ТИМОШЕНКО Г.
ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАЛ ЗАМЕТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ
Отвечая на вопросы анкеты участника круглого стола общественных
организаций, Галина Тимошенко, руководитель "Барнаульского городского
общества потребителей", отметила:
- Третий сектор, несмотря на многие организационные и материальные проблемы, стал заметным явлением в жизни Российских городов. В основном он представляет собой разрозненные организации, плохо информированные о других НКО и решающие в одиночку порой одни и те же вопросы. Наиболее эффективный вариант третьего сектора - это объединения НКО, способные представлять общие интересы некоммерческих организаций перед государственными структурами и бизнесом.
- Главное предназначение некоммерческих организаций делать добро. НКО стали одной из форм проявления потребности людей быть активными, решать совместными силами свои проблемы и проблемы окружающих, удовлетворять собственные интересы. Участие в общественной организации дает возможность наиболее активным членам общества публично выражать свою позицию по тому или иному вопросу. С годами эта энергия во все большем количестве НКО соединяется с профессионализмом, умелым подходом к решению сложных задач. Кроме того, НКО:
- может быть конструктивной оппозицией органам власти и управления;
- способствует популяризации в обществе каких-либо идей, взглядов;
- одна из самых доступных и эффективных форм самовыражения граждан;
- дает широкое поле деятельности для занятия благотворительностью.
Например, общественная организация "Барнаульское городское общество
потребителей":
- Способствует популяризации среди населения города и края норм законодательства о защите прав потребителей".
- Ориентирует и потребителей и предпринимателей на создание в регионе цивилизованного потребительского рынка.
- Помогает потребителям защищать их нарушенные права.
- Выступает в защиту прав неопределенного круга потребителей (выиграло несколько исков по отмене незаконных региональных и муниципальных законов и постановлений; по признанию противоправной деятельности торговых предприятий)
- Своей деятельностью помогает предпринимателям противостоять проявлениям потребительского экстремизма.
- Сотрудничая с потребительскими организациями других регионов, применяя на практике существующие нормы потребительского законодательства, анализирует их и вносит предложения по их совершенствованию. Принимает участие в разработке новых норм потребительского законодательства.
К сожалению, сегодня некоммерческие организации еще недостаточно интенсивно
используют возможности привлечения к своей работе клиентов и других
людей - потенциальных добровольцев. При правильной расстановке и
умелом использовании этого потенциала - результативность работы
третьего сектора безусловно увеличится.
- Первое условие, по которому можно отличить реально работающие на пользу общества организации от "пустышек" - это легальность и открытость реального местонахождения организации с информированием населения различными способами о своем адресе телефонах и видах услуг предлагаемых гражданам или организациям. Кроме того, услуги которые оказывает общественная организация своим клиентам, должны быть востребованные, информация о видах услуг, результатах и анализе их предоставления должна размещаться в средствах массовой информации. Но чтобы была реальная возможность эту информацию разместить в СМИ, она должна быть интересна для читателей.
- Государственные и муниципальные органы могут конструктивно взаимодействовать с третьим сектором при помощи диалога при обсуждении проблем общества, в котором власть должна не только говорить, но и слышать представителей третьего сектора. Кроме того, власть должна давать заказы некоммерческим организациям по социологическому исследованию каких-либо вопросов, проведению независимых экспертиз проектов нормативных документов, привлекать специалистов третьего сектора для разработки нормативных документов на условиях возмездного оказания услуг.
- Представители государственных и муниципальных органов порой пытаются взаимодействовать с организациями некоммерческого сектора путем давления на них своими властными полномочиями, желая, чтобы выполнялась всегда их воля. В таких ситуациях не всегда поступки власти соизмеряются нормами права, но тем не менее представители власти не оставляют намерения "прогнуть под себя" некоммерческую организацию. Принципиальная и последовательная позиция и действия лидера или членов некоммерческой организации реальный путь решения существующей проблемы. Однако такой путь решения проблем очень длительный, требующих больших усилий.
АНДРЕЕВ С.
СКОРО СОСТОИТСЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЛАСТИ
В рамках подготовки к Гражданскому Форуму 8 октября состоится круглый стол общественных организаций на тему "Проблемы и перспективы сотрудничества третьего сектора с властью". Организаторы надеются, что это будет серьезный и содержательный диалог лидеров третьего сектора с властью. Как сообщил руководитель круглого стола профессор Юрий Чернышов, согласие участвовать в таком диалоге дали представители краевой законодательной и исполнительной власти, барнаульской мэрии, главный федеральный инспектор по Алтайскому краю, работники муниципальных органов. Ход подготовки к круглому столу освещается на сайте Конгресса интеллигенции Алтайского края -
http://www.hist.asu.ru/ashpi/index.html.
