Курныкин О.Ю. Реализация проекта «Большой Алтай»: имиджевый и туристический потенциал

Kurnykin O.Yu. Implementation of the Project “Great Altai”: Image and Tourist Potential

Сведения об авторе. Курныкин Олег Юрьевич, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Сфера научных интересов: политическая история Индии, международные отношения в Центральной и Южной Азии, история ислама в России.

Аннотация. В докладе рассматриваются основные аспекты реализации одного из наиболее масштабных проектов межрегионального, трансграничного сотрудничества в рамках Большого Алтая. Анализируется динамика и формат межрегионального взаимодействия, особое внимание уделяется имиджевому и туристическому потенциалу региона. Отмечаются значительные результаты в формировании привлекательного и узнаваемого образа Алтая как особого культурно-исторического пространства (перекрестка цивилизаций, средоточия духовности). Делается вывод о том, что освоение туристического потенциала Большого Алтая осуществляется в рамках национальных секторов четырех государств. Попытки трансграничного межрегионального взаимодействия приводят к активизации контактов, прежде всего, в гуманитарной сфере, но встречают ограничители, связанные с особенностями политико-правовых систем в отдельных государствах. Констатируется, что в современных международных условиях целесообразным является перераспределение ресурсов в пользу расширения внутреннего туризма.
Ключевые слова: Большой Алтай, имидж региона, туризм, трансграничное сотрудничество, культурный ландшафт.

Summary. The report examines the main aspects of the implementation of one of the most ambitious projects of interregional, cross-border cooperation within the framework of the Great Altai. The dynamics and format of interregional cooperation are analyzed, special attention is paid to the image and tourism potential of the region. Significant results are noted in the formation of an attractive and recognizable image of Altai as a special cultural and historical space (crossroads of civilizations, the center of spirituality). It is concluded that the development of the tourism potential of the Great Altai is carried out within the framework of the national sectors of the four states. Attempts at cross-border interregional cooperation lead to an intensification of contacts, primarily in the humanitarian sphere, but they encounter limitations related to the peculiarities of political and legal systems in individual states. It is stated that in modern international conditions it is expedient to redistribute resources in favor of expanding domestic tourism.
Key words: Great Altai, image of the region, tourism, cross-border cooperation, cultural landscape.

 

Реализация проекта «Большой Алтай»: имиджевый и туристический потенциал

В ряду организационно оформленных инициатив межрегионального сотрудничества проект «Большой Алтай» занимает особое место; он стал одной из реально действующих, приобретшей устойчивость и расширяющей сферы взаимодействия программ приграничного сотрудничества. Начало этому проекту было положено в 2000 г., когда по решению руководителей законодательных органов власти приграничных территорий произошло институциональное оформление Международного координационного Совета «Наш общий дом Алтай». Данная структура объединила шесть административных регионов России (Алтайский край, Республика Алтай), Казахстана (Восточно-Казахстанская область), Монголии (Баян-Ульгийский и Ховдский аймаки) и Китая (Синьцзян-Уйгурский автономный район). Данный проект позволил сконцентрировать усилия ученых, гражданских активистов, представителей законодательной и исполнительной власти приграничных территорий четырех соседних государств, объединенных принадлежностью к «Большому Алтаю» — особому природно-географическому и историко-культурному региону в центре Евразии.
Основными сферами взаимодействия в рамках Международного координационного Совета стали реализация совместных экологических проектов, установление культурных коммуникаций, развитие весьма перспективного туристического потенциала региона, «зеленая экономика» (включая производство экологически чистой продукции).
В ходе реализации экономической составляющей сотрудничества приграничных регионов «Большого Алтая» накоплен определенный опыт взаимодействия как на уровне административных структур, курирующих внешнеэкономическую деятельность, так и на уровне бизнес-сообществ. На протяжении последних двух десятилетий последовательно, хотя и без «взрывных» результатов, возрастал внешнеторговый оборот между приграничными территориями «Большого Алтая». Вместе с тем выявились ограничители в сфере предпринимательства, связанные со схожестью отраслевой структуры региональной экономики (в частности, Алтайского края и Восточно-Казахстанской области, конкурирующими на зерновом, мукомольном, мясном рынках), превращением Урумчи в крупнейший центр оптовой торговли предметами широкого потребления, что определило складывание соответствующей логистической и транспортной инфраструктуры. Вопросы экономического сотрудничества в рамках «Большого Алтая» заслуживают отдельного рассмотрения.
