Россия после митингов: ситуацию могут сбросить под откос

Россия после митингов: ситуацию могут сбросить под откос
Сюжет: Митинги 4 февраля 2012 года

ИА REX, 6 февраля 2012 г.

4 февраля в Москве прошли два многотысячных митинга: за и против Путина. В Интернете сторонники и противники Путина ведут споры о том, где же было больше участников, какова роль материального стимулирования и степени административного давления. Ответ на митинг протеста против власти митингом в её поддержку не нов. Это мы видели и в 2004 году на Украине. Организованные шахтёрские поезда на Киев Януковичу не помогли. Но тогда электоральная поддержка у Ющенко была значительно выше, чем у организаторов акций протеста в Москве.

Тем не менее, понятно, что в Кремле принято решение не идти ни на какие компромиссы и игнорировать все требования протестующих. Но создать с помощью СМИ иллюзию, что этих недовольных — абсолютное меньшинство, финансируемое Госдепом США, не очень получается. Власть успокоилась, привыкла к митингам — это уже ясно. Как дальше могут развиваться события, и какие действия предпримут обе стороны? На этот вопрос ответили эксперты ИА REX.

Юрий Чернышов, доктор исторических наук, профессор, директор Алтайской школы политических исследований:

Абсолютно верный вопрос: приведут ли одни только митинги к трансформации политического режима в России? На мой взгляд, нет.

Украинский «оранжевый майдан» по содержанию всё-таки ближе к российскому 1991 году. А украинский 2010 год в политическом смысле ближе к российскому 2000. Поэтому сейчас довольно нелепо звучат «антиоранжевые» заявления тех, кто свозил людей на Поклонную. Впрочем, в нынешних пропагандистских заявлениях есть ещё много странного: всех, кто выступает за честные выборы, обвиняют в получении «денег госдепа» и т.п. Налицо неумение и нежелание власти вести нормальный диалог с обществом.

Такая позиция вполне объяснима: сейчас в России бюрократическая вертикаль располагает многими ресурсами для нейтрализации действий оппозиции. Ей подконтрольны не только силовые структуры, но и парламент, избирательные комиссии, суды. Полем относительной свободы пока остается интернет, но и туда брошены массы мобилизованных через молодёжные организации троллей-пропагандистов. Митинг на Поклонной горе тоже был организован во многом путём административного манипулирования, хотя в обществе есть немало тех, кто просто хочет стабильности и не видит альтернативы Путину. Философия этих людей примерно такова: «Пусть и дальше воруют, лишь бы не было хаоса!».

Митингующие «за честные выборы» тоже не хотят хаоса и революций, но они не хотят и того, чтобы в государстве дальше распространялись ложь, фальсификации и коррупция. Если посмотреть на их лозунги, то, наверное, слишком много внимания митингующие уделяют личностям — Чурову и Путину. А дело вовсе не в отдельных «винтиках» системы. Главный вопрос в том, как перенастроить саму эту систему, чтобы она служила обществу.

Понятно, что коррумпированная бюрократия будет всячески сопротивляться реформам. Многие «политические долгожители» просто боятся оставлять власть, потому, что предвидят уголовное преследование. Они сами себя загнали в тупик. Поэтому вполне возможен переход к силовым вариантам или к развязыванию какой-нибудь «маленькой победоносной войны». Переход к открытой диктатуре, впрочем, в итоге может привести лишь к ещё большему отчуждению общества и радикализации его конфликта с властью.

Для снятия данного конфликта эволюционным путём одних митингов, конечно, недостаточно. Необходима альтернативная системная сила, постоянно работающая на очищение власти, оказывающая давление на нарушителей закона, предлагающая людям что-то более честное и более привлекательное. Смогут ли оппозиционные движения стать такой опирающейся на общество организованной силой — большой вопрос, но только при таком варианте возможна эволюция к улучшению ситуации без диктатуры и без революции.

(…)