Препринт
Аннотация. Автор исследует политику Израиля по формированию образа Иерусалима как легитимной и неделимой столицы, анализируя символические, идеологические и институциональные практики, используемые для утверждения этого статуса как внутри страны, так и на международной арене. Рассматриваются исторические аспекты статуса Иерусалима, его уникальная роль как святыни для иудаизма, христианства и ислама, а также влияние арабо-израильского конфликта на его разделение и последующее объединение Израилем. Особое внимание уделяется ключевым правовым актам, таким как «Основной закон об Иерусалиме – столице Израиля» 1980 г., и международной реакции на них. В статье также обсуждаются внутренние противоречия и вызовы, включая конфликт с палестинским населением, межконфессиональные отношения и влияние символической политики в общественном дискурсе. Исследование базируется на междисциплинарном подходе, автор использует методы политической науки, социологии, культурной антропологии и анализа дискурса, что позволяет всесторонне изучить конструирование символической легитимности столичного статуса Иерусалима в условиях продолжающихся политических и социальных конфликтов.
Ключевые слова: Иерусалим, столица Израиля, символическая легитимность, израильско-палестинский конфликт, религиозные святыни, международный статус, политическая идентичность, Храмовая гора, основной закон, символическая политика.
Usoltsev S.A. (Barnaul). Jerusalem’s Capital Status: Constructing Symbolic Legitimacy
Abstract. The author examines Israel’s policy of shaping Jerusalem’s image as a legitimate and indivisible capital, analyzing the symbolic, ideological, and institutional practices used to assert this status both domestically and internationally. It explores historical aspects of Jerusalem’s status, its unique role as a holy city for Judaism, Christianity, and Islam, and the impact of the Arab-Israeli conflict on its division and subsequent unification by Israel. Particular attention is paid to key legal acts, such as the 1980 “Basic Law: Jerusalem, Capital of Israel”, and the international reaction to them. The article also discusses internal contradictions and challenges, including the conflict with the Palestinian population, interfaith relations, and the influence of symbolic politics in public discourse. The study is based on an interdisciplinary approach, the author uses methods from political science, sociology, cultural anthropology, and discourse analysis to provide a comprehensive study of the construction of the symbolic legitimacy of Jerusalem’s capital status in the context of ongoing political and social conflicts..
Keywords: Jerusalem, capital of Israel, symbolic legitimacy, Israeli-Palestinian conflict, religious sites, international status, political identity, Temple Mount, basic law, symbolic politics.
Вопрос о статусе Иерусалима является одной из центральных и наиболее чувствительных тем в ближневосточной политике, символизируя пересечение религиозных, национальных и международных интересов. Для Государства Израиль Иерусалим не только выполняет функции административного центра, но и представляет собой ключевой элемент национальной идентичности, исторической памяти и символической легитимации. Провозглашённый столицей Израиля в 1950 г., Иерусалим стал ареной широкомасштабных политических, дипломатических и культурных усилий, направленных на утверждение его статуса как «единой и неделимой» столицы еврейского государства.
Настоящее исследование посвящено анализу сознательной государственной политики, направленной на формирование образа Иерусалима как легитимной столицы Израиля. В центре внимания — символические, идеологические и институциональные практики, с помощью которых этот образ укрепляется внутри страны и продвигается на международной арене. Особое внимание уделяется трудностям, возникающим на этом пути, включая конфликт с палестинским населением, международные споры и внутренние социальные противоречия.
Актуальность темы определяется не только продолжающимся политическим конфликтом вокруг Иерусалима, но и важностью понимания механизмов, с помощью которых государства конструируют и утверждают символические основания своей легитимности. Исследование основано на междисциплинарном подходе, опирающемся на методы политической науки, социологии, культурной антропологии и анализа дискурса. В качестве источников используются нормативные акты, государственные программы, медиаматериалы, а также научные и публицистические работы, освещающие различные аспекты символической политики Израиля в отношении Иерусалима.
Символическое конструирование столичного статуса Иерусалима проистекает из его исключительной роли как святыни для трех мировых авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама. Для каждого из этих верований Иерусалим обладает глубоким религиозным, историческим и духовным значением, что делает его не просто городом, а сакральным центром и объектом стремления.
Для иудаизма Иерусалим – это город царя Давида, место расположения Первого и Второго Храмов, а также центр еврейской национальной и религиозной идентичности на протяжении тысячелетий. Стена Плача (Котель) – фрагмент укреплений Второго Храма – является одним из самых священных мест иудаизма, символом неразрывной связи еврейского народа со своей исторической родиной и стремления к возрождению. Именно эта связь обусловливает восприятие Иерусалима как вечной и неделимой столицы еврейского государства, что нашло отражение в израильском законодательстве 1980 г.
