Козулин В.Н. (г. Барнаул). Барнаул — культурная столица Алтая в конце XIX — начале XX века

Препринт

Аннотация. Статья посвящена истории культуры города Барнаула конца XIX — начала XX века и становлению его имиджа как культурной столицы региона. В этот период, в истории обычно обозначаемый как belle époque, город переживает значительный культурный расцвет и становится очагом притяжения деятелей культуры всего Алтая. В Барнауле наблюдается архитектурный бум, расцветает модерн. В изобразительном искусстве и литературе, как и во всей стране, отмечаются черты Серебряного века, выразившиеся в деятельности выдающихся алтайских писателей и художников, живших и творивших в Барнауле (Г.Д. Гребенщиков, П.А. Казанский, И.И. Тачалов, Г.И. Гуркин, А.О. Никулин). Развивается сфера услуг (гостиничный бизнес) и развлечений (кинематограф). В Барнауле накануне революции была предпринята соответствовавшая мировым трендам того времени и одна из первых в истории попытка создания «города-сада» в северной части города. Делается вывод, что уникальность алтайского опыта формирования имиджа столицы состоит в том, что имидж региона здесь в значительной степени сливается с имиджем столицы, и происходит взаимообогащение образов: Барнаула — за счет Алтая, а Алтая — за счет Барнаула.

Ключевые слова: Барнаул, Алтай, культурная столица, belle époque, стиль модерн, имидж региона.

Kozulin V.N. (Barnaul). Barnaul as the Cultural Capital of Altai in the Late 19th — Early 20th Centuries

Abstract. The article is devoted to the cultural history of the city of Barnaul in the late 19th — early 20th centuries and the formation of its image as the cultural capital of the region. During this period, usually labeled as the belle époque, the city experienced a significant cultural flourishing and became a center of attraction for cultural figures from the whole Altai region. Barnaul experienced an architectural boom, Art Nouveau flourished. In the fine arts and literature, as well as in the whole country, the features of the Russian “Silver Age” are noted, expressed in the activities of outstanding Altai writers and artists who lived and worked in Barnaul (G.D. Grebenshchikov, P.A. Kazansky, I.I. Tachalov, G.I. Gurkin, A.O. Nikulin). The service sector (hotel business) and entertainment (cinema) is also developing. In Barnaul, on the eve of the revolution, a first in history attempt to create a “garden city” in the northern part of the city, which corresponded to the world trends of that time, was undertaken. It is concluded that the uniqueness of the Altai experience in the formation of the capital’s image is that the image of the region here largely merges with the image of the capital, and there is a mutual enrichment of images: Barnaul — at the expense of Altai, and Altai — at the expense of Barnaul.

Keywords: Barnaul, Altai, cultural capital, belle époque, art nouveau, image of the region.

Город Барнаул впервые стал региональной столицей в 1917 году, когда Томская губерния была разделена на две, и из нее была выделена новая Алтайская губерния. Это решение приняло Временное правительство в июне 1917 г., хотя проект разделения был подготовлен еще царским правительством в феврале 1916 г. Губернским городом новоиспеченной губернии стал Барнаул. Правда, эта Алтайская губерния просуществовала всего несколько лет, до 1925 года, в котором она была включена в состав более крупной административной единицы, Сибирского края, но спустя 12 лет, после нескольких административно-территориальных пертурбаций, советская власть вновь вернулась к идее более компактного административного деления Сибири, и в 1937 г. был образован Алтайский край, существующий до сих пор, со столицей в Барнауле.

Таким образом, формально столицей региона Барнаул в указанный в заглавии период не являлся и даже не являлся губернским городом. Вообще, в дореволюционной России к «столицам» обычно причисляли города с численностью населения в 100 тысяч человек и более, к губернским городам — с населением от 20 до 100 тыс. чел., к уездным или малым — от 5 до 20 тыс. чел., остальные города, с населением менее пяти тысяч, считались заштатными (или безуездными) городами [1, с. 13]. Если придерживаться этого принципа, то фактически Барнаул можно было бы причислить к губернским городам уже в конце XIX века, когда численность его населения достигла 20 тысяч, а в начале XX в. она уже перевалила за 70 тысяч (1916 г.) (см. рис. 1).


