Малышева Н.С. Формирование ЕС в политике памяти европейских государств

Malysheva N.S. The Formation of the EU in European Politics of Memory

Сведения об авторе. Малышева Нина Сергеевна, доцент кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета, г. Барнаул. Круг научных интересов: история европейской интеграции, внешняя политика США, трансатлантические отношения.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о роли и месте в политике памяти европейских государств такого исторического события, как создание Европейского союза. Освещены сложности в формировании коллективной идентичности на наднациональном уровне в связи с неоднородностью Европы. Отмечается современная тенденция к фокусированию на негативных событиях европейской истории, что затрудняет эффективное использование успехов и достижений европейской интеграции в политике памяти.

Формирование ЕС в политике памяти европейских государств

На национальном уровне формирование общей исторической памяти, то есть памяти, обеспечивающей не только общий взгляд на прошлое, но и его «чувство», является одним из самых мощных инструментов формирования коллективной идентичности. Так, несколько составляющих коллективной идентичности напрямую связаны с историей: общие исторические воспоминания, с одной стороны, и представления об исторической территории или родины, с другой. Тем не менее, несмотря на все усилия, предпринимаемые в политике, образовании и культуре, формирование исторической памяти не является легкой задачей даже на национальном уровне. При ближайшем рассмотрении выясняется, что большинство обществ, в том числе в западном мире, гораздо менее однородны, чем они могут показаться на первый взгляд. Еще более проблематичной для исследования, чем национальная историческая память, является коллективная память о прошлом на наднациональном уровне, особенно в Европе.
Когда речь идет о Европе, довольно сложно представить себе однородное политическое сообщество, несмотря на все значительные достижения в процессе европейской интеграции во второй половине ХХ века. В межгосударственных отношениях, где нередко один участник выступает как победитель, другой как побежденный, восприятие прошлого часто диаметрально противоположно. Хотя бы по этой причине простое, механическое «перемещение» одной или нескольких конкретных национальных исторических историй на общеевропейский уровень крайне проблематично.
Попытки добавить наднациональный слой к существующим национальным коллективным идентичностям и воспоминаниям были предприняты европейскими политическими элитами еще несколько десятилетий назад. В 1973 г. девятью странами-участницами Европейского экономического сообщества была подписана Декларация европейской идентичности, в которой провозглашалось наличие общего «европейского наследия» [1, p. 2]. В 1985 г. Европейский совет утвердил символы объединенной Европы — флаг, гимн и День Европы, отмечаемый 9 мая.
Безусловно, европейская политика памяти не предполагает обращения только к истории европейской интеграции. Как отмечает старший научный сотрудник Комитета по культуре и образованию при Европарламенте М. Прутш, европейская политика памяти включает три составляющие. Во-первых, это общее понятие «европейского наследия», в котором подчеркивается роль общей культуры как важнейшего элемента европейской идентичности — без фокусирования внимания на каком-либо конкретном историческом периоде или явлении. Во-вторых, это воспоминания о двух мировых войнах, которые дали импульс для создания европейского наднационального проекта, призванного предотвратить вероятную войну в будущем. Третьей составляющей является европейская интеграция, исторические вехи которой сопровождаются принятием официальных символов (европейский флаг, гимн Европы и День Европы) [2, p. 15].
Таким образом, обращение к истории европейской интеграции может служить лишь одним из способов формирования европейской идентичности и коллективной исторической памяти. При этом, на наш взгляд, наблюдается и обратный эффект: обращение к исторической памяти может использоваться как средство разрешения проблем на пути к дальнейшей интеграции, таких как, к примеру, разногласия по выработке единой миграционной политики или предстоящий «Брекзит». Неслучайно усилия ЕС по формированию политики памяти заметно активизировались после 2005 г., когда под угрозой оказалась реализация проекта Конституции ЕС. В 2006 г. при Европейской Комиссии было основано Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальной информации и культуре (EACEA), которое в настоящее время по праву можно считать одним из механизмов реализации политики памяти ЕС. Уже в 2007 г. под эгидой ЕАСЕА начала функционировать программа «Европа для граждан», целью которой было провозглашено «содействие пониманию граждан Европейского союза, его истории и разнообразия, а также содействие демократическому участию граждан на уровне ЕС» [3]. Помимо этого, в задачи Программы, рассчитанной на период 2007–2013 гг., входили формирование чувства европейской идентичности на основе общих ценностей, истории и культуры; намерение сделать идею Европы более осязаемой для ее граждан путем пропаганды европейских ценностей и достижений и сохранения памяти о своем прошлом. В частности, деятельность Программы была направлена на спонсирование проектов по сохранению музеев — бывших концентрационных лагерей, а также памятных мест и архивов, связанных с массовыми депортациями народов Европы в ХХ в.
Вторая программа «Европа для граждан» (2014–2020 гг.), реализуемая в настоящее время, получила большую финансовую поддержку из бюджета ЕС. Так, только на ежегодную грантовую поддержку проектов в рамках этой программы было выделено около 3,3 млн евро [4]. Кроме того, в мае 2017 г. в Брюсселе был открыт Дом европейской истории, посвященный европейской интеграции и новейшей истории Европы, где среди постоянно действующих экспозиций располагаются выставки под названием «Восстановление разделенного континента» и «Вехи европейской интеграции» [5].
В то же время, признавая возрастающее значение политики памяти для сохранения европейского единства, нельзя не отметить и следующее обстоятельство. Прежде всего, обращает на себя внимание сосредоточенность политики памяти преимущественно на негативных, если не сказать трагичных событиях европейской истории. Упоминаемая выше программа «Европа для граждан» направлена на финансирование проектов, посвященных исследованию становления тоталитарных режимов в Европе и памяти жертв их преступлений. И хотя в данном контексте положительный опыт европейской интеграции мог бы выступить как альтернатива мрачному прошлому двух мировых войн, появлению нацизма, распространению недемократических режимов в Центральной и Восточной Европе, — на практике это происходит далеко не всегда. Так, в последние годы международный день памяти жертв Холокоста 27 января оказывается более значимой и информационно освещаемой исторической датой, нежели 9 мая — день подписания Декларации Шумана, обозначившей начало европейской интеграции. В то же время, есть надежда, что, после периода погруженности в темные страницы своей истории, страны ЕС смогут примириться с собственным прошлым и перейти к конструктивным шагам по формированию коллективной идентичности. Тем более что потребность в создании культурно-исторической основы Европейского союза, который долгое время был сведен к экономическому проекту, действительно существует.

Литература

1. Declaration on European Identity (Copenhagen, 14 December, 1973) // CVCE Website. URL: https://www.cvce.eu/content/publication/1999/1/1/02798dc9-9c69-4b7d-b2c9-f03a8db7da32/publishable_en.pdf
2. European Historical Memory: Policy, Challenges and Perspectives. URL: http://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2015/540364/IPOL_STU%282015%29540364_EN.pdf
3. Europe for Citizens // EACEA. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. URL: https://eacea.ec.europa.eu/europe-for-citizens_en
4. Europe for Citizens Programme. European Remembrance Project. Selection 2018. List of Successful Applicants. URL: https://eacea.ec.europa.eu/sites/eacea-site/files/european_remembrance_selection_2018.pdf
5. House of European History. URL: https://www.historia-europa.ep.eu/en