|
ОЛЕГ БАРАБАНОВ
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ
(ноябрь 2001 - январь 2002 гг.)
Опубликовано в: Конституционное право: Восточноевропейское
обозрение. М. 2002. No 1. С.153-154.
Главным событием в политической жизни Алтайского края в конце
2001 г. стало утверждение представителей региона в Совет Федерации.
Различные слухи о том, кто займет два сенатских поста,
распространялись в регионе в течение полутора лет. Сначала, когда
законодательно еще не была оформлена норма о разрешении ряду
губернаторов (в т.ч. и главе администрации Алтайского края
Александру Сурикову) баллотироваться на третий срок, считалось, что
ее представитель в Совете Федерации будет потенциальным преемником
руководителя края на следующих региональных выборах 2004 г. Среди
кандидатов в "наследники" называли первого вице-губернатора Николая
Чертова и депутата крайсовета Леонида Хвоинского. Затем, когда норма
о третьем сроке была принята на федеральном уровне и инкорпорирована
осенью 2001 г в краевое законодательство, идеальным для Александра
Сурикова представителем в сенате становился бы неамбициозный и
лояльный ему политик. При этом алтайский губернатор, который всегда
принимал активное участие в бюджетном процессе и являлся
заместителем председателя сенатского комитета по бюджету, не
собирался оставлять свое место в верхней палате парламента досрочно,
до того, как не был принят федеральный бюджет на 2002 г.
Соответственно, свои первые более или менее конкретные заявления,
кого он видит своим представителем в Совете Федерации, Александр
Суриков начал делать только во второй половине ноября 2001 г. В этот
период губернатор сказал, что не будет искать кандидатуру со стороны
и выдвинет собственным представителем в сенат одного из своих
заместителей. Из их довольно большого числа циркулировавшие вокруг
краевой администрации слухи называли в качестве возможных кандидатов
первого вице-губернатора Николая Чертова (куратора финансового блока
и комиссии по оперативным вопросам), "простых" заместителей
Владимира Германенко (курировал энергетику, строительство и
жилищно-коммунальное хозяйство), Владимира Псарева (экономическое
планирование), Юрия Вислогузова (культура и взаимодействие с
крайсоветом), Якова Шойхета (здравоохранение и социальная сфера), а
также руководителя представительства Алтайского края в Москве Тимура
Баблумяна, который, впрочем не имел ранга вице-губернатора. В
результате лишь во второй половине декабря Александр Суриков сделал
свой окончательный выбор - в пользу Владимира Германенко. Алтайский
краевой Совет народных депутатов в конце декабря 2001 г. одобрил эту
кандидатуру подавляющим большинством голосов.
С точки зрения вышеприведенной логики, что представитель
губернатора в сенате должен быть опытным хозяйственником, но
неамбициозным политиком, со стороны которого Александр Суриков не
мог ожидать подвоха, утверждение Владимира Германенко было, пожалуй,
наилучшим вариантом. Владимир Германенко еще с советских времен
находился в управленческой элите Алтайского края. Он родился в
1944 г. в Харьковской области (по национальности украинец) и после
окончания там электромеханического института приехал работать на
Алтай. Долгое время он был инженером связи, с 1969 по 1977 гг.
являлся заместителем краевого управления связи, затем - начальником
треста "Алтайсельэлектросетьстрой", а в1980 г. был назначен
начальником управления коммунального хозяйства Алтайского
крайисполкома. В 1984 г. Владимир Германенко становится заместителем
председателя крайисполкома, а в 1988 г. - первым заместителем. В
период перестройки В.Германенко не участвовал активно в публичной
политике, хотя и избирался в 1990 г. народным депутатом РСФСР.
