ЧЕРЧЕНКО Э.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ
Любое
объединение граждан - и некоммерческое, и
негосударственное - имеет только
положительный результат. Гражданин
начинает активно думать и действовать не
только в личных интересах, но и для создания
в обществе условий, не препятствующих
стабильному развитию различных сфер, где
задействованы интересы многих.
Разница только в
конкретных делах, есть или нет реальный
результат. Замах может быть значительным, а
эффект равен нулю. Общественная
организация, прежде всего, оценивается по
тому, чьи интересы она представляет. "Алтайский
Союз предпринимателей" в своем названии не
дает дополнительную информацию о своем
предназначении (например, "предприниматели
мелкого бизнеса"; "по
защите интересов"; "по
лоббированию" и т.д.), о чем громогласно
заявляют в своих наименованиях "плевелы".
Взаимодействие
осуществляется через диалог. Для этого со
стороны "третьего сектора" и должны
существовать некоммерческие и
негосударственные организации. Диалог с
неорганизованными одиночками не
конструктивен, так как достигнутое
взаимопонимание трудно довести до
практического воплощения. Примером
конструктивного взаимодействия внутри
первого сектора является Госсовет. На
региональном и муниципальном уровне
существуют общественные (координационные)
Советы, постоянно действующие
межведомственные комиссии (МВК); вхождение
представителей общественной организации в
состав административных комиссий.
Сотрудничеству в
большей степени мешает субъективный фактор,
т.е. недопонимание конкретными
представителями первого сектора значения
третьего. Пути решения можно найти в
перевоспитании или в неизбрании на
очередной выборный срок, с представителями
исполнительной власти через СМИ,
формулирующими общественное мнение. Опыт
есть - Чертов Николай Александрович.
КАНАРЕВ С. ПРОДОЛЖАЕТСЯ ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫ
"ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ"
Круглый стол, организованный Конгрессом интеллигенции Алтайского края и рядом других организаций, состоится 8 октября. Один из экспертов круглого стола Сергей Канарев, руководитель АКОО "Молодые журналисты Алтая", считает, что характерной чертой Третьего сектора является проявление гражданской инициативы, когда отдельный человек или группа людей не согласны с существующим положением вещей и пытаются изменить ситуацию к лучшему. К сожалению, проявление такой инициативы пока не стало широким явлением у нас в Алтайском крае. Причин тому много, как исторических, так и психологических. Не каждый человек может взять на себя роль лидера в силу своих психологических особенностей. Сильно воспитание, когда на протяжении многих лет советской средой в общем-то, не поощрялось проявление инициативы. Все мы хорошо знаем изречение "Инициатива наказуема". К этим, вышеперечисленным, можно добавить и еще целый ряд причин.
Вместе с тем есть примеры, когда проявление инициативы жителями Алтайского края изменяет не только сложные социальные ситуации к лучшему, но и их самих. О таких историях нам приходилось рассказывать неоднократно за четыре года существования информационной службы "Молодых журналистов Алтая". Не имея денег, помещения, движимые своей идеей, эти энтузиасты создавали организации, реально помогающие реальным людям. И не всегда это осуществлялось на гранты зарубежных благотворительных фондов. Стучась в сотни дверей, убеждая, а порой и упрашивая людей, обладающих деньгами или властью, они реализовывали свою идею в жизнь. Как правило, это были руководители организаций, решающие острые социальные проблемы, касающиеся детей. Достаточно много у нас в Алтайском крае инициатив, проявляемых в области здравоохранении. Это и понятно, людей волнует их здоровье, а вернее сказать нездоровье. Потихоньку к жителям Алтая приходит понимания того, что, объединившись, можно решить быстрее те проблемы, которые одному человеку не по силам. В качестве примера можно привести общественную организацию "Браском", объединившую людей больных рассеянным склерозом. Вот причины, которые побудили их это сделать:
- возникновение заболевания в молодом возрасте с неуклонным прогрессированием, приводящим к ранней инвалидизации и необходимость ухода за больными рассеянным склерозом;
- отсутствие радикальных способов лечения;
- необходимость поддерживающей, и, как правило, дорогостоящей терапии;
- отсутствие социальной программы реабилитации больных рассеянным склерозом.