Рис. 1. Барнаульцы на праздновании 100-летия Бородинской битвы на Полковой площади, 1912 г.
В центре — Никольская церковь, на заднем плане виднеется исчезнувшая ныне «Дунькина роща» [2]
Колоризовано при помощи ИИ

Не стоит также забывать, что в ведомственном отношении Барнаул долгое время (с 1747 до 1896 года) являлся центром сначала Колывано-Воскресенского, а затем (с 1834 г.) Алтайского горного округа Кабинета его императорского величества (так называемой «кабинетной территорией»), и в этом отношении округ, как и его центр, подчинялись непосредственно императору. В первом издании знаменитой энциклопедии «Брокгауз—Ефрон» Барнаул так и называется — «главным городом обширного Алтайского округа кабинета его императорского величества» [3, с. 82], а во втором издании уже уточняется, что это «торговый и административный центр Алтайского округа» [4, стлб. 247]. В Британской энциклопедии издания 1911 года Барнаул называется столицей (capital) Алтайского горного округа (хотя он уже не существовал к этому времени) [5, p. 411].

Этот особый статус Барнаула, как столицы горного округа, долгое время подведомственного непосредственно Петербургу, позволяет говорить о нем именно как об одном из центральных городов Западносибирского региона. Слово «столица» в русскоязычных источниках того времени в отношении региональных центров стараются избегать: видимо, это связано с этимологической близостью этого слова к слову «престол», от которого оно и происходит («стольный град»), в отличие от большинства других европейских языков, где имеет место другая этимология: «главный город» (ср. англ. the capital, франц. la capital, нем. die Hauptstadt). Поэтому, как видим на примере энциклопедии «Брокгауз—Ефрон», Барнаул называется либо «главным городом» либо «административным центром».

В описаниях Барнаула ученые и путешественники прошлых веков часто называли его «чистым уголком Петербурга», «Сибирскими Афинами», «оазисом в варварской пустыне» [см.: 6]. Подобные эпитеты определенно говорят о Барнауле и как о культурной столице региона. И в данной статье мы хотим развить тезис именно об этой составляющей имиджа города — как культурной столицы Русского Алтая в конце XIX — начале XX века. Часть этого обширного материала вошла в один из разделов монографии о роли историко-культурного наследия в формировании имиджей регионов [7], посвященный дореволюционному наследию Барнаула и Алтайского края, но значительная часть не была опубликована. Говоря о «Русском Алтае», мы имеем в виду, в административном отношении, в основном Барнаульский уезд или округ (в разное время он назывался по-разному) тогдашней Томской губернии, так как бóльшую часть другого южносибирского уезда, Бийского, в те времена составляли территории нынешней Республики Алтай и Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан [8, с. 263].

Нужно отметить, что еще и до рассматриваемого периода Барнаул обнаруживал в себе черты культурной столицы региона. Недаром известный ученый и путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский еще в середине XIX века назвал его «Сибирскими Афинами», противопоставляя более грубому и милитаристскому Омску, который он сравнивал со Спартой [9, с. 56–57]. В последней четверти XVIII века в Барнауле уже существовали горное училище, библиотека, любительский театр и оркестр [10; 11, с. 6, 17], а в первой четверти XIX-го появился первый в Сибири музей и типография. Согласно описаниям иностранных путешественников XIX века, Барнаул также производил на них впечатление весьма культурного и приятного города [6, с. 99]. Столь высоким уровнем культуры он был обязан, конечно же, пребыванию здесь горных офицеров и инженеров, довольно образованной публики, с высокими культурными запросами (выражаясь языком советских канцеляризмов).

Однако еще больше развернулась культурная жизнь Барнаула, как ни странно, тогда, когда он перестал быть горным центром, после увядания горного дела на Алтае и полного упадка горной промышленности в конце XIX века. Если в эпоху горного города культура была уделом небольшого числа горных служащих, то в новую эпоху конца XIX — начала XX века, которую во всем мире называют французским словом la belle époque («прекрасная эпоха»), культура пришла в более широкие массы. В истории русской культуры эту эпоху называют еще «Серебряным веком», но большей частью применительно к литературе, особенно к поэзии. Это была поистине чудесная эпоха в истории культуры. Накануне всеобщего краха, в преддверии войны и революции, Провидение словно бы дало человечеству ненадолго насладиться иллюзией торжества прогресса и процветания, невероятным культурным рассветом. Можно без всякого преувеличения сказать, что именно в этот период город Барнаул становится центром просвещения и культуры всего Алтая.