Лидеры общественных организаций уже сейчас формулируют свои мысли по поводу предложенных для обсуждения вопросов. Вот что пишет, например, Сергей Андреев, руководитель Алтайского краевого общественного Фонда социальной поддержки и гражданских инициатив.
-
Существование "Третьего сектора" в стране, формы его работы и степень влияния характеризуют
уровень развития гражданского общества. Возникновение некоммерческих организаций в той или иной области говорит, во-первых, о желании граждан защитить собственные интересы или интересы определенной группы людей и организаций в отношениях с государством; во-вторых - о наличии таких интересов и об определенном столкновении их с интересами государства (формы противоречия в отношениях с государством могут быть различными - от простого игнорирования интересов данной категории граждан, до халатной невнимательности или противодействия им).
-
Негосударственные, некоммерческие организации представляют собой барометр общественного развития. Пользуясь медицинским термином, можно сказать, что они проводят диагностику обществу, сигнализируют о возникновении болезни и предлагают лекарство для лечения проявившихся недугов. Эту функцию "третьего сектора" можно считать одним из основных его положительных значений, несмотря на многие организационные и материальные проблемы его развития. Анализируя деятельность существующих организаций, можно отметить, что практически во всех областях общественной жизни либо только появились, либо уже давно существуют и работают негосударственные, некоммерческие организации, разделившие, а иной раз и полностью подменившие своей деятельностью государство. Государство, как мы видим из инициативы проведения "Гражданского форума", уже осознало наличие большого потенциала у "третьего сектора", а по тем делам, которые сделали и делают некоммерческие организации, увидело пользу для общества и для себя. Перечислять сделанное я не вижу смысла. Все это, в основном, на виду. Это и благотворительность, и помощь молодым матерям. Это работа в области сохранения и развития родной культуры, помощь инвалидам, реабилитация людей, побывавших в "горячих точках". Защита окружающей среды и помощь молодым людям в адаптации в современной экономической и политической среде. И многое, многое другое. Например, наш Фонд работает в двух направлениях - благотворительность и просвещение. Когда в прошлом году в Барнауле произошла трагедия в доме на улице Новороссийская 9, на средства, собранные Фондом, была оказана помощь большинству пострадавших, причем помощь была передана лично в руки пострадавшим. Именно адресность помощи привлекла предпринимателей к участию в этой акции. Занимаясь образовательной программой с молодежью, мы создали "Школу Гражданского образования", в рамках которой прошли обучение более 200 человек. Еще 120 человек приняли участие в двух международных семинарах, которые прошли в Барнауле с привлечением экспертов из "Фонда развития парламентаризма", "Международного республиканского института", Конгресса США, Северо-Западного регионального центра "Дебаты" (С-Петербург), с привлечением экспертов из администрации края, депутатов Государственной Думы. Было проведено восемь дискуссионных клубов по наиболее значимым проблемам, затрагивающим интересы всего общества. Например, вопрос о купле-продаже земли вызвал большой интерес у молодежи. Экспертом выступал председатель ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств - А.Г.Дуров.
-
Как отличить "зерна от плевел"
- это, наверное, самый простой и самый
сложный вопрос. Легче всего на него
ответить так - по делам организации.
Однако, можно раздавать шприцы
наркоманам и считать, что ты очень много
сделал для общества в борьбе со СПИДом, а
можно заниматься долгой и где-то нудной
работой по разъяснению всей опасности
наркомании и СПИДа, идти в школы, ВУЗы и
другие учебные заведения, работать со
взрослой аудиторией. Если в первом случае
легко сосчитать, сколько шприцев было
роздано, то во втором - результат работы
может проявиться через десятки лет. И, все
же, оценить деятельность той или иной
организации можно по тому резонансу,
который она получает в обществе, в СМИ, по
тому, как на нее реагируют другие
общественные организации, органы
государственной власти. Всем известно,
что в свое время во властных структурах
сформировалось отрицательное отношение
к некоммерческим, негосударственным
организациям и как результат - негативные
для НКО изменения в налоговом
законодательстве. Во многом это - вина
самих НКО, многие из которых были созданы
для зарабатывания денег, а не для решения
общественных проблем. Это негативное
отношение со стороны государства может
быть нейтрализовано только активной
деятельностью организаций "третьего
сектора", координацией своей работы, и
наш круглый стол может способствовать
решению этой задачи. Возможно, и
Гражданский форум нацелен на это.
-
Могут ли государственные и муниципальные органы конструктивно взаимодействовать с "третьим сектором", вопрос риторический. Конечно, могут, и они взаимодействуют. Но: Нужно знать, что интересы государства и общества это не одно и тоже. Зачастую существуют противоречия между этими интересами. К счастью, они не носят антагонистического характера - это нужно понимать обеим сторонам. Социальное партнерство - вот идеал конструктивного взаимодействия между НКО и органами государственного управления. Причем, нужно всегда иметь в виду, что, государственная власть - это те чиновники (в хорошем смысле слова), которые существуют на наши налоги, это те, кого мы выбирали и кому поручили управлять нашей страной. Это те, кому мы можем отказать в своем доверии.
-
Основной проблемой, мешающей сотрудничеству третьего сектора с властью, как мне кажется, является взаимное недоверие. Когда оно исчезает, то результатом сотрудничества становятся осуществленные совместно социально-значимые проекты. Для примера можно привести взаимодействие с властью таких организаций, как "Союз промышленников", "Союз предпринимателей", "Культура без границ", которые имеют авторитет и с мнением которых считаются. И таких организаций уже много. Для того, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, необходимо решать проблему недоверия - и в этом направлении нужно идти обеим сторонам.
ЧЕРНАКОВ А.
ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ
СОТРУДНИЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ
Как известно, в рамках подготовки к Гражданскому Форуму Конгресс интеллигенции Алтайского края и ряд других организаций проведут 8-го октября круглый стол на тему "Проблемы и перспективы сотрудничества третьего сектора с властью". Будущие участники круглого стола уже сейчас высказываются по выносимым на обсуждение вопросам. Вот, например, мнение руководителя АКОО "Клуб путешественников" Александра Чернакова, опирающегося на данные, предоставленные социологом Валентином Цариковским:
Что такое третий сектор, в чем его отличия от государственных и коммерческих структур? Принимая к сведению цели и задачи, "прописанные" в учредительных документах структур государственных, коммерческих и так называемого III сектора, можно прийти к выводу: наряду с основополагающими различиями, предопределяющими форму собственности и источники финансирования, некоммерческий сектор призван заполнить своей деятельностью те социальные, в основном, ниши, которые, с точки зрения извлечения прибыли, бесперспективны. А также те ниши и направления, освоение которых находится в стадии экспериментирования. В качестве примера можно привести деятельность ОО "Клуб путешественников", которая имеет инновационный характер. Так, в рамках работы этой НКО подготовлен технологический блок практических мероприятий, направленных, прежде всего, на организацию привлекательной, содержательной и развивающей досуговой деятельности детей, подростков, как наиболее эффективной формы профилактики наркомании и асоциального поведения.
Вместе с тем, вряд ли к некоммерческому сектору в общепринятом смысле этого понятия можно отнести те ресурсные центры некоммерческого сектора, которые финансируются правительствами и различными фондами иностранных государств. Несомненно, эти ресурсные центры в том виде, в котором они существуют, дают большую пользу. Но они являются и своего рода неким "карманным" механизмом формирования нужного общественного мнения, средством воздействия на власть, СМИ, а также механизмом кадровой селекции, обеспечения деятельности и финансовой поддержки нужных людей. И т.д. и т.п. Народная мудрость конкретна - "Кто платит, тот и заказывает музыку:"
Чаще всего деятельность НКО - это форма самовыражения его учредителей. Образно говоря - "песня души", некая жизненная позиция, которую они стремятся "продвинуть". "Белые медведи", например; или "Духовное видение": - возглавляемые по настоящему увлечёнными людьми.
Какую пользу могут принести некоммерческие и негосударственные организации? Прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо выяснить: а кому нужна эта "польза"? Власть самодостаточна, имеет абсолютно все структурные подвластные ветви и подразделения для удовлетворения всего спектра запросов населения. И стремление некоммерческого сектора "принести пользу", с точки зрения ответственных работников, можно рассматривать как попытку дискредитировать власть, "раскачать" и подорвать её структуру со всеми вытекающими последствиями - жёстким неприятием деятельности НКО.
Вместе с тем в настоящее время мы стали, увы, свидетелями беспомощности структур власти в противостоянии наркотизации общества, распространению ВИЧ-инфекции/СПИДа, росту преступности. Так, 2-3 года назад специалисты прогнозировали несколько вариантов распространения эпидемии нарко-СПИДа. Действительность превзошла самые худшие опасения. Например, в г. Бийске количество только выявленных ВИЧ-инфицированных молодых людей в возрасте до 25 лет перевалило за 2 тысячи! И уже статистически просчитан срок, когда последний подросток в России станет наркоманом и будет заражен ВИЧ-инфекцией.