В христианстве Иерусалим почитается как место распятия, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Церковь Гроба Господня является одной из главных христианских святынь, привлекая миллионы паломников со всего мира. Для христиан Иерусалим символизирует спасение и духовное возрождение. Различные христианские конфессии имеют свои представительства и святыни в городе, что также подчеркивает его многогранность и универсальное значение. Средневековыми христианами Иерусалим воспринимался как центр мира, иногда символический, иногда буквальный [1]. «Новые Иерусалимы» возводились там, где возникало желание создать центр религиозного притяжения.
В исламе Иерусалим, или Аль-Кудс, является третьим по святости городом после Мекки и Медины. Храмовая гора с Куполом Скалы и мечетью Аль-Акса ассоциируется с ночным путешествием пророка Мухаммеда (Исра и Мирадж). Для мусульман Иерусалим – это не только место поклонения, но и символ палестинской национальной идентичности и борьбы за самоопределение. Контроль над святынями и доступ к ним является ключевым элементом палестинских требований и усиливает символическое значение города в контексте конфликта.
Эти глубокие религиозные и исторические корни превращают Иерусалим в мощный символ, который выходит за рамки простого территориального спора. Для каждой стороны он является воплощением национальной гордости, религиозной веры и исторических притязаний. В результате, любые политические решения или действия, касающиеся статуса Иерусалима, неизбежно воспринимаются через призму этих символических значений, вызывая острые эмоциональные и политические реакции как на региональном, так и на международном уровне. Таким образом, символическое конструирование столичного статуса Иерусалима не является статичным, а постоянно переплетается с политическими амбициями и историческими нарративами, усложняя поиск компромисса.
История статуса Иерусалима неразрывно связана с историей арабо-израильского конфликта, зарождение которого связано с прибытием первых еврейских иммигрантов в Палестину (Эрец-Исраэль) и развитием движения сионизма. Этот период ознаменовался ростом арабо-еврейских трений, которые к середине XX в. переросли в полномасштабный конфликт. До 1948 г., на протяжении столетий османского владычества и британского мандата, не существовало какого-либо юридически обязательного международного договора, четко определяющего правовой статус Иерусалима. Тем не менее, как турецкие власти, так и британская администрация, исходя из того, что Иерусалим является центром трех мировых религий, обеспечивали права верующих всех конфессий.
Поворотным моментом стала Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 181/II от 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины. Этот документ предусматривал создание арабского и еврейского государств, а Иерусалим должен был получить особый международный статус – так называемый «Corpus Separatum». Предполагалось, что эта территория будет находиться под международным контролем, что подчеркивало уникальность города и стремление мирового сообщества предотвратить его превращение в предмет односторонних территориальных притязаний. Однако эти планы были нарушены началом Первой арабо-израильской войны 1948-1949 гг.
Война, начавшаяся в результате эскалации гражданского конфликта после объявления о разделе, а затем полномасштабного вторжения панарабских армий, коренным образом изменила ситуацию. Несмотря на уверенность арабских лидеров в способности разбить евреев и вытеснить их из Палестины, ход войны был сложным и непредсказуемым. ООН предпринимала попытки посредничества, вводя перемирия, но переговоры о мире в 1949 г. в Лозанне не принесли результатов из-за отказа сторон идти на уступки по ключевым вопросам, таким как границы, признание и возвращение беженцев. В конечном итоге, были подписаны соглашения о перемирии, которые формально завершили военные действия, заменив состояние войны де-юре состоянием невоюющих сторон. Эти линии перемирия де-факто стали международными границами, разделив, в частности, Иерусалим на Западный, контролируемый Израилем, и Восточный, контролируемый Иорданией. Таким образом, первоначальный международный план по Иерусалиму не был реализован, и город фактически оказался разделен между противоборствующими сторонами. Сразу после войны Израиль провозгласил подконтрольную часть Иерусалима столицей и начал переносить туда офисы госучреждений. В 1953 г. был основан музей «Яд ва-Шем», Национальный мемориал Катастрофы и Героизма, который со временем стал вторым (после Стены плача) по посещаемости местом в Иерусалиме [2].
После Шестидневной войны 1967 г. Израиль установил контроль над всем Иерусалимом, что привело к новому витку споров о его статусе. Активное строительство еврейских поселений в Восточном Иерусалиме и вокруг него рассматривалось международным сообществом как незаконное и подрывающее перспективы решения конфликта на основе принципа двух государств. Еще одной мерой по институционализации столичного статуса Иерусалима стало размещение в городе ключевых государственных учреждений Израиля, включая Кнессет, Верховный суд, министерства и резиденцию премьер-министра. Премьер-министр Леви Эшколь произнес речь, в которой объединение города было «признанием его статуса как жизни и сердца нации» и не подлежало никаким рациональным соображениям — политическим, военным или экономическим [3, с. 475]. На переговорах по итогам войны 1967 г. израильская сторона, готовая на некоторые компромиссы, заявила однако, что объединенный Иерусалим останется единственной столицей Израиля и обсуждать здесь нечего [3, с. 494]. Иерусалим был не просто городом; он был столицей еврейской истории, символом национального возрождения, и теперь, после воссоединения, он стал восприниматься вечной и единой столицей Израиля [4].
