вернулся в лоно РПЦ. Он был возведен в епископский чин, и для него из существовавшей ранее Новосибирской и Барнаульской епархии была выделена Барнаульская и Алтайская епархия, включающая в себя Алтайский край и Республику Алтай. Деятельность епископа Антония на Алтае также получала в СМИ не всегда однозначные оценки, периодически в прессе озвучивались конфликты и скандалы между поставленными Антонием молодыми настоятелями монастырей и "старой" паствой и клириками. Тем не менее, епископу Антонию удалось развернуть действительно мощное церковное строительство на Алтае, в ходе которого Русская православная церковь вернула себе утраченный за годы советской власти авторитет и уважение. Признанием заслуг епископа Антония стало его избрание весной 2001 г. в число непостоянных членов Священного Синода РПЦ. В его отпевании принял участие и полпред Президента в Сибирском округе Леонид Драчевский. Новый региональный архиерей пока не назначен, его обязанности временно исполняет архиепископ Новосибирский и Бердский Тихон.

В завершение следует отметить, что весенние и летние месяцы 2001 г. были отмечены прежде всего, пожалуй, впервые открыто проявившейся критикой губернатора Александра Сурикова в отношении председателя крайсовета Александра Назарчука в связи с проектом реинтеграции Горного Алтая. До этого, по крайней мере, внешне два высших должностных лица региона работали в полном единстве, не вынося разногласий наружу. А поскольку губернатор помимо этого еще и дистанцировался от левых в крайсовете при обсуждении Земельного кодекса, то его публичная полемика со спикером краевого парламента может оказаться чем-то более серьезным, чем просто случайным эпизодом. Возможное объяснение этому лежит в том, что в эти месяцы, в разгар обсуждений поправок к федеральному закону по поводу избрания губернаторов на третий срок, Александр Суриков вновь заявил, что он по-прежнему выступает за то, чтобы губернаторские полномочия не превышали двух сроков, поскольку иначе может наступить "звездная болезнь", а по состоянию своего здоровья такие долгоправящие губернаторы могут опуститься "до уровня Леонида Брежнева". В этой связи вполне логично, что Александр Суриков, чей второй срок полномочий заканчивается в 2004 г., начинает определяться по кандидатуре своего преемника и в связи с этим более напористо действовать в отношении краевого парламента.

 

 


 

Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.