Препринт
Аннотация. В статье рассматривается роль Висбадена в построении целостного образа единого Гессена. Будучи столицей одной из федеральных земель Германии, Висбаден является центром различных инициатив по формированию имиджа как самого города, так и региона. В настоящее время многие из них реализуются в рамках комплексной концепции городского развития «Wiesbaden 2030+». Этот стратегический план направлен не только на улучшение инфраструктуры и общественных пространств города, но и на продвижение его исторических, культурных и социальных нарративов, которые необходимы для укрепления городской и региональной идентичности. Анализируя эти инициативы, автор выявляет ключевые направления, на которых муниципальная администрация фокусирует внимание в своих усилиях по созданию позитивного имиджа города. Кроме того, в некоторой степени рассматриваются отношения между Висбаденом и Франкфуртом-на-Майне, который, будучи признан финансовой столицей Германии, не имеет статуса административной столицы Гессена. Этот факт поднимает важный вопрос о городской и региональной идентичности, привлекая внимание к вопросу, как на имидж Висбадена влияет его близость к Франкфурту и какую роль в более широком контексте играют оба города в формировании имиджа лишь сравнительно недавно объединенного Гессена.
Ключевые слова: имидж, идентичность, столица, Висбаден, Гессен.
Kranin T.I. (Barnaul)
The Role of Wiesbaden in Shaping the Image of Hesse
Summary. The article examines the role of Wiesbaden in building a holistic image of a unified Hesse. As the capital of one of the federal states of Germany, Wiesbaden is the center of various initiatives to shape the image of the city and the region. Currently, many of them are being implemented within the framework of the comprehensive concept of urban development «Wiesbaden 2030+». This strategic plan is aimed not only at improving the infrastructure and public spaces of the city, but also at promoting its historical, cultural and social narratives, which are necessary to strengthen urban and regional identity. By analyzing these initiatives, key areas are identified on which the municipal administration is focusing in its efforts to create a positive image of the city. In addition, the relationship between Wiesbaden and Frankfurt am Main is being considered to some extent, which, being recognized as the financial capital of Germany, does not have the status of the administrative capital of Hesse. This fact raises an important question about urban and regional identity, highlighting how Wiesbaden’s image is influenced by its proximity to Frankfurt and what role, in a broader context, both cities play in shaping the image of the only relatively recently unified Hesse.
Keywords: image, identity, capital, Wiesbaden, Hessen.
Висбаден обрёл статус столицы Гессена сравнительно недавно – после Второй мировой войны, будучи до этого лишь резиденцией герцогов Нассау. 28 марта 1945 года город без боя был сдан подразделениям 3-ей армии США, а уже 12 октября выбран в качестве места пребывания регионального правительства. Согласно указу №2 от 19 сентября 1945 года, обнародованному во франкфуртской штаб-квартире фирмы I.G. Farben, американская военная администрация во главе с Д. Эйзенхауэром объединила Гессен-Дармштадт и большую часть бывших прусских провинций Гессен и Нассау в единый Гессен [1]. При этом на роль столицы новой административной единицы самими немцами были предложены четыре города: три бывшие резиденции герцогов и ландграфов – Висбаден, Дармштадт и Кассель, а также крупнейший город региона – Франкфурт-на-Майне [2].
Франкфурт, который всегда занимал весомое место в экономической и политической истории Германии, не особенно отождествлял себя с Гессеном, следовательно, воздерживался от подачи заявки на то, чтобы стать резиденцией провинциальной администрации. А после провозглашения ФРГ в 1949 году руководство Франкфурта-на-Майне и вовсе считало город перспективным кандидатом на роль столицы нового государства, упустив в итоге, однако, оба шанса на официальный столичный статус. Дармштадт и Кассель, в свою очередь, сильно пострадали от разрушений военного времени, поэтому выбор американской администрации пал именно на Висбаден [3, S. 35], что определило его дальнейшую судьбу.
