Чураков К.А. (г. Барнаул). Urbs aeterna: столичный имидж Рима и формирование имиджа империи в эпоху Августа

Препринт

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию формирования и эволюции столичного имиджа Рима в эпоху правления Октавиана Августа, а также взаимосвязи этого имиджа с конструированием имиджа Римской империи. Цель работы – рассмотрение механизмов, посредством которых Август и его окружение использовали архитектурные, политические, социальные и культурные средства для создания представления о Риме как о столице империи, символизирующей порядок и вечное процветание. Методология исследования включает анализ источников широкого круга, в том числе: нарративные источники, эпиграфические материалы, археологические данные, произведения изобразительного искусства. Применяются методы историко-генетического, сравнительного и нарративного анализа. В заключении работы анализируется влияние столичного имиджа Рима на формирование римской идентичности и политической культуры, а также его значение для стабильности империи.

Ключевые слова: Рим, Roma aeterna, Октавиан Август, империя, имидж, архитектура, пропаганда, принципат.

Churakov K.A. (Barnaul)

Urbs aeterna: the Capital Image of Rome and the Image of the Empire in the Augustan Era

Abstract. This paper investigates the formation and evolution of Rome’s capital image during the reign of Octavian Augustus, and the relationship between this image and the construction of the image of the Roman Empire. The aim of the paper is to examine the mechanisms through which Augustus and his entourage used architectural, political, social and cultural means to create the image of Rome as the capital of the empire, symbolizing order and eternal prosperity. The research methodology includes analysis of a wide range of sources, including: narrative sources, epigraphic materials, archaeological data, and works of fine art. Methods of historical-genetic, comparative and narrative analysis are applied. The paper concludes by analyzing the influence of Rome’s metropolitan image on the formation of Roman identity and political culture, as well as its significance for the stability of the empire.

Keywords: Rome, Roma aeterna, Octavian Augustus, empire, image, architecture, propaganda, principate.

 

Эпоха Августа – переломный момент в истории Рима, ознаменовавший переход от республиканской формы правления к империи. Октавиан Август, придя к власти, считал необходимостью не только создание политической стабильности, но и создание новой идеологии, способной консолидировать общество и легитимизировать его единоличное правление [1, с. 12]. Ключевую роль в этом процессе сыграл город Рим, превратившийся в столицу великой империи. В данной статье мы рассмотрим, как формировался и использовался столичный имидж Рима в эпоху Августа для создания общего имперского имиджа, внушающего величие, стабильность и процветание.

Цель данной работы – рассмотрение механизмов, посредством которых Август и его окружение использовали архитектурные, политические, социальные и культурные средства для создания представления о Риме как о столице империи, символизирующей порядок и вечное процветание.

Историография проблемы формирования столичного имиджа Рима и образа империи в эпоху Августа весьма обширна и включает в себя работы как отечественных, так и зарубежных исследователей, затрагивающих различные аспекты данной темы.

Основы изучения эпохи Августа в отечественной историографии были заложены еще в дореволюционный период. Р.Ю. Виппер в своих «Очерках истории Римской империи» [2] рассматривал эпоху Августа как время становления новой политической системы и формирования имперской идеологии. Он отмечает роль деятельности Августа в формировании образа Pax Romana. В современной российской историографии интерес к эпохе Августа не ослабевает. И.И. Кузнецов в своей работе «Римская империя: величие и падение» [3] анализирует культурные и идеологические факторы, способствовавшие изменению империи в период Августа.

Многие зарубежные исследователи изучают экономическую и культурную политику Августа, направленную на восстановление традиционных римских ценностей и формирование римской идентичности. Грег Вульф в своей книге «Становление римлянина: истоки провинциальной цивилизации в Галлии» [4] анализирует процессы романизации в провинциях и роль Рима как культурного центра империи. Эндрю Уоллес-Хэдрил в своей работе «Рим: культурная история» [5] рассматривает город Рим как центр политической, социальной и культурной жизни империи, что приводит к его влиянию на идентичность римлян.

Таким образом, отечественные и зарубежные исследователи внесли большой вклад в изучение данной темы. Стоит отметить, что в вышеуказанных исследованиях влияние имиджа на изучаемые процессы отходит на второй план.

Идея Рима как центра мира, «Urbs aeterna» (Вечного города), имела глубокие корни в римской истории и культуре. Она отражает провиденциальное представление о городе как о центре, неподвластном времени и предназначенном для вечного господства и процветания. Формирование этой концепции начинается с республиканской эпохи и достигает своего апогея в период империи.