Одной из наиболее значимых мер стало принятие Кнессетом Израиля в 1980 г. «Основного закона об Иерусалиме – столице Израиля». Этот закон провозгласил «целый и объединенный Иерусалим» столицей Израиля, закрепляя его как постоянный и неделимый город. Этот шаг был воспринят большинством мирового сообщества как нарушение международного права, в частности, резолюций ООН, которые предусматривали международный статус города или требовали его разделения. В ответ на этот закон Совет Безопасности ООН принял Резолюцию 478, призывающую государства-члены вывести свои дипломатические представительства из Иерусалима.
Международное сообщество в основном не признает одностороннего объявления Иерусалима столицей Израиля. Большинство стран мира традиционно размещали свои посольства в Тель-Авиве, подчеркивая нейтральную позицию по окончательному статусу города. Однако решение администрации Дональда Трампа в декабре 2017 г. о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим стало серьезным исключением. Этот шаг, осуществленный в 2018 г., был воспринят многими как нарушение международного консенсуса и оказал значительное влияние на дипломатические усилия по урегулированию палестино-израильского конфликта. Реакция мирового сообщества на это решение была преимущественно негативной, и многие страны подтвердили свою приверженность международному праву и резолюциям ООН, касающимся статуса Иерусалима.
Внутренние противоречия и вызовы, связанные со столичным статусом Иерусалима, проявляются как внутри израильского общества, так и среди палестинцев, а также в сложных взаимоотношениях между ними. Среди палестинцев Иерусалим является центральным символом их национальной идентичности и стремления к государственности. Восточный Иерусалим рассматривается как будущая столица палестинского государства. Основные противоречия здесь заключаются в неприятии израильского контроля над Восточным Иерусалимом и протестах против его аннексии. Деятельность радикальных группировок, которые являются сдерживающим фактором для сотрудничества с другими странами, также осложняет ситуацию. Есть также внутренние разногласия между различными палестинскими фракциями относительно стратегии достижения государственности и окончательного статуса Иерусалима.
Взаимоотношения между израильтянами и палестинцами в Иерусалиме характеризуются глубоким недоверием и частыми вспышками насилия, особенно вокруг святых мест, таких как Храмовая гора (Харам аш-Шариф / Комплекс Аль-Аксы). Каждая сторона воспринимает действия другой как провокацию или посягательство на свои права. Необходимость сохранения статус-кво на Храмовой горе, где евреям разрешено посещать, но не молиться, постоянно находится под угрозой, что приводит к столкновениям. В 2021 г. мировой суд разрешил евреям молиться на Храмовой горе шепотом, что вызвало беспокойство не только палестинцев, но и министра внутренней безопасности Израиля [5]. Авторы монографии «Иерусалим: история, демография, экономика и политика России в отношении Святого города» отмечают тенденцию к расшатыванию статуса Храмовой горы и предполагают, что в будущем Израиль установит более надежный и легитимный контроль над религиозным центром своей столицы [6].
Символическая политика в общественном дискурсе вокруг Иерусалима играет колоссальную роль, превращая каждый аспект его статуса в поле битвы нарративов, идентичностей и религиозных притязаний. Город воспринимается не просто как географическая точка, а как живой символ, воплощающий национальные чаяния, религиозные верования и исторические права.
Для Израиля, символическая политика активно конструирует Иерусалим как «вечную и неделимую столицу еврейского народа». Этот нарратив укоренен в тысячелетней истории иудаизма, связи с библейскими царями и Храмом. Огромный Музей Израиля приглашает на экскурсии, в том числе и русскоязычные [7], демонстрирует внушительных размеров макет Иерусалима времен Второго Храма. Государственные акты, такие как закон 1980 г., являются не только юридическими, но и мощными символическими жестами, призванными утвердить суверенитет и легитимность этого статуса в глазах собственного населения и мирового сообщества. Дискурс об «объединенном Иерусалиме» подчеркивает неделимость города и его центральную роль в еврейском самосознании.
Публичные заявления израильских политиков, культурные мероприятия и образовательные программы постоянно укрепляют этот образ, подчеркивая историческую преемственность и религиозную связь. Государственные ритуалы играют ключевую роль в закреплении символического статуса Иерусалима. Торжества по случаю Дня Иерусалима, отмечаемого в годовщину объединения города в 1967 г., сопровождаются военными парадами, шествиями и официальными речами, подчеркивающими единство города и его значение для израильской идентичности. «Иерусалим останется нашим навсегда», — заявил премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на церемонии в честь Дня Иерусалима в 1998 году [6, с. 112].