В докладе предпринимается попытка оценить имиджевый и туристический потенциал «Большого Алтая».
Привлекательность тех или иных регионов как центров массового туризма определяется совокупностью нескольких факторов, которые невозможно оценивать в отрыве друг от друга. Взаимодействие и рациональное сочетание этих факторов обладает синергетическим эффектом. Рассмотрим наиболее значимые из этих факторов.
В условиях усиливающейся конкуренции на рынке туристических услуг возрастает значимость целенаправленно формируемого имиджа и самопрезентации региона. Имидж региона становится все более капиталоемким фактором, напрямую влияя на объемы и структуру инвестиций. На протяжении последних двух десятилетий благодаря усилиям ученых (экологов, географов, культурологов и др.), а также общественных активистов удалось значительно продвинуться в формировании привлекательного и узнаваемого образа Алтая. Основными составляющими этого образа являются не только впечатляющие горные ландшафты (это справедливо в отношении любой горной системы), но и своеобразие культурно-исторической компоненты, определяющей неповторимый облик «Золотого Алтая».
В формирование образа Алтая заметный вклад внесли представители евразийской историософской школы, подчеркивающие уникальность региона как духовного центра и перекрестка цивилизаций. В их работах Алтай предстает как «эталонный и репрезентативный регион Евразии» [1, с. 13], вбирающий в себя основные природно-климатические зоны евразийского пространства.
Образ Алтая, продвигаемый сторонниками евразийства, независимо от того, насколько он соответствует историческим реалиям, работает на капитализацию бренда региона и имиджевую привлекательность Большого Алтая. Отсутствие в регионе серьезных этнополитических конфликтов, относительная социально-политическая стабильность повышают привлекательность Алтая для российских и иностранных туристов и вместе с тем парадоксальным образом ослабляют внимание к региону (прежде всего, в распределении бюджетных потоков) со стороны федеральных властей.
Большой Алтай рассматривается (прежде всего, последователями Н.К. Рериха) как уникальное средоточие духовности и мистического откровения, что ежегодно притягивает к нему ищущих духовного просветления. Сакральным значением для последних обладает, прежде всего, г. Белуха, окрестности которой используются для медитаций и реализации разного рода духовных практик. Известные алтайские ученые А.В. Иванов, М.Ю. Шишин, И.В. Фотиева характеризуют Алтай как оплот духовно-экологической цивилизации, как «стартовую площадку» для ноосферного прорыва [2]. Вместе с тем, сакрализация тех или иных природных объектов, стремление местных жителей оградить «священные места» от назойливого присутствия туристов требуют продуманных и осторожных шагов со стороны местных администраций и представителей турбизнеса.
Свой вклад в популяризацию региона способен внести созданный в 2019 г. на базе Алтайского государственного университета научно-образовательный центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай». Центр, являясь международной некоммерческой организацией, призван стать площадкой для взаимодействия и интеграции усилий специалистов тюркологов, алтаистов, монголоведов. При этом активно продвигается тезис «Большой Алтай — прародина тюрков» [см., например, 3] создан виртуальный музей по таким названием [4]. Независимо от степени научной обоснованности этого утверждения, данный тезис способен повысить международный статус Алтая, ориентирует на актуализацию этно-культурной составляющей туристического потока в регион. Показательно, что интерес к Алтаю как возможной этнической прародине своих народов проявляют ученые из Японии и Кореи. Алтай, по выражению алтайских ученых, представляет собой «уникальное место огранки национальных культур» [5]. Данный нарратив способствует закреплению за Алтаем образа этнического котла Евразии и центра пересечения и взаимодействия цивилизаций.