Еще в период Республики римляне верили в особое предназначение своего города, в его избранность и величие [6, p. 40]. Эпоха Августа стала переломной в эволюции концепции «Urbs aeterna». Установив мир и стабильность после гражданских войн, Август стремился создать новую идеологию, способную консолидировать общество и легитимизировать его власть. Важным элементом этой идеологии стала концепция Рима как вечного города, символизирующего порядок, процветание и Pax Romana [7, p. 70].

Август умело использовал эти представления, чтобы создать новую идеологию, в которой Рим представлялся как оплот цивилизации, порядка и справедливости [8, с. 34]. Эта идеология нашла отражение в литературе, искусстве и архитектуре.

Цицерон писал, что именно посредством римского права и культуры возможно достижение справедливости и единства человечества, что и предполагает роль Рима как центра культурного мира (Cic., De Off., 2.8). Саллюстий, описывая упадок нравов в Риме, предполагал, что в прежние времена римляне ставили интересы государства выше собственных, что и привело к его величию. Его критика – это призыв вернуться к прежним добродетелям, которые сделали Рим великим (Sall., Catil., 6.1). «Энеида» Вергилия легитимизировала римскую власть, выведя генеалогию римлян от троянских героев и таким образом связав Рим с древнейшей и уважаемой цивилизацией (Verg., Aen., 2.8). Гораций воспевал величие Рима и его правителя Августа, подчеркивая их роль в установлении мира и порядка (Hor., Carm., 3.30.6-9). Плиний, описывая Италию, подразумевает Рим как ее сердце. Он говорил о том, что Италия (а значит, и Рим) вобрала в себя лучшее изо всех народов, что делает ее центром цивилизации (Plin., Nat. hist., 3.39).

Одним из ключевых инструментов формирования столичного имиджа Рима в эпоху Августа стала масштабная строительная программа. Август стремился превратить Рима из хаотичного и неупорядоченного города в благоустроенный центр империи. Светоний сообщает, что Август с гордостью говорил о том, что принял Рим кирпичным, а оставил мраморным (Suet., Aug., 28.3).

Были построены новые храмы, форумы, базилики, амфитеатры, термы и другие общественные здания, которые должны были свидетельствовать о мощи и процветании Рима. Особое внимание уделялось реконструкции старых зданий и строительству новых, которые должны были отражать имперский стиль и идеологию.

Форум Августа, построенный в честь победы Августа над убийцами Цезаря, стал символом его власти и величия. Он включал в себе храм Марса Мстителя, статуи выдающихся римских полководцев и правителей, а также другие памятники, прославляющие римскую историю и культуру.

Театр Марцелла, построенный в честь племянника Августа, Марцелла, стал одним из крупнейших и самых роскошных театров Рима, свидетельствуя о процветании римской культуры и искусства.

Архитектурная трансформация Рима не только сформировала визуальный образ имперского величия, но и улучшила условия жизни горожан, способствуя их лояльности и поддержке Августа.

Октавиан осознавал необходимость не только создания прочного политического режима, но и формирования нового политического порядка, способного обеспечить стабильность и лояльность населения [9, с. 10]. Ключевым достижением этой цели стала реорганизация политической и социальной структуры Рима, направленная на укрепление порядка и законности. Август, понимая, что открытое установление монархии вызывает сопротивление римской аристократии, умело замаскировал свою единоличную власть под республиканскими политическими институтами. Он сохранил сенат, магистратуры, но при этом сосредоточил в своих руках важнейшие полномочия [8, с. 25]. Эта система, получившая название принципата, оказалась гибридом республиканских и монархических элементов.

Август получил титул принцепса сената (первого в сенате), который руководил заседаниями сената и определял политический курс. Также Август получил tribunicia potestas (трибунскую власть), которая поддерживала его неприкосновенность и право вето на решения магистратов.

Сохранение республиканских институтов создало очевидную законность и преемственность, в то время как фактическая власть концентрировалась в руках Августа. Такая политическая система позволяла избежать открытого конфликта с сенатом и обеспечить поддержку новой власти со стороны консервативной части римского общества.

Август провел масштабную административную реформу, направленную на укрепление центральной власти и повышение эффективности управления империей. Он разделил провинции на сенатские и императорские [10, с. 40]. Сенатские провинции, как правило, были мирными и управлялись проконсулами, назначаемыми сенатом. Императорские провинции, расположенные на границах империи и нуждавшиеся в постоянном военном соглашении, находились под управлением легатов, назначаемых лично Августом.

