Эксперты сомневаются, что в Алтайском крае появится губернаторская партия

Эксперты сомневаются, что в Алтайском крае появится губернаторская партия

ИА «Атмосфера», 10 апреля 2012

Сегодня экспертами по-тихому обсуждается один из возможных, пока еще неявных, витков предстоящей политической реформы в России. Последние рассуждения, скорость которым придало недавнее облегчение условий для создания партий, касаются губернаторов. А именно, что они, в свете того, что в скором времени их будут выбирать, могут не упустить возможность «построить» в своих регионах собственные ручные партии. Дабы не противоречить закону, они, конечно, будут зарегистрированы как федеральные, но поле их деятельность будет ограничиваться исключительно границами субъекта. Для чего? Да просто для поддержки их кандидатур на выборах, для перетягивания электората, да и для статуса, так сказать. Неплохо же иметь свою «семейную партию».

Однако домыслы экспертов, так и оставались бы домыслами, если бы не строились на живых примерах. В качестве «образца» был рассмотрен губернатор Владимирской области Николай Виноградов, вокруг которого накануне ожили общественные движения. А именно – прогубернаторское «Справедливость и народовластие», лидером которого глава региона и является. Движение, если оно трансформируется в партию, как предполагается, позволит расширить электоральную базу, отобрав часть избирателей у конкурентов, если Виноградов пойдет на прямые выборы главы региона как кандидат.

Это малоэффективный шаг
Стоит отметить, что «божественный» смысл в создании таких «ручных» партий видят далеко не все российские политологи. Так, директор Алтайской школы политических исследований Юрий Чернышов, задается весьма логичным вопросом: «Для чего, если в большинстве регионов итак местные отделения партий, которые представляют губернаторы, ими же, по сути, и контролируются?».

А помимо такой серьезной поддержки, как уверен собеседник, есть еще и десятки более мелких рычажков. «Есть организации, которые по форме своей не партии, но являются серьезным мобилизационным ресурсом. Типа «Наши» или «Молодая гвардия». Есть еще и региональные общественные организации, прикормленные местными грантами, которые в любых ситуациях окажут поддержку, независимо оттого, что власть делает. Это, так называемые, созданные правительством неправительственные организации», – показывает Чернышов массу уже отработанных альтернатив.

Кому они выгоднее?
Однако, есть мнение, что такие «семейные» партии, как раз таки на руку тем губернаторам, которые не являются «прожженными» «единороссами». К примеру, тот же Виноградов – коммунист. И ему, надо полагать, лишний ресурс для методичного поругивания партии власти может сослужить вполне хорошую службу. А что касается членов «Единой России», то таким главам поддержки хватает и без «ручных» партий. За ними, как никак, весь административный ресурс.

Между тем, как отмечает заведующий кафедрой политологии Томского государственного университета Алексей Щербинин, создание своих партий не резон для любого губернатора, независимо от его политических взглядов. Поскольку придется ссориться с центром. «Партии, созданной для лоббирования интересов губернатора на местном уровне, если она хочет отстроиться, так или иначе придется критиковать «Единую Россию». Я думаю, что ни центру, ни губернатору это выгоды не принесет», – отмечает собеседник.

Да и если даже губернатор коммунист, то ему гораздо проще задействовать ресурс Зюганова, нежели создавать новую партию и раскручивать ее на региональном уровне несколько лет. «Боюсь, что это не будет массовым движением. В каких-то регионах, – возможно, поскольку в каждой будке есть свои погремушки. Но все эти погремушки, опять же, надо оговаривать с центром. И, кроме того, могут возникнуть подозрения на сепаратизм. Как при Ельцине, когда каждый губернатор тянул оделяло на себя», – считает Щербинин.

Между тем, как считает московский политолог Александр Кынев, запрет на создание региональных партий не устраняет сепаратистских настроений. «Региональные партии во всем мире, формируя свою повестку дня, бросают конкурентный вызов общенациональным партиям, вынуждая тех повышать качество собственных программ, действий и решений», – отмечает эксперт.

Желающих пока нет

Последние сомнение рассудительно рушит депутат Госдумы от Алтайского края Николай Герасименко. «Среди тех партий, которые сегодня находятся в ожидании регистрации, нет ни одной такой губернаторской, – говорит он, отмечая саму суть, которая попросту не позволит этого делать. – Нельзя создавать региональные партии, они запрещены». Хотя, никто и не возбраняет сделать партию общефедеральную по форме, но региональную по сути. Но и это, как поясняет депутат, не вариант: «Это очень сложно. С какой стати местные деятели будут вступать в партию, которая будет ориентирована на поддержку губернатора?».

Хотя, в принципе, как отмечают эксперты, идея создания «региональной» партии, может быть и не плоха. Правда, если делаться она будет ни под конкретного губернатора, а в рамках, так сказать, местной власти субъекта. Чтобы партия была «многоразовой», на годы вперед, и могла поддерживать целую плеяду губернаторов.

Денис Хадов