АЛТАЙСКАЯ ШКОЛА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Конференции
 

События Аналитика Конференции Дневники

   




 

ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
РОССИИ И ГЕРМАНИИ

16 июля 1996 г. состоялся совместный российско-германский семинар, организованный Алтайской Школой Политических Исследований при поддержке Фонда имени Фридриха Эберта. В работе семинара приняли участие немецкие ученые H глава Московского представительства Фонда Эберта доктор Петер Шульце, ведущий научный сотрудник Фонда "Политика и наука" доктор Бернард фон Платте и сотрудник Франкфуртского института проблем мира доктор Ганс-Йоахим Шпангер.

Открывая семинар, Ю. Г. Чернышов, д.и.н., проф. АГУ, директор АШПИ, почеркнул, что только федерация способна обеспечить приемлемый компромисс между центробежными и центростремительными тенденциями, которые угрожают будущему развитию России.

В. А. Скубневский, д.и.н., проф., АГУ, в своем выступлении говорил о существенных чертах самоуправления в дореволюционной России. По его мнению, это высокая доля самостоятельности муниципальных органов от губернской власти H городские думы были автономны, сами все решали. Это отграничение городской собственности от государственной, т. е. государство позволяло самим городам развивать и коммунальное хозяйство, и образование и т. д. И, наконец, своеобразные отношения муниципальных органов и местных предпринимателей.

Среди основных проблем, которые находятся в центре взаимоотношений Федерации и субъектов федерации, В. И. Ступин, зам. главы администрации Алтайского края, особенно выделил блок проблем, который связан с финансами. Имеются бюджеты всех уровней, которые рассматриваются и утверждаются публично. Самостоятельность бюджетов всех уровней, как части государственной бюджетной системы РФ, заключается в том, что рассмотрение и утверждение бюджетов всех уровней осуществляется органами местного самоуправления. Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием собственных источников доходов.

Говоря о зарубежном опыте федерализма А. М. Бетмакаев, кин., доцент АГУ, заметил, что в последнюю четверть XX в. реальная власть правительств существенно сократилась ввиду появления новых центров власти как на национальном, так и наднациональном уровнях. Происходит интенсивное "размывание" роли национального правительства, что связано с диверсификацией центров власти. Разграничение компетенций между Бонном и землями имело для правительства ФРГ и внешнее продолжение в нахождении его новой роли в процессе создания Европейского союза.

Анализируя тему сравнения российского и германского опыта федерализма, д-р Петер В. Шульце подчеркнул, что после разгрома фашизма структура немецкого федерализма возникает в несколько измененном виде. Отдельным землям дано было право на политическую самоорганизацию, у них имелась собственная конституция, свой парламент, исполнительная власть, административно H чиновничий аппарат, направленный на урегулирование всех вопросов. Под покровом федерализма организовывались отдельные элементы самоуправления. Но связь, пути сообщения, транспорт H это контролировалось в центральных федеральных структурах.

Разумеется, обсуждение столь актуальной для России темы самоуправления и федерализма не могло быть исчерпывающим в рамках однодневного семинара. C текстами выступлений указанных авторов, а также других участников семинара, можно ознакомиться на страницах АШПИ в сети Интернет.

 


Назад АШПИ Вверх Далее

© При использовании материалов АШПИ ссылки на эти страницы обязательны.