Ручные меры: перемены, которые наступили в администрации города

Ручные меры // Барнаул.фм. 25.01.16

URL: http://barnaul.fm/2016/01/25/ruchnye-mery/


Как будут взаимодействовать новый мэр Барнаула Сергей Дугин и администрация Алтайского края в лице Александра Карлина? Будет ли столица региона находиться на «ручном управлении» у губернатора или же градоначальник сможет быть самостоятельным в своих решениях?

«Барнаул.фм» анализировал перемены, которые наступили в администрации города.

0_7c333_b1ac23d4_orig

Сергей Дугин своим приходом в мэрию Барнаула прервал негласную барнаульскую 30-летнюю традицию, в которой было что-то от Древнего Рима. Новым градоначальником в столице Алтайского края становился заместитель предыдущего. Владимир Баварин ещё в советское время стал преемником Анатолия Мельникова, Владимир Колганов избрался мэром после гибели Баварина, Игорь Савинцев назначен сити-менеджером после отставки Колганова. Ни Анатолий Воронков, ни Пётр Фризен эту традицию не смогли продолжить, будучи замами покинувшего свой пост Савинцева.

Дугин — человек из краевой администрации, бывший подчинённый губернатора Карлина. К городской номенклатуре он никогда не принадлежал. Кроме того, последние три десятилетия руководители города эксплуатировали образы так называемых «крепких хозяйственников». Позиционировать себя как «хозяйственника» Дугину пока сложно — он занимался финансами и социальной сферой, но ни со строительством, ни с ЖКХ, ни с дорогами ранее связан не был.

Processed by: Helicon Filter;

Ни один из аналитиков и политологов не назвал фамилию Дугина накануне конкурса по выбору главы администрации города. Это стало неожиданностью для всех.

Казалось бы, краевая администрация в очередной раз договорится с одним из потенциальных кандидатов из числа городских чиновников или региональной политэлиты. Вероятно, что такие переговоры шли, поскольку между отставкой Савинцева и назначением Дугина прошло почти пять месяцев.

Трудно представить, что время было потрачено на поиск в одном из краевых управлений малоизвестного широкой публике чиновника для его перемещения в кресло руководителя Барнаула, ведь у Савинцева были заместители. Но можно поверить, что договориться краевой власти и какому-нибудь другому, «настоящему», кандидату не удалось.

Об этом косвенно свидетельствует внезапное решение депутатов Барнаульской думы. В период «междувластия» они успели принять поправки к Уставу города и де-юре отменили должность главы администрации, передав все полномочия главе города и вернув должность председателя думы. В итоге, статус главы города стал несколько выше.

Сейчас глава администрации жёстко привязан по сроку полномочий к сроку полномочий думы. Они истекают в 2017 году. В новой редакции Устава срок пребывания у власти градоначальника не будет сковываться депутатами.

Потенциальных кандидатов могли не устроить оставшиеся от Савинцева два года полномочий — слишком мало. Поправки вступят в силу только после новых выборов депутатов. Распускать думу, чтобы соблюсти закон и «обнулить» срок для нового мэра никто не решился — слишком сложно.

Какой бы фантастической ни была версия о том, что Сергей Дугин — фигура временная, другого логичного всему произошедшему пока нет.

— Причиной такого назначения является как раз желание управлять всем в ручном режиме, с одной стороны, и крайне маленький кадровый резерв — с другой, — пояснил «Барнаул.фм» руководитель сибирского антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл – Россия» Станислав Андрейчук. — Это показатель того, что в регионе так и не выстроена системная управленческая работа. Хотя это проблема отнюдь не только Алтайского края.

Новый мэр, по мнению экспертов, будет встроен в региональную вертикаль власти вполне открыто. В первый же рабочий день Дугина в новой должности он получил от Александра Карлина поручение расчистить дороги города от снега. Ручное управление и внимание к проблемам муниципального уровня, конечно, скорее дань управленческому стилю губернатора, который лично контролирует на Алтае множество сфер: туризм, сельское хозяйство, культуру, архитектуру, уборку снега и другие. Но нельзя не признать, что именно Карлин часто выступает основным лоббистом и инициатором большинства проектов в городе — от строительства Художественного музея, реконструкции Нагорного парка или концертного зала «Сибирь» до ремонтов улиц и возведения социальных объектов, вроде бассейна «Олимпийский».

Город мало что строит и ремонтирует самостоятельно — основные суммы вкладывает краевой и федеральный бюджеты. Администрация Алтайского края — главный инвестор и главная политическая сила в городе.

Барнаул в 2016 году, по аналогии с термином «Failed state» («несостоявшееся государство»), — это «Failed city». Город который не может поддерживать своё существование как жизнеспособная политическая и экономическая единица. Депутаты ориентируются на решения партийного руководства. В казне — дефицит, собственные источники дохода скудные — в основном это арендные платежи, небольшие налоги и периодическая продажа городской собственности. Сергей Дугин в одном из первых заявлений для прессы сказал, что в городе сильно развита «теневая экономика». Тратит же Барнаул деньги больше на «социалку». Чтобы мэр мог играть какую-то самостоятельную роль, у него должны быть в руках необходимые инструменты.

«Практика последних лет показывает, что большую роль в благополучии Барнаула играет конструктивное взаимодействие с краевым и федеральным уровнем, особенно в вопросах финансирования городских программ», — признаётся сам Дугин.

дуг1

— Я считаю, что нет никаких предпосылок предполагать, что нынешний сити-менеджер будет проявлять себя как самостоятельный игрок. У него совсем нет ресурсов: город дотационен и зависит от вышестоящего бюджета, своей команды нет, популярности в городе — тоже. При этом, все три фактора возникли при непосредственном участии краевой администрации, так что это продуманная политика губернатора, — говорит Станислав Андрейчук. — Можно предполагать, что у нового назначенца не будет проблем с губернатором. Зато совершенно пока непонятно, как выстроятся отношения с горожанами. Есть опасение, что приоритетом в работе городской администрации будет не благополучие жителей, а взаимоотношения с начальством. Безусловно, для горожан сегодня это плохо. В нормальной ситуации улицы должны чиститься в штатном режиме, а не волевым губернаторским решением.

Между тем, Александр Карлин опроверг мнение, что разговор об очистке улиц от снега — это поручение начальника своему подчинённому. Глава региона сказал, что это была лишь просьба. «Я не намерен командовать городом, потому что после этапа отдачи команд есть ещё и этап ответственности за их эффективность. Мы будем работать только в режиме взаимодействия и консультаций», — заявил губернатор.

Губернатор сказал это словно с оглядкой на прошлые пять лет. В истории с Игорем Савинцевым, который сейчас сидит под домашним арестом из-за возбуждённого против него уголовного дела, глава региона чуть было не оказался в неудобном положении.

Напомним, во-первых, в 2012 году Савинцев шёл на выборы в городскую думу как «локомотив» — его имя было написано на билбордах вместе с упоминанием «Единой России», а между Савинцевым и партией власти фактически стоял знак равенства. И только все забыли про эту историю, как накануне думских выборов появилось уголовное дело против мэра. «Единороссы» оперативно «приостановили» членство Савинцева в партии.

Во-вторых, Карлин Савинцева публично не сдал. Все пять лет Савинцев находил поддержку у «единороссов», а ведь губернатор входит в президиум регионального политического совета «Единой России». Даже после возбуждения уголовного дела, губернатор успокаивал жителей Барнаула, говорил, что «город находится в надёжных руках». Негативных комментариев в адрес Савинцева от Карлина не было. Когда против предшественника Савинцева — Владимира Колганова — также заводили дела, губернатор демонстративно «отрешил от должности» избранного мэра.

priem

Если предположить, что Савинцев будет осуждён и за ним признают вину, это ударит по репутации краевой власти. Преступления, в которых подозревают Савинцева, относятся к 2010—2011 годам. Недоброжелатели могут сыграть на этом, мол, власти «недосмотрели», сделали ставку не на ту кандидатуру.

Якобы отстраняясь от своего бывшего подчинённого Дугина, Карлин скорее «дует на молоко», чем подтверждает факт самостоятельности администрации Барнаула.

— К сожалению, назначенные сити-менеджеры недостаточно подконтрольны обществу и нередко оказываются замешанными в коррупционных сделках. При этом никто не несёт ответственности за их назначение, — говорит политолог и директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов. — Избрание главы города депутатами несколько повышает его легитимность. Правда, гораздо большую легитимность мэр города приобрел бы в том случае, если бы он избирался самими горожанами.

Теперь отвечать за всё, что произойдёт в городе, кроме самого главы администрации, будет те, кто его назначил. В отсутствии всеобщих выборов, это будут проголосовавшие за Дугина депутаты и члены комиссии, которые рекомендовали его к назначению. Пословам секретаря алтайского отделения «Единой России» Бориса Трофимова, его партия также готова разделить ответственность относительно результатов работы нового мэра вместе с городской думой.

Если в случае с Савинцевым аналогичный момент назначения все благополучно забыли, то теперь «карты открыты» — Сергей Дугин пока ещё человек Карлина. Чтобы доказать свою самостоятельность, у него есть всего два года. Но возможно, этого и не потребуется, если система «ручного управления» будет работать лучше.

Для обывателя безразлично, кто, например, чистит дороги — дворник по приказу мэра или дворник по приказу губернатора — главное, чтобы чистил.

foto-aleksandryi-cherdantsevoy3

Но когда на пикеты за возвращение выборов мэра едва ли набирается 10 человек, это говорит о том, что население Барнаула по умолчанию поддерживает участие краевой администрации в решении городских вопросов.

Взять в свои руки ответственность за собственный город барнаульцы пока не готовы.

Фото — altairegion22.ru, akps.ru, ИА «Амител» и geli-onsk.livejournal.com