Дополнительную привлекательность имиджу Алтая как перекрестку цивилизаций придают многочисленные археологические памятники, известность которых вышла далеко за границы региона. Большой Алтай приобретает известность как средоточие всемирно известных археологических памятников (Пазырыкские курганы, мумия, известная как «принцесса Укока», Денисова пещера). Показательно, что Денисова пещера стала центром притяжения не только для ученых, но и для многочисленных туристических групп, что ставит вопрос о создании соответствующей туристической инфраструктуры и археологического парка на базе этого уникального палеокультурного памятника [6].
В современных международных условиях немаловажным фактором, благоприятствующим притоку туристов на Алтай, является отсутствие сколько-нибудь значимых межэтнических и межгосударственных конфликтов. А.В. Иванов и М.Ю. Шишин называют Алтай «мирным собором различных народов, разительно контрастирующим с другими полиэтническими горными регионами Земли, раздираемыми конфликтами» [1, с. 11].
Ассоциативные культурные ландшафты формируются на основе конкретных событий и имен. Имидж Алтая ассоциируется с именами выдающихся деятелей культуры, неслучайно организуются специальные туристические туры «Алтай Рериха» под слоганом «Гении Алтая: Рерих, Чорос-Гуркин, Шукшин» [7].
Немалым потенциалом для повышения узнаваемости и привлекательности имиджа Алтая обладают культурные характеристики региона, его уникальный культурный ландшафт. Данный термин получил широкое распространение среди культурологов и наполнен, прежде всего, культуроохранительным содержанием. В документах ЮНЕСКО культурные ландшафты определяются как «совместные творения человека и природы» [см.: 8, с. 112]. Среди объектов Большого Алтая можно встретить территории, подвергшиеся заметному антропогенному воздействию в результате хозяйственной деятельности и различным культурным практикам. В этой связи перспективными представляются событийный туризм, знакомство с сельскими ландшафтами и образом жизни, этно-культурные праздники и фестивали.
Культурный ландшафт может формироваться и при минимальном вмешательстве человека и проявляться в сакрализации природных объектов (горных вершин, рек и озер, других пространственных феноменов) в соответствии с религиозно-этическими представлениям местных жителей. Проблема заключается в сочетании природо- и культуроохранных задач с коммерциализацией природно-культурного ландшафта как неизбежным атрибутом туристического бизнеса.
Следует признать, что Алтаю нелегко конкурировать с такими мощными центрами притяжения туристов как Москва, Санкт-Петербург, черноморское побережье Кавказа, «Золотое кольцо России» и др. Есть и более близкие примеры успешной реализации крупных туристических проектов (например, горно-лыжный центр Шерегеш в Кемеровской области, который в сезон 2021 г. посетило более 2 млн туристов; региональными властями поставлена задача превратить Шерегеш в круглогодичный курорт мирового уровня [9]).
В столь высококонкурентной сфере, каковой является туризм, Большой Алтай занял прочные позиции благодаря уникальным рекреационным ресурсам. Основной поток туристов в рамках Алтайской горной системы направляется в два региона РФ — Республику Алтай и Алтайский край, отличающиеся наиболее развитой туристической инфраструктурой. Именно здесь возникает наибольшее антропогенное давление на природную среду. В связи с этим значительным шагом в сохранении биоресурсного потенциала региона стало подключение к решению этой задачи международных организаций, прежде всего, ЮНЕСКО. Так, в 1998 г. по решению ЮНЕСКО пять природных объектов Республики Алтай (Алтайский и Катунский заповедники, Телецкое озеро, плато Укок, гора Белуха) были включены в единую номинацию «Золотые горы Алтая», что придало им статус охраняемых ЮНЕСКО территорий. Данное решение с энтузиазмом было встречено, прежде всего, местными экологами, поскольку борьба за сохранение биоресурсов Горного Алтая подкреплялась авторитетом одной из наиболее известных организации в структуре ООН. Это решение, в частности, подкрепило позиции ученых и общественных активистов, считавших недопустимым строительство газопровода через плато Укок (проект, так и оставшийся нереализованным). Позднее возникла идея расширения данной номинации ЮНЕСКО за счет включения в нее особо охраняемых природных объектов Монголии, Казахстана и Китая в рамках Большого Алтая.