Репутация аполитичного технократа помогла ему без потерь пройти
послепутчевые чистки в августе-сентябре 1991 г., когда значительная
часть высших краевых управленцев, поддержавшая ГКЧП, была лишена
своих постов. В.Германенко, напротив, был приглашен на должность
заместителя главы и в первую постсоветскую администрацию Алтайского
края. На этой должности он работал при губернаторах-демократах
Владимире Райфикеште и Льве Коршунове, затем недолгое время был
депутатом краевого законодательного собрания, а в 1996 г. после
победы на губернаторских выборах Александра Сурикова пришел и в его
администрацию уже первым заместителем. Постепенно за В.Германенко
укрепились образы "незаменимого" и "рабочей лошадки". В 2000 г.,
когда после второй победы на выборах Александр Суриков
переформировывал свою команду, Владимир Германенко был понижен с
первого до "простого" заместителя главы администрации, впрочем,
примерно с тем же кругом обязанностей. Ряд обозревателей видели
причины этого понижения Германенко с тем, чтобы еще больше оттенить
другого первого вице-губернатора Николая Чертова, который многими в
2000 г. рассматривался как преемник Александра Сурикова. Что
касается сферы деятельности Владимира Германенко в Совете Федерации,
то Александр Суриков сразу же сделал заявление, что хотел бы видеть
его на своем собственном посту - в заместителях председателя
бюджетного комитета. Поскольку Алтайский край является одним из
крупнейших реципиентов федерального бюджета и получает из года в год
второй или третий по объему трансферт в стране, то этот акцент на
бюджетных делах вполне закономерен.
Интрига по выборам второго алтайского представителя в сенат - от
краевого Совета народных депутатов была более сложной. Сначала не
исключалась вероятность, что его председатель Александр Назарчук
(фракция "За народовластие" - блок КПРФ и АПР) решит остаться в
столице и сам перейдет в Совет Федерации. Среди других вероятных
кандидатов назывались заместитель председателя крайсовета Борис
Ларин ("За народовластие") и председатель комитета по правовой
политике и местному самоуправлению Сергей Землюков (объединенная
фракция краевого Союза промышленников и "Единства"). Надо отметить,
что крайсовет так же, как и губернатор, не торопился назначать
своего представителя, и конкретная работа в этом направлении
началась лишь в ноябре 2001 г. Сначала Александр Назарчук заявил,
что хотел бы видеть в сенате Сергея Опенышева - своего коллегу из
аграрной элиты края, который до недавнего времени был аудитором
Счетной палаты Российской Федерации. Затем прошла информация, что
через Алтайский краевой Совет в сенат может быть выдвинут столичный
"варяг" - начальник департамента финансов Правительства России Антон
Дроздов. В результате полной ясности, кто именно будет предложен
депутатам, не было вплоть до самой сессии крайсовета, которая должна
была рассмотреть этот вопрос в конце ноября 2001 г. Согласно
регламенту краевого парламента выдвигать кандидатов в Совет
Федерации могли председатель палаты и депутатские фракции. Александр
Назарчук на ноябрьской сессии отказался от своего права и не
предложил никакой кандидатуры, фракция "За народовластие" выдвинула
Нину Данилову, председателя комитета по социальной политике и
бывшего в 1995-99 гг. депутата Государственной Думы, блок
промышленников и "Единства" - Сергея Тевоняна, депутат крайсовета,
главу администрации Родинского сельского района и лидера алтайского
"Отечества" (как видим, формировавшийся в то время союз "Единства" и
"Отечества" начал проявляться на Алтае и в таких формах). Однако при
голосовании ни одна из предложенных кандидатур не получила
необходимых 50% плюс один голос. С.Тевонян набрал ровно половину
голосов - 25 из 50-ти. Н.Данилова получила 14 голосов. После чего,
блок "Единства" и промышленников предложил провести повторное
голосование по данным кандидатурам в тот же день. Фракция "За
народовластие", напротив, выступила за перенос нового голосования на
месяц - на декабрьскую сессию краевого совета. В результате с
перевесом в один голос (26 голосов из 50-ти) было принято первое
предложение. Фракции выдвинули те же самые кандидатуры, и итоги
повторного голосования были схожи с предыдущим: Сергей Тевонян -
25 голосов, Нина Данилова - 15. В итоге, представитель от краевой
законодательной власти в Совет Федерации на этой сессии так и не был
избран.
