Токеева А.А., Чернышов Ю.Г. Политика памяти и экономическое сотрудничество: пример реализации стратегии Китая «Один пояс — один путь» в Казахстане

Tokeyeva A.A., Chernyshov Yu.G. Memory Policy and Economic Cooperation: an Example of the Implementation of China’s “One Belt — One Road” Strategy in Kazakhstan

Сведения об авторах. Токеева Асель Амантаевна, Ph.D докторант кафедры языков и перевода региона Китая и АТР Казахского университета международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Республика Казахстан, г. Алматы. Круг научных интересов: стратегическое партнерство как форма отношений между Казахстаном и Китаем;
Чернышов Юрий Георгиевич, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории и международных отношений АлтГУ, г. Барнаул. Круг научных интересов: актуальные проблемы мирового политического процесса, международный имидж страны и региона, история социальных утопий.

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о том, как экономическое сотрудничество между Казахстаном и КНР в рамках проекта «Один пояс — один путь» способствует изменениям в политике памяти — в частности, вытеснению тех «фобий», которые накопились в Казахстане за прежние периоды отношений с Китаем.

 

Политика памяти и экономическое сотрудничество: пример реализации стратегии Китая «Один пояс — один путь» в Казахстане

В многовековой истории взаимоотношений ряда стран, как правило, накапливается самый разнообразный опыт — от крайних форм вражды, ведущей к взаимному истреблению, до плодотворного и взаимовыгодного сотрудничества. Соответственно, для каждой модели поведения накоплены и наборы стереотипов — негативных, нейтральных, амбивалентных, позитивных. Политика памяти, если она направлена на нормализацию отношений, апеллирует, естественно, прежде всего к позитивным стереотипам. И в этом плане весьма интересен опыт новейшей истории развития сотрудничества между Китаем и Казахстаном. Пытаясь деактуализировать и отодвинуть на задний план все прежние антикитайские фобии в Казахстане, Пекин в соответствии со стратегией продвижения своих интересов с помощью «мягкой силы» (подробнее об этом см., например: [1–3]) всячески подчеркивает то, что сотрудничество с ним приносило и будет приносить только неоспоримые выгоды для казахстанцев. В данной статье будет показано, как этот курс реализуется в связи с продвижением известного китайского мега-проекта «Один пояс — один путь».
В истории при желании нетрудно найти такие сюжеты, которые могут быть использованы в качестве аргументов в пользу тезиса об опасности «китайской экспансии» для Казахстана. Однако в последнее время в соответствии с официальным курсом в Казахстане акцент делается в большей степени на неупоминании этих сюжетов и на «развенчании антикитайских мифов». Довольно примечательным явлением на этом фоне стал выход в 2014 г. книги крупнейшего казахстанского синолога, главного научного сотрудника Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан К.Л. Сыроежкина под названием «Нужно ли Казахстану бояться Китая: мифы и фобии двухсторонних отношений» [4]. В ней автор проводил мысль о том, что в условиях активизации проникновения Китая конфликт интересов Китая и России в Центральной Азии будет нарастать, и возможно, что новые политические элиты сделают выбор именно в пользу Китая [4, c. 71]. Автор тогда утверждал, что Казахстану не стоит бояться Китая, а нужно, проводя политику многовекторности, определить механизмы, которые позволили бы использовать инвестиционные возможности и торговлю с КНР для более быстрого экономического развития страны и укрепления ее политической независимости.
Республика Казахстан сейчас находится на перекрестке политических и деловых интересов не только России и Китая, но также Ирана, США, европейских государств и т.д. Однако Китай в этом ряду занимает все более заметное место. Со времени установления дипломатических отношений между КНР и РК прошло уже 27 лет. За это время китайско-казахстанские отношения стали развиваться опережающими темпами и вышли на самый высокий уровень за всю историю. В начале июня 2017 г. Председатель Си Цзиньпин в своей статье «Взлетают на крыльях мечты китайско-казахстанские отношения» отмечал: «В 2013 году, во время своего первого визита в Казахстан, я выдвинул инициативу строительства Экономического пояса шелкового пути, от чего и берет начало сотрудничество в рамках «Одного пояса и одного пути». За прошедшие 4 года строительство «Одного пояса и одного пути» уже перешло от инициативы к действиям, от идеи к практике. Оно стало платформой для открытого и инклюзивного сотрудничества, общественным продуктом глобального масштаба, пользующимся широкой поддержкой в международном сообществе. <…> Искренне надеемся, что путь совместного развития и процветания Китая и Казахстана будет все более широким и более гладким. <…> Народы Китая и Казахстана, тесно связанные общими чаяниями и помыслами, совместно сооружают свои мечты и стремятся к их реализации» [5]. Таким образом, лидер КНР настойчиво пытается убедить казахстанских партнеров, что любые прежние фобии напрасны: два народа будут совместно реализовывать свои мечты, и верной дорогой к этому станет проект «Один пояс — один путь».
Немного раньше, 15 мая 2017 г., Нурсултан Назарбаев принял участие в Форуме международного сотрудничества «Один пояс — один путь» в Пекине, где отдельно остановился на сильных сторонах новой модели региональной кооперации. В частности, он отметил, что «провозглашенный подход «стабильность через совместное развитие» является сегодня привлекательной формой международного сотрудничества, отражающей экономические интересы десятков стран. <…> Центральная Азия вновь обрела стратегическое значение, став главным мостом между крупнейшими рынками мира» [6]. В числе прочих прозвучало и предложение развивать взаимное доверие между вовлеченными странами, их готовность к равноправному и всестороннему сотрудничеству, что, очевидно, предполагает и пропаганду позитивных стереотипов взаимного восприятия.
В рамках данного исследования был проведен контент-анализ официальных средств массовой информации и составлена хронология казахстанско-китайского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс — один путь», которая наглядно показывает, что провозглашенное «стратегическое сотрудничество» динамично развивается (Таблица 1).