Барнаул фактически перестал быть горным городом в последние два десятилетия XIX в. Горная промышленность на Алтае приходила в упадок уже со второй половины XIX века (после реформы 1861 г.), а в 90-е гг. этот процесс принял необратимый характер. В 1896 г. Алтайский горный округ перестал называться горным, а в 1898 г. западносибирские округа снова переименовали в уезды (как уже было до 1822 года). Значительные метаморфозы происходят в эту эпоху с бывшим горным городком Барнаулом, этим некогда уголком Петербурга. Главное и очевидное изменение в имидже города точно подметил «Сибирский торгово-промышленный календарь» на 1911 год: «Из мирного и безмятежного уголка Петербурга с повадкою неспешащего в делах аристократа Барнаул становится живым и бойким коммерсантом» [цит. по: 12, с. 10].

Барнаул и в целом Алтай развивались очень бурными темпами, регион становится в это время одним из лидеров Сибири по производству масла, активно развиваются и другие отрасли промышленности — пимокатное и овчинно-шубное производство (по всей Сибири успехом пользовались шубы-«барнаулки»), мукомольное, лесопильное, винокуренное, содовое (в Барнауле был построен первый в России содовый завод еще в 1864 г.), железнодорожное строительство, металлообработка, развивалось на Алтае также банковское дело. Неслучайно в одном немецком издании конца XIX в. Алтай назвали «будущей Калифорнией России» [13].

В архитектуре Барнаула в «прекрасную эпоху», как и повсюду, на смену классицизму приходит стиль модерн. Не так много его произведений, к сожалению, сохранилось, особенно в их первозданном виде. Пожалуй, один из самых ярких сохранившихся памятников — это дом купца С.Я. Яковлева на ул. Короленко, 50 (дореволюционный адрес: Томская, 44) [см. подробнее: 14] (рис. 2).


Рис. 2. Дом купца С.Я. Яковлева, 1913 г. [15]

В стиле модерн строились и многие памятники деревянного зодчества, как, например дом купцов Шадриных, где в советское время располагался ресторан «Русский чай», а также гостиница «Империал» (странным образом сгоревшая дотла во время реставрационных работ в конце 1990 х гг.) (рис. 3), здание бывшей гимназии М.Ф. Будкевич и др.


Рис. 3. Гостиница «Империал», 1903–1910 гг. [16, с. 53]

Одним из самых выдающихся алтайских архитекторов «прекрасной эпохи» был И.Ф. Носович, выходец из мелкопоместных дворян г. Ровно, приехавший в Барнаул в 1899 г. и дослужившийся здесь до должности губернского архитектора (в 1919 г.). Главные сооружения Носовича в Барнауле — это Народный дом (нынешняя Филармония), по проекту известного петербургского архитектора И.П. Ропета, Римско-католический костел (рис. 4) и огромное, занимающее целый квартал, здание городской думы и управы на Московском проспекте (ныне Ленина, 6). Уникальным памятником деревянного зодчества является и собственный дом Носовича, находившийся на ул. 1-й Алтайской (Чернышевского), а в конце прошлого — начале нынешнего века перенесенный на улицу Анатолия, правда не полностью, первый этаж был значительно укорочен (ныне там находится «Дом архитектора») [17].


Рис. 4. Римско-католический собор, 1913 г. [18]

И.Ф. Носович также известен тем, что, руководствуясь идеями модного тогда английского философа и социолога-утописта Э. Говарда, он задумал создать в северной части Барнаула, славившейся особо богатой растительностью, так называемый «город-сад» (или «сад-город», как тогда чаще говорили). Однако этому плану не суждено было реализоваться, так как нагрянули революция и гражданская война (план «сада-города» был утвержден Барнаульской городской думой 23 октября 1917 г., за два дня до Октябрьского переворота).

В начале XX века Барнаул переживает настоящий строительный бум. Из огромного множества построенных зданий некоторые даже уцелели до сих пор (например, здание магазина «Красный», «Народный дом» и бывший доходный дом купцов Н.Д. Аверина и Д.Я. Алейникова на ул. Гоголя, который барнаульцы в старину называли «небоскребом»). Но большое число зданий не сохранились. В частности, это уже упоминавшаяся гостиница «Империал» — памятник резного деревянного зодчества, и, пожалуй, лучшая в городе дореволюционная гостиница «Европа»: она располагалась на месте нынешнего Пушкинского сквера и была снесена в конце 1970-х гг. (рис. 5).