На следующей сессии в конце декабря 2001 г. ситуация выглядела
совершенно по-другому. Обе фракции уже не выдвигали своих
кандидатур, а председатель крайсовета Александр Назарчук предложил
единственную кандидатуру - вышеупомянутого Сергея Опенышева.
Депутаты проголосовали за него подавляющим большинством голосов (46
"за" из 47 присутствовавших на сессии).
В итоге, как и для Александра Сурикова, для Александра Назарчука
итоги выдвижение кандидата в сенат выглядели вполне успешными.
Интересы крайсовета в верхней палате федерального парламента будет
выражать представитель того же самого сектора экономики, с которым
связан и сам спикер краевого Совета - сельского хозяйства и
агропромышленного комплекса (А.Назарчук - бывший министр сельского
хозяйства и продовольствия РФ). Сергей Опенышев - 1949 г. рождения,
родился на Алтае. Долгое время он работал агрономом в колхозах и
совхозах различных районов степной зоны края, в 1980-85 гг. был
директором совхоза в Романовском районе, в 1987-1991 гг. был первым
секретарем Родинского райкома КПСС, с 1990 г. - председателем
Родинского райсовета. В декабре 1993 г. Сергей Опенышев был избран
депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по
Славгородскому одномандатному округу. В парламенте входил во фракцию
Аграрной партии России. В 1995 г. решением ГосДумы Сергей Опенышев
был утвержден аудитором Счетной палаты РФ, занимался в ней
аудиторскими проверками агропромышленного комплекса. В 2001 г. он не
был утвержден на второй срок в данной должности. По заявлению
Александра Назарчука, он хотел бы, чтобы С.Опенышев поборолся за
пост председателя аграрного комитета Совета Федерации.
Таким образом, оба новых представителя Алтайского края в сенате
страны являются не публичными политиками, а
управленцами-хозяйственниками, и их главной задачей будет потому
отстаивание интересов региона в важнейших для него экономических
сферах - бюджетной и агропромышленной.
После назначения Владимира Германенко в Совет Федерации,
губернатор Александр Суриков в январе 2002 г. провел
перераспределение полномочий между своими заместителями. Изначально
общественное мнение в крае было настроено на то, что глава краевой
администрации назначит нового человека на место В.Германенко.
Наиболее частой кандидатурой на этот пост назывался вышеупомянутый
Леонид Хвоинский, депутат крайсовета и начальник краевого дорожного
холдинга "Алтайавтодор". Поскольку Александр Суриков - сам бывший
дорожник, то Л.Хвоинский всегда имел достаточно доверительные
отношения с губернатором. Не случайно, что именно его имя называли в
2000 г. в качестве возможного "наследника" А.Сурикова. Однако
губернатор поступил по-иному. Он вообще не стал назначать никого
вместо В.Германенко, а его круг обязанностей перераспределил между
другими заместителями. За таким шагом скрывалась серьезная
политическая подоплека. Поскольку юридических препятствий для того,
чтобы Александр Суриков выдвигался в 2004 г. на третий
губернаторский срок, уже не оставалось, то он, по понятным причинам,
перестал нуждаться в преемниках и их соответствующей "раскрутке".
Поэтому Леонид Хвоинский не был назначен в администрацию края. Еще
более четко соответствовало этой же логике другое решение Александра
Сурикова принятое им в ходе перераспределения полномочий
заместителей в январе 2002 г. В его ходе он забрал из-под
кураторства первого вице-губернатора Николая Чертова практически
весь финансовый блок краевой администрации и перевел его под свой
непосредственный личный контроль. Таким образом, круг властных
полномочий губернатора стал качественно более широким по сравнению
даже с самыми влиятельными его заместителями, что, соответственно,
затруднит их возможные попытки составить конкуренцию Александру
Сурикову на будущих региональных выборах.