Таблица 1. Хронология казахстанско-китайских встреч на высшем и высоком уровне по вопросу сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс — один путь»



Следует отметить, что в казахстанском проекте «Н?рлы жол» («Светлый путь») и в китайской инициативе «Один пояс — один путь» есть много общего: оба проекта приносят сейчас выгоду и соответствуют целям стратегического развития государств. Однако некоторые эксперты (например, тот же К.Л. Сыроежкин в своих более поздних работах) (см., например: [7, с. 111–120]) отмечают, что, несмотря на немалые преимущества, которые может дать сопряжение китайской и казахстанской программ, существуют также вероятные угрозы и вызовы. К таким угрозам, в частности, относят то, что может произойти массовая трудовая миграция рабочей силы из Китая в связи с переносом и строительством китайских предприятий в Казахстане, а также то, что внешняя политика Китая со временем может стать значительно жестче.
Как бы то ни было, всемирная история еще со времен древних греков и скифов учит: пока между народами активно развиваются взаимовыгодные связи, в их взаимном восприятии (и в интерпретации характера их исторических связей) преобладают позитивные стереотипы. Однако стоит только измениться характеру контактов (при переходе, например, к открытому подавлению, агрессии, конфликтам на национально-религиозной почве и т.д.), меняется и сама политика памяти, в которой вновь на первый план могут выйти накопленные в течение веков негативные стереотипы.

Литература

1. Nye J.S., Jr. Why China Is Weak on Soft Power // The New York Times. Jan., 17, 2012. URL: https://www.nytimes.com/2012/01/18/opinion/why-china-is-weak-on-soft-power.html?r=0
2. Раднаева В.В. Концепция мягкой силы в политической культуре Китая // Исторический журнал: научные исследования. 2017. №1.
3. Сачко Г.В., Чистенкова В.В. «Мягкая сила» внешней политики Китая. История и современность // Судьбы национальных культур в условиях глобализации: материалы IV Международной научно-практической конференции. Челябинск, 2017.
4. Сыроежкин К.Л. Нужно ли Казахстану бояться Китая: мифы и фобии двухсторонних отношений. Алматы; Астана, 2014.
5. Си Цзиньпин. Взлетают на крыльях мечты китайско-казахстанские отношения // Казахстанская правда, 7 июня 2017 г. С. 1–2. URL: https://www.kazpravda.kz/articles/view/vzletaut-na-krilyah-mechti-kitaisko-kazahstanskie-otnosheniya
6. Назарбаев Н. Выступление на Форуме международного сотрудничества «Один пояс, один путь» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: http://www.akorda.kz/ru/events/international_communitu/foreign_visits/uchastie-v-forume-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-odin-poyas-odin-put
7. Сыроежкин К.Л. Проект «Экономический пояс Шелкового пути» в сложном пространстве Центральной Азии // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2016. Вып. 6. Т. 9. DOI: 10.23932/2542-0240-2016-9-6-104-122