Клуб «Экспертное мнение» о позиционировании региона

На Днях PR и рекламы ученые определили перспективные направления позиционирования Алтайского края

8 апреля в рамках фестиваля «Дни PR и рекламы на Алтае» в АлтГУ состоялось заседание университетского дискуссионного клуба «Экспертное мнение».

Темой дискуссии стала проблема управления имиджем и репутацией Алтайского края на территории Большого Алтая. Его участниками стали представители высшей школы, руководители научно-исследовательских центров, органов власти, консалтинговых компаний.

Большой Алтай – регион, где объединяются интересы России, Казахстана, Китая и Монголии. 11 лет назад был создан международный координационный совет «Наш общий – Алтай»,  в деятельности которого активное участие принимает и Алтайский край. В рамках координационного совета идет взаимодействие региональных органов власти четырех стран-участниц при содействии предпринимателей, научных кругов и общественности. Пришло время подвести предварительные итоги этой работы в имиджевом и репутационном аспектах.

Начало мероприятию положила доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и практики массовой коммуникации АлтГУЕлена Лукашевич. Она представила вниманию аудитории пилотный исследовательский проект студентов третьего курса отделения связей с общественностью, посвященный изучению имиджа и репутации Алтайского края. Был проведен мониторинг материалов информационных порталов, средств массовой информации Алтайского края, также проводились опросы жителей Алтайского края, бизнесменов. Работа сегментирована на сферы, которые в совокупности отражают имидж и репутацию региона: политика и властные структуры, бизнес, экология, туризм. Студенты сошлись во мнении, что имидж края в СМИ носит положительный характер, однако имиджевый, репутационный посыл адресуется, в первую очередь, таким аудиториям, как сама власть и бизнес-сообщество. В качестве целевой аудитории не так часто подразумеваются жители самого края, недостаточно охвачена молодежь. Авторы исследования предложили активнее распространять информацию о нашем регионе в интернете и особенно в социальных сетях. Работа в том числе и в этом направлении позволит региону стать хорошей визитной карточкой России на территории Большого Алтая.

Как подчеркнула консультант управления Алтайского края по печати и информации Анастасия Павлова, студенты попали в точку со своим проектом:«Мы рассматриваем варианты привлечения аудитории, которая активно работает в социальных сетях, для продвижения интересов Алтайского края».

Основная дискуссия на круглом столе разгорелась вокруг самого понятия «Большой Алтай» — насколько оно жизнеспособно в контексте новых политических реалий.

Владимир Бойко, кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории АлтГПА, независимый исследователь и один из авторов концепции Большого Алтая, отметил, что сегодня положение Алтайского края в регионе так называемой Центральной Азии дает ему большое преимущество. Проект Большого Алтая уже вышел за пределы своих географических границ, к нему проявляют интерес и другие государства (Южная Корея, например). Но внутренние проблемы Алтайского края и конкуренция с другими регионами препятствует развитию проекта Большого Алтая. По мнению Владимира Сергеевича, для того чтобы создать положительную репутацию Алтайского края, ему не следует идентифицировать себя с Сибирью. «Наш регион должен отстраниться от имиджа Сибири, подчеркивать многонациональность, многоконфессиональность и стать воротами в Большой Алтай», — подытожил В.Бойко.

Столь же оптимистично высказался президент всероссийской ассоциации парков НП «САПИР» Роман Романов«Большой Алтай – замечательный проект, эту идею можно продвигать в Москве, в Лондоне, в Нью-Йорке, была бы инициативная группа и желание».

Сдержанный скепсис выразила исполнительный директор московского Центра стратегических исследований .ру Татьяна Красникова. Она отметила, что, по данным мониторинга СМИ, пик интереса к концепции Большого Алтая наблюдался в начале 2000-х годов, а с 2008-2009 годов происходит спад интереса к этой теме.

С эти согласился доктор исторических наук, профессор АлтГУ Юрий Чернышов:«Идея Большого Алтая интересна, это огромное интеллектуальное изобретение. Проблема этого проекта в том, что он не приобрел широкого общественного резонанса, не был рассчитан на массовую публику».

На специфику позиционирования проекта обратила внимание первый проректор АлтГУ по учебной работе и научный эксперт Международного координационного совета «Наш общий дом — Алтай»Ирина Ротанова. По ее словам, сейчас работа в рамках проекта продолжается, и очень многие бизнесмены стран Большого Алтая благодаря работе координационного совета улучшили взаимоотношений с партнерами, были введены льготные правила для бизнеса, строятся дороги. В 2011 году подписано соглашение между всеми ректорами вузов приграничных территорий. Благодаря этому соглашению вузы края имеют возможность осуществлять академические обмены преподавателей и студентов. Вот уже 10 лет проводится ежегодная международная школа студентов приграничных вузов «Наш общий дом – Алтай» на базе практик АлтГУ «Красилово». «Сейчас взаимодействие перешло на уровень ежедневной работы, меньше информации стало появляться в СМИ, но сама деятельность активно ведется», — подчеркнула И.Ротанова.

Участники круглого стола поблагодарили Ирину Николаевну за описание деятельности координационного совета и высказали пожелание, чтобы как можно больше информации об этой работе можно было прочитать в средствах массовой информации.

Один из важных партнеров Алтайского края на пространстве Большого Алтая – Монголия. Кандидат филологических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламы АлтГУ Елена Макарова выступила с докладом, посвященным имиджу Алтайского края в глазах Монголии. Она отметила, что ценностные ориентации жителей России и Монголии во многом сходны, и монголы видят Алтайский край достаточно перспективным и самостоятельным регионом в плане международного сотрудничества – в экономической, культурной, научно-образовательной сферах. Особое внимание монгольский народ уделяет именно предпринимательским контактам, направленным на рост благосостояния граждан этой страны. Однако Алтайский край является  не единственным регионом, претендующим на данное сотрудничество, впрочем как и Россия стоит в ряду других стран-участниц международного сотрудничества в Центральной и Восточной Азии. Поэтому сегодня определены конкретные направления взаимодействия, конкурентоспособные и взаимовыгодные предложения. Помимо прочего, предложено использовать такие возможности, как сотрудничество Алтайского края и Монголии в рамках Монголо-российского Совета бизнесменов, региональных форумов инвесторов, бирж контактов, Центров русской культуры в Монголии. Потенциал этого сотрудничества еще не в полной мере используется представителями Алтайского края. Также для освещения всех совместных проектов в рамках Большого Алтая  необходимо активно развивать сайт Международного координационного Совета «Наш общий дом — Алтай».

«Больше 10 лет назад прекрасные люди создали прекрасные метафоры: «Большой Алтай», «Наш дом – Алтай». 10 лет – очень значительный срок. Пришла наша очередь что-то сделать для имиджа Алтайского края»,подытожила дискуссию Елена Лукашевич.

Пресс-центр фестиваля «Дни PR и рекламы на Алтае»

***

(Сказано было, конечно, больше. И немаловажного: о том, что имиджем вообще невозможно «управлять» — можно только «влиять на формирование»; об «адресных группах»; о том, что не должен быть один имидж для всех одинаковым… Но так уж водится у них — «терять». Ср. пресс-релиз в СМИ).