Каким же образом организация собирается решать поставленные перед ней проблемы? Обмениваясь информацией о проблемах больных рассеянным склерозом, осуществляя общественный контроль и корректировку действий социальных и государственных структур в области защиты прав данной категории больных, содействуя в организации социологических, медицинских, информационных центров, групп по проблемам рассеянного склероза, осуществляя тесные контакты с аналогичными общественными организациями в стране и мире с целью обмена информацией, опытом работы в отношении людей больных рассеянным склерозом, развивая и содействуя мероприятиям, направленным на поддержку больных рассеянным склерозом и их родственников.
Хочется заметить, что с нашей точки зрения, государство, приняв в 1995-1996 годах ряд законов ("Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях") создало весьма доступную возможность для юридического оформления инициативы, что немаловажно для нашей страны. Кстати, либеральным законодательством, позволяющим за символические деньги регистрировать юридическое лицо, очень быстро воспользовались предприимчивые люди. После того, как регистрационный взнос с 50 копеек у нас в крае подняли до 5 МРОТ, количество регистрируемых организаций резко снизилось, но сейчас динамика появления новых общественных объединений постепенно растет.
Хорошо ли то, что инициатива, облеченная в форму общественной организации, живет недолго, что общественные организации некоторыми лицами создаются не для реализации гражданской инициативы, а для облегченного способа зарабатывания денег - ведь здесь есть некоторые налоговые послабления? У любого дела есть свои издержки. В становлении Третьего сектора в России они тоже есть в виде балласта корыстных, ненужных, бездеятельных и бестолковых организаций. Но более значительный урон развитию Гражданского общества будет нанесен в том случае, если будут предприняты шаги, затрудняющие юридическое оформление инициативы. А такие предложения периодически возникают - ввести лицензирование общественных организаций, создать надзорные комиссии и т.д. В какой-то мере, проблему "шелухи" в Третьем секторе можно решить информационной деятельностью. Все мы помним историю одного барнаульского фонда, который под видом благотворительной деятельности лишал пожилых людей их жилья. Об этом много писали наши газеты. Думается, что после этого факта многим общественным организациям пришлось приложить дополнительные усилия, чтобы завоевать или подтвердить свою добрую репутацию.
Было бы замечательно, если бы государственные и муниципальные структуры нашли возможность поддерживать наиболее значимые и продуктивные социальные инициативы. Механизм такой поддержки обсуждается в Третьем секторе уже достаточно давно, и в основном все эксперты сходятся на том, что наиболее рационален он будет в форме социального заказа. У нас в России есть даже территории, где социальный заказ имеет законодательную основу.
Но на сегодняшний день проблема взаимодействия общественных объединений и властных структур состоит в том, что инициативы попросту не замечаются или даже игнорируются. В свою очередь, у носителей инициативы не хватает умения и знания преподнести должным образом свою идею руководителям различных структур, как властных, так и коммерческих.
ВИЛЬЧИК Н.
ОТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ - К ГРАЖДАНСКОМУ СОГЛАСИЮ И РАЗВИТИЮ СООБЩЕСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Характеристика некоммерческого сектора может включать различные компоненты. С точки зрения его "полезности" считаю наиболее привлекательными два момента: непосредственное обращение к людям, организациям, их идеям и инициативам, и возможности осуществления профессиональной деятельности с новой мерой ответственности. Сочетание этих компонентов позволяет иметь "на выходе" общественной работы замечательные результаты:
- поиск и "обнажение" новых проблем общества, апробирование оригинальных путей их разрешения;
- использование дополнительных источников финансирования;
- привлечение волонтерской помощи людей и организаций;
- консолидирование различных групп общества и его лидеров;
- предоставление возможности людям в реализации их гражданских и профессиональных прав;
- обеспечение альтернативности в решении различных проблем, в формировании политики в различных областях деятельности.