Номинация ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая» не только повышает имиджевую привлекательность региона, но и открывает перспективы получения экономических дивидендов в связи с признанием и подтверждением на международном уровне экологической чистоты природных объектов и произведенных в них продуктов питания. Продукция с подтвержденным брендом экологически чистой обладает дополнительной потребительской ценностью и, соответственно, продается на российском и мировом рынке по более высокой цене.
Алтайская горная система, оказавшаяся волею судеб разделенной между четырьмя соседними государствами, создает предпосылки для реализации проектов трансграничных туристических маршрутов. Однако реализация этих планов сталкивается с немалыми трудностями, обусловленными повышенными требованиями к логистике и туристической инфраструктуре, а также слабой представленностью российского Горного Алтае в китайском информационном пространстве [10]. В 2013 г. были подписаны соглашения между туроператорами России и Китая с намерением привлечь китайских туристов в российский Горный Алтай, однако осуществлению этих планов, помимо указанных причин, помешала пандемия COVID — 19.
Алтайский край занимает первое место среди субъектов Сибирского федерального округа по количеству и вместимости туробъектов. В 2021 году в развитие действующих и строительство новых туробъектов вложено более 1,8 миллиарда рублей частных инвестиций, что более чем в два раза превышает показатель 2019 года [11]. В 2021 г. в Алтайском крае было зарегистрировано 1,8 млн туристов, что почти в полтора больше, чем в предшествующем, но не достигло допандемийного уровня.
Пожалуй, наиболее амбициозным проектом в рамках Большого Алтая стал международный туристический маршрут «Золотое кольцо Алтая», охватывающий сопредельные территории России, Монголии, Китая и Казахстана. По замыслам разработчиков проекта он должен включать посещение природного парка «Таван-Богд» в Монголии, известного комплексом наскальных рисунков, девственностью природных ландшафтов, что создает предпосылки для организации этно- и экологического туризма. В частности, сотни туристов из разных стран приезжают на ежегодный фестиваль охотников с беркутами — беркутчи.
Китайский сектор маршрута представлен национальным парком Канас с одноименным озером, считающимся в Китае особой природной достопримечательностью. Необходимо отметить, что китайская сторона активно осваивает свою часть Алтайского горного региона и за последние три десятилетия далеко продвинулась в этом направлении. Здесь построены современные автотрассы по периметру Алтайских гор к границе с Казахстаном и Монголией. Полностью реконструирован аэропорт в г. Алтай и построена автомобильная дорога до озера Канас. Район озера Канас, находящегося в 50 км от российско-китайской границы, превращен в современный экологический туристическо-развлекательный комплекс. В 2007 г. ландшафтному парку Канас был присвоен статус туристической зоны государственного значения категории 5A (высшей в Китае), после чего наблюдался большой наплыв китайских туристов [12].
В казахстанскую часть кольцевого туристического маршрута входят Катон-Карагайский национальный парк и Маркакольский природный заповедник. Для туристов центрами притяжения являются восточная вершина г. Белухи, крупнейший на Алтае Коккольский водопад, рисунки-петроглифы и древние захоронения в Бухтарминской долине.
Еще с начала 2000-х гг. инициаторы проекта «Наш общий дом — Алтай» обратили внимание на опыт трансграничной интеграции в Альпийском регионе для использования его при формировании межрегиональных коммуникаций в рамках Большого Алтая. Однако схожесть ряда параметров алтайского и альпийского регионов (горный ландшафт, этно-культурное разнообразие, территориальная разделенность между рядом государств) не стала достаточным основанием для системного заимствования европейского опыта межрегионального сотрудничества. Альпийский вариант трансграничной интеграции реализовывался в более широком контексте общеевропейской интеграции; он поддерживался руководящими структурами ЕЭС, затем Европейского Союза. В Альпийском регионе параллельно действовало несколько интеграционных проектов. Под альпийский вариант межрегионального сотрудничества была подведена многоуровневая институциональная основа и нормативно-правовая база, при этом основными инициаторами и проводниками межрегионального взаимодействия выступали органы местного самоуправления, администрации провинций, областей и т.д. (т.е. органы местного и регионального управления), возникла разветвленная сеть трансграничных организаций, осуществлявших взаимодействие в основном в сферах культуры, спорта, транспортного сообщения. Кроме того, интеграционные проекты в Альпийском регионе опирались на солидную финансовую базу, в частности за счет привлечения ресурсов Европейского фонда регионального развития.