Такая система управления позволяла Августу контролировать армию и поддерживать порядок в регионах империи, обеспечивая безопасность и стабильность. Он также создал систему префектур, которая управляла областями империи, подчиняясь непосредственно императору.

Особое внимание Август уделял управлению Римом. Город был разделен на 14 округов, во главе которых стояли наблюдатели, отвечавшие за поддержание порядка и благоустройство. Была создана система пожарной безопасности и полиции, обеспечивающая строгие меры безопасности жителей. Император провел перепись населения и упорядочил систему содержания [10, с. 56].

Эти реформы не только улучшали систему управления городом, но и способствовали укреплению авторитета Августа и созданию имиджа справедливого и заботливого правителя. Август также активно поддерживал социальные программы, направленные на улучшение жизни бедных и нуждающихся, что способствовало обеспечению социальной стабильности и лояльности населения.

Август проводил активную политику, направленную на восстановление традиционных римских ценностей и стабилизацию института семьи. Он издал законы, поощрявшие браки и рождение детей, и боролся с распущенностью нравов. Были введены меры наказания за прелюбодеяние и безбрачие [11, с. 70-75].

Октавиан стремился возродить культы и восстановить храмы, пришедшие в упадок во время гражданской войны. Он сам принимал участие в официальных церемониях, демонстрируя свою приверженность традициям.

Социальная политика Августа была направлена на поддержку демократических устоев общества и создание благоприятной атмосферы для роста населения и экономического развития.

Август уделял большое внимание развитию культуры и искусства, понимая их роль в изменении идеологии и укреплении имперского имиджа. Он покровительствовал поэтам, писателям, скульпторам и архитекторам, которые прославляли римские ценности и достижения.

Вергилий и Гораций создали произведения, воспевшие величие Рима, римские добродетели и правление Августа. Их поэзия стала частью имперской идеологии и поощрения культа личности Августа.

Скульпторы и архитекторы эпохи Августа создали произведения, отражающие имперский стиль и идеологию. Статуи Августа, триумфальные арки и другие памятники прославляли его достижения и власть.

Культурная политика Октавиана Августа способствовала созданию единого культурного пространства в империи, укрепляя римскую идентичность и лояльность населения.

Имидж Рима как столичного и благоустроенного города использовался для пропаганды имперской идеологии в провинциях. Римская администрация проводила политику унификации провинциальных территорий, внедряя архитектурные и административные стандарты, принятые в столице, что представляло собой соблюдение положений имперской власти и установление римских ценностей. В провинциях строились форумы, храмы, театры и другие общественные здания, которые напоминали о высоте Рима. Римские законы и обычаи распространялись в провинциях, способствуя их развитию в Империи. Римская культура и язык проникли в провинциальную жизнь, формируя новую, романо-провинциальную идентичность [3, с. 89].

Несмотря на очевидные успехи Августа в формировании столичного и имперского имиджа Рима, следует отметить, что этот процесс не был однозначным и не вызывал всеобщего одобрения. Некоторые историки и философы критиковали Августа за установление единоличной власти и ограничение республиканских свобод (Tac., Ann., 4.3). Другие отмечали, что создание идеализированного имиджа Рима и лично Августа скрывало реальные проблемы и противоречия в римском обществе. Однако, несмотря на критику, нельзя отрицать, что деятельность Августа сыграла важную роль в развитии римской идентичности и формировании имперского имиджа, которые оказали огромное влияние на всю последующую историю Рима и Европы.

Эпоха Августа стала переломным моментом в истории Рима, когда столичный имидж Рима был сознательно сформирован и использован для создания имперского имиджа, внушающего величие, стабильность и процветание. Архитектурная трансформация Рима, политические и социальные реформы, культурная политика и распространение римских моделей в провинциях – все это положило начало развитию системы императорской власти Августа, консолидации общества и созданию новой идеологии, которая легла в основу Римской империи.

Несмотря на критику и альтернативные точки зрения, роль Августа в формировании столичного и имперского имиджа Рима остается неоспоримой. Имидж Рима как «Вечного города» продолжал жить и после падения империи, оказав влияние на культуру и политику Европы на протяжении многих столетий.