Итак, Висбаден – довольно молодая столица лишь недавно объединенного исторического региона, в чем, во-первых, выражается специфика региональной идентичности Гессена, а во-вторых, проявляется проблема формирования столичного имиджа, с которой город продолжает сталкиваться до сих пор [4]. В этой связи представляется интересной работа Н. Камара, в которой автор, рассуждая о понятиях идентичности, имиджа и репутации, выдвигает два подхода в понимании их взаимосвязи. Первый – это оперативный (или тактический) подход, включающий в себя, с одной стороны, формирование имиджа, под которым понимается некий «сконструированный и управляемый образ, проецируемый вовне», а с другой – становление идентичности, как внутреннего восприятия себя. Второй подход – стратегический, призван «суммировать» внутреннее и внешнее восприятие, создавая тем самым репутацию, являющуюся слиянием имиджа и идентичности [5, p. 51]. Автор при этом утверждает, что как репутация, так и имидж формируются тем успешнее, чем более идентичность оправдывает ожидания (внешних) заинтересованных сторон. Схожую позицию выражают отечественные исследователи М.Г. Анохин, М.В. Лариичук и Н.Н. Медведева, говоря о роли «репутационного капитала» на примере российской столицы, который складывается из экономических, политических и социальных критериев, и тесно связан с историческими факторами [6]. При этом авторы верно замечают, что имидж не всегда соответствует реальности [6, с.111].
Современная имиджевая активность Висбадена выражена в рамках концепции комплексного развития города «Wiesbaden 2030+», инициатором которой в 2015 г. выступила мэрия во главе с бургомистром С. Герихом [7]. При этом еще в самой стадии разработки городские власти привлекли к своей деятельности горожан, предложив им посильное участие в проекте. Город разделили на 6 зон, в каждой из которых было открыто отделение, призванное выявить достоинства и недостатки Висбадена с помощью панели из модерационных карточек. Модераторами мероприятия выступили как представители городских ведомств, так и профессора висбаденских университетов. Представим основные результаты, полученные отделениями.
Первая зона включала в себя юго-западные районы Фрауэнштайн, Ширштайн и Бибрих, которые были охарактеризованы жителями как самодостаточные с высокой местной рекреационной ценностью. При этом участники, помимо неудовлетворенности слабо развитым городским транспортом, пешеходным сообщением и уплотнением городского населения, указали на необходимость развития идентичности Висбадена посредством акцентирования внимания на наследии Нассау, которое могло бы стать «общей нитью» всего города [8, S. 5].
Посетители второго отделения, представлявшего районы Кларенталь и Дотцхайм, выразили свою гордость находящимся здесь Висбаденским фазанарием и удовлетворенность интеграцией различных культур. Было указано, что помимо исторической застройки, к достоинствам Висбадена стоит относить многочисленные зеленые пространства, близость к крупнейшему гессенскому винодельческому району Рейнгау, обеспечивающему винный туризм, и горному массиву Таунусу, а также сохранившиеся фруктовые сады на востоке Висбадена. В региональном плане, по мнению горожан, культурный ландшафт можно было бы развивать и охранять, например, как биосферный регион [8, S. 6].
Третье отделение охватило районы центральной части Висбадена. Здесь поразительным было то, что некоторые достоинства города часто одновременно определялись как недостатки. Например, при указании на значимость исторической застройки было акцентировано внимание на том факте, что многие здания являются заброшенными и нуждаются в реставрации. Также плотная историческая застройка влечет за собой постоянные пробки в центре города. Висбаден виделся горожанам как место с богатым миграционным прошлым, которое, однако, размывало понимание типичных и отличительных культурных черт города [8, S. 7].
Посетители четвертого отделения в целом повторили идеи первых двух, а вот в пятом отделении вспомнили об американской военной базе, находящейся в границах города, которая, с одной стороны, обеспечивает дополнительное финансирование, а с другой – может стать индикатором зависимости горожан от американцев. В шестом жители указали на отсутствие идентичности Висбадена: им не было понятно, в чем выражаются отличительные черты города [8, S. 8-10].
В многообразии озвученных в 2015 г. горожанами тем были очевидны повторяющиеся и последовательные лейтмотивы, имеющие общегородское значение. Позитивно влияющими на имидж города были определены такие факторы, как географическое положение в центре Германии, высокая степень озеленения, гостеприимная культура мирового курорта, хороший социально-психологический климат и богатое историко-культурное наследие предшествующих эпох [7, S. 16-19]. В негативном ключе наиболее остро говорилось о постоянном нахождении города в поиске собственной идентичности: несмотря на то, что сам Висбаден ассоциирует себя с Гессеном, в регионе он имеет довольно слабую репрезентацию, где его называют «младшей сестрой Франкфурта», хоть тот и не является столицей.