Надежды на возможность использования европейского опыта (частности, особый интерес, по мнению С.Ю. Ножкина, представляла модель Альпийско-Адриатического рабочего сообщества) для становления и институализации региона Большого Алтая оказались несколько завышенными [13; 14]. Очевидно, в условиях меньшей плотности и мобильности населения, больших расстояний, ограниченности ресурсов, менее развитой транспортной системы, в Алтайском регионе трудно выстроить столь же плотную и эффективно функционирующую сеть трансграничного взаимодействия.
Привлекательность Алтая возрастает в условиях сокращения выездного туризма. Современные реалии (пандемия COVID — 19, санкции против отдельных государств) нанесли сильнейший удар по международному туризму. В 2021 г. выездной туристический поток из России составил около 7,5 млн человек, что на 40% меньше, чем в доковидном 2019 г. [15]. В то же время количество российских туристов, путешествующих по стране, составило в 2021 г. 56 млн человек (90% от уровня 2019 г.) [16].
Вместе с тем, основной туристический поток на Алтай (примерно 70%) идет из соседних регионов — Новосибирской, Кемеровской, Томской, Омской областей, Красноярского края. На Москву и западные регионы России приходится лишь 10% туристов [16]. Данные цифры еще раз подчеркивают ключевое значение транспортной доступности для развития массового туризма.
Подводя итоги, отметим следующее. Благоприятные природно-географические и историко-культурные характеристики Большого Алтая делают его одним из наиболее привлекательных горных регионов для развития массового, в том числе международного, туризма. Вместе с тем, основными сдерживающими факторами являются отдаленность региона, удорожающая доставку туристов, недостаточный качественный уровень туристической инфраструктуры и услуг, не позволяющий конкурировать с туркластерами мирового уровня.
Следует также отметить недостаточную разработанность нормативно-правовой основы трансграничного туризма, что сдерживает реализацию таких проектов как «Золотое кольцо Алтая». Определяющее воздействие на формы и содержание трансграничного взаимодействия в рамках Большого Алтая оказывают такие акторы как государства, причем как на центральном, так и на региональном уровнях. За прошедшие два десятилетия произошла институализация межрегионального сотрудничества, означавшая, по словам С.Ю. Ножкина, «переход от бессистемных связей к совместным действиям, которые координируются в рамках общих органов сотрудничества, в соответствии с совместно определенными целями и задачами» [17, с. 322].
Вместе с тем трансграничное межрегиональное взаимодействие в рамках Большого Алтая осуществляется в определенном политико-правовом контексте, определяющем в рамках отдельных государств формат взаимоотношений центра и регионов, уровень полномочий и степень ответственности региональных администраций. В российских реалиях стремление регионов к самостоятельному контролю над ресурсами и выстраиванию трансграничного взаимодействия без посредничества федерального центра наталкиваются на иерархичность системы управления, когда регионы занимают подчиненное положение во властной структуре государства.
Благодаря усилиям ученых-гуманитариев, экологов, географов удалось значительно продвинуться на пути формирования образа «Большого Алтая» как уникального целостного природно-географического и культурно-исторического региона. Вместе с тем, Большой Алтай как зона хозяйственной деятельности с ориентацией на «зеленую», экологически чистую экономику и массовый туризм остается разобщенным на национальные сектора, функционирующие, по сути, автономно друг от друга.
Перспективы межрегионального сотрудничества в регионе Большого Алтая связаны, прежде всего, с совершенствованием транспортной и туристической инфраструктуры с учетом запросов на различные виды туризма (экологический, сельский, этнотуризм, гастротуризм, медицинский) и разный уровень комфорта. В частности, предполагается строительство новых международных пунктов пропуска: «Ташанта» на российско-монгольской границе и «Карагай» на российско-казахстанской границе; к 2024 г. планируется открытие международного терминала в аэропорту Горно-Алтайска; в 2023 г. предусмотрено проведение на территории Монголии туристско-спортивного фестиваля «Большой Алтай». Вместе с тем, реалии начала 2020-х гг. (пандемия COVID-19, санкционные ограничения, введенные против РФ), побуждают скорректировать прежние планы, сделав ставку на внутренний туристический поток.

Библиографический список

1. Алтай трансграничный: пути международной интеграции и устойчивого развития / Под общей редакцией М.Ю. Шишина. М., 2013.
2. Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Изд. 2-е, испр. Барнаул, 2010. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-128107.html
3. Фахрутдинов Р.Г., Фахрутдинов Р.Р. Алтай и Центральная Азия: колыбель тюрков // Тюркологические исследования. 2018. Т. 1. № 3. С. 5–18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/altay-i-tsentralnaya-aziya-kolybel-tyurkov/viewer
4. Виртуальный музей «Большой Алтай — прародина тюрков». URL: https://bolshoy-altay.asu.ru/museum
5. Иванов А.В., Шишин М.Ю. Большой Алтай: опыт региональной евразийской интеграции. URL: https://altaiinstitute.ru/wp-content/uploads/2017/09/Ivanov-SHishin_-Istoki-i-itogi-proekta-Nash-obshhij-dom-Altaj.pdf
6. Пивоварова Я.Ю., Шварцовская Ю.А., Поморов С.Б., Сергеева Н.В. Археологический парк «Денисова пещера» с визит-центром как стратегический ресурс развития туризма в Алтайском крае // Ползуновский альманах. 2021. № 2. С. 152–155. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_46222859_63295724.pdf
7. Алтай Рериха. URL: https://www.silver-ring.ru/ru/trip/ru/altai/geniialtaya/
8. Кулешова М.Е. Культурные ландшафты, их место в списке Всемирного наследия и перспективы Российского представительства // Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2018. № 1 (4). C. 111–130. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturnye-landshafty-ih-mesto-v-spiske-vsemirnogo-naslediya-i-perspektivy-rossiyskogo-predstavitelstva/viewer
9. Более двух миллионов туристов посетили Шерегеш. URL: https://ria.ru/20220407/sheregesh-1782226289.html
10. Республика Алтай готовится принимать туристов из Китая. URL: https://altai-info.com/novosti/2528-respublika-altay-gotovitsya-prinimat-turistov-iz-kitaya.html
11. В Алтайском крае обсудили развитие туризма в 2021 году и определили задачи на 2022 год. URL: https://tourism.alregn.ru/news/novosti/v-altayskom-krae-obsudili-razvitie-turizma-v-2021-godu-i-opredelili-zadachi-na-2022-god
12. Бао Дунси, Ли Чунься, Чжан Тин. Более 100 тысяч туристов в день посещают озеро Канас. URL: http://ru.siluxgc.com/html/R1682/201908/4400446075178637.shtml
13. Ножкин С.Ю. Состояние и перспективы приграничного сотрудничества в Алтайском регионе в свете европейского опыта // Россия, Сибирь и Центральная Азия: взаимодействие народов и культур. Материалы Четвертой международной научно-практической конференции. Барнаул, 2003. С. 160-169. URL: https://centrasia.org/newsA.php?st=1078062660
14. Макарова Е.В. Имидж региона: альпийский и алтайский опыт // PR в изменяющемся мире: сборник статей / под ред. М.В. Гундарина, Ю.В. Явинской.
Барнаул, 2008. Вып. 6. URL: https://www.asu.ru/files/documents/00003415.pdf
15. За рубежом по итогам 2021 года отдохнут порядка 7,5 млн российских туристов. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/84155
16. Внутренний туризм в 2021 году восстановился на 90% к доковидному уровню. URL: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/85418
17. Ножкин С.Ю. Большой Алтай: институализация межрегионального сотрудничества // Дневник Алтайской школы политических исследований. №19/20. Региональные выборы 2004 г.: волеизъявление народа или триумф технологий? Современная Россия и мир: альтернативы развития (трансграничное сотрудничество и проблемы национальной безопасности): Материалы круглого стола и международной научно-практической конференции / Под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул, 2004. URL: http://ashpi.asu.ru/prints/pdf/dn19_20d.pdf
18. Координационный совет «Наш общий дом — Алтай» провел очередное заседание. URL: https://www.gorno-altaisk.info/news/137281