|
ПРИНЦИПЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫХ СИСТЕМАХ
РОССИИ И ГЕРМАНИИ
16 июля 1996 г. состоялся совместный российско-германский семинар,
организованный Алтайской Школой Политических Исследований при поддержке
Фонда имени Фридриха Эберта. В работе семинара приняли участие немецкие
ученые H глава Московского представительства Фонда Эберта доктор Петер
Шульце, ведущий научный сотрудник Фонда "Политика и наука" доктор
Бернард фон Платте и сотрудник Франкфуртского института проблем мира
доктор Ганс-Йоахим Шпангер.
Открывая семинар, Ю. Г. Чернышов, д.и.н., проф. АГУ, директор
АШПИ, почеркнул, что только федерация способна обеспечить приемлемый
компромисс между центробежными и центростремительными тенденциями, которые
угрожают будущему развитию России.
В. А. Скубневский, д.и.н., проф., АГУ, в своем выступлении говорил
о существенных чертах самоуправления в дореволюционной России. По его
мнению, это высокая доля самостоятельности муниципальных органов от
губернской власти H городские думы были автономны, сами все решали. Это
отграничение городской собственности от государственной, т. е. государство
позволяло самим городам развивать и коммунальное хозяйство, и образование и
т. д. И, наконец, своеобразные отношения муниципальных органов и местных
предпринимателей.
Среди основных проблем, которые находятся в центре взаимоотношений
Федерации и субъектов федерации, В. И. Ступин, зам. главы
администрации Алтайского края, особенно выделил блок проблем, который связан
с финансами. Имеются бюджеты всех уровней, которые рассматриваются и
утверждаются публично. Самостоятельность бюджетов всех уровней, как части
государственной бюджетной системы РФ, заключается в том, что рассмотрение и
утверждение бюджетов всех уровней осуществляется органами местного
самоуправления. Самостоятельность бюджета обеспечивается наличием
собственных источников доходов.
Говоря о зарубежном опыте федерализма А. М. Бетмакаев, кин.,
доцент АГУ, заметил, что в последнюю четверть XX в. реальная власть
правительств существенно сократилась ввиду появления новых центров власти
как на национальном, так и наднациональном уровнях. Происходит интенсивное
"размывание" роли национального правительства, что связано с диверсификацией
центров власти. Разграничение компетенций между Бонном и землями имело для
правительства ФРГ и внешнее продолжение в нахождении его новой роли в
процессе создания Европейского союза.
Анализируя тему сравнения российского и германского опыта федерализма,
д-р Петер В. Шульце подчеркнул, что после разгрома фашизма структура
немецкого федерализма возникает в несколько измененном виде. Отдельным
землям дано было право на политическую самоорганизацию, у них имелась
собственная конституция, свой парламент, исполнительная власть,
административно H чиновничий аппарат, направленный на урегулирование всех
вопросов. Под покровом федерализма организовывались отдельные элементы
самоуправления. Но связь, пути сообщения, транспорт H это контролировалось в
центральных федеральных структурах.
Разумеется, обсуждение столь актуальной для России темы самоуправления и
федерализма не могло быть исчерпывающим в рамках однодневного семинара. C
текстами выступлений указанных авторов, а также других участников семинара,
можно ознакомиться на страницах АШПИ в сети Интернет. |
|