Национальные праздники, такие как День Независимости, часто проходят в столице или включают центральные мероприятия, связанные с Иерусалимом. Публичные церемонии у Стены Плача, заседания Кнессета по особым случаям, государственные визиты с обязательным посещением святынь и мемориалов, – всё это формирует устойчивый образ Иерусалима как сердцевины государства.
С палестинской стороны, символическая политика фокусируется на Иерусалиме (Аль-Кудс) как на оккупированной столице будущего палестинского государства и символе национального сопротивления. Мечеть Аль-Акса и Купол Скалы являются центральными символами, вокруг которых формируется палестинский национальный и религиозный дискурс. Любые действия Израиля, касающиеся Храмовой горы, воспринимаются как посягательство на исламские святыни и палестинскую идентичность, вызывая массовые протесты и осуждение. В общественном дискурсе палестинцев Иерусалим часто упоминается в контексте борьбы за самоопределение, права беженцев и сопротивления оккупации. Символические акции, такие как День Иерусалима, или мусульманские праздники, являются моментами для подтверждения палестинских притязаний на город.
Международный общественный дискурс, хотя и стремится к нейтральности, также подвержен влиянию символической политики. Резолюции ООН, призывающие к международному контролю над Иерусалимом или к его разделению, являются попыткой де-символизировать город и перевести его статус в прагматическую плоскость международного права. Однако такие действия, как перенос посольства США в Иерусалим, вновь вводят мощный символический элемент, поскольку воспринимаются как признание или непризнание конкретных притязаний. Реакция мирового сообщества, выражающаяся в протестах, осуждении или, наоборот, поддержке, формирует глобальный общественный дискурс, в котором Иерусалим остается не просто спорной территорией, но и символом более широкой борьбы за справедливость, суверенитет и религиозные права.
Иерусалим в израильском национальном сознании занимает исключительное положение как священный центр, политическая столица и символ исторической преемственности. Государство Израиль с момента своего основания предпринимает последовательные меры для утверждения столичного статуса города: от законодательного закрепления и размещения ключевых институтов до культурной политики, градостроительства и международной дипломатии. Эти усилия сопровождаются мощным символическим нарративом, в котором Иерусалим предстает как «вечная и неделимая столица еврейского народа».
Однако за этой символической цельностью скрывается сложная реальность. Внутренние противоречия – демографические, социальные, религиозные – обнажают пределы интеграции и подрывают образ единого города. Конфликты вокруг святынь, неравенство в Восточном Иерусалиме, напряжённость между светскими и религиозными евреями, – всё это указывает на хрупкость внутренней легитимации. На международной арене статус Иерусалима остаётся предметом оспаривания, тесно связанным с палестинским вопросом и глобальными дипломатическими раскладами.
Таким образом, Иерусалим оказывается одновременно и центром национальной идентичности, и ареной постоянных конфликтов. Попытка закрепить его статус как «естественной» столицы требует от государства не только институциональных усилий, но и постоянной борьбы за символическую гегемонию – как внутри страны, так и за её пределами.
Библиографический список
- Подосинов А.В. «Это Иерусалим! Я поставил его среди народов…». О месте Иерусалима на средневековых картах // Новые Иерусалимы. Перенесение сакральных пространств в христианской культуре. Материалы международного симпозиума / Редактор-составитель A.M.Лидов. М.: Индрик, 2006. С. 11-34. URL: http://hierotopy.ru/contents/NewJerusalems_02_Podosinov_JerusalemOnMedievalMaps_2009_RusEng.pdf (дата обращения: 03.04.2025).
- Museums // Yad Vashem [website]. URL: https://www.yadvashem.org/museum (accessed: 09.07.2025).
- Śegev T. 1967: Israel, the War, and the Year That Transformed the Middle East. New York, NY: Metropolitan Books, 2007. 673 p.
- Arafat, Gingrich, and Israel (Reuters, May 25, 1998) // Wired [website]. URL: https://www.wired.com/1998/05/arafat-gingrich-and-israel/ (accessed: 08.07.2025).
- Евреям разрешено молиться на Храмовой горе: разразился скандал // MigNews — Новости Израиля и Мира на русском языке [сайт], 08.10.2021. URL: https://mignews.com/news/politic/evreyam-razresheno-molitsya-na-hramovoj-gore-razrazilsya-skandal.html (дата обращения: 09.07.2025).
- Крылов А.В., Морозов В.М., Федорченко А.В. Иерусалим: история, демография, экономика и политика России в отношении Святого города: монография. М.: МГИМО-Университет, 2022. 370 с.
- The Israel Museum, Jerusalem [website]. URL: https://www.imj.org.il/en (accessed: 09.07.2025).