Возможно, властным структурам нет смысла "стоять насмерть" (теперь уже в прямом смысле), а всё-таки дать наиболее "продвинутым" НКО возможность "войти" в те прожекты, которые готовят её специалисты. Тем более что многими НКО подготовлены уникальные социальные технологии, способные помочь власти преодолеть социальный кризис общества. В качестве примера можно привести технологический блок социальной работы, созданный в рамках деятельности общественного объединения "Клуб путешественников" который в принципе решает возникшую в обществе угрозу де-популяции.
В настоящее время вопрос не в том, какую пользу могут принести НКО. Польза очевидна. Но государственные структуры, муниципальная власть, чаще всего не готовы её принять:
Как отличить "зерна от плевел" - реально работающие на пользу общества организации от "пустышек", прикрывающих зарабатывание денег и т.п.? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к источнику, которым воспользовался составитель тематики Круглого стола. Там сказано: "По делам их узнаете их:". Действительно, каждый, кто сколько-нибудь продолжительное время наблюдает деятельность НКО, без труда определит истинную "движущую силу" отдельно взятой некоммерческой организации. При этом простое "зарабатывание денег" - не худший вариант такой деятельности. Гораздо опаснее, когда деятельность НКО осуществляется по принципу "Не ведают, что творят:" (см. там же). Так, психоанализ содержания отдельных плакатов, буклетов, форм подачи устного материала и его смысловой нагрузки вызывает сомнение в правомочности подобной деятельности. Увы, нет компетентных структур, которые могли бы "отслеживать" и указывать на неправомочность подобной деятельности, искажающей представления подростков об истинной сути различных, весьма специфических социальных явлений и феноменов.
Вместе с тем, по мнению автора настоящих тезисов, "неведение" о негативном психологическом воздействии на сознание подростков того материала, которым это сознание "нагружают", свойственно некоторым весьма известным и состоятельным некоммерческим организациям Алтайского края.
Какие препятствия мешают сотрудничеству третьего сектора с властью, есть ли реальные пути и опыт их преодоления? Власть, по определению, самодостаточна. Недоступна, неподотчётна, неподсудна. "Вещь в себе": В противном случае это не власть: Разумеется, вышеприведённая фраза - не более чем игра слов. Каламбур. Но, тем не менее, в какой-то степени отражает сложившуюся практику взаимоотношений власти и общества.
Размышляя над основной причиной отсутствия "двустороннего движения" между НКО и властью, можно прийти к выводу, что инициатива "снизу" меняет вектор власти: это всегда "смахивает", с точки зрения сановника, на указание ему, что он должен делать: Возникает ситуация, в которой он автоматически превращается из источника ЦУ (ценных указаний) в их исполнителя. Но за сановником стоит штат компетентных специалистов, "обкатанные" программы и схемы их реализации; устоявшиеся схемы прохождения финансовых потоков: - значительная инертная масса:
Вместе с тем опыт решения жизненно важных социальных проблем существует. Но попытки автора настоящих тезисов внедрить ряд проектов и программ в социальную практику заканчивались тем, что "власть" неизменно занимала оборонительную позицию. При этом спектр оборонительных приёмов и ответного реагирования самый разнообразный. Часто весьма не безобидных. И это при том, что "власть" утратила контроль над ситуацией, вызванной беспрецедентным распространением эпидемии нарко-СПИДа, угрожающей самому существованию государства. Вместе с тем программы, которые готовит "власть" в качестве ответной меры, как показывает практика, в лучшем случае малоэффективны. В худшем - не работают.
Выход из сложившейся ситуации может быть один - это конкурс Программ. Вне зависимости от их происхождения. Эта практика в полной мере соответствует принципам "естественного отбора" и, следовательно, соответствует законам эволюции: "то, что не может адекватно реагировать на меняющиеся внешние условия, должно уйти". В контексте рассматриваемого вопроса весьма актуальными являются теории о социоприродной эволюции и неклассической социологии: либо, всё-таки, сознательное формирование социального уклада и моделей поведения (жизнеосуществления) возрастной группы до 16 лет в соответствии с
социоприродным генотипом, либо нам, российскому населению, придётся, увы, "уйти", "уступив" занимаемые территории другим, более организованным и целеустремлённым.
|