Рис. 5. Гостиница «Европа», 1909 г. (в советское время — гостиница «Комхоз») [22]

В гостинице было 40 номеров, электрическое освещение, ванные комнаты, телефоны, на первом этаже располагалась французская кондитерская и кофейня торгового дома «Я.И. Сарцевич и К°», а в начале 1917 г. открылся ресторан I класса «Café de Paris», с бильярдами и оркестром [19–21] (рис. 6).


Рис. 6. Меню в гостинице «Европа» и ассортимент французской кондитерской (находившейся внизу, на первом этаже здания гостиницы) [22]

Искусство эпохи Серебряного века на Алтае представлено именами таких известных художников, как Г.И. Гуркин (коренной алтаец, учившийся в Петербурге в мастерской И.И. Шишкина, расстрелянный в годы сталинских репрессий) и А.О. Никулин (учившийся в Горном училище в Барнауле, в Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге и в Академии Жульена в Париже) [23–25]. Никулин, в отличие от Гуркина, рисовал не только алтайские виды, но и пейзажи Барнаула. В 1917–23 гг. он жил и работал в Барнауле, преподавал в художественной студии, рисовал декорации к спектаклям. Определенный след оставил Алтай и в творчестве известного художника, в 1910–15 гг. председателя общества «Мир искусства», Н.К. Рериха, который побывал в Барнауле в 1926 г., во время своей трансазиатской экспедиции [26; 19, с. 87].

Главные фигуры алтайской литературы Серебряного века — это поэты П.А. Казанский, И.И. Тачалов и прозаик Г.Д. Гребенщиков. Последних двух особенно опекал Максим Горький. Г.Д. Гребенщикова высоко ценили, помимо Горького, Шишков, Короленко и Куприн. А Ф.И. Шаляпин, читая его роман «Чураевы», говорил, что «когда я их читаю, я горжусь, что я русский, и сожалею, что я не сибиряк» [27, с. 190].

В 1912–13 г. Гребенщиков был редактором передовой газеты «Жизнь Алтая», издававшейся барнаульским предпринимателем и общественным деятелем, депутатом IV Государственной думы В.М. Вершининым. После него редактором был П.А. Казанский. Газета стала поистине средоточием культурной жизни Алтая, в ней работали или с ней сотрудничали все наиболее образованные и передовые люди Алтая.

Стоит назвать имена также и других полузабытых алтайских поэтов и писателей Серебряного века. Это Александр Балин, Артем Ершов, Арсений Жиляков, Степан Исаков, Александр Новоселов, Александр Пиотровский, Глеб Пушкарев. Все они являлись членами так называемого «Агулипрока» (Алтайского губернского литературно-продовольственного комитета) — возникшего в революционную эпоху объединения алтайских литераторов. Сотрудничал с этим объединением, по всей видимости, и Виталий Бианки, который в ту пору пробовал писать стихи. Объединение в 1917–18 гг. издавало отдельные произведения своих авторов (и более маститых — Гребенщикова, Казанского, Шишкова) в виде недорогих книжек «библиотеки „Сибирский рассвет“» [28].

Наконец, говоря о belle époque, необходимо вспомнить, что это эпоха невероятного технического прогресса в истории человечества. В эту эпоху появляются автомобили, самолеты, телефоны, граммофоны и кинематограф. Не обошел стороной технический прогресс и Алтай, в особенности Барнаул. В Барнаул кинематограф пришел не намного позднее, чем в столицы и другие крупные города. Первый киносеанс в Барнауле состоялся 22 мая 1897 г. Как сообщала газета «Томский листок», «разнообразия картин не было, хотя некоторые производят хорошее впечатление, а именно улица Парижа, купание в Сене, сжигание трав и др.» [29].

В начале XX в. в Барнауле начинается бум строительства кинотеатров. Первый постоянно действующий кинотеатр возник в Барнауле в 1908-м или, по другим данным, в 1909 г., а в 1910 г. их появилось уже шесть («Триумф», «Иллюзион», «Каскад», «Трио», «Грот», «Фурор») (рис. 6). Правда, вскоре многие закрылись. Все барнаульские кинотеатры размещались на одной улице — Пушкинской (которая уже тогда носила такое название, будучи переименованной из Иркутской в честь столетия со дня рождения великого поэта в 1899 г.).


