О КонгрессеСтруктураДокументыДеятельностьПубликацииЧитальный зал home
Навигация

ГРАЖДАНСКИЙ ФОРУМ-2001. ТЕЗИСЫ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА

ТИМОШЕНКО Г.
ТРЕТИЙ СЕКТОР СТАЛ ЗАМЕТНЫМ ЯВЛЕНИЕМ

Отвечая на вопросы анкеты участника круглого стола общественных организаций, Галина Тимошенко, руководитель "Барнаульского городского общества потребителей", отметила:

  1. Третий сектор, несмотря на многие организационные и материальные проблемы, стал заметным явлением в жизни Российских городов. В основном он представляет собой разрозненные организации, плохо информированные о других НКО и решающие в одиночку порой одни и те же вопросы. Наиболее эффективный вариант третьего сектора - это объединения НКО, способные представлять общие интересы некоммерческих организаций перед государственными структурами и бизнесом.
  2. Главное предназначение некоммерческих организаций делать добро. НКО стали одной из форм проявления потребности людей быть активными, решать совместными силами свои проблемы и проблемы окружающих, удовлетворять собственные интересы. Участие в общественной организации дает возможность наиболее активным членам общества публично выражать свою позицию по тому или иному вопросу. С годами эта энергия во все большем количестве НКО соединяется с профессионализмом, умелым подходом к решению сложных задач. Кроме того, НКО:
    • может быть конструктивной оппозицией органам власти и управления;
    • способствует популяризации в обществе каких-либо идей, взглядов;
    • одна из самых доступных и эффективных форм самовыражения граждан;
    • дает широкое поле деятельности для занятия благотворительностью.

Например, общественная организация "Барнаульское городское общество потребителей":

  • Способствует популяризации среди населения города и края норм законодательства о защите прав потребителей".
  • Ориентирует и потребителей и предпринимателей на создание в регионе цивилизованного потребительского рынка.
  • Помогает потребителям защищать их нарушенные права.
  • Выступает в защиту прав неопределенного круга потребителей (выиграло несколько исков по отмене незаконных региональных и муниципальных законов и постановлений; по признанию противоправной деятельности торговых предприятий)
  • Своей деятельностью помогает предпринимателям противостоять проявлениям потребительского экстремизма.
  • Сотрудничая с потребительскими организациями других регионов, применяя на практике существующие нормы потребительского законодательства, анализирует их и вносит предложения по их совершенствованию. Принимает участие в разработке новых норм потребительского законодательства.

К сожалению, сегодня некоммерческие организации еще недостаточно интенсивно используют возможности привлечения к своей работе клиентов и других людей - потенциальных добровольцев. При правильной расстановке и умелом использовании этого потенциала - результативность работы третьего сектора безусловно увеличится.

  1. Первое условие, по которому можно отличить реально работающие на пользу общества организации от "пустышек" - это легальность и открытость реального местонахождения организации с информированием населения различными способами о своем адресе телефонах и видах услуг предлагаемых гражданам или организациям. Кроме того, услуги которые оказывает общественная организация своим клиентам, должны быть востребованные, информация о видах услуг, результатах и анализе их предоставления должна размещаться в средствах массовой информации. Но чтобы была реальная возможность эту информацию разместить в СМИ, она должна быть интересна для читателей.
  2. Государственные и муниципальные органы могут конструктивно взаимодействовать с третьим сектором при помощи диалога при обсуждении проблем общества, в котором власть должна не только говорить, но и слышать представителей третьего сектора. Кроме того, власть должна давать заказы некоммерческим организациям по социологическому исследованию каких-либо вопросов, проведению независимых экспертиз проектов нормативных документов, привлекать специалистов третьего сектора для разработки нормативных документов на условиях возмездного оказания услуг.
  3. Представители государственных и муниципальных органов порой пытаются взаимодействовать с организациями некоммерческого сектора путем давления на них своими властными полномочиями, желая, чтобы выполнялась всегда их воля. В таких ситуациях не всегда поступки власти соизмеряются нормами права, но тем не менее представители власти не оставляют намерения "прогнуть под себя" некоммерческую организацию. Принципиальная и последовательная позиция и действия лидера или членов некоммерческой организации реальный путь решения существующей проблемы. Однако такой путь решения проблем очень длительный, требующих больших усилий.

