Чем нам дорог Ленин?

«…Почему мы так волнуемся из-за того, что пришедший в аварийное состояние, не имеющий культурной ценности монумент будет демонтирован? Ведь мы почти спокойно позволяем фальсифицировать результаты выборов, уничтожать заповедники, строить дома на месте городских скверов, закрывать сельские школы и больницы и так далее? Почему снос памятника вождю из прошлого вызвал столько споров и эмоций, ведь только на Ленинском проспекте Барнаула их три?» (Лариса Хомайко. Чем нам дорог Ленин?)


Не идол, но символ

«Идолы» – сильное слово; здесь лучше подойдет слово «символы». Этими символами, с точки зрения психологии поведения, сторонники той или иной идеологии или религии помечают пространство. Когда они видят эти символы вокруг себя, они чувствуют это пространство своим. Это их успокаивает. Когда эти символы трогают «чужие», люди воспринимают это как покушение на их «среду обитания» и на их внутренний мир.

Здесь есть и другие аспекты. Если посмотреть с точки зрения истории – у нас принято ссылаться на Европу, а там полно памятников разным диктаторам и прочим «неоднозначным» персонам. Но они давно вошли в историю и не воспринимаются так эмоционально. С Лениным не так просто, потому что еще живо воспоминание о Советском Союзе. Многие люди выросли в ту эпоху и зачастую идеализируют ее.

Если смотреть с точки зрения политологии – среди сторонников левых взглядов преобладают пенсионеры, которые уже вышли из состава элит, из активной жизни и мало на что могут повлиять. У нас в стране в целом сейчас такая ситуация, что от рядовых граждан решения власти почти не зависят. Люди уже многократно в этом убедились, и этим вызваны апатия и накопление скрытого раздражения в обществе. А попытка «втихую» ликвидировать памятник просто вызывала эмоциональный протест.

Наконец, если говорить с чисто практической точки зрения, то, конечно, три памятника Ленину на одном проспекте – явный перебор. Художественной ценности ветшающая фигура на Октябрьской площади (как и у бывшего здания крайкома КПСС) не представляет. Но поступить здесь следует мягко. Не надо, мне кажется, демонстративно оскорблять людей, как это делали при разорении церквей те же ленинцы-большевики. Можно просто перенести эти два памятника в менее публичное место, где поклонники Ленина могли бы за ними ухаживать. А «главный» памятник на центральной площади, как память об истории, уместно все-таки оставить.

Юрий Чернышов, профессор, директор Алтайской школы политических исследований
«Свободный курс», 18.04.12