С сожалением признаю, что муниципальная, региональная культурная политика в большей части остается стереотипной, базирующейся на существующей сети учреждений культуры. Современная практика большинства зарубежных стран показывает, что в развитие культурного пространства активно включаются различные люди и организации, предлагающие нестандартные, инновационные подходы. Такие акции не только поддерживаются, но и инициируются властью, так как это позволяет иметь более эффективные результаты как с точки зрения содержания, качества, так и с позиции использования ресурсов. Следует учитывать и то, что обращение к потенциалу населения является и мерой уважения правительства и власти к своим гражданам.
Скромный опыт центра "Культура без границ" включает оптимизм и талант многих барнаульцев, для которых понятие культуры перешагнуло профессиональные рамки и стало общечеловеческим.
Результаты проведенной 19 сентября 2001 г. Open Space Conference, посвященной гражданским инициативам в культуре, включили интересные проекты, предложенные участниками: "Гармония против агрессии", "Дитя человеческое: ребенок в культуре, культура для детей", "Социальная реклама в формировании культурно-нравственных ценностей общества" и др. Замечательно, что люди не только богаты идеями и инициативами, но и хотят их реализовывать. Это и есть самое, на мой взгляд, дорогое в гражданском обществе. Планы центра "Культура без границ" подразумевают проведение в 2002 г. общественного мониторинга "Участие некоммерческого сектора в культурной политике Алтая и изменении его гражданского общества", реализацию проекта "Региональная культурная политика гражданского общества Алтая глазами независимых экспертов" (эвальвация культурной политики с участием российских и зарубежных экспертов).
Потенциал "полезности" некоммерческих и общественных организаций может обогатиться, если будет открыт и восприимчив к следующим моментам:
- активному развитию сетевого взаимодействия и партнерства;
- большей гласности своей деятельности;
- публичной защите проектов, идей, программ;
- консолидированному мнению в предвыборных кампаниях;
- развитию межрегиональных и международных связей, использованию мирового опыта.
ЕМЕШИН К.
СОТРУДНИЧЕСТВО ТРЕТЬЕГО СЕКТОРА С ВЛАСТЬЮ:
ВОЗМОЖНО ЛИ ОНО?
Вводное замечание. Организаторы данного круглого стола сформулировали актуальную тему и пять вопросов. Но, прежде чем перейти к теме сообщения, хотелось бы выразить некоторое недоумение по поводу содержания 2-го и 3-го вопросов, в которых вводится категория "ПОЛЬЗА" общественной организации. На наш взгляд, подобный подход вряд ли продуктивен. Это все равно, что обсуждать проблему "От кого больше пользы - от мужчины или женщины; от ребенка или старика; от больного или здорового; от русского или еврея и т.д.". Мы уже пережили общественную формацию, в которой вводилась категория "польза" исходя из некоторых идеологических установок. Опыт показал, что подобное общественное устройство не жизнеспособно. А категория "польза" вряд ли может быть полезна в решении общественных проблем. Поэтому любая общественная организация имеет право на существование, если ее деятельность не противоречит Закону. И бессмысленно заниматься дискуссиями о том, чья общественная организация "полезнее". Хотя.. сторонников такого подхода можно и понять, ведь они, вероятно, хотят доказать, что именно их организация самая "полезная" и именно их представители должны поехать в Москву на Форум.
4-й и 5-й вопрос дискуссии о взаимодействии 3-го сектора с властью интересен и имеет десятилетний опыт становления гражданского общества в России. Первую общественную организацию - "Защита прав потребителей медицинских услуг" - мы создали еще в 1994 году, а опыт участия в депутатской деятельности имеем с 1990 года. За эти годы накоплен определенный опыт, который позволяет сделать выводы:
1. В России сложившийся менталитет и общественное устройство направлено на высокую зависимость граждан и общества от чиновничьих властных структур. Поэтому успех любого проекта, проводимого общественной организацией, хотим мы этого или не хотим, во многом зависит от поддержки государственных и муниципальных структур.
2. Еще одним мостиком установления связи общественных организаций и власти являются выборы в органы государственной власти. Возможность общественной организации поддержать программу того или иного кандидата на выборах позволяет ей реализовать свою уставную деятельность. Однако, новый закон 2001 года "О политических партиях" делает "шаг назад" по этому вектору движения. А именно, четко отделены от общественных организаций политические партии, которые и будут основными общественными структурами, участвующими в выборах. Представителей 3-го сектора дистанцируют от выборов и, тем самым, этот мостик взаимодействия с властью уменьшится.
3. Одним, из каналов взаимодействия органов представительной власти и организаций 3-го сектора являются такие мероприятия, как "парламентские (депутатские)" слушания. Нам приходилось многократно участвовать в парламентских слушаниях, а также в депутатских слушаниях Краевого Совета. Помню парламентские слушания в последнем Верховном Совете и 1-й Госдуме. В них на равных участвовали депутаты (которые, кстати, в основном добивались депутатского мандата не с помощью денег, а с помощью общественных структур), чиновники министерств, коммерческие структуры и представители общественных организаций. Причем голос общественных организаций звучал решающе. По нашему разделу "Защита прав пациентов" тогда были приняты основополагающие общественно значимые Законы "Об основах законодательства об охране здоровья граждан", "О психиатрической помощи", "О медицинском страховании", "Гражданский кодекс". Трибуна была доступна всем. Однако, начиная уже со 2-й Думы (с 1996 г.) стало заметно подавляющее влияние на подобных слушаниях чиновников госструктур и коммерческих структур, отстаивающих свои финансовые интересы.
Приведу последний пример. В мае 2001 года на парламентских слушаниях по закону о ТОСах (территориальное общественное самоуправление) в огромном зале, где было человек 400, дали слово только депутатам, чиновникам разных уровней. Для представителей общественных организаций и ученых не хватило времени, прения прекратили.
Аналогично, 24 октября 2001 года состоятся депутатские слушания в Алтайском Краевом Совете по проблемам здравоохранения. Инициированы они были, по сути, нами. Мы предложили концепцию и тематику слушаний. Однако, когда дело дошло до оформления Распоряжения о создании рабочей группы, в нее вошли депутаты и чиновники. Представителей 3-го сектора - ни представителей медицинских ассоциации (более десятка), ни общества защиты прав пациентов, в состав оргкомитета слушаний не включили, хотя и не запретили посетить их. Все это говорит о том, что власть чувствует себя самодостаточной, она научилась переизбирать себя без поддержки 3-го сектора. И это шаг назад в деле становления гражданского общества.
4. Одним из путей усиления давления 3-го сектора на властные структуры, на наш взгляд, является ПОЛИТИЗАЦИЯ деятельности общественной организации. Мы в своей деятельности используем, прежде всего, политический потенциал "Союза правых сил". Именно через политическую партию мы имеем выход на фракцию в Госдуме, именно имя СПС обеспечивает то, что ни одно наше предложение не остается без ответа со стороны чиновников краевых властей. Этому способствует и использование партийных СМИ. Подобная политизация неизбежна при рассмотрении взаимодействия власти и 3-го сектора, ибо ВЛАСТЬ - это и есть выражение политических процессов. И как бы кто ни подчеркивал свою "деполитизированность", при взаимодействии с властью он неизбежно вынужден становиться политиком.
Еще один пример: В Алтайском крае представители крупного бизнеса создали "Союз промышленников". По сути, это уже организация 3-го сектора. Далее, неизбежно, отстаивая свои интересы, они создали уже политическую организацию "За возрождение промышленности", которая пошла на выборы и сейчас имеет фракцию в Краевом Совете.
Еще один пример политизации 3-го сектора. Представители малого и среднего бизнеса на Алтае создали общественную организацию "Союз предпринимателей малого бизнеса". Он, отстаивая интересы учредителей, поднял вопрос об уменьшении 5%-го налога с продаж. Это, в свою очередь, является принципиальным программным требованием политической организации "Союз правых сил". Естественно, что Краевой Совет, не имея фракции СПС, даже не стал рассматривать эти предложения представителей 3-го сектора. У организации 3-го сектора выход один - эти требования оформить через политические структуры. В свою очередь, у политической партии данные общественные структуры - резерв политического влияния.
Таким образом, рассматривая проблемы взаимодействия 3-го сектора с органами государственной и муниципальной власти, можно сделать вывод, что любая общественная организация, взаимодействуя с властью, вынуждена политизироваться. В свою очередь, обратившись в сторону общества, любая организация 3-го сектора вновь становится как бы не политизированной, общественной.
На наш взгляд, опыт последнего десятилетия показал, что диалог между 3-м сектором и властью минуя политические организации малопродуктивен. И поэтому эта цепочка должна строиться не по схеме: "Организация 3-го сектора - Власть", а по схеме: Организация 3-го сектора - Политические партии - Власть. Причем, как общественная организация мы вынуждены искать поддержки своих идей у нескольких партий, тогда наш ресурс влияния шире.
ШАБАЛИНА Н.
ОПЫТ МЕЖСЕКТОРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Лозунг "В единстве - сила" принадлежал некогда могущественному блоку
Стран экономической взаимопомощи. Несмотря на то, что организация СЭВ уже
не существует, девиз актуален по-прежнему, но несколько в другой сфере -
построения и развития социальных взаимоотношений.
Взаимодействие некоммерческих организаций, работающих в социальной сфере,
с государственными и муниципальными органами развивается и укрепляется.
В этом сотрудничестве есть и позитивные, и негативные моменты.
Так, в жизнь "третьего сектора" Алтая с 1999 года прочно вошел ежегодный
конкурс социально значимых проектов, организуемый и проводимый АКОО
"Поддержка общественных инициатив". В 2000 году в г. Рубцовске создан
городской благотворительный фонд "Развитие", продолживший практику
взаимодействия государственных, муниципальных структур с гражданами и
общественными объединениями. В нашей стране все больше регионов и городов
берут на вооружение подобную практику, так как данный опыт показал высокую
эффективность в решении социально значимых проблем местного сообщества именно через
такие Фонды. Медленно, но верно в жизнь города и края входит понятие "Социальное партнерство",
или "Межсекторное взаимодействие". Все больше социальных программ и проектов успешно
реализуется совместными усилиями государственных организаций и общественных объединений.
В рабочих планах многих муниципальных структур заняла постоянное место строка
"Взаимодействие с общественными объединениями". Повсеместно создаются координационные советы,
рабочие группы, куда входят представители "третьего сектора". Сегодня трудно себе представить
публичное мероприятие социального характера без представителей некоммерческих организаций.
К сожалению, приходится признать, что и теперь имеют место факты
непонимания проблем общественных организаций чиновниками. Непросто строятся отношения
с государством: многие государственные служащие с недоверием относятся к перспективе партнерства с НКО. Причин тому много, но наиболее важной, на наш взгляд, является незнание механизмов работы НКО, потенциала, ресурсов и возможностей даже небольшой некоммерческой организации. Видимо, было бы эффективным возродить проведение Фестивалей некоммерческих организаций, в ходе которых государственные структуры могли бы лучше узнать о деятельности НКО. В формате подобных мероприятий потенциальные партнеры могли бы участвовать в совместном социальном проектировании, поиске путей корректировки ситуации социальной эксклюзии.
Стоит отметить и такой механизм, как "Центр социального партнерства",
который в других регионах дает возможность эффективно работать в этом направлении.
В рамках этой структуры можно весьма продуктивно взаимодействовать не только НКО с
государственными, муниципальными органами, но и с бизнес-структурами, средствами массовой
информации. Миссия "Центра социального партнерства" - стать активной ячейкой паритетного
сотрудничества вышеуказанных структур. Такой Центр открыт для всех, кто заинтересован в
развитии межсекторного взаимодействия. Его функционирование позволило бы придать максимальную
гласность деятельности каждого из партнеров, избежать дублирования благодаря координации
совместной деятельности. Многие социальные проекты и программы готов поддерживать местный
бизнес, но недостаток информации о деятельности "третьего сектора" становится серьезным тому
препятствием.
В 2000 году РОО "Женский бизнес-центр "Этуаль" выступил инициатором разработки и подписания
Соглашения о социальном и деловом партнерстве в Алтайском крае. Этот вариант "общественного
договора" является уникальным для Сибирского Федерального округа.
Итак, в определенной мере уже заложена база для укрепления и развития межсекторного
взаимодействия - необходимо только стать более внимательными друг к другу.
КИРИЛЛОВ В. НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ
В социальных системах относительная роль информации выше, чем в физических и биологических системах. Это определяется переходом к более высокой форме движения материи и связанным с этим преобладанием системообразующей роли потоков информации над потоками вещества и энергии. Можно предположить, что в социальных системах возрастают не только количество и разнообразие информации, но и скорости изменения этих характеристик. Жизнь социальных систем и политика, как ее элемент, предполагают и возрастание, по сравнению с физическими и биологическими системами, функции управления, как обратной связи в системе. В социальных системах необходимым условием эффективности управления является соответствие объема и интенсивности анализа потоков информации количеству, разнообразию, скорости и ускорения этих потоков. Эффективность использования результатов такого анализа, действенность информации находятся во взаимозависимости с достоверностью и доступностью информации (триада ДДД).
Одним из элементов информационных потоков является экологическая информация - информация об экологических факторах, о состоянии окружающей среды и ее изменениях в результате взаимодействия деятельности человека и других природных процессов. При этом существует тенденция к возрастанию значимости экологической информации для принятия решений по управлению социальными системами. Экологическая информация все чаще рассматривается во взаимосвязи с экономической информацией. Накапливаются примеры, подтверждающие известный тезис "Что экологично, то экономично". В опубликованной в конце 2000 г. "Государственной концепции развития Сибири на долгосрочную перспективу" [1] представлены исходные материалы к проекту "Стратегия развития Сибири". Предполагается, в частности, развитие перерабатывающих предприятий, то есть переориентация использования природных ресурсов с добычи на комплексное освоение. И это совпадает со стратегией сохранения окружающей среды, так как глубокая переработка на месте является предпосылкой снижения распространения загрязняющих веществ, которое сопровождает транспортировку сырья.
В триаде ДДД роль негосударственных экологических организаций, как элемента третьего сектора власти, наиболее значима в первую очередь в связи с обеспечением достоверности и доступности экологической информации. Децентрализованность и большие, чем у государственных институтов власти, многоэлементность, диффузность, разнообразие состава и структуры общественных организаций являются предпосылками успешности, например экологической экспертизы и экологического образования. В настоящее время экологическое образование является приоритетом в деятельности Конструктивно-экологического движения России "Кедр" и созданного при его участии "Экологического форума". Это способствует реализации Конвенции ООН "О всеобщем экологическом образовании", принятой в 1992 г. на Конференции в Рио-де-Жанейро [2]. Особая роль экологического образования связана с его направленностью в будущее, его значимостью для социальной эволюции [3].
Не только достоверность и доступность, но и действенность экологической информации могут быть увеличены в результате осуществления неправительственными экологическим организациями деятельности по экологическому аудиту и экологическому страхованию.
Библиография:
1. Государственная концепция развития Сибири. Исходные материалы к проекту. Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал "ГЕО", 2000.- 95 с.
2. Коптюг В.А. Конференция ООН по окружающей среде и развитию. Информационный обзор. Новосибирск: СО РАН, 1993.- 90 с.
3. Кириллов В.В. Экологическое образование как фактор социальной эволюции // Экологическое образование для устойчивого развития. Барнаул: АГТУ, 1997.- С.49-57
|