Кузнецов А.К. Радиопропаганда и ее применение в Третьем Рейхе

Данные об авторе. Кузнецов Артем Константинович, аспирант, преподаватель кафедры всеобщей истории и международных отношений Алтайского государственного университета. Сфера научных интересов: тоталитарные режимы в Европе (1920–1940-е гг.); государственная политика в сфере науки и образования: проблемы и перспективы (на примере США и Германии); основные тенденции развития науки и культуры в межвоенный период.

Аннотация. В статье рассматриваются основные составляющие нового для европейской практики на тот момент вида пропаганды. Анализируется структура и эффективность радиопропаганды в Германии при нацистах.

Радиопропаганда и ее применение в Третьем Рейхе

Как и другие средства массовой информации Третьего рейха, нацистские власти подчинили национальное радиовещание интересам политики унификации. Заявив о том, что устное слово оказывает на население более сильное воздействие, чем печатное, Геббельс выбрал радиовещание в качестве основного орудия нацистской пропаганды. «То, чем была пресса в девятнадцатом веке, радиовещание станет в двадцатом», – говорил Геббельс [1]. В период Веймарской республики германское радиовещание, как почти во всей Европе, было государственным. В марте 1933 г. Геббельс переподчинил национальное радиовещание, переведя его из Главного почтового управления в ведение министерства пропаганды. С этого момента и до последних минут Третьего рейха работа германских радиостанций до мельчайших деталей контролировалась лично Геббельсом и его аппаратом.

Были ликвидированы посты региональных радиокомиссаров, власти земель были отстранены от управления местным радио. Контроль над всеми радиостанциями Германии осуществляла Палата радиовещания. Радиовещание при нацистах развилось в исключительно мощную систему. Геббельс добился широчайшего внедрения в Германии дешевого «народного приемника», который был призван заменить репродуктор, так как не принимал иностранные передачи. «Народный приемник» стоил 76 марок. Потом был создан «немецкий мини-приемник», стоивший 35 марок, – в ту пору самый дешевый в мире радиоприемник. По просьбе функционеров нацистского «трудового фронта» был также сконструирован стоивший 295 марок приемник для коллективного прослушивания радиопрограмм. Еще перед войной радиоприемниками располагало 70% немецких семей. Однако трансляции крупных нацистских мероприятий немцы были обязаны прослушивать на оборудованных репродукторами площадях или в больших помещениях. Радио позволило объединять в определенное и самое короткое время миллионы людей в один, напряженно слушающий коллектив. Как показал опыт, психологически наиболее действенной была та форма, в которой передавались особо важные сообщения. Такое оформление заставляло прислушаться к голосу диктора даже тех, кто не проявлял к этому никакого интереса и кто полностью отвергал всякую пропаганду, в какой бы форме она ни распространялась. Сильно театрализованная передача особых сообщений (повторяющиеся позывные с промежутками в несколько минут, прерывание программы маршевой музыкой, паузы и т. п.) стала основной формой всех пропагандистских передач вплоть до самого конца войны. Кроме того, каждый день, начиная с 5 час. 30 мин. утра и до полуночи, радиослушатель регулярно прослушивал девять передач последних известий.

Что касается иностранного вещания, то если в 1933 г. ему отводилось на немецком радио 45 минут в сутки, то в 1934 г. уже – 21 час 15 минут, а в 1937 г. – 47 часов. В 1940 г. по нацистскому радио передавалось 240 программ на 31 иностранном языке общей продолжительностью 87 часов в сутки. «Наши радиостанции, – публично хвастался Геббельс в марте 1941 г., — вещают ежедневно на столь многих языках, что понадобилось бы три дня только для того, чтобы прочитать тексты, передаваемые в течение одного дня. Каждый день на мой письменный стол ложатся 4 тома стенограмм материала, преподнесенного по радио в течение последних 24 часов» [2, с. 153]. Германская радиовещательная корпорация насчитывала несколько радиостанций (Мюнхен, Кенигсберг, Лейпциг, Дрезден, Гамбург), которые вели вещание на европейские страны, главным образом для «фольксдойче».

Радиостанции Германии повествовали о нацистском фюрере как о национальном достоянии, восхваляли нацистский образ жизни, необычайный патриотизм, национализм и величайшие задачи, стоящие перед немцами. Под девизом «Слово фюрера в каждое учреждение, в каждый дом» нацисты начали массовое распространение радиоприемников. Каждый владелец радиоприемника был обязан платить за него ежемесячно в качестве пошлины 2 рейхсмарки, которые шли на нужды министерства пропаганды. Германское радиовещание также служило инструментом пропаганды на зарубежные страны. Заботой Геббельса стало то, каким образом произвести благоприятное впечатление от нацистского режима на иностранного слушателя. В 1933 году им была утверждена пятилетняя программа вещания на заграницу. На коротких волнах из Берлина, Дрездена и Мюнхена велись радиотрансляции оперных спектаклей, передавались симфонические концерты из Лейпцига. В эти передачи искусно вплеталась нацистская пропаганда. Вещание на зарубежные страны осуществляли специально созданные радиостанции: на Эльзас-Лотарингию работала радиостанция во Франкфурте-на-Майне, на Бельгию вещали из Кельна, на Данию – из Гамбурга и Бремена, на Чехословакию – из Бреслау и Глейвица, на Австрию – из Мюнхена. Для германских программ радиовещания за границу были характерны специальные условия, которые инсценировали своего рода «накладки», дабы исподволь уверить слушателя, что он имеет дело с совершенно бесхитростными, трогательно неуклюжими людьми. Эта намеренная попытка создать в представлении иностранной аудитории атмосферу непринужденной веселости и компанейского духа в студии была предпринята нацистами в надежде вызвать у слушателей, еще не вовлеченных в конфликт, любовь к немецким программам и дикторам [3].

После начала Второй мировой войны ведомство Геббельса столкнулось с серьезными проблемами, связанными с радио. Прослушивание зарубежных радиостанций считалось изменой и строго наказывалось: лишь за первый год Второй мировой войны свыше 1500 немцев были отправлены в концлагеря, тюрьмы или на исправительные работы. В 1942 г. бывший шеф управления печати министерства пропаганды Ханс Фриче был отозван с Восточного фронта, чтобы возглавить отдел радиовещания. «Радиовещание должно достичь каждого, или оно не достигнет никого», – говорил Фриче [4, с. 78].

В последние недели войны по плану Геббельса была создана радиостанция «Вервольф», вещавшая от имени «немецкого движения сопротивления», информационные тексты для которой писал сам министр пропаганды. Тем не менее, эффективность немецкой радиопропаганды к концу Второй мировой неуклонно снижалась, и связано это было не только с противоречием, которое порождалось несоответствием между радиосообщениями и реальным положением на фронте, но и с успешностью советской радиоконтрпропаганды [5, с. 216].

Литература

1. Так говорил Геббельс. Избранные речи и статьи министра пропаганды и просвещения Третьего рейха (Joseph Goebbels. Die ausgew?hlte Reden und Artikel). URL: http://hedrook.vho.org/goebbels (дата обращения: 27.04.2012)
2. Ржевская Е. Геббельс. Портрет на фоне дневника. М.,1994.
3. Пропаганда в Третьем рейхе. URL: http://www.historicus.ru/propaganda (дата обращения: 25.04.2012)
4. Орлов Ю.А. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. М.,1985.
5. Волковский Н.Л. История информационных войн. СПб., 2003. Т. 2.