Следующее важное событие, которое оказало воздействие на
политическую жизнь края в декабре 2001 - январе 2002 гг. - это
предвыборная кампания в соседнем субъекте Российской Федерации -
Республике Алтай. До 1991 г. эта территория в качестве
Горно-Алтайской автономной области входила в состав края, поэтому
хозяйственные комплексы двух регионов были достаточно тесно
взаимосвязаны. Кроме того, зажатая горами Республика Алтай имела
практически единственный магистральный автомобильный выход на
остальную территорию России через Алтайский край. Однако отношения
между Александром Суриковым и главой республики Семеном Зубакиным
были достаточно сложными, и в результате конструктивного
взаимодействия между регионами не получалось. Более того, ряд
масштабных инфраструктурных и промышленных проектов, в реализации
которых была заинтересована администрация края (прокладка прямой
автодороги в Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая,
строительство Катунской ГЭС и др.) либо блокировались руководством
республики, либо пытались реализовываться ей самостоятельно, без
участия края. Со своей стороны, краевые власти также препятствовали
осуществлению инфраструктурных проектов республики, в частности,
модернизации аэропорта в Бийске с тем, чтобы он принимал большие
самолеты из Москвы и других европейских городов. Бийский аэропорт
расположен более, чем в два раза ближе к административному центру
республики Горно-Алтайску, чем барнаульский аэропорт, который сейчас
единственный в крае может принимать большие самолеты.
В результате, краевые власти активно стремились воспрепятствовать
избранию Семена Зубакина на второй срок в ходе выборов 16 декабря
2001 г. На это была направлена и активная PR-кампания. В частности,
были преданы гласности тесные предвыборные контакты С.Зубакина с
группой екатеринбургских бизнесменов (по некоторым заявлениям СМИ,
связанных с криминальными кругами) во главе с Павлом Федулевым. В
региональной прессе активно муссировалась информация о том, что
С.Зубакин ведет кампанию "на бандитские деньги", что в обмен на
поддержку он предоставит П.Федулеву место в Совете Федерации и пр.
Глава республики, в свою очередь, пугал население республики
экспансионизмом со стороны А.Сурикова, тем, что край хочет поглотить
и аннексировать республику и пр.
Проводя эту антизубакинскую кампанию, краевые власти перед первым
туром голосования официально воздерживались от поддержки других
кандидатов. Перед вторым туром, напротив, край активно поддержал
кандидатуру депутата ГосДумы от республики, лидера АПР Михаила
Лапшина, который в итоге победил Семена Зубакина с большим отрывом.
Сразу после выборов М.Лапшин сделал заявление, что антисуриковская
кампания С.Зубакина не имеет под собой оснований, что край является
"другом, а не врагом" республики, и что он сам настроен на тесное
взаимодействие между двумя регионами.
Следует отметить, что в геополитической перспективе возможность
присоединения Республики Алтай к Алтайскому краю при столь известном
и влиятельном главе, как Михаил Лапшин, действительно, вряд ли
сможет реализоваться. Напротив, местные обозреватели уже начали
обсуждать возможные сценарии, по которым Михаил Лапшин в 2004 г.
может выставить свою кандидатуру на выборах главы администрации края
и составить тем самым конкуренцию Александру Сурикову в его
собственном регионе.
В заключение еще раз подчеркнем, что период с ноября 2001 по
январь 2002 г. три основных события определяли конституционное
развитие Алтайского края как субъекта Российской Федерации. Это
выдвижение представителей региона в сенат страны, серьезное
перераспределение полномочий внутри краевой исполнительной власти,
проведенное главой администрации Александром Суриковым, и выборы в
соседней Республике Алтай, высветившие новые нюансы во
взаимоотношениях двух субъектов РФ.
|
|