Рис. 7. Пассаж И.Ф. Смирнова, в котором размещался электротеатр «Триумф». Начало XX в. Алтайский краеведческий музей

Один из самых крупных кинотеатров (на 179 мест) назывался «Иллюзион» (рис. 7) и располагался по соседству с Петропавловским собором, что возмущало некоторых жителей, и группа барнаульцев даже обратилась по этому поводу с жалобой к томскому губернатору, в которой им было отказано «за отсутствием оснований» [29, с. 155].


Рис. 8. Фасад синематографа «Иллюзион» Е.И. Лебзиной, 1910 г.
Проект архитектора АЛ. Шиловского. Алтайский краеведческий музей

В январе 1913 г. в Барнауле был открыт самый респектабельный на тот момент кинотеатр «Новый мир». Он размещался на пересечении Пушкинской и Московского проспекта, на том месте, где позднее, в советское время, был кинотеатр «Пионер», а сейчас находится здание концертного зала оркестра «Сибирь». «Иллюзион» и «Новый мир» просуществовали до начала 1920-х гг.

Город Барнаул стал прочно ассоциироваться с Алтаем еще во времена существования горного округа, по крайней мере с тех пор, как он из Колывано-Воскресенского был переименован в Алтайский (в 1834 г.). Обычно названия российских регионов происходят от названия их главных городов (столиц). Коренное различие их названий — это довольно редкий случай. Вообще, такое бывает только в случае со столицами стран или национальных образований и автономий в составе Российской Федерации.

Исключениями из правила являются только Барнаул и Алтай, Благовещенск и Амурская область, Владивосток и Приморский край, Чита и Забайкальский край. Возможно, еще Петропавловск-Камчатский и Камчатский край, хотя в данном случае в названии столицы все-таки содержится название региона. Всё это большие регионы Сибири и Дальнего Востока, возникшие в результате их русской колонизации и сопоставимые по территории с национальными республиками в составе РФ. Не случайно они имеют в основном статус «краев» (за исключением Амурской области).

Рассмотренная в этом очерке история Барнаула конца XIX — начала XX века как культурной столицы Русского Алтая демонстрирует наглядный пример того, как имидж региона в значительной степени слился с имиджем столицы. Здесь мы имеем дело с процессом взаимообогащения образов: Барнаула — за счет Алтая, а Алтая — за счет Барнаула, так как именно Барнаул стал центром притяжения лучших культурных деятелей региона, в нем бурлила культурная жизнь и продуцировалась культурная база всего региона.

