Очередь за Всемирной паутиной

Газет, радио, телевидения, трибун и листовок партиям показалось недостаточно. Очередь за Всемирной паутиной //Газета №1. 13 мая 2011 г.

Представьте, что при лазании по интернет-просторам вместо рекламы квартир в центре Москвы и порнобаннеров будут выскакивать агитки кандидатов от партий. Большое лицо политика, большой кулак, подпирающий подбородок, кусочек текста из нелегкой жизни личной, немного о жизни публичной и лозунг, что-то вроде: «Каждому по дому, дереву и сыну». Надо отметить, что Интернет уже является весомым инструментом политической борьбы и роль его постоянно увеличивается, однако теперь партии решили сделать из него полигон для политических баталий. Во всяком случае, «партия власти» уже заявила, что готова «задать жару» всей оппозиции в предстоящих электронных предвыборных гонках.

Новая технология гонок
В рамках подготовки к предстоящим думским выборам «Единая Россия» решила активизировать свое присутствие в Интернете, намереваясь сгруппировать тысячи своих партийцев, чтобы все они имели возможность общаться с соратниками, приверженцами и фанатами в свободном режиме. А потом, по первому сигналу из московского штаба, сплоченной армией заполонить Интернет и блицкригом решить исход любых выборов в свою пользу. «Мы будем использовать все средства коммуникации в рамках закона, в том числе и Интернет», – сообщил секретарь регионального политсовета партии «Единая Россия» Борис Трофимов. Но самое интересное заключается в том, что партия собирается создать специальное подразделение, которое будет анализировать качество работы членов в сети. Так, именно активность в Интернете станет одним из приоритетов выбора кандидатов в партийные списки.

Пошла возня
Оппозиция, в свою очередь, считает попытку «единороссов» массированно зайти в Интернет (что не удивительно!) заранее обреченной на провал. «Сегодня Россия, по сути, разделилась на две партии: это партия телевизора и партия Интернета. В первую входит масса людей, получающих всю информацию от ведущих телеканалов, именно они и являются электоральным ядром «Единой России». А партия Интернета – это люди, получающие информацию уже из других рук», – считает и.о. секретаря Бюро Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» Владислав Вакаев. Более того, по мнению «эсэров», заход «единороссов» в инет – это приход во вражеский лагерь. «Сеть охватывает представителей среднего класса, который сегодня перестал быть социальной опорой партии и считает ее виновной в высоких налогах, низких зарплатах и растущих ценах на товары», – уверен Вакаев.
Силу Интернета чувствуют и в партии ЛДПР. «Это очень мощный ресурс для оповещения электората и отработки предвыборных технологий», – считает координатор алтайского регионального отделения партии Андрей Щукин. Однако использовать его, как он считает, будет возможно лишь при отсутствии цензуры, чем сейчас сеть и привлекает. «Можно смотреть «Дебил.ТВ» и видеть, как все в стране хорошо, а в сети такого нет, там сложно отрегулировать информацию», – убежден он.
У коммунистов наметки «партии власти» большого страха не вызывают, за часть своего электората они спокойны, ведь бабушки и дедушки попросту запутаются во Всемирной паутине. «Это для тех, кто хочет привлечь молодежь, поскольку новое поколение сегодня далеко от телевидения, радио и официальных СМИ. А листовки они и вовсе выбрасывают», – считает депутат АКЗС от фракции КПРФ Игорь Вольфсон. Огромный плюс агитаций в инете, по его мнению, заключается в неограниченном потреблении сети для пиара: «Это дополнительное средство избирательной кампании, поскольку целый ряд легально разрешенных способов агитации ограничен законом».

Главное – не обожествлять
Алтайские политологи предлагают не переоценивать эффективность данного метода агитации. «Те граждане, которые в основном сидят в Интернете, особенно на политических сайтах, как правило, не ходят на выборы. Эту категорию людей можно назвать «осведомленные» – они все знают, но нигде не участвуют либо делают это очень эпизодически», – считает руководитель барнаульского Центра политического анализа и технологий Ярослава Шашкова. По ее мнению, заход предвыборных кампаний на территорию Интернета делается скорее для того, чтобы показать современность партийной организации.
Между тем эксперты уверены, что показать это будет трудно. «Наблюдая за практикой использования Интернета для партийных нужд, можно отметить очень много формализма и примитивности, и результат такой работы часто бывает не положительным, а отрицательным, – уверен директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов. – Не так давно многим чиновникам поручили вести свои блоги, но на деле большая часть их оказались «мертвыми», поскольку не предполагают двусторонней связи». Это, по мнению собеседника, только порождает негативную реакцию со стороны людей.

Брать быка за жабры
Вовлечение Интернета – это примечательная особенность нового электорального цикла, уверен доцент факультета политических наук АлтГУ Сергей Асеев: «Медийное пространство – это зона наиболее активного населения, которое на сегодняшний день открыто игнорируют традиционные масс-медиа. Это достаточно большой процент людей, и обычным газетам их просто не достать». Правда, у решения привлечь «виртуалку» к предвыборным гонкам, по мнению алтайского политолога Михаила Литвинова, помимо указанного Асеевым плюса, есть оборотная сторона. «Интернет имеет своеобразный ареал распространения. Его основными потребителями являются жители городов, поэтому, кроме возрастных и социальных ограничений, есть еще и территориальное», – считает политолог. Таким образом, партийные инет-налеты на электорат будут оставлять без внимания миллионы сельских жителей.
Вопрос эффективности использования Интернета дифференцирован, поскольку зависит от самой политической партии. Скажем, если в инет идет «Справедливая Россия», то у нее эффективность от коммуникаций будет выше, чем у КПРФ. Но в целом это некая дань моде и новым технологиям, и делать это нужно, вернее, нужно было делать еще несколько лет назад. Хуже партиям от привлечения инет-просторов точно не будет. Но необходимо и понимать, что это не универсальный метод, а ориентированный на четкую аудиторию и территорию. Минус в одном – учитывая незначительную фактическую роль российских партий в обществе, человеческое недоверие к ним может перейти и на их ресурсы.
ДЕНИС ХАДОВ