 Библиографический список

  1. Грант М. Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. 400 с.
  2. Виппер Р.Ю. Очерки истории Римской империи. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 480 с.
  3. Кузнецов И.И. Римская империя: величие и падение. М.: Наука, 2005. 350 с.
  4. Wolfe Greg. Becoming Roman: the Origins of Provincial Civilisation in Gaul. Cambridge: Cambridge University Press, 1998. 336 p.
  5. Wallace-Hadrill Andrew. Rome: A Cultural History. Oxford: Oxford University Press, 2001. 416 p.
  6. Goldsworthy A. In the Name of Rome: the Men Who Conquered the Roman Empire. London: Orion Publishing Group, 2007. 512 p.
  7. Zanker P. The Power of Images in the Age of Augustus. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1990. 400 p.
  8. Зелинский Ф.Ф. Римская империя. СПб.: Алетейя, 2003. 480 с.
  9. Грант М. Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. 400 с.
  10. Зелинский Ф.Ф. Римская империя. СПб.: Алетейя, 2003. 480 с.
  11. Утченко С.Л. Кризис и падение Римской республики. М.: Наука, 1965. 288 с.

Комментарии 2

  • Город Рим, безусловно, занимал важное место в идеологии Империи. Но можно ли к Риму применить термин «столица»? Мне кажется, что это слишком механическое перенесение современного термина в очень далёкое прошлое. Сегодня столица — это административный центр, место, где расположены офисы важнейших органов государственной власти. Причём такое государство должно обладать чертами государства современного типа: суверенитетом, территорией, системой управления.

    Рим эпохи Августа — это нечто иное, это «луковое» государство (простите за кулинарный термин). Оно негомогенное. Можно снимать слой за слоем — и плакать. Внутри — сам Рим. Он и есть государство, вполне самодостаточное, в отличие от современных столиц. Большинство органов власти управляет народом Рима и ближайших окрестностей. Следующие слои — это народы, имеющие разные статусы: вчерашние союзники по Италийскому союзу, а теперь — новые граждане; свободные союзники, договорные союзники и так далее.

    Обширные территории, которые на карте выглядят пятном одного цвета и подписаны «Римская империя», — это земли обитания разных народов, которые управлялись по-разному, жили по разным законам. Все эти земли связывал воедино император, который собирал со всех налоги, держал повсюду войска и своих наместников. Аппарат императора — это параллельная система управления.

    Да, при Августе резиденцией императора был Рим, и лишь в этом смысле он был столицей. Позднее мы увидим, что для империи не принципиально присутствие императора в Риме. Резиденциями императора становились и Милан, и Равенна, и даже Трир. Современный термин «столица», как мне кажется, более подходит городу Константинополю.

    • Уважаемый Сергей Анатольевич, благодарю Вас за внимание к моей работе. Ваш взгляд на применимость термина «столица» к Риму в эпоху Августа представляется весьма интересным и заслуживающим серьезного внимания.
      Я согласен с тем, что механическое перенесение современных понятий на реалии прошлого чревато некоторыми изменениями исторического контекста. Ваша метафора «лукового» государства, несомненно, отражает сложную и многослойную структуру Римской империи с ее разнообразием статусов и форм управления.
      Рим эпохи Августа, сохраняя акцент на развитии римского гражданства, одновременно характеризовался развитием императорского режима. Эта различная направленность властных структур привела к формированию дуалистической системы управления в ранней империи.
      Тем не менее, я считаю, что использование термина «столица» в отношении Рима эпохи Августа является допустимым, хотя и требует определенных уточнений.
      Рим являлся ключевым центром принятия решений, определяющих внутреннюю и внешнюю политику. Здесь располагались Сенат и народное собрание, и, хотя их влияние в эпоху Августа было ограничено, эти органы играли большую роль в плане политического имиджа. Стоит сказать, что Рим служил центром культурной жизни империи, формирования и развития имперской идеологии, наконец, Рим стал символом цивилизованного мира, являясь воплощением римских ценностей и величия, специально переплетенного с культом императора, призванного формировать имперскую идентичность и лояльность населения. Хотя с переносом императорской резиденции в другие города роль Рима как единственного центра власти со временем ослабла, он продолжал сохранять свой высокий статус символического центра империи, обладая непререкаемым культурным и историческим авторитетом.
      Ваше замечание о том, что Константинополь в большей степени соответствует современному пониманию «столицы», вполне обоснованно. Византийская империя с ее централизованной системой управления и четко выраженной территорией действительно имела черты, более близкие к современному государству.
      В заключение я хотел бы сказать, что использование термина «столица» в отношении Рима эпохи Августа – это вопрос смысла и акцентов. Я считаю, что этот термин может применяться для обозначения Рима как государственного, административного, культурного и символического центра Римской империи, но с некоторыми уточнениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *