АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Аналитика
 

События ] Аналитика Конференции Дневники

   




 

 ОЛЕГ БАРАБАНОВ
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

(август - ноябрь 2001 г.)

Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. М. 2001. No 4. С.162-163.

Самым главным событием в общественно-политической жизни Алтайского края в осенние месяцы 2001 г. стал громкий и грязный скандал вокруг создания т.н. "Гражданского форума". В его основе лежала неоднозначная инициатива околокремлевских кругов о проведении в конце ноября всероссийского "слета" представителей некоммерческих организаций. Этот проект уже подвергся критике, поскольку он фактически отражает посттоталитарные идеологические представления о том, что гражданское общество является не спонтанно развивающимся феноменом, а жесткой иерархичной структурой, которую можно быстро "построить" по указке сверху. В результате созданный под контролем президентской администрации оргкомитет по проведению форума начал спешно формировать свои отделения в регионах. На Алтае этот процесс принял самые гротескные формы и фактически подтвердил известное изречение Виктора Черномырдина "Что ни строим, получается КПСС".

Все началось с того, что в августе в Барнауле тихо и келейно (и не без влияния полпредства Президента в Сибирском округе и его краевых структур) был создан краевой оргкомитет по подготовке форума. Затем внутри оргкомитета произошел раскол, и часть его активистов ушла оттуда и создала собственный штаб по подготовке форума. После этого обе группы начали поливать друг друга грязью, заявлять о том, что противники являются самозванцами, а только они по-настоящему представляют в крае федеральный оргкомитет, и одновременно призывали общественные движения региона "записываться" в формируемые ими списки структур гражданского общества на Алтае. С этого момента понятия "оргкомитет" и "штаб" в краевых СМИ стали употреблять только в кавычках.

Помимо этого, поскольку руководили обеими группами организации, деятельность которых до этого была, по мнению многих, никому не известна, то ряд неправительственных структур региона, чьи названия были действительно "на слуху" (лига студентов, объединения "афганцев", конгресс интеллигенции края, союзы промышленников, предпринимателей и фермеров, представительство Российского общественного политического центра (РОПЦ) и др), объединился уже в третью группировку и заявил, что первые две не имеют с гражданским движением ничего общего, а их формирование прошло недемократическим путем, безо всяких выборов и под жестким контролем федеральных структур, а потому незаконно.

Разразился скандал, и в краевых СМИ началась "гражданская" информационная война. На таком фоне, как представляется, разумную позицию заняла краевая власть, которая дистанцировалась от происходящего и предпочла, чтобы активисты "гражданского общества" сами разбирались между собой. Совсем иной по понятным причинам была позиция федеральных структур. В урегулирование, а точнее, в "разруливание" конфликта оказались непосредственно вовлечены и главный федеральный инспектор по Алтайскому краю Николай Шуба, и высокие должностные лица из Сибирского полпредства Президента, и столичные деятели. Именно к ним и апеллировали представители всех трех противоборствующих групп, тем самым только лишний раз подтверждая то, что рычаги управления данным "гражданским" проектом находились полностью в руках федеральной власти.

Сначала, в течение сентября, в подковерной борьбе "оргкомитета" и "штаба", сопровождавшейся инспекционными приездами в Барнаул московских эмиссаров, "штаб" был повержен. Его активисты признали, что только "оргкомитет" является законным представителем столичных устроителей форума и вновь вошли в его состав. Лидером оргкомитета стала депутат Барнаульской городской думы и руководитель организации "Милосердие" Екатерина Абрамова. После этого на сайте Глеба Павловского "Страна.Ру", на котором публикуется "официальная" информация о "Гражданском форуме", оргкомитет Е.Абрамовой был признан в качестве единственного организатора проекта по Алтайскому краю.

Следующим раундом борьбы стало противостояние оргкомитета и упомянутой группы более известных в крае движений, руководил которой региональный представитель РОПЦ Геннадий Шейда. Поскольку одним из непременных условий в подготовке форума его столичные организаторы выдвинули проведение в каждом регионе круглого стола на тему "Взаимодействие гражданского общества и власти", то противоборствующие команды организовали две параллельных конференции на эту тему. Сначала 8 октября свой круглый стол провела группа Г.Шейды, а затем 20 октября на более официальном уровне аналогичное мероприятие было организовано Е.Абрамовой.

Однако апофеозом скандала стала распространившаяся с середины октября сначала на уровне слухов, а затем и как реальный факт информация, что делегатов на "Гражданский форум" от субъектов Федерации будут не выбирать на региональных собраниях неправительственных организаций и даже не выдвигать на заседаниях уполномоченных местных оргкомитетов. Их будут просто назначать из Москвы. Федеральный оргкомитет сам определит, кого конкретно следует допустить к участию в форуме. В этот момент стало понятно, что данный проект не имеет ничего общего ни с принципом выборной демократии, ни с независимым от власти гражданским обществом. "Гражданский форум" таким образом становится даже еще более централизованной и управляемой сверху структурой, чем все "партии власти", от КПСС через "Выбор России" и НДР к "Единству". В них, по крайней мере, делегатов на съезды хотя бы формально выбирали сами региональные отделения. Не удивительно поэтому, что группа Г.Шейды, в которую входит ряд известных в Барнауле демократических активистов, подвергла данное правило жесткой публичной критике. Но в то же время, подчиняясь заданным правилам игры, обе группировки стали пытаться лоббировать федеральный оргкомитет форума, пытаясь провести в делегаты своих людей. На момент сдачи данного материала в печать (начало ноября) окончательный отбор центром еще не был произведен, но появилась информация о том, что хотя большинство мест будет дано представителям оргкомитета Е.Абрамовой, нескольких делегатов отберут и из группы Г.Шейды.

В конце сентября разрешился кадровый конфликт вокруг АО "Алтайэнерго", о котором мы писали в предыдущем репортаже (см.: КПВО. 2001. No 3). Сначала из борьбы за пост генерального директора этой компании вышел бывший губернатор края Владимир Райфикешт. После личной встречи с главой РАО "ЕЭС" Анатолием Чубайсом, на который последний предложил В.Райфикешту возглавить "Алтайэнерго", он отказался от этого. В объяснение такого шага В.Райфикешт заявил, что из-за своих конфликтных отношений с нынешним главой администрации края Александром Суриковым он не сможет эффективно управлять компанией. Затем в течение определенного времени никаких новых событий вокруг "Алтайэнерго" не происходило, что дало повод предположениям о том, что тогдашний руководитель компании Владимир Коновалов останется на своем посту до весны. Однако, в последних числах сентября его отставка все же состоялась, и исполняющим обязанности генерального директора компании РАО "ЕЭС" назначило Сергея Шабалина, который до этого возглавлял московскую компанию "Атомэнергосбыт", входящую в концерн "Росатомэнерго". Предстоящее собрание акционеров "Алтайэнерго" (где РАО "ЕЭС" обладает контрольным пакетом) должно будет окончательно утвердить его кандидатуру в этой должности.

Главным событием в законотворчестве в Алтайском крае стало внесение в октябре 2001 г. изменений в Устав региона, согласно которым из Основного Закона была убрана норма, ограничивающая пребывание на посту главы администрации края двумя сроками подряд. Интересно отметить, что в объяснение этого решения депутаты указали, что раз аналогичная норма была прописана в федеральном законе, то и нет смысла ее дополнительно повторять в Уставе края. Крайсовет принял данный законопроект сразу в двух чтениях, за поправку голосовало 40 депутатов из 50-ти.

Это решение может коренным образом изменить расклад политических сил на Алтае, поскольку оно фактически предоставляет возможность главе краевой администрации Александру Сурикову по истечении его полномочий в 2004 г. баллотироваться еще на один срок. До этой поправки в Устав такой возможности у него не было. Александр Суриков впервые был избран на всеобщих выборах главой администрации края в 1996 г., а затем, в 2000 г. был переизбран на эту должность. Согласно действовавшей на тот момент редакции Устава края, на третий срок выдвигать свою кандидатуру он не мог. В 1999 г. был принят федеральный закон "Об общих принципах организации представительных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", который также содержал норму, что главы регионов не могут занимать свою должность более двух сроков подряд. Однако в ходе политического торга вокруг федеративной реформы в 2000 г. в этот закон была внесена поправка, по которой отсчет сроков начинался только после вступления данного закона в силу. Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством Александр Суриков имеет право вновь баллотироваться на должность губернатора в 2004 г. Теперь же были сняты и ограничения, существовашие для этого на краевом уровне.

Ранее Александр Суриков неоднократно заявлял, что он не стремится выдвигаться на третий срок (см. напр. наш репортаж в КПВО. 2001. No 3), реакции губернатора на эти поправки в Устав пока не последовало. Как весьма интересное совпадение следует отметить то обстоятельство, что незадолго до принятия данного закона Александр Суриков весьма критически высказался о деятельности председателя Центральной избирательной комиссии РФ Александра Вешнякова, который проводил семинар своего ведомства в Барнауле, встретился с губернатором и сделал ряд заявлений. В частности, председеталь ЦИК выступил против совмещения в один день выборов различного уровня (а именно так случилось на Алтае 26 марта 2000 г.) и подчеркнул, что контроль исполнительной власти субъектов Федерации за региональными избиркомами является чрезмерным и должен быть устранен. В свою очередь, Александр Суриков выразил протест против стремления ЦИК и ее председателя играть самостоятельную роль в политике и выходить за рамки исключительно организационных задач по проведению назначенных по закону выборов.