АНДРЕЕВ С.
СКОРО СОСТОИТСЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ДИАЛОГ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ВЛАСТИ

В рамках подготовки к Гражданскому Форуму 8 октября состоится круглый стол общественных организаций на тему "Проблемы и перспективы сотрудничества третьего сектора с властью". Организаторы надеются, что это будет серьезный и содержательный диалог лидеров третьего сектора с властью. Как сообщил руководитель круглого стола профессор Юрий Чернышов, согласие участвовать в таком диалоге дали представители краевой законодательной и исполнительной власти, барнаульской мэрии, главный федеральный инспектор по Алтайскому краю, работники муниципальных органов. Ход подготовки к круглому столу освещается на сайте Конгресса интеллигенции Алтайского края - http://www.hist.asu.ru/ashpi/index.html.

Лидеры общественных организаций уже сейчас формулируют свои мысли по поводу предложенных для обсуждения вопросов. Вот что пишет, например, Сергей Андреев, руководитель Алтайского краевого общественного Фонда социальной поддержки и гражданских инициатив.

  1. Существование "Третьего сектора" в стране, формы его работы и степень влияния характеризуют уровень развития гражданского общества. Возникновение некоммерческих организаций в той или иной области говорит, во-первых, о желании граждан защитить собственные интересы или интересы определенной группы людей и организаций в отношениях с государством; во-вторых - о наличии таких интересов и об определенном столкновении их с интересами государства (формы противоречия в отношениях с государством могут быть различными - от простого игнорирования интересов данной категории граждан, до халатной невнимательности или противодействия им).

  2. Негосударственные, некоммерческие организации представляют собой барометр общественного развития. Пользуясь медицинским термином, можно сказать, что они проводят диагностику обществу, сигнализируют о возникновении болезни и предлагают лекарство для лечения проявившихся недугов. Эту функцию "третьего сектора" можно считать одним из основных его положительных значений, несмотря на многие организационные и материальные проблемы его развития. Анализируя деятельность существующих организаций, можно отметить, что практически во всех областях общественной жизни либо только появились, либо уже давно существуют и работают негосударственные, некоммерческие организации, разделившие, а иной раз и полностью подменившие своей деятельностью государство. Государство, как мы видим из инициативы проведения "Гражданского форума", уже осознало наличие большого потенциала у "третьего сектора", а по тем делам, которые сделали и делают некоммерческие организации, увидело пользу для общества и для себя. Перечислять сделанное я не вижу смысла. Все это, в основном, на виду. Это и благотворительность, и помощь молодым матерям. Это работа в области сохранения и развития родной культуры, помощь инвалидам, реабилитация людей, побывавших в "горячих точках". Защита окружающей среды и помощь молодым людям в адаптации в современной экономической и политической среде. И многое, многое другое. Например, наш Фонд работает в двух направлениях - благотворительность и просвещение. Когда в прошлом году в Барнауле произошла трагедия в доме на улице Новороссийская 9, на средства, собранные Фондом, была оказана помощь большинству пострадавших, причем помощь была передана лично в руки пострадавшим. Именно адресность помощи привлекла предпринимателей к участию в этой акции. Занимаясь образовательной программой с молодежью, мы создали "Школу Гражданского образования", в рамках которой прошли обучение более 200 человек. Еще 120 человек приняли участие в двух международных семинарах, которые прошли в Барнауле с привлечением экспертов из "Фонда развития парламентаризма", "Международного республиканского института", Конгресса США, Северо-Западного регионального центра "Дебаты" (С-Петербург), с привлечением экспертов из администрации края, депутатов Государственной Думы. Было проведено восемь дискуссионных клубов по наиболее значимым проблемам, затрагивающим интересы всего общества. Например, вопрос о купле-продаже земли вызвал большой интерес у молодежи. Экспертом выступал председатель ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств - А.Г.Дуров.

  3. Как отличить "зерна от плевел" - это, наверное, самый простой и самый сложный вопрос. Легче всего на него ответить так - по делам организации. Однако, можно раздавать шприцы наркоманам и считать, что ты очень много сделал для общества в борьбе со СПИДом, а можно заниматься долгой и где-то нудной работой по разъяснению всей опасности наркомании и СПИДа, идти в школы, ВУЗы и другие учебные заведения, работать со взрослой аудиторией. Если в первом случае легко сосчитать, сколько шприцев было роздано, то во втором - результат работы может проявиться через десятки лет. И, все же, оценить деятельность той или иной организации можно по тому резонансу, который она получает в обществе, в СМИ, по тому, как на нее реагируют другие общественные организации, органы государственной власти. Всем известно, что в свое время во властных структурах сформировалось отрицательное отношение к некоммерческим, негосударственным организациям и как результат - негативные для НКО изменения в налоговом законодательстве. Во многом это - вина самих НКО, многие из которых были созданы для зарабатывания денег, а не для решения общественных проблем. Это негативное отношение со стороны государства может быть нейтрализовано только активной деятельностью организаций "третьего сектора", координацией своей работы, и наш круглый стол может способствовать решению этой задачи. Возможно, и Гражданский форум нацелен на это.
  4. Могут ли государственные и муниципальные органы конструктивно взаимодействовать с "третьим сектором", вопрос риторический. Конечно, могут, и они взаимодействуют. Но: Нужно знать, что интересы государства и общества это не одно и тоже. Зачастую существуют противоречия между этими интересами. К счастью, они не носят антагонистического характера - это нужно понимать обеим сторонам. Социальное партнерство - вот идеал конструктивного взаимодействия между НКО и органами государственного управления. Причем, нужно всегда иметь в виду, что, государственная власть - это те чиновники (в хорошем смысле слова), которые существуют на наши налоги, это те, кого мы выбирали и кому поручили управлять нашей страной. Это те, кому мы можем отказать в своем доверии.
  5. Основной проблемой, мешающей сотрудничеству третьего сектора с властью, как мне кажется, является взаимное недоверие. Когда оно исчезает, то результатом сотрудничества становятся осуществленные совместно социально-значимые проекты. Для примера можно привести взаимодействие с властью таких организаций, как "Союз промышленников", "Союз предпринимателей", "Культура без границ", которые имеют авторитет и с мнением которых считаются. И таких организаций уже много. Для того, чтобы сотрудничество было взаимовыгодным, необходимо решать проблему недоверия - и в этом направлении нужно идти обеим сторонам.

ЧЕРНАКОВ А.
ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ ПРОБЛЕМ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ

Как известно, в рамках подготовки к Гражданскому Форуму Конгресс интеллигенции Алтайского края и ряд других организаций проведут 8-го октября круглый стол на тему "Проблемы и перспективы сотрудничества третьего сектора с властью". Будущие участники круглого стола уже сейчас высказываются по выносимым на обсуждение вопросам. Вот, например, мнение руководителя АКОО "Клуб путешественников" Александра Чернакова, опирающегося на данные, предоставленные социологом Валентином Цариковским:

Что такое третий сектор, в чем его отличия от государственных и коммерческих структур? Принимая к сведению цели и задачи, "прописанные" в учредительных документах структур государственных, коммерческих и так называемого III сектора, можно прийти к выводу: наряду с основополагающими различиями, предопределяющими форму собственности и источники финансирования, некоммерческий сектор призван заполнить своей деятельностью те социальные, в основном, ниши, которые, с точки зрения извлечения прибыли, бесперспективны. А также те ниши и направления, освоение которых находится в стадии экспериментирования. В качестве примера можно привести деятельность ОО "Клуб путешественников", которая имеет инновационный характер. Так, в рамках работы этой НКО подготовлен технологический блок практических мероприятий, направленных, прежде всего, на организацию привлекательной, содержательной и развивающей досуговой деятельности детей, подростков, как наиболее эффективной формы профилактики наркомании и асоциального поведения.

Вместе с тем, вряд ли к некоммерческому сектору в общепринятом смысле этого понятия можно отнести те ресурсные центры некоммерческого сектора, которые финансируются правительствами и различными фондами иностранных государств. Несомненно, эти ресурсные центры в том виде, в котором они существуют, дают большую пользу. Но они являются и своего рода неким "карманным" механизмом формирования нужного общественного мнения, средством воздействия на власть, СМИ, а также механизмом кадровой селекции, обеспечения деятельности и финансовой поддержки нужных людей. И т.д. и т.п. Народная мудрость конкретна - "Кто платит, тот и заказывает музыку:"

Чаще всего деятельность НКО - это форма самовыражения его учредителей. Образно говоря - "песня души", некая жизненная позиция, которую они стремятся "продвинуть". "Белые медведи", например; или "Духовное видение": - возглавляемые по настоящему увлечёнными людьми.

Какую пользу могут принести некоммерческие и негосударственные организации? Прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо выяснить: а кому нужна эта "польза"? Власть самодостаточна, имеет абсолютно все структурные подвластные ветви и подразделения для удовлетворения всего спектра запросов населения. И стремление некоммерческого сектора "принести пользу", с точки зрения ответственных работников, можно рассматривать как попытку дискредитировать власть, "раскачать" и подорвать её структуру со всеми вытекающими последствиями - жёстким неприятием деятельности НКО.

Вместе с тем в настоящее время мы стали, увы, свидетелями беспомощности структур власти в противостоянии наркотизации общества, распространению ВИЧ-инфекции/СПИДа, росту преступности. Так, 2-3 года назад специалисты прогнозировали несколько вариантов распространения эпидемии нарко-СПИДа. Действительность превзошла самые худшие опасения. Например, в г. Бийске количество только выявленных ВИЧ-инфицированных молодых людей в возрасте до 25 лет перевалило за 2 тысячи! И уже статистически просчитан срок, когда последний подросток в России станет наркоманом и будет заражен ВИЧ-инфекцией.

Возможно, властным структурам нет смысла "стоять насмерть" (теперь уже в прямом смысле), а всё-таки дать наиболее "продвинутым" НКО возможность "войти" в те прожекты, которые готовят её специалисты. Тем более что многими НКО подготовлены уникальные социальные технологии, способные помочь власти преодолеть социальный кризис общества. В качестве примера можно привести технологический блок социальной работы, созданный в рамках деятельности общественного объединения "Клуб путешественников" который в принципе решает возникшую в обществе угрозу де-популяции.

В настоящее время вопрос не в том, какую пользу могут принести НКО. Польза очевидна. Но государственные структуры, муниципальная власть, чаще всего не готовы её принять:

Как отличить "зерна от плевел" - реально работающие на пользу общества организации от "пустышек", прикрывающих зарабатывание денег и т.п.? Для того, чтобы найти ответ на этот вопрос, необходимо обратиться к источнику, которым воспользовался составитель тематики Круглого стола. Там сказано: "По делам их узнаете их:". Действительно, каждый, кто сколько-нибудь продолжительное время наблюдает деятельность НКО, без труда определит истинную "движущую силу" отдельно взятой некоммерческой организации. При этом простое "зарабатывание денег" - не худший вариант такой деятельности. Гораздо опаснее, когда деятельность НКО осуществляется по принципу "Не ведают, что творят:" (см. там же). Так, психоанализ содержания отдельных плакатов, буклетов, форм подачи устного материала и его смысловой нагрузки вызывает сомнение в правомочности подобной деятельности. Увы, нет компетентных структур, которые могли бы "отслеживать" и указывать на неправомочность подобной деятельности, искажающей представления подростков об истинной сути различных, весьма специфических социальных явлений и феноменов.

Вместе с тем, по мнению автора настоящих тезисов, "неведение" о негативном психологическом воздействии на сознание подростков того материала, которым это сознание "нагружают", свойственно некоторым весьма известным и состоятельным некоммерческим организациям Алтайского края.

Какие препятствия мешают сотрудничеству третьего сектора с властью, есть ли реальные пути и опыт их преодоления? Власть, по определению, самодостаточна. Недоступна, неподотчётна, неподсудна. "Вещь в себе": В противном случае это не власть: Разумеется, вышеприведённая фраза - не более чем игра слов. Каламбур. Но, тем не менее, в какой-то степени отражает сложившуюся практику взаимоотношений власти и общества.

Размышляя над основной причиной отсутствия "двустороннего движения" между НКО и властью, можно прийти к выводу, что инициатива "снизу" меняет вектор власти: это всегда "смахивает", с точки зрения сановника, на указание ему, что он должен делать: Возникает ситуация, в которой он автоматически превращается из источника ЦУ (ценных указаний) в их исполнителя. Но за сановником стоит штат компетентных специалистов, "обкатанные" программы и схемы их реализации; устоявшиеся схемы прохождения финансовых потоков: - значительная инертная масса:

Вместе с тем опыт решения жизненно важных социальных проблем существует. Но попытки автора настоящих тезисов внедрить ряд проектов и программ в социальную практику заканчивались тем, что "власть" неизменно занимала оборонительную позицию. При этом спектр оборонительных приёмов и ответного реагирования самый разнообразный. Часто весьма не безобидных. И это при том, что "власть" утратила контроль над ситуацией, вызванной беспрецедентным распространением эпидемии нарко-СПИДа, угрожающей самому существованию государства. Вместе с тем программы, которые готовит "власть" в качестве ответной меры, как показывает практика, в лучшем случае малоэффективны. В худшем - не работают.

Выход из сложившейся ситуации может быть один - это конкурс Программ. Вне зависимости от их происхождения. Эта практика в полной мере соответствует принципам "естественного отбора" и, следовательно, соответствует законам эволюции: "то, что не может адекватно реагировать на меняющиеся внешние условия, должно уйти".

В контексте рассматриваемого вопроса весьма актуальными являются теории о социоприродной эволюции и неклассической социологии: либо, всё-таки, сознательное формирование социального уклада и моделей поведения (жизнеосуществления) возрастной группы до 16 лет в соответствии с социоприродным генотипом, либо нам, российскому населению, придётся, увы, "уйти", "уступив" занимаемые территории другим, более организованным и целеустремлённым.