Библиографический список
1. Анимица Е.Г., Медведева И.А., Сухих В.А. Малые и средние города: научно-теоретические аспекты исследования: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. экон. ун-т, 2003. 105 с.
2. Вдовин А.Н. Барнаул в 1912 году. Хроника событий. URL: https://samlib.ru/w/wdowin_a_n/1912.shtml (дата обращения: 17.05.2025).
3. Барнаул // Энциклопедический словарь / Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон; под ред. проф. И.Е. Андреевского. Т. III. Банки—Бергер. СПб.: Семеновская типолитография И.А. Ефрона, 1891. С. 82.
4. Швецов С.П. Барнаул // Новый энциклопедический словарь /Издатели: Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон; под общ. ред. акад. К.К. Арсеньева. Т. V. Балюстрада—Беранже. СПб.: Типография Акционерного общества «Брокгауз—Ефрон», 1912. Стлб. 247—249.
5. The Encyclopaedia Britannica. 11th ed. Vol. III. Austria Lower to Bisectrix. N.Y.: Encyclopaedia Britannica, Inc., 1911. 994 p.
6. Козулин В.Н. Образ Барнаула XVIII — середины XIX в. в описаниях современников // Вестник АлтГПУ. 2024. №3 (60)). С. 93–101. DOI 10.37386/2413-4481-2024-3-93-101.
7. Козулин В.Н. Барнаул и Алтай, которые мы потеряли: о роли дореволюционного историко-культурного наследия в современном имидже города и края // Дневник Алтайской школы политических исследований №40. Роль историко-культурного наследия в формировании имиджей регионов: коллективная монография / под ред. Ю.Г. Чернышова. Барнаул: Азбука, 2024. С. 199–217.
8. Зиновьев В.П. Томская губерния // Большая российская энциклопедия: В 35 тт. / гл. ред. Ю.С. Осипов. Т. 32. Телевизионная башня — Улан-Батор. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2016. С. 263.
9. Семенов-Тян-Шанский П.П. Мемуары. Т. II. Путешествие в Тянь-Шань в 1856–1857 гг. М.: Гос. изд-во геогр. лит., 1946. 382 с.
10. Гришаев В.Ф. «Театральный дом» в Барнауле // Алтайский сборник. Вып. XV / отв. ред.: В.А. Скубневский. Барнаул: Алтайское отделение Всероссийского фонда культуры, 1992. С. 29–34.
11. Гришаев В.Ф. Общественно-культурная жизнь Барнаула (последняя четверть XVIII — начало XX в.) // Барнаул. История культуры. Пособие для учителя / сост. И.Н. Свободная. Барнаул: РИА «Алтапресс», 2000. С. 6–23.
12. Метельницкий К.Н. Голливуд на 3-й Луговой // Алтайская правда. 21.03.1992. С. 10.
13. Алтай, будущая Калифорния России и царствовавшие на Алтае порядки / ред.-изд. В. Отпетый. Лейпциг: Типография Бера и Германна, 1882. 96 с.
14. Станченко В.И. Степан Яковлевич Яковлев, барнаульский предприниматель (1866—1917): история рассказанная правнуком. 2-е изд. М.: МЦНМО, 2015. 160 с.
15. Жертва махинаций, владелец шикарнейшего дома. Чем был известен бизнесмен Яковлев и что он оставил Барнаулу // Алтапресс – news. URL: https://dzen.ru/a/ZYuCFDerYgEOU2K_ (дата обращения: 17.05.2025).
16. Памятники деревянного зодчества города Барнаула. Каталог. Барнаул: б/и, 2012. 88 с.
17. Дом_Носовича // Википедия. Свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом_Носовича (дата обращения: 17.05.2025).
18. Прогулки по Барнаулу. Путь к «сердцу» города // Вести из Алтайской глубинки. URL: https://dzen.ru/a/Y_SwyUt89VI25iln (дата обращения: 17.05.2025).
19. Скубневский В.А. Гостиницы // Барнаул. Энциклопедия. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000. С. 87–88.
20. Метельницкий К.Н. Прогулка по улице Пушкиской (по материалам фотоколлекции Алтайского государственного краеведческого музея) // Избранные страницы׃ клубу любителей алтайской старины — 20 лет. Сборник ⁄ сост. В.П. Кладова. Барнаул: РИО АКУНБ, 2011. С. 93–94.
21. Гостиница Сасс в Барнауле жива? // Яндекс Дзен. «Дореволюционная история». 30.04.2023. URL: https://dzen.ru/a/ZE5wd8ZBnB-cRsEV (дата обращения: 17.05.2025).
22. Беркетова Д. Сибирский фуд-корт, декаданс с пельменями. Каким был дореволюционный общепит в Барнауле // Altapress.ru. URL: https://altapress.ru/story/sibirskiy-fud-kort-dekadans-s-pelmenyami-kakim-bil-dorevolyutsionniy-obshchepit-v-barnaule-350639 (дата обращения: 17.05.2025).
23. Степанская Т.М. Гуркин // Энциклопедия Алтайского края. В двух томах. Т. II. Барнаул: Пикет, 1997. С. 116–117.
24. Степанская Т.М. Никулин // Энциклопедия Алтайского края. В двух томах. Т. II. Барнаул: Пикет, 1997. С. 245–246.
25. Алтайский краевой музей изобразительных и прикладных искусств. Г.И. Гуркин. А.О. Никулин. Набор открыток (14 штук) /ред. В.Н. Панкратова; худ. ред. Л.Я. Рубен. М.: Советский художник, 1983.
26. Шишин М.Ю. Рерих // Энциклопедия Алтайского края. В двух томах. Т. II. Барнаул: Пикет, 1997. С. 307.
27. Юдалевич М.И. Барнаул (1730—1917). Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1992. 216 с.
28. Гришаев В.Ф. «Сибирский рассвет» // Алтайский сборник. Вып. XV / отв. ред.: В.А. Скубневский. Барнаул: Алтайское отделение Всероссийского фонда культуры, 1992. С. 37–40.
29. Огнева Е.В. Кинематограф в Барнауле // Барнаул. История культуры. Пособие для учителя / сост. И.Н. Свободная. Барнаул: РИА «Алтапресс», 2000. С. 150–162.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *