Данные об авторе. Муратшина Ксения Геннадьевна, кандидат исторических наук, ассистент кафедры теории и истории международных отношений ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», департамент (факультет) международных отношений (г. Екатеринбург). Круг научных интересов: международные отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, внешняя политика КНР.
Аннотация. В докладе анализируются Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг., связанные с ней риски, вызовы, процесс корректировки документа и воплощения его в жизнь, а также ее значение в контексте российско-китайского межрегионального взаимодействия в целом. Исследование базируется на материалах федеральных и региональных административных структур, дипломатических документах, актуальных сообщениях СМИ.
Программа сотрудничества приграничных регионов России и Китая в контексте перспектив и рисков в межрегиональном взаимодействии двух стран
Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг. [1] – один из важнейших и наиболее противоречивых документов в современных российско-китайских отношениях. Выявление особенностей ее подписания, воплощения в жизнь ее проектов, сложностей в корректировке поможет сформулировать тенденции и проблемы российско-китайского межрегионального сотрудничества в целом.
Документом было запланировано 205 ключевых проектов сотрудничества: 94 на российской территории (преимущественно освоение природных ресурсов, небольшое количество несырьевых производств, а также масштабное строительство и реконструкция пунктов пропуска через границу и сопутствующей инфраструктуры), 111 – на китайской (создание десятков заводов по переработке, предприятий сферы высоких технологий).
Идея принятия совместного документа такого рода давно продвигалась Китаем, которому для возрождения промышленных северо-восточных регионов было необходимо сырье. Россия приняла такой «посыл» партнера и выдала составленные на скорую руку, без какой-либо экспертной проработки предложения от своих краев и областей [2]. Рабочая группа по реализации Программы была создана из региональных чиновников лишь спустя 2 года после принятия документа, в ее состав не было включено ни одного (!) эксперта-китаеведа [3].
Подписание Программы было болезненно воспринято россиянами – жителями восточно-сибирских и дальневосточных регионов страны, широко обсуждалось в СМИ и экспертных кругах. Эксперты-китаеведы указывали на просчеты и риски Программы [4], но нашлись экономисты и представители власти, не верящие в возможности РФ самостоятельно развивать Дальний Восток [5]. Мы можем отметить, что Программа объективно выполняет задачу обеспечить Китай сырьем и поставками энергии. Россия же, кроме краткосрочной выгоды для немногих предпринимателей и истощения ресурсов, не получает ничего. За российскими регионами фактически закрепился статус приграничных сырьевых баз и рынков сбыта для китайских товаров, а также некоего «окна» для китайской трудовой миграции, ведь, как известно, присутствие китайских рабочих и использование китайского оборудования – непременное условие инвестиций из КНР.
Однако реакция неравнодушной к защите интересов страны части общества была услышана, и в Минрегионе началась работа по изменению российской части Программы. Уже в 2010 г. сократилось количество проектов на российской территории, ряд проектов по разработке месторождений был убран из Программы, Китаю предлагалось «инвестировать в объекты, у которых уже имеется собственник». Отмечалось, что «китайские рабочие не получат никаких особых привилегий в квотах – их будут нанимать на общих условиях генерального подряда и субподряда» [6]. Представители Минрегиона на VIII Красноярском экономическом форуме в 2011 г. озвучили давно назревший вопрос: «Правильно ли продавать Китаю лицензии на разработку месторождений с последующим вывозом сырья на переработку? Скорее, необходимо создавать добавочную стоимость на территории РФ» [7].
В последующие годы Программа продолжала корректироваться. Эксперты Минрегиона вели постоянный мониторинг и контроль проектов. На местах создавались, хоть и без участия специалистов по Китаю, действующие рабочие группы [8], ставился вопрос о единообразной экспертизе инвестиционных проектов [9]. Тем не менее, во многих регионах сохранились тенденции к получению краткосрочной выгоды и практически нулевой пользы для регионального развития [10], а также увеличения числа предприятий со 100% китайским капиталом [11], что означает, что работают на них граждане КНР, используется китайское оборудование, и доходы получает китайская сторона.
Федеральные органы власти в начале 2010-х гг. начали серьезную работу по обеспечению приоритетного развития дальневосточных регионов, в 2012 г. был разработан проект госкорпорации [12], а в 2013 г. создано Министерство по развитию Дальнего Востока. Однако в свете вышеизложенного эта работа выглядит пока недостаточно всеобъемлющей и недостаточно жесткой в плане отстаивания национальных интересов. КНР же свои позиции отстаивает умело и твердо, постоянно напоминая РФ о необходимости активизировать работу по выполнению договоренностей [см., напр.: 13; 14], в том числе в основных совместных заявлениях и коммюнике [см.: 15; 16; 17].
В 2014 г. на двустороннем совещании Минрегион официально обозначил обновленные приоритеты российской стороны: «Нам необходимо совместно развивать отдаленные регионы, создавать производства с высокотехнологичными рабочими местами, улучшать инфраструктуру, открывать для бизнеса новые горизонты развития, а для граждан – возможности комфортно путешествовать, получать кросскультурное образование, знакомиться с культурой и традициями соседней страны» [10]. Федеральные органы власти и экспертное сообщество продолжали работу как по корректировке Программы, так и по совершенствованию механизмов развития дальневосточного региона РФ. В 2014 г. была сформулирована концепция создания территорий опережающего развития [18], а в январе 2015 г. Президент РФ официально одобрил давно высказывавшуюся многими специалистами идею бесплатной раздачи земли жителям Дальнего Востока с целью привлечения российских трудовых ресурсов в регион [19]. В Совместном заявлении РФ и КНР об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества, подписанном 8 мая 2015 г., обозначено такое направление, как «усиление плановых начал в межрегиональном сотрудничестве, повышение его практической отдачи». Планируется создание Совета сотрудничества между регионами Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая [20]. Пока трудно сказать, каковы будут результаты, но, возможно, межрегиональное сотрудничество станет более упорядоченным.
Подведем итог. В Программе сотрудничества регионов РФ и КНР и в политике российского государства в целом имели место существенные изменения, скорректировавшие курс в сторону следования национальным интересам. Но работа не закончена, требуется широкое привлечение экспертов к оценке социально-экономической эффективности, соответствия национальным интересам, наличия пользы и отсутствия вреда от каждого инвестиционного или просто двустороннего проекта, затрагивающего экономические интересы и уклад жизни российских регионов, от каждой возможной договоренности и каждого бизнес-предложения.
В сложившихся геополитических реалиях Россия просто обязана наращивать степень независимости своей экономики от кого бы то ни было, диверсифицировать направления экспорта и импорта, всемерно развивать импортозамещение. В этой связи стоит задуматься, стоит ли в принципе направлять столько усилий на то, чтобы наши регионы в таких масштабах обеспечивали другие государства дешевым сырьем, вычерпывая его миллионами тонн из своей земли. Для российских регионов сотрудничество с Китаем может и должно быть взаимовыгодным, без псевдовзаимодополняемости. На современном практическом уровне отношений только приоритет государственной выгоды, обязательная экспертиза и государственный мониторинг всех аспектов межрегионального взаимодействия могут способствовать построению сотрудничества, результативность которого будет действительно взаимной.
Литература
1. Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг. // Право РФ и КНР. URL: http://www.chinaruslaw.com/RU/CnRuTreaty/004/201035210624_735729.htm
2. Муратшина К.Г. Межрегиональное сотрудничество РФ и КНР: возможности и пределы (начало XXI в.) // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. 2012. №3. С. 46–56.
3. Виктор Ишаев возглавил рабочую группу по сотрудничеству Дальнего Востока и Восточной Сибири с Китаем // Российская газета. 13.05.2011.
4. Александрова М.В. Программа соразвития Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая в свете целесообразности привлечения рабочей силы // Привлечение трудовых мигрантов или аутсорсинг? Материалы круглого стола. М., 2011. С. 108–122.
5. Россия не справится // Ведомости. 12.20.2009.
6. Изотов Д.А., Суслов Д.В. Пока только намерения: первые итоги реализации программы сотрудничества между восточными регионами России и Северо-Востоком КНР (2009–2018 гг.) // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2011. № 3. C. 160–178. URL: http://dlib.eastview.com/browse/doc/24415705
7. Программа сотрудничества Дальнего Востока и Восточной Сибири с Северо-Востоком КНР пересматривается – Минрегион // CargoNews. 22.02.2011. URL: http://www.cargonews.ru/main/1740-programma-sotrudnichestva-dalnego-vostoka-i-vostochnoj-sibiri-s-severo-vostokom-knr-peresmatrivaetsya-minregion.html
8. Постановление от 9 июля 2010 г. № 203 об утверждении мероприятий по реализации на территории Еврейской автономной области положений Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009–2018 гг.) // Администрация губернатора ЕАО. URL: http://npa.eao.ru/law?d&nd=642218923&prevDoc=642217107&mark=000002I000002I3V6ASNB22VDGSO000000411HO4LO2I0DRJF161R2VB#I0
9. Постановление от 1 марта 2011 г. № 68 о внесении изменений и дополнения в Постановление губернатора ЕАО от 9 июля 2010 г. № 203 об утверждении мероприятий по реализации на территории Еврейской автономной области положений Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009–2018 гг.) // Администрация губернатора ЕАО. URL: http://npa.eao.ru/law?d&nd=642218878
10. В рамках Российско-Китайского ЭКСПО состоялся круглый стол «Промежуточные итоги реализации Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009–2018 гг.). // Новости металлургии. 2.07.2014. URL: http://news.metalweb.ru/news/news81949.html
11. Отчет о ходе реализации мероприятий Еврейской автономной области в рамках «Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР (2009–2018 гг.)» за первое полугодие 2014 г. // Администрация губернатора ЕАО. URL: http://eao.ru/state/UPR/economy/otchet_1half_2014.doc
12. Бизнесу указали путь в Сибирь // Московский комсомолец. 25.01.2012.
13. Посол Китая в России Ли Хуэй – о Программе сотрудничества Сибири и Северо-Востока Китая // Прибайкалье.ru. 1.04.2010. URL: http://pribaikal.ru/rus-china-item/article/4004.html
14. Статья Посла КНР в РФ Ли Хуэя по официальному визиту Председателя Правительства РФ В.В. Путина в Китай // Посольство КНР в РФ. 10.10.2011. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/sgxw/t865941.htm
15. Совместное заявление РФ и КНР о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия // Министерство иностранных дел КНР. 28.09.2010. URL: http://www.fmprc.gov.cn/rus/wjdt/gb/t757139.htm
16. Совместное заявление РФ и КНР по текущей ситуации в мире и основным международным вопросам // Официальный сайт Президента РФ. 16.06.2011. URL: http://news.kremlin.ru/ref_notes/967
17. Совместное коммюнике по итогам 18-й регулярной встречи глав правительств России и Китая // Основные документы международного сотрудничества стран СНГ. URL: http://www.e-cis.info/news.php?id=6912
18. На Дальнем Востоке предлагается создавать территории опережающего социально-экономического развития // Консультант Плюс. 9.04.2014. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/32812.html
19. Путин одобрил идею бесплатной раздачи земли жителям Дальнего Востока // Новости Mail.ru. 19.01.2015. URL: https://news.mail.ru/politics/20774132/?frommail=1
20. Совместное заявление РФ и КНР об углублении всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия и о продвижении взаимовыгодного сотрудничества // Официальный сайт Президента РФ. 8.05.2015. URL: http://kremlin.ru/supplement/4969
В чудесном блоге image_of_russia сегодня пробежала ссылка доклад http://ashpi.asu.ru/ic/?p=3167, который начинается с упоминания другого документа.
Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009–2018 гг. [1] – один из важнейших и наиболее противоречивых документов в современных российско-китайских отношениях. Выявление особенностей ее подписания, воплощения в жизнь ее проектов, сложностей в корректировке поможет сформулировать тенденции и проблемы российско-китайского межрегионального сотрудничества в целом.
Документом было запланировано 205 ключевых проектов сотрудничества: 94 на российской территории (преимущественно освоение природных ресурсов, небольшое количество несырьевых производств, а также масштабное строительство и реконструкция пунктов пропуска через границу и сопутствующей инфраструктуры), 111 – на китайской (создание десятков заводов по переработке, предприятий сферы высоких технологий).
По той ссылке, которая [1] есть приложение, где перечислены объекты китайских интересов, в том числе лесозаготовки и лесопереработка, а также способы их вывоза. Хорошее приложение к учебнику по теме «колониальная экономика». …
http://vit-r.livejournal.com/805136.html