В итоге администрацией Висбадена было решено не переориентировать город, а скорее развивать его существующие качества. На следующем этапе разрабатывались возможные сценарии будущего Висбадена, которые обсуждались с политиками и администраторами с учетом результатов, полученных на районном уровне. Помимо вопросов общегородского значения, работа отделений в шести зонах особенно четко обозначила различные требования и потребности горожан. Исходя из этого, например, в восточных пригородах администрацией были расставлены иные приоритеты, чем в центре города. Что не менее важно, итоговый документ концепции «Wiesbaden 2030+», опубликованный в 2018 году, содержал главу «Висбаден в регионе», где говорилось о необходимости формирования имиджа, не зависимого от Франкфурта-на-Майне, который, являясь одним из крупнейших финансовых центров Европы, по многим параметрам затмевает столицу своей федеральной земли.
Спустя 7 лет с начала реализации концепции комплексного развития «Wiesbaden 2030+» имеется возможность увидеть, какие сильные стороны были выдвинуты администрацией на передний план для формирования устойчивого положительного имиджа города.
Говорить здесь можно о четырех направлениях, первым из которых является нарратив о том, что Висбаден – самый «русский» город Германии. И действительно, гессенская столица имеет долгую историю, связанную с Россией. П.И. Чайковский, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, Н.А. Пушкина, И.Ф. Стравинский, А.Г. Явленский – всех этих великих людей влекло в Висбаден. Считается, что с основанием Русской православной церкви св. Елизаветы на горе Нероберг в 1855 г. был заложен первый камень в основание русской общины, которая в городе довольно многочисленна, занимая третье место после турок и поляков [9].
В 1865 г. Ф.М. Достоевский, будучи в Висбадене, оставил в местном казино все свои деньги [10], однако его проигрыш стал победой для мировой литературы – свет увидел роман «Игрок», который не в последнюю очередь основан на печальном опыте самого автора. П.И. Чайковский посетил город в 1870 г., где с удовольствием исполнялись его произведения, о чем писали местные газеты [11]. В начале же XX в. город ежегодно приглашал к себе знаменитых дирижеров и композиторов, среди которых был и И.Ф. Стравинский, способствовавший возрастанию славы Висбадена как музыкального города. Российско-немецкий экспрессионист А.Г. Явленский, вероятно, не так широко известен отечественной аудитории, однако для Висбадена, в котором художник окончил свой жизненный путь, он является фигурой значительной, ведь даже одна из школ города названа его именем.
Помимо этого, в последние годы Висбаден объявлялся родиной «короля вин» – рислинга. Культурно-географический район Рейнгау, находящийся к югу от Висбадена, является одним из самых маленьких винодельческих регионов, его площадь составляет всего 3200 гектаров, что эквивалентно менее чем 3% площади виноградников в Германии. При этом он остается большим с точки зрения традиций и истории виноделия, что позволило гессенской столице развить успешный винный туризм, проложив вдоль виноградников велосипедные дорожки, а поверх них – фуникулер.
2022 год в Висбадене был объявлен годом воды, к чему был приурочен проект «Вода создает идентичность» («Wasser Macht Identität»), призванный напомнить и горожанам, и региону, и всей Германии о городе, который некогда считался мировым курортом. Благодаря своим 26 горячим источникам Висбаден является единственным местом на территории современной земли Гессен, которое постоянно заселено с древних времен. Это делает его старейшим городом Гессена и, наряду с Аахеном, первым курортным городом Германии. Естественная горячая вода в современном Висбадене, вероятно, использовалась еще со времен палеолита, около 25000 лет назад. Вскоре после прибытия римских войск на Рейн регион пережил первый период процветания в цивилизации: горячие источники Висбадена имели большое значение для римской культуры купания и религиозных культов, поэтому вскоре появившийся на этом месте город стал известен по всей империи под названием Aquae Mattiacorum.
С обращением к римскому наследию связано последнее из направлений, призванных сформировать такой положительный имидж города, который отличал бы столицу Гессена от прочих городов региона. Римская цивитас, вероятнее всего, появилась на месте современного Висбадена в I веке н.э. и процветала вплоть до вторжения квадов и вандалов в 406 г. [12]. Висбаден времен римлян был известен своими термами и поместьями, храмами Митры и Юпитера, оборонительными сооружениями. В данный момент проект «Римляне в Висбадене», начатый в 2016 г., продолжается. Археологические исследования затрагивают всю центральную часть города [13].
В контексте укрепления городской идентичности все перечисленные положения, на наш взгляд, положительно влияют на имидж Висбадена как внутри Гессена, так и за его пределами. Тем не менее, говоря о роли города в формировании имиджа федеральной земли, нельзя не упоминать о Франкфурте-на-Майне – центре крупного региона-метрополии Рейн-Майн и мирового «альфа-города» [14], который продолжает являться финансовой столицей Германии, не будучи административной столицей Гессена. Франкфурт, хоть и не претендует на официальный столичный статус, продолжает наравне с Висбаденом позитивно влиять на имидж региона. Но если первый формирует образ Гессена, в первую очередь, как экономически и инновационно развитой федеральной земли, то второй делает акцент на своей культурной, исторической и рекреационной роли в стране и регионе. Таким образом, мы, с одной стороны, не можем говорить о том, что на данный момент Висбаден играет ключевую роль в формировании имиджа Гессена, хотя город и прилагает в последнее десятилетие значительные усилия в этом направлении. А с другой стороны, тот факт, что Франкфурт и Висбаден не стремятся затмить друг друга и вполне органично (каждый своими средствами) формируют позитивный имидж региона, позволяет всей федеральной земле развиваться и культурно, и экономически, обогащая тем самым «репутационный капитал» современного единого Гессена.
Библиографический список
- Proklamation Nr. 2 vom 19. September 1945 // Landesgeschichtliches Informationssystem Hessen (LAGIS) [website]. URL: https://www.lagis-hessen.de/de/subjects/gsrec/current/7/sn/edb?q=proklamation (accessed: 13.03.2025)
- Röming A. Die Gründung des Landes Hessen 1945 // Blickpunkt Hessen. Wiesbaden: Mainz-Kastel GmbH, 2005. S. 28.
- Wolfe R. Bildung des Landes Groß-Hessen aus amerikanischer Sicht-Bericht eines US-amerikanischen Zeitzeugen // Die Konstituierung des Landes Groß-Hessen vor 50 Jahren: Veranstaltung des Hessischen Landtags am 13. Oktober 1995 im Landeshaus in Wiesbaden. Wiesbaden: Hess. Landtag, 1996. S. 34-45.
- Degreif D. Identitätsstiftung und Integration. Die Entstehung des Bundeslandes Hessen // Nassauische Annalen. Band 123. Wiesbaden: Verlag des Vereins für Nassauische Altertumskunde und Geschichtsforschung, 2012. S. 667-697.
- Camara N. Identity, Image and Reputation. Berlin, Heidelberg: Springer Berlin Heidelberg, 2011. P. 47-
- Анохин М.Г., Лариичук М.В., Медведева Н.Н. Политическая роль и репутационный капитал мегаполиса // Управление мегаполисом. 2008. № 2. С. 105-117.
- Integriertes Stadtentwicklungskonzept Wiesbaden 2030+. Wiesbaden: Seltersdruck & Verlag Lehn GmbH & Co. KG, 2018. 116 S.
- Dokumentation der Auftaktveranstaltung am 24. Juni 2015. Wiesbaden: Seltersdruck & Verlag Lehn GmbH & Co. KG, 2018. 21 S.
- Befölkerung // Statistisches Jahrbuch 2024 Wiesbaden [website]. URL: https://www.wiesbaden.de/leben-in-wiesbaden/stadtportraet/daten-fakten/jb-bevoelkerung (accessed: 17.03.2025).
- Ф.М. Достоевский. Письма. 94. И. С. Тургеневу. 3 (15) августа 1865. Висбаден // Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15 томах. СПб.: Наука, 1996. Т. 15. С. 266-267.
- Висбаден (Wiesbaden) // Чайковский от А до Я [сайт]. URL: https://tchaikovsky.sias.ru/articles/geography/wiesbaden/ (дата обращения: 15.03.2025).
- Schoppa H. Aquae Mattiacae: Wiesbadens römische und alamannisch-merowingische Vergangenheit. Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1974. 179 S.
- Römische Thermen // Römer in Wiesbaden [website]. URL: https://www.roemischer-stadtspaziergang-wiesbaden.de/orte/romische-thermen (accessed: 20.03.2025).
- World Cities Map // Globalization and World Cities [website]. URL: https://gawc.lboro.ac.uk/gawc-worlds/the-world-according-to-gawc/world-cities-2024/ (accessed: 21.03.2025).