Большинство ведущих политических сил края обошло молчанием поправки в Устав. Против них высказался только местный "Союз правых сил", пригрозивший подать в суд на это решение крайсовета. Как сложится ситуация к 2004 году, покажет будущее. Некоторые прогнозы на этот счет можно будет строить после того, как в конце текущего года Александр Суриков и крайсовет выдвинут своих представителей в Совет Федерации ФС РФ. От того, какие люди займут эти посты, будут ли это политики "первого эшелона" или менее значимые фигуры, станут более ясными и долгосрочные планы нынешних руководителей края.

Пока же внимание краевых властей больше приковано к выборам в соседнем субъекте Федерации - Республике Алтай. 16 декабря местное население будет избирать главу республики и региональное Государственное Собрание. Ранее мы уже писали о том, что в крае периодически муссировались идеи о желательной реинтеграции этих двух регионов в единый субъект РФ (см.: КПВО. 2001. No 3). Ряд политических сил края заявлял о своем намерении активно вмешиваться в ход предвыборной борьбы в Горно-Алтайске. Летом этого года появились слухи о том, что краевые власти намерены выдвинуть на выборы в республике одного из крупных барнаульских политиков. В частности, называлось имя вице-губернатора края Владимира Германенко. Однако слухи эти так и остались слухами. Никто из представителей края баллотироваться в Горно-Алтайске не стал, но это не снизило интереса в Барнауле к происходящей там кампании.

В середине октября Александр Суриков публично заявил, что краевые власти намерены принять "организационное участие" в выборах главы Республики Алтай. Губернатор, впрочем, не уточнил, в каких конкретных формах это будет проявляться. Что касается того, кого персонально намерено поддерживать барнаульское руководство на этих выборах, то Александр Суриков (имеющий сложные отношения с действующим главой республики Семеном Зубакиным) заявил, что край устроила бы кандидатура лидера Аграрной партии России и депутата Государственной Думы от Республики Алтай Михаила Лапшина. Правда, следует отметить, что заявление это было сделано в тот момент, когда М.Лапшин (который то давал согласие участвовать в выборах, то отказывался от этого, а затем согласился снова) заявил о том, что не будет участвовать в избирательной кампании.

Продолжалась в осенние месяцы 2001 г. и кампания по приведению краевого законодательства в соответствие с федеральным. Протесты прокуратуры на нормативно-правовые акты края не прекращались, и депутаты крайсовета без обсуждения, как правило, сразу в двух чтениях, принимали необходимые поправки. В сентябре был внесен ряд изменений и в Устав края, которые отменяли право крайсовета на согласование кандидатуры начальника краевого управления внутренних дел.

В эти месяцы по представлению прокуратуры не только вносились изменения в отдельные статьи законов, но отменялись и законы в целом. Так, в сентябре был отменен получивший в свое время широкий резонанс закон Алтайского края, который привязывал зарплату руководителя предприятия или организации к средней зарплате по данному предприятию в целом (директорская зарплата должна была превышать среднюю не более, чем в восемь раз). Был целиком отменен и Градостроительный кодекс Алтайского края.

В октябре был наконец-то принят краевой закон "О государственной молодежной политике в Алтайском крае". Его обсуждение началось еще в начале года, и уже тогда различные оценки вызывали как текст законопроекта, подготовленный комитетом по делам молодежи краевой администрации (в пику ему предлагалось несколько альтернативных вариантов), так и целесообразность самого закона в целом. В частности, председатель комитета по правовой политике и МСУ крайсовета Сергей Землюков выступил против принятия закона из-за его полной декларативности. Однако большинством голосов закон был принят, как было отмечено на сессии, для того, чтобы затем на его основе принимать более конкретные правовые акты, касающиеся молодежи. В октябре же был принят и закон "О Счетной палате Алтайского края", ранее она действовала лишь на основании общего упоминания о ней в Уставе края и положения, принятого Законодательным собранием.

В этот же период депутаты крайсовета приняли специальное заявление, в котором выразили свое несогласие с планами унифицированного по всей стране перехода от мажоритарной к смешанной системе выборов в региональные парламенты. Согласно этим планам, реакцию на которые пыталось прозондировать полпредство Президнта в Сибирском федеральном округе, для того, чтобы сделать более действенным новый федеральный закон о политических партиях, часть депутатов региональных парламентов предлагалось избирать по партийным спискам. Алтайские депутаты отвергли эти проекты.

В целом же осень 2001 г. запомнилась двумя вещами, которые могут оказать серьезное воздействие и на политическое развитие, и на общественные настроения на Алтае. Это поправки к Уставу края, открывающие новую перспективу на грядущие губернаторские выборы 2004 г. и грубый фарс со "строительством" гражданского общества.

 

 


 

Назад АШПИ Вверх ] Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.